Учим цвета во время повседневных игр и прогулок
Вообще говоря, я убеждена, что для того, чтобы научить ребенка различать основные цвета, нет большой необходимости в специальных занятиях, достаточно просто регулярно называть цвета во время ваших обычных игр. Рисуете – обязательно проговаривайте цвета карандашей, строите из кубиков, конструктора или мозаики – тоже не забывайте вспоминать оттенки деталей. То же касается и одевания, прогулки, лепки, аппликации и других ваших любимых занятий – в разговоре постоянно называйте цвета окружающих вас предметов и игровых материалов.
Только помните, что «учить цвета» — это вовсе не значит, что надо постоянно экзаменовать ребенка «Скажи, какой это цвет», «Покажи, где красный» и т.п. Ребенок, как и любой другой человек, не слишком любит, когда ему устраивают проверку знаний, поэтому поначалу просто называйте цвета и сами отвечайте на свои вопросы «Где у нас желтый кубик? Вот он!» «Давай нарисуем траву зеленым карандашом».
Знакомимся с цветом по детским книжкам
Эта книжка предназначена для самых маленьких «художников». И рисовать можно прямо в ней! В книге множество разнообразных заданий по рисованию: от простых — к сложным. А еще она крайне полезна, поскольку дает возможность малышу не только провести время очень весело, но и потренировать мелкую моторику, заодно разучивать цвета и их названия.
Хинтон Стеф, «Цвета + наклейки»
Эта книжка позволяет изучить наиболее распространенные цвета в игровой форме. Здесь предусмотрены интересные задания: игры, чтение, наклейка наклеек. Занимаясь с этим пособием, ребенок учится различать форму и оттенки. Кроме этого, предусмотрена возможность получить навык самого первого чтения.
Анна Гончарова, «Еня и Еля. Изучаем цвета»
В этой доброй книжке изучать цветовую палитру предлагается в стихотворной форме и в виде интересных заданий, выполнив которые, ребенок усвоит полученный урок еще лучше.
Фелисити Брукс, «Мои первые слова. Играем и учим цвета»
Это не столько увлекательная и познавательная книга для малышей, сколько отличная книжка-игрушка. В книге предлагается принять участие в настоящем детском приключении и провести «научные» эксперименты прямо на страницах книжки!
Кордье Северин, Бадреддин Дельфин, «Я познаю мир. Цвета»
На страницах этой книги ребенок знакомится не только с цветами, но и с разными их оттенками. Но, кроме этого, книжка является еще и прекрасным пособием для развития речи малыша, потому что в ней огромное количество сюжетных изображений, которые ребенок с удовольствием будет обсуждать!
Анастасян Сатеник, «Учим цвета и счет»
Книжка предназначена для самых маленьких читателей от года. Занимаясь по ней, малыш не только узнает оттенки, но и получит навыки простого счета до 10. В этой книге яркие и занимательные иллюстрации, а все задания преподносятся в форме увлекательной игры.
Каждому возрасту своя цветовая гамма!
Прежде чем начинать домашнее обучение, родителям не помешает знание о возрастных этапах распознавания цвета у детей, чтобы ненароком не наделать ошибок. Педагоги подчеркивают, что палитра цвета открывается ребёнку постепенно, поэтому надо начинать с основных цветов, затем переходить к их оттенкам. Родителям будет интересно узнать, что младенец сначала воспринимает цвета в теплых тонах (красных, желтых, оранжевых), поэтому лучше, если первые игрушки для бодрствования будут именно такой расцветки. Затем цветовой спектр расширяется, к концу первого года малыш уже различает холодные тона (зеленые, синие предметы). При правильном обучении кроха шагает по ступеням цветовой палитры следующим образом:
- в раннем возрасте дети должны знать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) и дополнительные контрастные (черный, белый);
- при обучении младших дошколят к основным добавляются оранжевый, фиолетовый, но главное, малышу становятся понятны не только сами цвета, но и некоторые их оттенки (например, голубое небо, розовый цветок, серый волк);
- средний дошкольный возраст характеризуется тем, что пятилетние детки учатся дифференцировать оттенки, например, светло-зеленый, темно-зеленый, изумрудный;
- старшие дошколята не только уверенно называют цвета, но и активно используют их оттенки в творческой деятельности (светло-коричневая шерстка у собаки, темно-серая туча).
