Умственная отсталость у детей

Причины умственной отсталости

Полный и детальный список стал бы достаточно большим справочником, возможно — в несколько томов. Это всё то, что каким-то образом может повлиять на плод и его развитие в утробе, как и на развитие младенца. В настоящее время к причинам олигофрении относят ещё и социальные, когда здоровый ребёнок не получает внимания взрослых, или получает его не в виде любви и заботы, но в качестве агрессии.

Тем не менее, какие же можно назвать наиболее характерные причины умственной отсталости у детей?

  • Генетические. В таком случае УО вызывается генными или хромосомными аномалиями, предаётся с генетическим материалом от родителей к ребёнку. Существуют несколько синдромов, которые связаны с наследственностью.
  • Инфекционные. Причины возникновения умственной отсталости связаны с инфекционными болезнями матери, которые повлияли на плод.
  • Токсические и опьяняющие вещества, лекарственные средства. Другими словами, любые вещества, химические соединения, которые повлияли на развитие плода. Имеется в виду в первую очередь формирование нервной системы.
  • Облучение матери. Признаки слабоумия у новорожденных могут появиться даже в силу того, что беременная слишком часто проходила рентгеноскопические исследования.
  • Травмы, физическое воздействие. К таким относятся родовые, приведшие к повреждению ЦНС. Но не следует исключать и физическое травмирование плода в момент беременности.

Довольно часто умственная отсталость передается по наследству

Часто причины представляют собой сложный комплексы. К примеру, причиной умственной отсталости может быть гипотиреоз, недостаточный уровень гормонов щитовидной железы. При этом у гипотиреоза тоже имеются какие-то свои причины возникновения. Ими могут стать гипоплазии щитовидной железы или её полное отсутствие, эндемический зоб у матери, который имелся во время беременности, наследственные факторы и просто дефицит йода и селена, без которых невозможна выработка тиреоидных гормонов.

В большей части случаев конкретную причину установить не получается. Существуют чёткие синдромы, которые диагностируются по вполне закономерным критериям. Такими являются болезнь Дауна, синдром Шерешевского-Тернера и ряд других. Они происходят в силу хромосомных аномалий. Отметим о том, что даже достаточно хорошее изучение причины возникновения синдрома Дауна не даёт ответ на вопрос о том, как этого можно было бы избежать. Правда, существуют экспериментальные попытки. В частности, исследования роли гена Xist позволили заблокировать лишнюю, третью копию 21-й хромосомы. Приведёт ли это к появлению практики предотвращения возникновения синдрома пока не ясно, но надежды такие есть.

Причины умственной отсталости

Существует множество причин, по которым может возникнуть умственная отсталость, но все из них еще не изучены до конца. Факторы, которые могут воздействовать на развитие умственной отсталости разделяют на экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). Они могут действовать в период развития плода в утробе матери, и в первые месяцы или годы жизни малыша. Существует множество факторов, которые приводят к резким нарушениям в развитии.
 
Самыми распространенными являются:

  • Разные интоксикации, то есть болезненные состояния беременной женщины, которые возникают под воздействием ядовитых веществ, что образуются во время нарушенного обменного процесса. Часто интоксикация является результатом чрезмерного употребления беременной женщиной лекарственных препаратов. Они могут повлиять на изменение развития плода.
  • Тяжелые инфекционные болезни, которые переносит женщина во время беременности – краснуха, скарлатина, грипп и так далее.
  • Тяжелые формы дистрофии беременной женщины, то есть нарушенный обмен веществ в тканях и органах, которые вызывают расстройства их функции, изменения в строении.
  • Травматическое поражение плода, возникшее в результате ушиба или удара. Умственная отсталость может возникнуть в результате травм при родах. Такие травмы могут возникнуть сдавливания головки во время прохождения родовых путей при чрезмерно быстрых или при затяжных родах, в результате наложения щипцов.
  • Заражение плода разными паразитами, которые существуют в организме беременной женщины. К ним относят таксоплазмоз, который является паразитарным заболеванием, возбудителем которого является паразит, относящийся к простейшим животным. Заразиться женщина может от домашних животных – кошек, собак, коров, кур, голубей, а так же от диких животных – зайцев, мышей, сусликов.
  • Среди внутренних причин особое значение имеет наследственный фактор. Умственная отсталость в большинстве случаев имеет генетические формы. Наследственный фактор проявляется часто в несовместимости крови ребенка и крови матери, в хромосомных заболеваниях. При нормальном состоянии в каждую дочернюю клетку при делении попадает двадцать три хромосомы. Во время оплодотворения яйцеклетки образуется стабильное число хромосом – сорок шесть. При болезни Дауна двадцать первая пара хромосом не делится, у таких детей хромосом имеется сорок семь хромосом.
  • Воспалительные болезни мозга и его оболочек, которые возникают у маленьких деток, могут стать причиной умственной отсталости.
  • Нарушенный белковый обмен в организме. К примеру, очень тяжелой формой умственной отсталости является фенилкетонурия, в ее основе лежит именно данная причина.
  • На развитие умственной отсталости у детей могут влиять такие факторы, как неблагополучная экологическая обстановка, повышенная радиация, наркомания или алкоголизм одного из родителей, в особенности матери. Важную роль играют тяжелые материальные условия, которые имеются у некоторых семей. В подобных случаях ребенок в первые дни своей жизни, а потто ми постоянно получает неполноценное питание, которое необходимо как для физического, так и для умственного развития.

Лечение олигофрении

Лечением олигофрении занимаются психоневрологи либо психиатры. Дополнительно больные проходят терапию у психологов, дефектологов, логопедов. Лечение олигофрении возможно, только если заболевание появилось на фоне ферментопатии или мукополисахаридоза.

В других случаях терапия – лишь симптоматическая. Медикаментозное лечение олигофрении у детей осуществляется с помощью ноотропных препаратов («Аминалон», «Пирацетам», «Пантогам»), антиоксидантов, витаминов («Церебролизин», глутаминовая и янтарная кислота), антигипоксантов. Если наблюдается перевозбуждение, то рекомендованы успокаивающие препараты, при заторможенности – стимуляторы мягкого действия.

При возникновении слабоумия из-за нарушения работы щитовидной железы назначаются йодсодержащие или гормональные препараты. Лечение олигофрении легкой степени требует не только применения лекарств. Такие люди могут жить в социуме, а значит, их необходимо к этому готовить и помогать освоиться. Это не только контакты с родными, необходимы беседы с психологами, неврологами, занятия с логопедами. Коррекция проводится не только с детьми, но и с их родителями.

Особенное внимание уделяется вхождению в любой коллектив (д/с, школу и т. д.). Дополнительно проводятся уроки по самообслуживанию

Взрослые помогают не только выбрать специальность, но и получить нужные профнавыки. При этом обязательно учитывается степень слабоумия, особенности физ-развития, психического состояния, отсутствие других расстройств.

Что это такое?

Умственная отсталость, также известная как олигофрения, является патологическим отставанием ребенка от своих сверстников во всех направлениях интеллектуальной деятельности. Существуют многочисленные признаки, позволяющие отличить обычную неуспеваемость из-за неусидчивости или плохого поведения от олигофрении.

Нарушения заметны уже даже по восприятию окружающего мира. Задачи, кажущиеся обычным людям простыми, для такого ребенка представляют настоящую сложность – например, малышу сложно различать в целом похожие предметы (компас и часы, кошка и белка), он не воспринимает объекты, видимые лишь частично, может не понимать разницы между светом и тенью и даже не уметь различать мимику других людей.

Двигательная активность не отличается грациозностью – в движениях нет плавности, они резкие и угловатые, им не хватает точности. Последнее означает, что у такого ребенка будут особые образовательные потребности, как минимум, на этапе получения профессионального образования, а если заболевание приобрело тяжелую форму, то не исключено, что работать человек, страдающий умственной отсталостью, не сможет вообще.

При олигофрении очень сильно страдает память, что не всегда позволяет проходить обучение в общеобразовательной школе – как из-за глобального отставания малыша в изучении дисциплин, так и из-за некорректной реакции на такую успеваемость со стороны одноклассников.

Олигофрену тяжело запомнить информацию с первого раза, но даже при многократном повторении она обычно забывается очень быстро. В целом, для памяти такого пациента характерен алогический принцип – больному тяжело запомнить то, что он пытается вбить себе в голову, но он может запомнить какие-то признаки явления или предмета как бы случайно. Особенно тяжело дается абстрактная логика, а вот с запоминанием механических движений ситуация обстоит немного лучше.

Олигофрения также очень заметна по мышлению, точнее, по его существенному отставанию. Ребенку тяжело прийти к каким-либо собственным выводам – в лучшем случае, он просто вспоминает, что ему когда-то говорили о подобной ситуации, а вот на некую новую мысль он не способен.

Если разница между предметами для детей, страдающих умственной отсталостью, еще сравнительно очевидна, то общих черт они обычно не видят даже в том случае, когда они весьма заметны; из-за этого они, в частности, не понимают смысла поговорок и других подобных фигуральных выражений, поскольку воспринимают их строго буквально. По этой же причине можно заставить такого ребенка выучить урок наизусть, но он не сможет применить полученные знания на практике, поскольку не видит в нем общего смысла.

Формирование базовых учебных действий дополнительно осложняется полным отсутствием критического мышления – малыш всегда уверен в собственной правоте, до него сложно донести как саму возможность того, что он ошибается, так и конкретную суть ошибки. Отмечается общая алогичность мышления и его функционирование по стереотипным схемам, оно в целом весьма ограничено и совершенно не предполагает какого-либо адекватного планирования или прогнозирования.

Неудивительно, что при всем вышеописанном страдает и речь. Только один из пяти олигофренов не страдает речевыми нарушениями, а у всех остальных отмечаются невнятная речь, неправильное произношение слов и построение предложений, общая гнусавость, иногда указанные симптомы дополняются еще и заиканием.

Для речи умственно отсталого человека характерна монотонность, полное отсутствие выражения, необходимых пауз, наигранных эмоций. Ученые пришли к выводу, что такие проблемы во многом вызваны плохим восприятием – ребенок и сам так слышит окружающих, потому ему сложно научиться говорить лучше.

Интенсивные занятия способны дать положительный результат, но, как правило, не выводят больного на уровень здоровых, а невозможность нормального общения только усугубляет общую картину отсталости.

Поведение олигофрена отличается нестабильностью, нормой для него является резкая смена настроения, а также неадекватная реакция на происходящее – восприятие серьезных событий как мелких неприятностей, и наоборот. Любые эмоции гипертрофированы.

Поскольку олигофрен всегда уверен в собственной правоте, ему приятны только те люди, которые его хвалят, тогда как даже аргументированную и дружескую критику он воспринимает как нападки.

Степени умственной отсталости

При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна.

Традиционная классификация умственной отсталости

В традиционной классификации существуют 3 степени:

  • дебильность
  • имбецильность
  • идиотия

Деби́льность или дебили́зм (от лат. debilis — «слабый», «немощный») — самая слабая степень умственной отсталости, обусловленная задержкой развития или органическим поражением мозга плода. 

Имбеци́льность (от лат. imbecillus — слабый, немощный) — средняя степень олигофрении, слабоумия, умственного недоразвития, обусловленная задержкой развития мозга плода или ребёнка в первые годы жизни. 

Идиоти́я (прост. идиотизм) (от др.-греч. ἰδιωτεία — «частная жизнь; невежественность, необразованность») — самая глубокая степень олигофрении (умственной отсталости), в тяжёлой форме характеризующаяся почти полным отсутствием речи и мышления.  

По последней, современной Международной классификации болезней (МКБ-10) выделяют уже 4 степени умственной отсталости.

Термины «дебильность», «имбецильность» и «идиотия» исключены из МКБ-10 в связи с тем, что эти термины вышли из сугубо научных понятий и стали использоваться в обычной жизни, неся негативный смысл. Вместо них предложено использовать исключительно нейтральные термины, количественно отражающие степень умственной отсталости.

Степень умственной
отсталости
(МКБ-10)
Традиционный термин (МКБ-9)Коэффициент
интеллекта (IQ)
Психологический
возраст
ЛёгкаяДебильность50—699—12 лет
УмереннаяНерезко выраженная имбецильность35—496—9 лет
ТяжёлаяВыраженная имбецильность20—343—6 лет
ГлубокаяИдиотиядо 20до 3 лет

* Когда оценка степени умственной отсталости затруднена или невозможна (например, из-за глухонемоты, слепоты), используется категория «другие формы умственной отсталости».

Прогноз состояния

На сегодняшней день это нарушение (особенно, если оно связано с ограническим поражением головного мозга) считается неизлечимым.

Однако, при постановке данного диагноза это не значит, что развитие ребенка прекращается. Развитие человека продолжается в течение всей его жизни, просто оно может отличаться от нормального (среднестатистического) уровня.

Для определенной “помощи” ребенку в развитии уственных способностей проводится специальное лечение. Прежде всего, оно направлено на
развитию интеллекта.

В случае обнаружения патологии у ребенка лучше его устроить в специализированное дефектологическое учреждение либо же составить индивидуальную программу обучения в соответствии со способностями и потребностями ребенка.

Для таких детей существуют специальные школы, группы в детских садах, в которых дети учатся по особым программам, направленным на компенсацию данных проявлений.

При правильных и своевременных занятиях с педагогом-дефектологом, логопедом, психологом, неврологом – многие отклонения могут быть скорректированы.

Важное место занимают занятия с логопедом, так как речь взаимосвязана с мышлением. При средней и тяжелой форме умственной отсталости может быть назначено медикаментозное лечение.
Очень важна система социальной адаптации таких детей в обществе

При хорошей адаптации дети, повзрослев, заканчивают коррекционную школу, находят несложную работу. Они заводят друзей, семью, детей и живут полной жизнью, получая от нее удовольствие.

Причины появления

Основные причины возникновения умственной отсталости:

  1. Генетические нарушения. В момент, когда совершается зачатие, может возникнуть спонтанная мутация, вероятность возникновения которой увеличивается, если родители злоупотребляют спиртным, имеют наркотическую зависимость, генетические аномалии, работают в сферах, где необходимо взаимодействовать с радиацией либо с токсическими веществами. Многие генетические нарушения сопровождаются отклонениями в когнитивных функциях.
  2. Инфекционные заболевания, перенесенные в период вынашивания, включая герпес, цитомегаловирус, краснуху, гонорею, сифилис, корь, ветряную оспу. Эти заболевания способны значительно повлиять на развитие плода и нарушить формирование мозга. В этих случаях умственная отсталость может сочетаться с другими нарушениями, например с детским церебральным параличом.
  3. Химическое или радиационное воздействие во время беременности. При этом не исключается отсроченное воздействие: женщины, получившие высокую дозу радиации, могут родить ребенка с нарушениями, так как радиация сохраняется в теле длительное время.
  4. Сильная недоношенность. Дети, появившиеся на свет значительно раньше положенного срока, часто страдают различными нарушениями, включая олигофрению. Недоношенность редко приводит к возникновению умеренных и тяжелых форм умственной отсталости.
  5. Выраженный дефицит йода в организме матери. Йод влияет на процессы формирования мозга, поэтому матери необходимо питаться полноценно при беременности.
  6. Различные нарушения при вынашивании (резус-конфликт, тяжелый токсикоз, гипоксия и другие). Мозг — самая уязвимая часть тела: даже кратковременная нехватка кислорода способна привести к непоправимым изменениям.
  7. Родовые травмы. Даже при благополучном течении беременности существует риск возникновения осложнений при родах, поэтому беременным женщинам следует прислушиваться к рекомендациям лечащего врача: лучше провести кесарево сечение, если для него есть показания, чем рожать естественным путем, увеличивая вероятность возникновения серьезных отклонений у ребенка.
  8. Черепно-мозговые повреждения и нейроинфекции в первые недели жизни. К нейроинфекциям относятся менингит и энцефалит. Также к умственной отсталости могут привести абсцессы, отеки мозга и другие поражения.
  9. Гидроцефалия. Детям с этим заболеванием необходимо провести оперативное вмешательство как можно быстрее, чтобы оно не привело к серьезным нарушениям в работе мозга.
  10. Социально-педагогическая запущенность. Встречается в крайне неблагополучных семьях, где родители имеют алкогольную либо наркотическую зависимость. Также есть случаи, когда родители и без зависимостей игнорировали детей либо специально над ними издевались: привязывали, запирали, запрещали разговаривать, избивали. Обычно у подобных родителей в анамнезе есть серьезные психические отклонения.

Если ребенок до шести-семи лет не усвоит хотя бы один язык, в дальнейшем он также не сможет его усвоить в достаточной мере и не адаптируется.

Причины развития патологий

Главные факторы, вызывающие ЗПР и сходные отклонения:

  1. Биологические: мягко выраженные нарушения развития мозга в пренатальном периоде, осложнения инфекционных заболеваний, гипоксия и другие осложнения во время родов, вредные привычки матери (курение, употребление алкоголя, наркотиков), прием матерью препаратов, не подходящих для беременных, недоношенность, генетические нарушения.

    При этом недостаточная развитость психики и интеллекта может наблюдаться у детей, которые были рождены здоровыми. Если ребенок часто болеет тяжело протекающими болезнями, это также сказывается на его психическом развитии.

  2. Социальные: обилие стрессовых ситуаций (смерть близких, война, разлука с родителями), развитие в нездоровой обстановке (жизнь с родителями-алкоголиками, наркоманами), токсичные родители (те, что регулярно унижают, избивают ребенка, нагружают его требованиями, не соответствующими его возрасту, либо те, что игнорируют его), недостаточное питание, гиперопека.

Основные причины формирования умственной отсталости:

  1. Биологические: родовые травмы, асфиксия, кислородное голодание, генетические болезни (самые тяжелые степени олигофрении часто связаны с генетическими заболеваниями), выраженные отклонения в процессе формирования центральной нервной системы, употребление матерью алкоголя, наркотиков в период вынашивания, прием препаратов, не подходящих для беременных, осложнения после тяжелых инфекционных заболеваний, последствия резус-конфликта. Социум практически никогда не влияет на формирование умственной отсталости.
  2. Педагогическая запущенность: практически полное отсутствие воспитания, обучения. Обычно наблюдается в глубоко маргинальных и асоциальных семьях.

Как лечить эхолалию у детей? Рекомендации специалистов вы найдете на нашем сайте.

Дифференциация

Определённые трудности в диагностике детской умственной отсталости возникают при её дифференциации от некоторых других заболеваний психики.

Одним из таких заболеваний является ранняя шизофрения. У детей, которые больны ранней шизофренией, в отличие от олигофренов, задержка в развитии носит фрагментарный характер. Помимо этого, у шизофреников обнаруживается целый ряд несвойственных олигофренам признаков — извращённое фантазирование, симптомы кататонии, аутизм.

Так же олигофрению надо дифференцировать от детской деменции, которая является приобретённой формой детского слабоумия. При деменции присутствует разнообразие эмоций, довольно развитая лексика, а также склонность к абстрагированию.

Детская умственная отсталость в лёгкой степени обычно является причиной трудностей при школьном обучении, особенно если учебная неуспеваемость сочетается с поведенческими нарушениями. Благодаря современным инклюзивным программам образования, подобные дети могут весьма неплохо обучаться в обычной школе, а в дальнейшем жить полноценной жизнью.

Олигофрения у детей – симптомы и признаки

Используя термин олигофрен кто это некоторые не имеют понятия

Первое, что обращает на себя внимание при олигофрении, это отставание в умственном развитии, которое может сопровождаться физическим недоразвитием. Речь ребенка развита плохо: словарный запас скудный, в некоторых случаях ребенок вовсе не разговаривает

Абстрактное мышление нарушено или отсутствует: ребенок неспособен узнавать вещи, людей, его окружающих. Зачастую такие дети испытывают трудности при выполнении простых бытовых задач, эмоционально нестабильны (наблюдаются вспышки агрессии, злости, раздражительности). Во многом симптоматика зависит от стадии олигофрении.

Олигофрения в стадии дебильности

Это самая легкая форма олигофрении. Уровень IQ составляет 50-70. Олигофрения в степени дебильности характеризуется наглядно-образным мышлением. Прочитанный текст понимается пациентом с трудом. Наблюдается слабость самообладания, отсутствие способности подавлять свои влечения, поэтому поступки зачастую необдуманны. Среди других признаков, указывающих на дебильность, выделяют следующие симптомы малоумия:

  • импульсивное поведение;
  • повышенная внушаемость;
  • косноязычная речь;
  • определения воспринимаются медленно;
  • хорошее развитие механической памяти;
  • подражательность.

https://youtube.com/watch?v=8KIpv0xBk_0%250D

Данная форма является легкой степенью заболевания. Дети легко общаются с окружающими людьми, речь развита хорошо. Трудности могут возникнуть только при решении сложных математических и интеллектуальных задач. Установление причинно-следственной связи вызывает затруднения, логические обобщения такие дети сделать неспособны.

Олигофрения в стадии имбецильности

Диагноз имбецильность выставляется в тех случаях, когда уровень IQ составляет 20-50. Это средняя степень олигофрении. Речь у пациентов с такой патологией аграмматична, словарный запас составляет всего 200-300 слов. В большинстве случаев имбецилы способны общаться только несложными фразами, испытывают трудности при построении сложных и длинных предложений. Дети в процессе обучения путаются в написании и произношении схожих букв. В качестве основных признаков, которыми сопровождается олигофрения у детей, симптомы врачи называют следующие:

развитие преимущественно механической памяти;
пассивное внимание;
использование приобретенных знаний как штампов;
неспособность к отвлечению от ситуации;
способность усваивать только простые трудовые процессы (стирка, мытье посуды);
смена привычной обстановки сопровождается негативной реакцией;
сильная обидчивость.

https://youtube.com/watch?v=C4xLoXKyc7g%250D

Олигофрения в стадии идиотии

Самая тяжелая степень олигофрении, IQ меньше 20. Речь и мышление находятся в зачаточном состоянии, практически отсутствуют. Пациенты нуждаются в постоянной помощи близких, уходе со стороны. Внешние раздражители вызывают развитие неадекватной реакции

Внимание и сосредоточенность неустойчивы, осознание собственной личности смутное. Больные плохо отличают родных от посторонних

Эмоции элементарны: пациенты способны выражать свое удовольствие и недовольство. При этом выражаются они примитивно в виде двигательного возбуждения или крика. Среди других симптомов выделяют следующие признаки олигофрении в стадии идиотии:

  • агрессивное поведение, направленное в том числе и на себя;
  • пациенты часто способы употреблять только жидкую пищу;
  • навыки самообслуживания сформировать невозможно.

Как выглядит олигофрен?

Дети-олигофрены в раннем возрасте не отличаются от своих сверстников. Первые признаки заболевания становятся заметны ближе к 3 годам. При этом ребенок не имеет никаких дефектов внешности, поэтому до определенного времени заболевание остается незамеченным. Подозрения на заболевание зачастую выявляются психологом при профилактическом осмотре ребенка.

Легкая степень олигофрении нередко выявляется только с началом учебной деятельности: ребенок испытывают трудности в процессе запоминания и восприятия материала. Для постановки диагноза необходимо в совокупности оценивать степень адаптации ребенка к общественной жизни, его способность к уходу за собой, уровень общения.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий