До какого возраста дети считаются новорожденными

2.1. Границы периода новорожденности

Новорожденность
– это кратковременный период особых
физиологических состояний, отражающих
процесс приспособления ребенка к новым
условиям среды (установление легочного
дыхания, замена внутриутробного
кровообращения внеутробным, начало
функционирования пищеварительных
органов, появление самостоятельной
терморегуляции и др.). Вопрос же о границах
новорождённости постоянно дискутируется.
Физиологи на основе отпадения пуповины,
аблитерации баталова протока и пупочной
вены, набору первоначальной массы тела
и подобных признаков называют верхней
границей 6-7-й, 10-й, 20-21-й день и т.д.
Физиологически этот период длится около
трех не­дель, и незаметно, без резкой
грани ребенок переходит ко второму
младенческому периода.

Физиологические
и психологические критерии возраста
могут и совпадать. В психологии верхняя
граница новорождённости попадает на
конец первого—начало второго месяца
жизни, когда наступает поворот в
психическом развитии, связанный с
изменением социальной ситуации развития.
Этот поворот связан с появлением
комплекса
оживления
»,
т.е.
с первой специфической реакцией ребенка
на человека, которая включает в себя 4
ком­понента:

1)
улыбка:
первые
улыбки могут фиксироваться на 1-ой неделе
2-го месяца жизни. В опытах М. И. Лисиной
установлено, что с возрастом улыбка
ребенка меняется. Первые улыбки легкие,
с растягиванием рта, но без размыкания
губ. Постепенно ребе­нок начинает
улыбаться спокойно, с серьезной спокойной
мимикой. В развитом «комплексе оживления»
улыбка оживлен­ная, широкая, с
открыванием рта и с оживленной мимикой;

2)
вокализации:
ребенок
гулит, гукает, лепечет, вскрикивает
на­встречу взрослому;

3)
зрительное
сосредоточение

на лице взрослого;

4)
двигательные
реакции,
оживление:
открывается «комплекс оживления»
поворачиванием головки, скашиванием
глазок на взрослого, слабыми движениями
ручек и ножек. Постепенно ребенок
начинает вскидывать ручки, сгибать ноги
в коленях, поворачивается на бок с
выгибанием спинки. В развитом ком­плексе
отмечаются энергичные повторные прогибы
спинки с упором затылком и пятками
(«мостики») со столь же энергич­ным
выпрямлением, а также шагающие движения
ножками, вскидывание, размахивание и
опускание ручек.

«Комплекс
оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка;
2) улыб­ка + гуление; 3) улыбка + вокализации
+ двигательное оживление (к 3 месяцам).
Кроме того, начало «комплекса оживления»
связано с генерализованным привлечением
любого
взрослого,
конец характе­ризуется появлением
избирательного общения.

43.Познавательное развитие младенца.

Воспр-е:
1.разв-ся
зрител сосредоточ-е. 2.восприн-ся
объекты в целом. 3.на
разв-е воспр-я влияет окр обстановка.
4.повышена
чувст-ть сенсорного воспр-я. Вним-е:
1)первонач-но
выступ как р-ция сосредоточ-я. 2)появл-е
св-в вним-я способств зарожд-ю более
сложн форм повед-я. 3)сосредоточ-е
влечет за собой разв-е познават-ного
отнош-я к окр-му. Память:
а)функционир
«внутри» ощущ-й и восприятий. б)появл
в форме запечатления, узнавания. в)к
кон 1г склад-ся предпосылки для разв-я
словесной памяти. г)сначала
разв-ся двигател, эмоцион и образная
память. Познавател
разв-е младенца: 3мес
зрител
ориентировоч р-ции
(возн
р-ция сосредоточ-я на игрушки и на лице
взр). 5месзрител
ориентировоч р-ции
(отличает
близких от чужих), слухов
ориентировоч р-ции
(отличает
голос матери, различает ласковую и
строгую интонацию). 9-11мес–слухов
ориентир р-ции(плясовые движ-я под
плясовую музыку). 12мес–зрител
ориентир р-ции(различ предметы по форме,
узнает на фотогр знакомого взр и мать).

Диада «мать-дитя»

Несмотря на отделение после родов ребенка от матери, в психологии продолжают рассматривать их как единый организм – диада «мать дитя». Жизнь ребенка находится в руках матери или замещающего ее близкого взрослого. Через значимого взрослого ребенок удовлетворяет свои потребности, знакомится с собой, выстраивает представление о себе и мире; делает первые попытки понять и оценить свои состояния.

Попытки отделиться от матери и выстроить свой мир начнутся примерно в 10-14 месяцев. Пока же мама – индикатор его состояния и окружающей обстановки. Если близкий взрослый улыбается, гладит ребенка, прижимает, мило с ним беседует, то малыш делает вывод: «У меня все хорошо». Если ребенок слышит в свою сторону негативный тон, чувствует возбуждение и негативное напряжение матери, тревожность, или его игнорируют, то формируется противоположная установка: «У меня все плохо, мир не безопасен». Позже если ситуация не изменится, установка трансформируется в «я плохой».

Кормление

Грудное молоко — настоящий эликсир здоровья для ребёнка.

Шансы успешно выкормить ребёнка грудью у женщины существенно повышаются при совокупности условий:

  • психологической настроенности самой матери. Ей следует знать, что даже самая адаптированная смесь значительно уступает по качеству и многообразию составляющих материнскому молоку. Достаточно только учесть наличие ферментов, антител, клеток иммунной системы и гормонов;
  • помощи медперсонала роддома, в силах которых обеспечить круглосуточное пребывание матери с ребёнком, помощь при прикладывании к груди, объяснение техники кормления;
  • отказ от устройств, имитирующих материнскую грудь (пустышек, бутылочек), дополнительного питья без медицинских показаний;
  • кормлении по требованию без соблюдения часовых интервалов;
  • в случае, когда ребёнок не находится вместе с матерью, нужно как можно раньше начинать сцеживание молока;
  • если нужен докорм или есть запрет на прикладывание ребёнка к груди, нужно использовать вместо сосок специальные ложечки, шприцы, систему дополнительного кормления. Последняя даёт возможность ребёнку одновременно сосать грудь, стимулируя лактацию у матери, и получать кормление из бутылочки.

Если же естественное вскармливание невозможно, то для кормления должны применяться специальные адаптированные смеси. Смесь подбирает врач, который учитывает индивидуальные особенности ребёнка.

Правила приготовления смеси:

  1. Точно следовать инструкции по соотношению воды и смеси.
  2. Использовать чистую кипячёную воду и стерилизованную посуду.
  3. Готовить смесь на один раз, непосредственно перед кормлением.
  4. Смесь должна быть тёплой, температура 36-37 градусов.

Вопрос 4: «Комплекс оживления» как новообразование кризиса новорожденности

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «Комплекс оживления». Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении.

КО проявляется в виде следующих реакций:

  • Общее моторное возбуждение при приближении взрослого
  • Использование плача, крика для привлечения к себе внимания
  • Обильные вокализации при общении с матерью
  • Реакция улыбки.

А становление потребности в общении означает, что он в своем развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности, начинается младенчество. Таким образом, КО служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления — основным критерием нормальности психического развития. КО раньше появляется у тех детей, матери которых не только удовлетворяют их витальные потребности, но и общаются с ними, играют.

Литература

  1. Национальное руководство по неонатологии. Издательство «Геотар-медиа», 2008 г.
  2. Т. В. Капитан, «Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми». Издательство «Медпресс», 2006 г.
  3. Н. П. Шабалов, «Неонатология», издательство «Медпресс» 2006 г.
  4. А. К. Ткаченко «Неонатология». Издательство ≪Вышэйшая школа≫, 2009 г.
  5. Т. А. Романова «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЁННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ», Белгородский государственный национальный исследовательский университет УДК 616.95-053.31.
  6. В. Ф. Учайкин, «Руководство по клинической вакцинологии», издательство «Геотар-медиа», 2006 г.

2.2. Рефлексы новорожденного

Ребенок
рождается более беспомощным, чем детеныши
высоко­развитых животных. К моменту
рождения он обладает лишь системами
наследственно закрепленных механизмов
— безусловных рефлексов,
облегчающими
приспособление к новым условиям жизни.
Эти системы включают множество частных
рефлексов.

В
наибольшей мере к рождению складывается
система пищевых
рефлексов
механизм
сосания и ориентировочно-пищевых
рефлексов, которые легко вызываются
прикосновением к уголкам губ и слизистой
оболочке языка ребенка. Во время сосания
материнской груди все остальные движения
и реакции тормозятся (реакция
пищевого сосредоточения
»).
В
терминах И.П. Павлова — это безусловный
рефлекс, который выражается в наилучшей
установке воспринимающего органа на
раз­дражитель, полном или частичном
торможении других движений и приведение
в действие механизма сосания. Сосательный
рефлекс актуализируется у новорождённого
всегда, когда какой-либо предмет попадает
в рот (соска, палец, кончик подушки). К
ориентировочно-пищевым
рефлексам можно отнести поиск губами
груди при прикосновении чем-либо к губам
и щеке.

Прирожденными
являются и реакции
со слухового лабиринта,
которые
отмечаются уже на 9-й день: при покачивании
ребенок пре­кращает крик, его движения
тормозятся (возникает «лабиринтное
(слу­ховое) сосредоточение»).
Издавна
введенные человечеством соска
и люлька (колыбель)
используются
благодаря пищевому и лабиринтному
сосредоточению для успокаивания ребенка,
т.е. тор­можения его криков и двигательного
беспокойства.

Наблюдаются
у ребенка и некоторые врожденные защитные
реф­лексы:
он
кашляет, чихает, удаляя помехи для
дыхания; моргает, если в глаз что-то
попало; жмурится от яркого света. Но на
большин­ство внешних раздражителей
новорождённый отвечает одинаково:
вздра­гивает, беспокойно двигает
ручками и ножками, тоненько кричит,
сморщив личико.

У
новорождённого зафиксирован зрачковый
рефлекс

зажмуривание от яркого света и
поворачивание головки и глазок к мягкому
свету: в солнечный день в комнатах
родильных домов все головки повернуты
к окнам, а если в сумерках медленно
водить перед глазка­ми новорождённого
зажженную свечу, то глаза начинают
двигаться вслед за ней.

У
новорождённого отмечается и ряд
атавистических
рефлексов,
находящихся
в филогенетической связи с рефлексами
высших живот­ных. Так, если вложить в
руки новорождённому палец или другой
про­долговатый предмет, он так крепко
схватывает его, что ребенка можно поднять
на этом предмете и удержать в воздухе
около минуты. Одно-двухнедельный ребенок
может повиснуть на шнурке, схваченном
двумя руками. Он может цепляться за
шнурок и ножками, хотя и не так крепко.
У новорождённых зафиксирована реакция
Моро
(обхватываю­щий
рефлекс), возникающая в результате
сотрясения головы ребенка (если слегка
шлепнуть по подушечке или встряхнуть
ее), причем ручки и ножки симметрично
расходятся и смыкаются в виде арки.

Другой
рефлекс состоит в своеобразном «ползании»
ребенка, отталкивании ножками от
приставленной к ним опоре. Если положить
ребенка животом вниз и приложить ладонь
или дощечку к подошвам ног, он оттолкнется
и продвинется немного вперед. Двигая
ладонь, можно заставить ребенка проползти
небольшое расстояние. Так же выглядит
и рефлекс «автоматической
ходьбы
»:
если держать ребенка ножками на коленях,
то он может делать переступательные
движения. Наконец, широко известен
рефлекс
плавания
:
попав в воду, ново­рождённый начинает
делать плавательные движения. Любопытной
чертой новорождённого является то, что
он часто открывает глаза, когда его
поднимают и придают вертикальное
поло­жение — это явление называют
«эффектом
кукольных глаз
».
К 1— 1,5 мес чувствительность к свету
значительно снижается.

Новорождённость
является единственным периодом в жизни
че­ловека, когда еще можно наблюдать
в чистом виде проявления врож­денных,
инстинктивных форм поведения, направленных
на удовлет­ворение органических
потребностей (в кислороде, пище, тепле).
Эти органические потребности не могут,
однако, составить основу пси­хического
развития — они только обеспечивают
выживание ребенка.

Как и что видят новорожденные малыши?

Научно доказано, что новорожденный ребенок способен видеть, ведь эта функция человеческого организма является врожденной и формируется еще в утробе матери. Другой вопрос состоит в том, насколько хорошо развит зрительный орган. Сразу после того, когда ребенок начинает видеть, все предметы и люди вокруг ему кажутся расплывчатыми. Это легко объяснимо, ведь так зрение постепенно адаптируется к новой среде жизнедеятельности и перестраивается.

Точно можно сказать, что ребенок после родов хорошо различает свет и тьму. Он сильно щурится, если на него направлен источник яркого света, и приоткрывает глаза во тьме и полутьме. Это также легко объяснить, ведь даже взрослому человеку сложно привыкнуть к яркому свету после пребывания во тьме. Ребенок в утробе матери находится именно в полутьме, а рождается, как правило, в родовом зале, где яркий свет и лампы.

Хотя бывают и такие случаи, когда первые минуты после рождения малыш может проводить с широко открытыми глазами, и кажется, что он наблюдает за всем происходящим вокруг и не отводит глаз от своей мамы.

На протяжении около 2 недель после рождения малыш может останавливать взгляд на предмете лишь на 3-4 секунды.

Лицо и волосы новорожденного

1) Глаза у новорожденных малышей в первый день жизни обычно закрыты, поэтому тяжело их рассмотреть.

2) Нос у младенца крохотный, а носовые ходы – узкие, слизистая оболочка в носу – нежная, поэтому требует особого ухода.

3) Слезные железы еще не полностью развиты, поэтому в период новорожденности ребенок плачет, но слезы не выделяются.

4) Большинство детей рождаются с волосами темного цвета, которые чаще всего стираются, и появляется постоянный волосяной покров. Есть дети, которые рождаются совсем лысыми.

5) Кожа младенца очень нежная и чувствительная. Роговой слой – тонкий. Цвет кожи в первые минуты после рождения – бледный с синеватым оттенком, тогда как немного позже кожный покров становится розового и даже красноватого оттенка.

Как делать воздушные и солнечные ванны новорожденному

Ни один человек, а грудные дети в особенности, не может обойтись без свежего воздуха и солнечного света. Гулять с младенцем начинают на следующий день после выписки из роддома, если температура воздуха не ниже -5 °С, начиная с 15-20 минут 2 раза в день. К месячному возрасту длительность прогулки доводят до 45-60 минут или гуляют с малышом 2 раза в день по 30 минут. Дети 3-6 месяцев нуждаются в более длительном пребывании на свежем воздухе — до 4-6 часов, разделенных на 2 прогулки, причем малыш в состоянии спокойно переносить температуру окружающего воздуха до —12 °С. К году ребенок должен гулять 6-10 часов в день.

Нужды новорожденным и воздушные ванны: в холодное время года их проводят в хорошо проветренном помещении, имеющем температуру воздуха +18…+20 ᵒС, в теплой время — при открытых окнах или на свежем воздухе. Малыша разворачивают и оставляют полежать раздетым 1-3 минуты, постепенно увеличивая время ванны до 15-20 минут. В этот момент малышу можно сделать массаж или заняться с ним гимнастикой. А как делать воздушные ванны новорожденным второго полугодия жизни? Таким малышам требуется проводить воздушные ванны 2 раза в день по 15 минут.

В первые дни после появления на свет солнечные ванны новорожденным не рекомендуются, лишь начиная с 3-4-месячного возраста ребенка (если нет противопоказаний) можно выносить «позагорать» в тенечке на 2-10 минут при условии, что температура окружающего воздуха не ниже 23 °С. К годовалому возрасту продолжительность солнечных ванн может быть постепенно увеличена до 20 минут. Кстати, прекрасный способ закаливания — обливание ребенка после солнечной ванны водой: в 3-6 месяцев с температурой 35-36 ᵒС, 6—12 месяцев— 19-20 °С

Но проводить подобные процедуры нужно с большой осторожностью: недопустимо появление «гусиной кожи» и тем более — дрожи

Статья прочитана 17 289 раз(a).

41.Развитие новорожденного ребенка.

Гл приобрет-е–реакция
сосредоточения. Осн
компоненты-сроки
:
*пищевое
сосредоточение
–сразу
после рожд-я; *слуховое
сосредоточ-е
–возн
после 9 дня жизни; *зрительное
сосредоточ-е
–к
кон 1 мес жизни. Развитие
новорожд реб
:
10днейзрительные
ориентировочные р-ции
:удерж
в поле зрения движущийся предмет; 20дней
зрительные
ориентиров р-ции
:
удерж в поле зрения непожвиж предмет,
слуховые
ориентиров р-ции
:
слуховое сосредоточ-е в теч 10-15сек.
1месзрительные
ориентиров р-ции
:
плавное прослеж-е движущ предмета,
слуховые
ориентир р-ции
:
издает отдельные звуки в ответ на
разговор с ним, моторное
разв-е
: лежа
на животе пытается поднимать голову.
2месзрител
ориентиров р-ции
:длител
зрител сосредоточ-е, слуховые
ориентир р-ции:
ищущие
повороты головы при длительном звуке.
Социальная
улыбка
–важнейш
новообраз-е кризисного периода новорожд-ти
в ответ на обращ-е взр(1-я нед 2-го месс).
Комплекс
оживления
–особая
эмоц-двигательн р-ция, обращен ко взр.
Вкл 3 компонен:
1.улыбка–широкая,
оживленная; 2.вокализация–лепечет,
вскрикивает; 3.двигетел
р-ции
.
Комплекс оживления служит границей
критичес периода новорожд-ти и показателем
перехода к мледенчеству. К
6-ти месс распадается
:
*улыбка→мимика,
*гуление→речь,
*двигател
р-ции
→хватание.

Какой кал и моча у новорожденных

Многих мам интересует, какой кал у новорожденных в ранний неонатальный период и какая у младенцев моча. Первородный кал представляет собой содержимое пищеварительного тракта, перемешанное с проглоченными околоплодными водами. Это густая масса темно-зеленого цвета, называемая меконием. В последующий период новорожденности, при развитии ребенка меконий постепенно переходит в обычный стул новорожденного ребенка — желтовато-золотистый кашицеобразны я кал, выделяющийся несколько раз в сутки.

В первую неделю жизни в связи с адаптацией к новым условиям жизни ребенок нуждается в специальном уходе, особых гигиенических условиях, чтобы предупредить заболевания, которые могут возникнуть в этот период.

Одна из характерных анатомо-физиологических особенностей периода новорожденности – 4-5 мочеиспусканий в первые сутки и более частое мочеотделение к концу первой недели жизни. Какая моча у новорожденного в ранний неонатальный период? В первые дни у младенца с мочой выделяется белок. В просвете мочевых канальцев может откладываться мочевая кислота (мочекислый инфаркт); в таких случаях моча окрашена более ярко, имеет желтовато-коричневый цвет, на пеленках остаются коричневые пятна с осадком в виде песка. К концу первой недели эти изменения проходят самопроизвольно.

Что такое неонатальный период?

Неонатальный период или период новорождённости, является самым первым этапом самостоятельной жизни ребёнка. Ему предшествуют антенатальный и интранатальный периоды. Антенатальным периодом называют время от момента зачатия до момента родов, а интранатальный – самый короткий из всех трёх периодов, но не менее значимый для здоровья. Он начинается с появления родовой деятельности и заканчивается появлением ребёнка на свет.

Общая характеристика новорождённости:

  • наличие транзиторных состояний;
  • начало жизни в принципиально новых условиях, отличных от внутриутробных;
  • начало функционирования новых систем органов;
  • переход на принципиально новый тип питания;
  • смена типа обмена веществ.

И всё это происходит в пределах одного месяца.

Итак, до какого возраста ребёнок считается новорождённым? Период новорождённости включает в себя время от момента появления на свет ребёнка до 28 дня жизни включительно.

Периоды развития ребенка

Первым делом, стоит знать, что выделяются две большие группы: пренатальный, постнатальный периоды развития. С самого момента зачатия малыш постоянно развивается, растет, приобретает новые навыки и возможности. Принято разделять некоторые периоды, которые имеют свою особую характеристику. Об этом мы вам и предлагаем поговорить.

Сейчас стоит уточнить, что такое пренатальный, постнатальный период ребенка. Пренатальный период развития – это те самые изменения, происходящие в организме малыша, когда он еще не родился на свет. Постнатальный период развития мы уже наблюдаем после рождения крохи. Мы видим как он развивается, растет, учится и так далее.

Сущность и основные характеристики периода новорожденности

Неонатальный период – это такой промежуток времени, когда младенец отделен от матери физически, но физиологическая связь очень сильна.

Характеристика периода новорожденности малыша имеет ряд особенностей:

– неполная зрелость систем и органов новорожденного младенца;

– значительная незрелость центральной нервной системы;

– изменения функционального, биохимического и морфологического характера;

– функциональная подвижность водного обмена;

– организм новорожденного малыша сильно подвержен воздействию внешних факторов (даже незначительные изменения могут привести к серьезным нарушениям, а физиологические процессы перетекают в патологические).

Период новорожденности характеризуется тем, что малыш практически постоянно спит. Окружение лаской, заботой, удовлетворение потребностей в еде, питье и сне взрослыми помогают выжить младенцу.

Данный период также является адаптационным к новым незнакомым условиям жизни:

– постепенно малыш начинает меньше спать, а больше бодрствовать;

– развиваются зрительная и слуховая системы;

– развиваются первые условные рефлексы (к примеру, если малыш лег на колени к матери, он знает, что нужно открыть ротик и повернуть голову).

Характеристика новорождённого ребёнка

На свет дети могут появляться:

  • доношенными (после беременности сроком от 37 до 42 недель);
  • недоношенными (при разрешении беременности раньше 37 полных недель);
  • переношенными (срок беременности затягивается дольше 42 недель).

Также новорождённые рождаются:

  • зрелыми (они быстро приспосабливаются к новым условиям);
  • незрелыми (их период адаптации сопряжён с трудностями).

Зрелыми чаще всего бывают доношенные дети, а незрелыми — недоношенные. Но бывают и исключения.

Идеальный зрелый доношенный ребёнок имеет:

  • массу тела от 2600 до 5000 грамм;
  • длину тела от 48 до 54 см;
  • громкий крик;
  • хорошо выраженные рефлексы новорождённого;
  • хороший аппетит и сосание;
  • физиологическую сгибательную позу, что говорит о хорошем мышечном тонусе;
  • хорошую двигательную реакцию на внешние раздражители;
  • способность удерживать постоянную температуру тела при адекватном микроклимате внешней среды.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий