Ребенок рисует черным цветом: когда это норма

Движение

Несколько позже, чем вертикаль, для ребенка становится значимой горизонтальная ось рисунка, которая все больше связывается с идеей течения времени. Раннедетские изображения людей всегда обращены лицом к зрителю.

…Итак, в рисунке ребенок познает мир, в рисунке он его осмысляет, если тот к нему не совсем добр, и это тема для отдельного разговора. А может детский рисунок творить мир по-настоящему? Мне кажется, да. От каждого детского рисунка, если повесить его в доме, идет чистый свет и радость.

В подмосковной школе, где я училась, была такая традиция: первоклашки рисовали на Восьмое марта маме не букет, а ее большой портрет. Классов было много, от буквы «А» до буквы «Д», а иногда и до «К», рисовали и те, кто был чуть постарше, и весь холл и первый этаж снизу и до самого потолка превращался в одно непрерывное и пестрое полотно. Войдя в школу, ты попадал в самое радостное место на свете и шел к своему классу под взглядами улыбающихся чьих-то мам, зная, что среди них была и твоя.

Подробнее читайте в книге Марины Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» (Питер, 2011).

Основные причины

Факторы, влияющие на выбор черного цвета, могут быть как связаны с психологией, так и не иметь к ней отношения, например:

  • Нужный карандаш или краска отсутствуют. В этом случае коричневый или синий цвета малыш может заменить на другой, если нужно нарисовать землю или тучи.
  • Часто малыши выбирают черный цвет, т.к. он им кажется самым контрастным, самым ярким, т.к. его лучше всего заметно на белом листе бумаги.
  • Черный цвет необходим для определенной техники рисования или замысла. Монохромность характерна для многих видов графики, вероятно, начинающий художник пытается воспроизвести понравившееся изображение.
  • Мама из соображений практичности покупает себе и малышу одежду темных тонов. Или в доме есть красивые вещи черного цвета. Тогда ребенок просто рисует то, что ему нравится.

Очень хорошо о причинах выбора ребенком черного цвета и не только рассказывает Юлия Елистратова:

К психофизиологическим факторам относятся:

  • Присутствие человека или животного, которых малыш считает опасными. Эта причина проявится в рисунке, если маленький художник изобразит ее черным карандашом или краской.
  • В семье не оказывают должного внимания ребенку. В этом случае он попытается подчеркнуть свою значимость рисунками, в которых доминируют оттенки угля и смолы.
  • Конфликты и напряженные отношения между членами семьи.
  • Смена погоды или усиливающееся недомогание. Чувствительные дети в этот период часто используют грязноватые оттенки в рисунках.

Неопределенность с выбором цвета может быть связана с возрастными особенностями. Когда ребенок любит черный цвет в определенном периоде, о чем это говорит:

До пяти лет

От рождения ребенок не может видеть оттенки окружающей обстановки. В два месяца младенец начинает фокусировать взгляд, в три – различает желтый и красный. И годовалый, и двухлетний человечек буквально пробует все на вкус и цвет.

Он с готовностью будет рисовать любой краской, оказавшейся у него под рукой. В 2 года малышу можно дать понятие о многообразии оттенков, но осознанность при выборе тона появится ближе к 4–5 годам. Тогда и можно будет говорить о взаимосвязи рисунка и психологического состояния.

Если ребенок в 3 года проявляет любовь к черному цвету и стремится раскрашивать им все подряд, возможно, у него первый серьезный возрастной кризис. Как правило, каждый трехлетний бутуз отличается упрямством, желанием настоять на своем. Нужно немного подождать, со временем выбор мрачных оттенков изменится в пользу чистых и ярких тонов.

От 5 до 8 лет

При условии, что цветовые предпочтения не связаны с тематикой работы или техникой выполнения, желательно насторожиться, если малыш любит черный цвет в рисунке. Пятилетний ребенок уже может рассказать о том, что его тревожит или беспокоит.

Если же сын или дочь от разговора уходят, это свидетельствует о недоверии и психологических проблемах. В таких случаях можно обратиться за помощью к персоналу школы или детского сада, возможно, у ребенка неприятности, о которых родители не знают.