Важно: нужно учитывать, что шестилетние дети любят самостоятельно создавать разнообразные оттенки цветов при смешении красок, хорошо знают тона, например, малиновый, сиреневый, бирюзовый. Поэтому в доме всегда должны быть краски для творческой деятельности дошколенка
Что делать, если ребенок путает цвета?
Иногда возникает такая ситуация: мама придумывает для малыша разнообразные интересные игры, выполняет с ним упражнения.
Но малыш никак не может усвоить материал, чем вызывает тревогу родителей.
Часто в сознание близких малыша закрадывается опасение: не дальтоник ли он?
На самом деле грубые цветоаномалии почти всегда сопровождаются другими симптомами (светобоязнь, косоглазие, нистагм). Поэтому не стоит переживать из-за незначительных сложностей в обучении, достаточно заглянуть к врачу, который определит, страдает ли ребенок от цветовой аномалии.
Часто малыши различают цвета, но не могут запомнить или произнести их название. Эта проблема постепенно решится сама собой, если продолжать регулярные занятия с малышом и почаще напоминать ему названия цветов.
Многие названия можно заменить синонимами, производными от названий предметов данного оттенка: сиреневый, салатовый, лимонный, сливовый, кирпичный, молочный и др. Они помогут ребенку запомнить новые цвета.
Изучая цвета, малыш расширяет свой кругозор, тренирует память. У него появляется возможность классифицировать предметы по цвету. Кроме того, перед ним открывается множество новых интересных игр, которые помогут ему весело проводить время и развиваться.
Игры для изучения цветов и их оттенков
Для того чтобы у малыша появился интерес к изучению цветов или чтобы закрепить уже имеющиеся знания, можно предложить ребенку поиграть в специальные «цветовые» игры.
Сортировка по цвету
Игры на сортировку направлены на то, чтобы ребенок научился разделать предметы на группы по цвету. Предметами для сортировки могут стать любые подручные материалы: игрушки, крышки, детали конструктора, кубики, пуговицы, крупы, карандаши и т.д. Организовать игру можно различными способами:
Раскладывать предметы по мисочкам;
«Прятать» предмет (разложить предметы так, чтобы они сливались с фоном);
Бросать предметы в отверстия нужного цвета;
Можно придумать сколько угодно вариантов сортировки по цвету, все зависит от вашей фантазии. Чтобы ребенок не терял интерес к заданию, свяжите сюжет игры с его любимыми персонажами, игрушками (например, из желтой миски будет есть котик, а из красной слоненок и т.д.).
Найди пару
Помочь ребенку выучить цвета могут задания из серии «Подбери пару». Попросите малыша найти лепесток для букашки, горшочек для цветка, крышу для домика и т.д. Можно предъявить малышу заведомо неправильный вариант и попросить исправить ошибки.
Подбери заплатку
Покажите ребенку картинку, с недостающими деталями. Попросите его заполнить пробелы (это можно делать с помощью пластилина, помпончиков, крышечек, карточек и т.д.).
Цветовое лото
В возрасте около года дети начинают интересоваться различными лото. В цветовом лото задание состоит в том, чтобы собрать на карточке картинки одного цвета.
Цветные сенсорные коробки
Создайте для своего малыша сенсорную коробку, в которой все предметы будут одного цвета. В процессе игры ребенок сможет не только запомнить цвет, который он видит, но и развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, мышление, воображение.
Цветные дни
Это один из самых интересных и популярных способов научить ребенка различать цвета
Его суть в том, что в течение дня (или нескольких дней) вы обращаете внимание ребенка на предметы определенного цвета. Например, в желтый день можно одеться в желтую одежду, играть в желтые игрушки, нарисовать желтого цыпленка
Окруженный одним цветом, малыш с легкостью его запомнит.
Карточки для изучения цветов
Учить цвета с ребенком можно по карточкам. С помощью карточек Домана «Цвета» можно познакомить малыша не только с основными цветами, но и с различными оттенками
Важно, не перегружать ребенка ненужной ему информацией о названиях 10 оттенков зеленого или красного. Учите только те оттенки, названия которых вы можете употреблять в игре и жизни
Настольные игры для изучения цветов
Отличным способом изучения цветов и закрепления знаний о них являются настольные их. В настоящее время в магазинах представлен широких ассортимент подобных игр на любой вкус и кошелек. Подберите игру, которая понравится именно вашему ребенку.
Развивающие мультфильмы
В интернете можно найти множество обучающих мультфильмов, которые помогут вашему малышу быстро запомнить цвета. Вот один из них:
Обучающие книги
Если ваш малыш любит слушать истории рассматривать картинки, этот способ для вас. Все мы помним замечательный рассказ В.Г. Сутеева «Петух и краски», у С.Я. Маршака есть целая «Разноцветная книга». Также вы можете найти множество обучающих книг, которые станут вашими верными помощниками.
Учим цвета с ребенком: стишки про цвета
На светофоре цвет опасный,Запомните – он красный,
Тот цвет предупреждает,
Что транспорт проезжает.
Такой же цвет, как апельсин,Хурма, облепиха и мандарин,
Оранжевым зовется он,
Он дарит яркий свет, тепло!
Солнце желтое на небеВысоко и ярко светит,
Согревает всех ребят,
Что под солнышком сидят.
Зеленое дерево, кустик зеленый,Он добрый цвет, мягкий и очень веселый,
Зеленый цвет лета, весны и травы,
Зеленый цвет мягкой и сочной листвы.
Голубое небо большое очень радует,Голубые капельки с неба того падают,
Голубые лужицы на асфальте светятся,
Голубые капельки в лужах этих плещутся.
Синее небо вечером позднимВешает яркие бусинки-звезды,
Блещет во тьме, не утихая
Синяя ленточка – речка лесная.
Цветом фиолетовым разукрашу домик,Окошко фиолетовое, дверь и подоконник,
Цвет тот фиолетовый очень мне приятен,
Бантик фиолетовым разукрашу, платье.
Белый снег зимою снежной,В белой снеговик одежде,
Белый лед зимой на речке,
В белых шапках человечки.
Черной ночью очень темной,Черный кот вздохнул так томно,
Ничего коту не видно
И от этого обидно.
Розовые розочки расцвели в саду,В небе ярко розовом я нашла звезду,
Розовый цвет добрый, розовый цвет теплый,
Розовый бывает ярким и бывает блеклым.
Коричневый горшок на подоконнике,В коричневом горшке цветут бегонии,
Я разверну обертку очень яркую,
Коричневую съем конфету шоколадную.
Серый пес во дворе,Серый дождь в октябре,
Тучи серые на небе
Гонит прочь холодный ветер.
Какой же он приятныйКрасивый цвет салатовый,
Похож на травку весеннюю,
На первую сочную зелень.
Во дворе сирени куст,Он красив, высок и густ,
И цветы сиреневые
Дарят настроение!
Как весело и интересно учить с ребенком цвета?
Учим цвета: с чего начать
Умение различать цвета относится к понятию зрительной информации. Чтобы восприятие зрительной информации было более продуктивным и успешным, нужно следовать простым шагам, выполнить которые под силу каждой маме и её ребенку.
Начинать обучение нужно с 4 основных цветов: синий, красный, зелёный, жёлтый
Основная задача – научить малыша дифференцировать эти цвета, чтобы ребенок мог отобрать нужные кубики одного цвета; отделить красные шарики от синих; сложить “башенку” из кубиков одного из цветов.
Обязательно при любом удобном случае акцентировать внимание на цветах. “Посмотри, какое КРАСНОЕ яблоко”, “А это – ЗЕЛЁНЫЙ мяч”, “Построим пирамидку из СИНИХ колечек” и т.д.
По мере изучения основных цветов постепенно добавлять в обучение по 2 новых сложноцветовых оттенка
Включайте в изучение наиболее часто встречающиеся цвета: оранжевый, фиолетовый, розовый. Более яркий цвет ребенок запоминает в первую очередь.
Учимся, играя
Поскольку лучшая форма обучения ребенка — это игра, то и разучивать цветовую палитру лучше всего во время игры. Форм и методов для этого предостаточно. Ограничением может быть только лишь полное отсутствие фантазии у взрослого. Ниже приведено несколько простых примеров о том, как можно изучать с ребенком оттенки.
1. Разноцветная прогулка
Очень простая и увлекательная игра! Для того, чтобы ее начать достаточно просто выйти на улицу.
Как играть?
- Перед тем, как отправляться на улицу, выберите с ребенком какой-то один цвет.
- Выйдя из дома, предложите малышу отыскать и показать вам как можно больше предметов, окрашенных в выбранный оттенок. Договоритесь предварительно, сколько точно нужно отыскать предметов нужного цвета для того, чтобы «раунд» считался законченным.
- После того, как «раунд» завершен, повторите игру, но уже с другим оттенком.
- Для того, чтобы усложнить задачу и добавить азарта, играйте с ребенком на скорость: кто первый безошибочно найдет нужное количество предметов, тот и победитель.
2. Пропавший кубик
Для того, чтобы играть в эту игру, понадобится 4 кубика, которые, естественно, должны быть разных цветов.
- Первое, что нужно сделать, это начать строительство башни из имеющихся кубиков. В процессе этой работы нужно незаметно взять и неподалеку припрятать один кубик. И обязательно сообщите ребенку о том, что кубиков стало мало. Спросите у малыша, какого цвета был пропавший элемент. Если кроха ответила неправильно, ему озвучивается правильное название, пропавшая деталь возвращается «на стройку», и все повторяется заново до тех пор, пока ребенку это занятие не надоест.
- Для усложнения задачи количество кубиков в игре увеличивается, цветов становится больше, а пропадают кубики в количестве 2-3 шт.
3. Строим башню
Перед началом строительства с ребенком договариваются о том, что должно быть построено 2 башни из кубиков или конструктора ЛЕГО разных цветов — сначала одного цвета, потом другого.
Во время строительства требуется преднамеренно брать деталь «неправильного» цвета. Ребенок должен замечать эту «ошибку» и исправлять ее.
4. Подбираем веревочку
На бумаге рисуется несколько воздушных шаров разного цвета. Ребенку предлагается определить, что за цвет у каждого шара и подобрать (подрисовать) к нему веревочку такого же цвета.
Как изучать цвета с ребенком — решать каждому родителю! Методик и способов изучения огромное количество.
Главное, выбрать верный и эффективный путь изучения вместе с малышом.
Как выучить с ребенком цветовую палитру в 2-3 года?
Любое обучение предметам, цифрам или цвету должно проходить в игровой форме. И только так. Занятия не должны носить навязчивый характер, чтобы не отбить у малыша желание учиться.
Ежедневно следует обращать внимание крохи на цвет вещей и объектов, находящихся дома или на улице. Когда карапуз научится распознавать цвета, нужно перейти к следующему шагу — показу предмета с названием его окраски
Одеваясь на прогулку, можно комментировать процесс: «шапочка зелёная», «куртка красная», «сапожки синие». Делать это нужно регулярно. Через несколько дней малыш проявит интерес к родительскому гардеробу, и задача взрослых рассказать про цветовую гамму своих вещей.
Когда родители не знают как научить ребенка различать цвета – начинать рекомендуется с базовых позиций: красного, жёлтого, синего и зелёного. Последовательность здесь особой роли не играет. Затем можно переходить к изучению оттенков. Специалисты спорят на предмет того, как быстро нужно вводить цвета в обиход ребёнка, по одному или сразу несколько.
Практика показывает, что оптимальным вариантом считается одновременное изучение 2-х цветов. Такая методика позволит внести элемент разнообразия в тематические игры и не даст крохе заскучать.
Не стоит обобщать цвета, например, голубой и бледно-сиреневый упрощённо называть синим. Это лишь запутает ребёнка
Неважно, если вначале у малыша будут затруднения с произношением букв «р» или «л» в названиях цветов
Речь со временем наладится, зато кроха сразу получит правильные знания. А детки в 2-3 года отлично запоминают любые слова.
Начать занятия можно, не дожидаясь 2-х летнего возраста. Как только малыш сделает первые шаги, начнет разговаривать, заинтересуется игрушками, нужно знакомить его с названиями предметов и их цветовой гаммой.
Раскрашивание
Не менее, чем рисовать, дети любят раскрашивать. К этому занятию приобщайте ребёнка с двух лет. В раскрасках для малышей изображения крупные, на картинке представлен один предмет или персонаж, даются образцы раскрашивания, чтобы можно было различать детали готового рисунка.
В раскрасках для детей от 4 до 5 лет встречаются не только предметные, но и сюжетные изображения: зебра Марти катается на дельфинах, Карлсон рассказывает Малышу секрет, мальчик с девочкой вешают скворечник для птиц. Цвета для раскрашивания ребёнок подбирает сам.
Раскраски для 5-7-летних «художников» дополнены цифрами, буквами, упражнениями на штриховку. Раскрашивание станет хорошим упражнением на цветоразличение, если предложить ребёнку раскрасить цифры, буквы, сделать разноцветным образ, получившийся в результате штриховки.
Малыш заинтересуется раскраской, и родителям не придётся беспокоиться о том, как научить ребёнка различать цвета.
Интересные идеи для игр после 1 года
Учиться в игре не только познавательно, но и очень интересно.
Цветные кубики
Изначально концентрируйте внимание на одном цвете по принципу первичного ознакомления, только с меньшим интервалом времени между переходами к новому и повторению известного. Покажите два кубика разного окраса
Попросите выбрать среди них зеленый. Со временем увеличивайте количество разноцветных кубов, усложняйте процесс. Постройте домик для куклы или машинки.
Ассоциации. Игра с игрушечной посудой и другими предметами (например, мозаикой). Задание: расставить чашечки на соответствующие тарелочки, разложить в них мелкие цветные элементы. Сюда же можно отнести четкие ассоциации с фруктами или овощами: помидор – красный, огурец – зеленый, лимон – желтый, слива, баклажан – синие.
Мячики. Разбросайте по комнате мячи разной формы, текстуры и гаммы. Попросите сложить в корзинку только красные или только синие. Предложите ребенку найти и принести маленький зеленый, большой желтый предмет. Устанавливайте связь между цветом и формой.
«Радужное лото». В элементарном варианте на листе должны быть нарисованы четыре одинаковых разноцветных объекта. Они же дублируются поштучно. Задача: установить соответствие и разложить по местам. Это могут быть цветы, бантики, бабочки, машинки, домики, зверята. Меняйте заготовки. Один и тот же шаблон быстро надоедает, и малыш может утратить интерес. После полутора лет используйте шаблоны с геометрическими фигурами. Усложняйте задачи. Сделайте заготовки с отверстиями разной геометрической формы. Пусть теперь ребенок собирает отсутствующую картинку: красный квадрат, желтый круг и т. д.
Разрезные монохромные изображения. Это могут быть фрукты, овощи, фигуры, неваляшки или машинки. Один комплект – один вид объектов в четырех цветовых вариантах. Для ребенка 1-1,5 лет задание – собрать картинку из 2-3 паззлов, для двухлетки – из 4-5 штук.
Рисование. Развивается тактильное осознание. Для раннего творчества подойдут пальчиковые краски. Обратите внимание: ближе к двум годам чадо выбирает для рисования один цвет в зависимости от настроения. Один день он может рисовать только синим. В другой раз – только красным. Это характеризует его интеллектуальные достижения в данной сфере и психоэмоциональное состояние.
В каком возрасте учить ребенка цветам?
О том что все вокруг имеет свой цвет ребенок замечает еще с раннего возраста. Однако, объяснить это они не могут, пока не научатся говорить. Таким образом, полностью различать и называть тот или иной цвет у малышей получится по достижении ими конкретного уровня интеллектуального развития.
Специалисты в области педиатрии и детской психологии рекомендуют начинать процесс обучения с самого раннего возраста. Таким образом, мозг ребенка работает активнее, интенсивно накапливает информацию, которая по мере его взросления будет усваиваться и применяться. Можно начинать учить цвета для детей от 2 лет, но в этом возрасте многие детки еще не разговаривают. Если в возрасте двух лет малыш не сортирует предметы по размере, форме и цвету, то не стоит бить тревогу. Уже к трем годам при условии регулярных занятий, малыш самостоятельно сможет называть предметы и давать им простейшую характеристику по форме и цвету, но ошибаться или путаться он все же будет, и это нормально. По мнению психологов, у детей дошкольного возраста могут проявляться какие-либо нарушения касательно цветовосприятия. Беспокоиться нужно начинать, если ребенок после 7 лет не научился правильно различать цвета.
Стоит отметить, что если один из родителей малыша страдает таким расстройством, как дальтонизм, то у крохи также может проявляться данное нарушение восприятия цвета
Однако, важно понимать, что дальтонизм может иметь разную степень и сложность
Причины того, что малыш не может различать цвета, могут крыться в следующем:
— слишком поздно кинулись учить детей цветам;
— медленный темп обучаемости у крохи, каждый ребенок уникален и имеет свои способности по восприятию поступающей информации;
— неусидчивость, низкая заинтересованность крохи в занятиях.
Как выучить цвета с ребенком и в каком возрасте это можно сделать быстро?
В большинстве случаев готовность малышей к изучению цветов проявляется в возрасте от 1,5 до 3-х лет.
И, прежде чем начинать разучивать с крохой основные цвета, рекомендуется провести небольшой, но очень простой тест.
Необходимо заранее подготовить «дидактические материалы» — много предметов одинаковых по форме и размеру, но разных по цвету (пуговицы, элементы конструктора, кубики, разноцветные конфетки — драже и др.). Затем ребенку предлагается разобрать эти предметы на отдельные группы с одним характерным признаком. Если малыш без труда справляется с сортировкой этих предметов по цветовому признаку, значит, он готов к восприятию и изучению цветов.
Учим цвета во время повседневных игр и прогулок
Вообще говоря, я убеждена, что для того, чтобы научить ребенка различать основные цвета, нет большой необходимости в специальных занятиях, достаточно просто регулярно называть цвета во время ваших обычных игр. Рисуете – обязательно проговаривайте цвета карандашей, строите из кубиков, конструктора или мозаики – тоже не забывайте вспоминать оттенки деталей. То же касается и одевания, прогулки, лепки, аппликации и других ваших любимых занятий – в разговоре постоянно называйте цвета окружающих вас предметов и игровых материалов.
Только помните, что «учить цвета» — это вовсе не значит, что надо постоянно экзаменовать ребенка «Скажи, какой это цвет», «Покажи, где красный» и т.п. Ребенок, как и любой другой человек, не слишком любит, когда ему устраивают проверку знаний, поэтому поначалу просто называйте цвета и сами отвечайте на свои вопросы «Где у нас желтый кубик? Вот он!» «Давай нарисуем траву зеленым карандашом».
Советы: как научить ребенка различать цвета в 3-4 года
Говорите, запоминайте, напоминайте
Рассказывайте малышу обо всем, что находится вокруг, акцентируя внимание на цветовой гамме
- Играйте в основные игры: кубики и мячики, лото, паззлы, сортеры, ассоциации – и занимайтесь творчеством: «цветные штучки», «красочный мир», «цветной» анализ гардероба. Импровизируйте с известными игровыми ситуациями, переделывая их на новый лад.
- «Радуга». Дети любят радугу. Попробуйте вместе выучить «запоминалку» о ней. Нарисуйте большую радугу. Заранее вырежьте разноцветные кружочки. Пусть ребенок разложит их по соответствующим дугам.
- «Разноцветные машинки». Прогуливаясь по улицам города, находясь в ожидании общественного транспорта, малыши наблюдают за дорогой и всем происходящим вокруг. Хорошее занятие – считать проезжающие мимо авто. Еще интересней искать среди них машину заданного цвета. Также можно сосчитать количество красных или белых автомобилей на определенном участке шоссе.
- «Мороженое». Нарисуйте или вырежьте и приклейте вместе изображения сладеньких «рожков» с шариками мороженого разного окраса. Пусть выберет свое любимое. Возможно наличие нескольких оттенков и задача сосчитать розовые (клубничные) или шоколадные (коричневые). Можно собирать вырезанные изображения любимого десерта в сумочку или корзинку для покупок.
- «Кто больше?». Находясь на прогулке, выберите интересный объект (к примеру, авто). Сыграйте в игру, кто больше сосчитает машин определенного цвета.
- Учите стихи, пойте песни. Многие дети запоминают лучше именно таким способом.
Если кроха не проявляет интерес к игре – не заставляйте. Пусть работает ваша фантазия в пользу его позитивных эмоций. Доверие – залог качественного обучения. Руководствуясь имеющимся опытом, взрослые обычно уже хорошо понимают, как научить ребенка различать цвета. 4 года – это возраст, когда наступает пора расширять и закреплять ранее полученные знания.