От 8 лет и старше

Ребенок, находящийся в возрасте 8–14 лет, впервые становится самостоятельным. Отсутствие родителей, способных защитить в любой момент, вынуждает школьника самому устанавливать границы общения и отстаивать свои интересы.

Этот путь не обходится без психологических травм. Подобные возрастные изменения часто связаны с падением родительского авторитета. Поэтому взрослым рекомендуется задуматься об укреплении семейных отношений и способах поддержки, если подросток видит все в мрачном свете.

Первые изображения: «Встань передо мной, как лист перед травой»

Между 2,5 и 3 годами в детском рисовании совершается революция. Ребенок неожиданно обнаруживает, что его «каляки-маляки» могут быть похожими на что-то, могут что-то значить. Так ребенок открывает для себя знаковую функцию рисования – возможность линий, пятен, точек обозначать собой нечто другое

Несовершенство графический формы не мешает сути дела – теперь ребенок открывает для себя возможность говорить на изобразительном языке обо всем, что для него важно

Первые детские изображения хаотически раскиданы по листу бумаги – ребенок рисует там, где есть свободное место, и поэтому легко поворачивает лист под удобным для себя углом. Для него нет ни верха, ни низа

На этом этапе ребенку важно, что он может нарисовать того, кого хочет. Это похоже для него на магический акт: «Встань передо мной, как лист перед травой»

Захотел – нарисовал, вызвал из небытия, заставил быть.

Ребенок наслаждается новой способностью населять пространство листа бумаги любыми персонажами, подвластными ему как своему творцу. А интеллектуальная задача, которую ребенок решает, состоит в том, чтобы выделить необходимые и достаточные признаки, нужные для сущностной характеристики персонажа, – чтобы человек отличался от собаки, собака – от мышки или птички. («Человек ходит стоя, а собака – лежа. У человека две ноги, а у собаки много и еще хвост».)

Почему ребенку нравится, ребенок любит черный цвет?

Если вы замечаете, что ваш ребёнок очень сильно заинтересован в чёрном цвете (одежда, игрушки, карандаши и прочие принадлежности, к которым у него есть доступ), то не стоит сразу паниковать – ничего страшного в этом нет.

Причина кроется в том, что вашему сыну или дочери просто приятен этот цвет

Будучи в очень раннем возрасте, дети ещё толком не могут выражать своё отношение к миру, поэтому они цепляются за всё, что может привлечь их внимание. В данном случае, это чёрный цвет.
Насколько мы можем судить, даже не будучи художниками, этот цвет очень насыщенный и глубокий

Многим он приятен для глаз. Чёрные вещи сами по себе выделяются на общем фоне нашего мира. Они контрастируют с весёлыми и яркими красками, что делает их ещё чётче.
Маленькие дети только познают этот мир со всеми его цветами, хотят различать и то, и это. И даже если они вцепились в такой мрачный, по мнению некоторых, чёрный цвет, это не всегда означает, что они испытывают какие-то негативные эмоции.
Да, чаще всего чёрный цвет ассоциируют со стрессом, подавленностью, возможно депрессией. Считается так потому, что этот цвет подавляющий, всепоглощающий. Даже если смешать самые яркие краски вместе, всё равно получится чёрный, это вам скажет любой художник.
Восприятие чёрного цвета зависит от внутреннего состояния самого человека. Кто-то, увидев, что его ребёнок с радостным визгом тащит чёрную игрушку и просит купить, придёт в ужас – «Что не так с моим солнышком? Почему чёрный? Это же так мрачно! Нужно срочно бежать к психологу, у нас проблемы! Где же я свернула не туда с воспитанием?».


Выбор ребенком черного цвета

Со стороны это чаще всего выглядит очень комично. Чёрный – не всегда плохо. Это очень контрастный цвет и дети чаще всего могут замечать именно чёрные вещи на фоне других, переливающихся всеми цветами радуги. Но ведь эти яркие штучки родители подсовывают им каждый день, это успевает надоесть. А тут такое разнообразие – чёрная игрушка/свитер/заколка! Нужно же обязательно это исследовать, это непривычно, это что-то новенькое!
Так маленькие дети могут выделять некоторые чёрные предметы из общего «стада», считая их уникальными и непохожими на другие. Из этого следует, что это простой интерес к чему-то новому и неизведанному, что так редко попадается на глаза.
Если ваш ребёнок со стороны выглядит абсолютно нормально, но в то же время очень заинтересован в чёрном цвете, не нужно сразу же пытаться найти причину.
Есть вероятность, что все родственники и знакомые в один голос будут кричать вам, что с вашим ребёнком определённо что-то не так, он странный, раз выбрал такую жуть. Такой вам совет – а как считаете ВЫ? Присмотритесь – ребенок спокойно играет, хорошо кушает, общается со сверстниками. Ничего подозрительного кроме этого ненавистного цвета.
Соответственно, причин для паники нет. Ребёнок просто выбрал то, что ему нравится, возможно, он просто хочет выделиться. Как бы не наседали посторонние люди, не стоит идти у них на поводу. Нужно просто внимательно присмотреться к своему чаду. Чаще всего «советчики» просто наводят шум, потому что ваш ребёнок таким образом отличается от их детей или от них самих в том же возрасте. А это уже непорядок, по их мнению. Но ведь сколько людей, столько и мнений.
Не стоит подстраиваться под чужое мнение – в большинстве случаев с вашим ребёнком всё в полном порядке. Он просто так пытается проявить свою индивидуальность и заинтересованность в чём-то, что не похоже на основную массу
Даже в таком юном возрасте это чувство уже присутствует.
Вы же в таком случае, не должны акцентировать внимание ребенка на этом моменте

«Нравится чёрный цвет? Вот, пожалуйста, выбирай себе вещь этого цвета, я совершенно не против» — вот как вы должны вести себя в этом случае
Очень важно прислушиваться к желаниям своего ребёнка. Он это оценивает как уважение к его персоне

И это его увлечение чёрным цветом, возможно, он тоже считает частью себя.

Что делать, если ребенок рисует черной краской?

В первую очередь нужно понимать, что не существует плохих или хороших цветов

Пытаясь понять информационную часть рисунка своего малыша, стоит обращать внимание не только на преобладающий цвет, но и на то, что нарисовано. При этом не выпуская из виду условий, при которых был создан рисунок, настроение ребенка в этот момент и другие важные факторы

Больше общайтесь со своим малышом, пробуйте научить ребёнка рисовать и рисуйте вместе – и он сам вам расскажет и объяснит свои предпочтения. Совместное рисование очень полезно для понимания малышом, почему и что происходит в этом большом мире.

Ребенок выбирает черный цвет для рисования: что это значит в психологии?

Широко распространено мнение, что если ребёнок рисует таким мрачным цветом, как чёрный (а иногда дополняя его оттенками серого), то у него проблемы на психологическом уровне. Так ли это? К сожалению, большинство психологов твердят именно это, чем заставляют волноваться многих родителей. А некоторые психологи просто не рассказывают нюансы такого выбора ребёнка, хоть и знают, что в этом нет ничего страшного в определённом возрасте.

Если ваш малыш решил порисовать и выбрал для этого чёрный цвет, не стоит переживать и придумывать тонну несуществующих проблем:

  • Во-первых, до 4-х лет ребёнок выбирает цвет бессознательно. Он воспринимает его только визуально, не думая над его значением. Дитя видит перед собой белую бумагу. Соответственно, нужно разбавить эту «белость». Разбавить чем-то, что наоборот очень тёмное, что выделится. И поэтому ребёнок выбирает что? Правильно, чёрный цвет.
  • Контраст сильнее некуда, линии чёткие и ему приятно на это смотреть. Он создаёт что-то необычное своими руками и видит хороший результат – чёткость и краткость. Так ему больше нравится и лучше не оспаривать его маленькое решение. Если начать ругаться или объяснять, что так нельзя, ребёнок обидится и может вообще забросить это дело. А рисование очень хорошо развивает воображение и моторику рук, не стоит об этом забывать.
  • Также чёрный цвет пользуется огромной популярностью у подростков (начиная с 14 лет). Вот тогда уже ситуация становится двоякой.


Ребенок рисует черным цветом

  • С одной стороны, так как это подросток, чёрным цветом он начинает выражать уже настоящий протест обществу, показывает свою уникальность более кардинальным способом. Он может рисовать картины, на которых кроме чёрного цвета нет ничего.
  • В таком случае родители могут понять это неправильно и подумать, что их драгоценное чадо чем-то расстроено, или ему плохо. Визиты к психологу могут только усугубить ситуацию, это банальное самовыражение (которое мы можем наблюдать у маленького ребёнка).
  • С другой стороны, в этом возрасте подростки очень часто сталкиваются с рядом сложностей (общение с родителями, непонимание в семье, отношения со сверстниками, первая любовь и т.д.). И чёрный цвет в этом случае показывает настоящую агрессию или же наоборот – бессилие. Если сын или дочь становятся замкнутыми, используют в творчестве только тёмные цвета, ведут себя отстранённо – вот тут уже стоит переживать. Возможно, стоит посмотреть на свою семью со стороны и понять, что заставило ребёнка так помрачнеть.
  • В любом случае, если ваш ребёнок предпочитает тёмные цвета, вам нужно всего-навсего найти этому причину.

Как упоминалось выше, чаще всего маленький ребёнок выбирает такие цвета и оттенки не потому, что у него есть какая-то психологическая проблема или травма, а из-за того, что ему банально это нравится. Несмотря на это, игнорировать такое самовыражение своего чада не стоит.

Вам будет полезно знать, что черный цвет в психологии – это:

  1. В психологии данный цвет считается критичным и недопустимым для маленьких детей.
  2. Если малыш всегда делает выбор в пользу черного, то это может свидетельствовать о ранее пережитом стрессе и о том, что ребенок находится в страхе. К сожалению, многие родители ошибочно думают, что знают о жизни своих детей абсолютно все, а ведь на практике все получается совершенно по-другому. Именно поэтому, если ваш ребенок находится в возрасте 7-14 лет, то есть с того момента, как пошел в школу и стал относительно самостоятельным и при этом всегда и во всем отдает предпочтение этому цвету – вам нужно внимательно присмотреться к нему.
  3. Возможно, у него есть проблемы в школе, возможно, его обижают, но он вам не говорит, возможно, причина кроется даже в отношениях внутри семьи – вы как заботливый и любящий родитель обязаны выяснить это и помочь своему ребенку.
  4. Действительно обеспокоиться состоянием ребенка нужно тогда, когда после каких-либо пережитых травм психологического характера чадо берется рисовать все только черным цветом. Это значит не что иное, как то, что маленький человечек находится в отчаянье и депрессии. В таком случае вам необходимо срочно обратиться за помощью к специалистам.

Зеленый

Если в рисунках ребенка много зеленого цвета, особенно темно-зеленого оттенка, то вам стоит уделять ему больше внимания. Темно-зеленый цвет, по мнению детских психологов, говорит о недостатке заботы и любви

Внимательно следите за тем, чтобы ребенок не закрылся в себе, играйте с ним, поощряйте его инициативу, проявляйте внимание, пусть он почувствует себя раскрепощённее, станет более открытым к окружающим людям

Если преобладает сине-зеленый оттенок, то следует меньше давить на ребенка, потому что этот оттенок говорит о напряжении, возможно, на нем лежит большая ответственность, от него требуют многого, например успехов в учебе, спортивных достижений, которые ему не даются, может быть, он недавно пережил стресс. Среди взрослых людей, по преимуществу, этот цвет выбирают люди, несущие огромную ответственность и занимающие высокую должность. Детям, предпочитающим сине-зеленый оттенок, необходимо немного свободы действий, чаще хвалите ребенка — пусть он проявит инициативу и интерес. Тогда его рисунки окрасятся в яркие и солнечные оттенки.

Мнение психолога

Каждый детский рисунок, как и его автор, уникальны и неповторимы. «Причесывать» всех детей под одну гребенку нельзя. Взрослые должны понимать, что нет на свете цветов хороших и плохих. Это лишь цвета. Значение имеет совокупность факторов

Чтобы понять, почему малыш рисует то или иное, важно знать, в каком настроении он взял в руки карандаши, о чем он думает в момент создания рисунка, как он себя чувствует

Нередко цветовые тесты пытаются проводить в детских садах «умные» и «образованные» психологи с «многочисленными рекомендациями». Была бы моя воля, такие эксперименты я бы запретила на законодательном уровне. Потому что, каждый, кто изучал возрастную психологию в университете, как дважды два знает, что тестировать дошкольников тем же методом Люшера – неинформативно. И уж тем более делать какие-то негативные выводы на основе черно-белого творчества дошкольника!

Видеоконсультацию психолога о том, почему рисунок рисует черным, смотрите ниже:

Единственная допустимая диагностика по рисунку имеет право на существование при подготовке к школе. Школьный психолог может попросить шестилетнего ребенка нарисовать свою семью, например, или себя самого. И вывод будет делать строго ограниченный – умеет ли малыш рисовать пропорционально, и хорошо ли развита у него рука для последующего письма. И никаких тебе «рисует черным – значит, маньяк!».

Если ребенок рисует маму в черном цвете, себя, кота Ваську и соседку тетю Катю и при этом остается жизнелюбивым и позитивным ребенком, любит маму и кота, не боится соседку, ничего страшного, как мы уже выяснили, нет. Просто так ему больше нравится. Но если у крохи конфликт с кем-то из членов семьи, и изображать черным он начинает именно этого человека, стоит обратиться за консультацией к детскому психологу или арт-терапевту.

Как выяснить, что ребенок имел в виду, создавая черную картину? Да очень просто. Детально расспросите его о сюжете рисунка. Выясните, кто, почему и зачем изображены на ней. Задавайте наводящие вопросы, чтобы чадо смогло более конкретно сформулировать мысли. И если ребенок сумеет рассказать, то по поводу бессознательного выбора черной краски переживать не стоит.

Впрочем, если малыш начал рисовать черным после какого-то стресса, не спешите записывать его в число депрессивных, страдающих людей. Рисунок для ребенка — способ выхода внутренней энергии. Не исключено, что по прошествии нескольких дней гамма изменится на более яркую. Если «темный период» в творчестве затянулся, и появились физические признаки неблагополучия малыша, проконсультируйтесь со специалистами. Они с помощью дополнительных методик смогут выяснить, что произошло и как помочь юному художнику.

Посмотрите видео, в котором психологом высказано одно из мнений по поводу того, почему ребенок может рисовать черным цветом:

Выбор цвета

Цветовой тест, разработанный доктором Максом Люшером,- это метод диагностики психофизического состояния человека. Он основан на цветовых предпочтениях. По тому, какой цвет выбирает испытуемый в качестве любимого, можно определить уровень его стрессоустойчивости, психическое состояние в этот момент жизни, активность, способность налаживать контакты и даже предпочтения в профессиональной ориентации.

Рисунки ребенка могут многое рассказать о его психоэмоциональном состоянии

Макс Люшер, безусловно, выдающийся психолог, и придуманный им тест сегодня – один из наиболее важных для профессионального тестирования военных, сотрудников полиции и т.д. Но вот применим ли он к детям? Насколько достоверными будут результаты, если по методу доктора Люшера анализировать детский рисунок?

Начнем с того, что дети видят мир несколько иначе. Новорожденный вообще не различает цветов, воспринимает лишь контрастные сочетания – черное — белое, например. От 6 недель до 2 месяцев от роду кроха начинает видеть очертания предметов и свой первый цвет — красный. Постепенно он становится способен воспринимать и другие яркие цвета. К 3 годам малыш прекрасно различает синий, зеленый, желтый, в 3,5 года – черный, серый, коричневый.

Поэтому рисование черной краской до определенной поры не должно настораживать родителей и вызывать у них опасения. А тест Люшера к рисункам малышей практически неприменим. Психологи рекомендуют начинать цветовое тестирование к 8 годам. Ведь окончательное «цветное видение» окружающего мира у ребенка формируется примерно в 8-10 лет.

Не ложися на краю!

В период между 2 и 2,5 годами ребенок делает следующий шаг: он обнаруживает, что лист бумаги имеет края. Если раньше рука с карандашом могла легко выехать за пределы листа, то теперь ребенок начинает реагировать на его края (вспомним колыбельные и сказки, где за краем леса начинается совсем другая жизнь).

Приближаясь к ним, линии каракулей следуют вдоль краев листа, огибают его углы, стремятся вернуться внутрь листа. Край является одним из первых психологически прочувствованных понятий для маленького ребенка, он разделяет комфортный домашний мир и мир внешний, в который ему пока ходу нет. Ребенок уже учитывает границы ситуации, в которой разворачиваются его действия.

Черный цвет в рисунках ребенка дошкольника: значение в психологии (дать ссылку на статью)

Черный цвет самый грустный из всех возможных цветов. Нужно ли паниковать, если рисунки ваших детей черно-белые? Иногда дети выбирают такой стиль рисования лишь потому, что так легче и проще передать форму рисованных предметов, животных и людей. Насторожить должны лишь те рисунки, в которых наблюдается выраженная агрессия или обида к окружающему миру. Психологи считают, что этот цвет может быть выбран ребенком в подавленном эмоциональном состоянии.


Грустный детский рисунок

В таких случаях родителям нужно попытаться понять причины подавленного настроения детей. Иногда, своими рисунками дети сами дают подсказки своим родителям.


Рисунок с призывом о помощи

Если дети рисуют страшные, с точки зрения родителей картинки черным карандашом, у родителей возникает вопрос: все ли в порядке со здоровьем малыша? Прежде, чем обращаться за помощью к психотерапевтам, определите, видит ли ребенок ваш испуг и растерянность, когда вы рассматриваете эти картинки? Дело в том, что дети умеют читать по выражению вашего лица ваши внутренние переживания. И если ваш испуг понравился малышу, он может сознательно продолжать рисовать такие картинки с целью напугать своих родителей.


Черно-белые детские рисунки

Обычно к помощи психотерапевтов родители обращаются тогда, когда сами они чувствуют беспомощность в решении проблем с воспитанием малыша. Таким образом, свою работу по воспитанию детей они перекладывают на плечи других людей.

ВИДЕО: Работа психолога в детском саду

Как в домашних условиях определить эмоциональное настроение ребенка?

Попросите малыша нарисовать слона. Если малыш нарисует его черным и серым карандашом — значит сегодня его настроение грустное.


Серый слон

Если слон получится разноцветным — малыш весел и может в своем воображении серые будни сделать праздничными.


Разноцветный слон

Но, даже в дошкольном возрасте некоторые дети способны логически мыслить и выстраивать логические цепочки. И они могут быть такими:

  1. Слон на картинке и в зоопарке серый.
  2. Если нарисовать слона другим цветом — это будет уже не слон.
  3. Значит слона нужно рисовать черным и серым карандашом.

В итоге слон на картинке будет серым независимо от настроения ребенка. Картинки, нарисованные малышом, отражают его внутренний мир. Если ваш малыш любит рисовать яркие, интересные пейзажи, натюрморты или портреты — это говорит о его богатом внутреннем мире

И неважно, какие краски или карандаши он выбрал для этой цели. Больше про значение черного цвета на рисунках малышей можно прочитать в этой статье

Расположение цвета на рисунке

Во время интерпретации детского рисунка важно обратить внимание на локализацию и количество черного цвета в работе. К основным вариантам изображения относятся:

  • Выделение определенного мрачного объекта на красочном фоне или без него. Такой сюжет говорит о том, что малыш ощущает проблему и старается отделить ее от себя. Если предмет расположен не в центре, а сбоку, значит маленький творец успешен в своем начинании и в силах справиться со страхом, неуверенностью или угрозой.
  • Рисунок, выполненный полностью в смоляных и угольных оттенках, занимающих все пространство листа – показатель того, что ребенок охвачен состоянием страха, депрессии и отчаяния. Малышу трудно самостоятельно справиться с ситуацией и требуется помощь близких людей.
  • Черным закрашена часть рисунка, с нанесенным ранее другим цветом. Есть три причины, почему художник так поступил:
  1. ребенок хочет спрятать нарисованное;
  2. он устал и хочет поскорее завершить работу;
  3. ему не нравится то, что у него получилось.
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий