Педагогический прикорм при грудном вскармливании

Основные стороны педагогического вскармливания

Естественное знакомство малыша со взрослой пищей показывает малышу, что принятие пищи является важным для его родителей и его вовлекают в этот процесс без малейшего игнорирования. Безопасные маленькие порции, выданные ребенку, учат его есть безопасно, а поступление в желудок позволяет привыкнуть к перевариванию малознакомых продуктов. Педприкорм гармонично переводит малыша на взрослые продукты, при этом не возникает сложностей, а после 9–10 месяцев ребенок сможет полноценно есть с общего стола, а мама может отлучиться и заняться делами.

Как проходит начало педагогического прикорма

Желательно новые продукты вводить постепенно, начиная с тех, что входят в одну группу, и не перебарщивать с их порциями. Переносимость будет видна в течение 4–5 суток, после этого можно прибавить продукт из той же категории, а количество прикорма нужно увеличивать по капле. Продукты следующей разновидности дают на пробу через полмесяца в зависимости от переносимости прошлого вида. Постепенно следует прийти к такой схеме, что грудничок будет получать прикорм 4 раза в сутки, а материнское молоко дается только перед дневным сном. Процесс привыкания идет по такому направлению:

  • малыш пробует интересующую еду из маминой порции, затем порции увеличиваются, и он уже ест определенное количество пищи;
  • специальную детскую еду не готовят, пользуются привычным рационом;
  • первоначальные порции сравнимы по размеру с небольшим рисовым зернышком, они слегка перевариваются в кишечнике или выходят в неизменном виде, но для них в маленьком организме уже вырабатываются ферменты, продукт с каждым разом усваивается лучше, и дозу увеличивают.

Положительные стороны педагогического прикорма

Мама не волнуется, что ее грудничок не сможет питаться привычной для нее едой, так как она сама его к этому приучает:

мама с помощью продуктов из различных групп может корректировать работу кишечника и желудка, овощи слабят, каши загущают кал;
четко прослеживается связь вскармливания определенным продуктом и аллергической реакции, рекомендуется вести соответствующие записи, удобнее это делать в вид таблицы;
можно устроить здоровое питание по сравнению с баночками и пачками готового детского питания в магазине;
постепенное отлучение от груди без ущерба для грудничка;
ребенок становится полноценным едоком, он самостоятельно держит столовые приборы и учится поведению за столом;
у приученных к педприкорму ребят нет проблем с аппетитом, его не нужно уговаривать, так как любую пищу на столе он может попробовать самостоятельно и решить есть ее или нет;
по-прежнему сохраняется кормление грудью, что важно в момент введения прикорма;
уже к 9–10 месяцам малыш без проблем остается без мамы, это не отражается на его рационе.

Педагогический прикорм и отрицательные моменты

Иногда ребенку не нравится определенная пища, поэтому не следует ее вталкивать насильно, это приведет к негативному восприятию всего процесса еды за столом со взрослыми. Что еще следует предусмотреть:

  • пища в виде пюре остается на стенках кишечника и замедляет пищеварение;
  • некоторые дети в первое время не воспринимают кусочки пищи, у них может срабатывать рвотный позыв или они просто выталкивают мелкие частички продуктов изо рта, но маму особо это не должно волновать, нужно терпение;
  • некоторые мамы добавляют одновременно много продуктов за один раз, поэтому определить аллерген в случае возникновения диатеза бывает трудно;
  • по условиям проведения прикорма ребенку вначале разрешается вести себя по-детски, размазывать пищу в руках и пачкаться;
  • если родители питаются не совсем здоровой пищей, то для введения педприкорма им следует поменять привычки, что иногда обременительно в материальном и моральном плане.

И другие вопросы о педприкорме

Разрешать ли игры с едой (крошить хлеб, размазывать по столу содержимое тарелки)?

Желательно пресекать. Почему ребенок крошит хлеб – возможно, вы дали ему слишком большой кусок. До года в качестве педприкорма дают еды ровно столько, сколько ребенок способен съесть за один прием пищи. Если малыш играет – значит, он не голоден. Еда должна быть в тарелке или в руке, еда – не игрушка. Впрочем, некоторые считают, что и размазывать можно, и кусочничать на полу, и такая точка зрения есть.

Как быть, если на столе бывают неполезные продукты?

Либо вы принимаете идею педприкорма – либо нет. Если да, то с этого дня вы готовите только здоровую еду. К неполезной еде не относятся молочные каши или домашние блины. Не страшно, если ребенок раз-два в неделю попробует что-то совсем не полезное в микродозе. Главное, чтобы это не вошло в привычку, и вредные вещества не накапливались в организме. Педприкорм не означает, что ребенку дают пробовать колбасу, шоколад, чипсы и алкоголь

Но если маме важно съесть шоколадку на десерт, она дает и ребенку попробовать

Нужно ли допаивать с введением педприкорма?

В таких же ознакомительных дозах. Если мама пьет чай, компот или сок, она может познакомить ребенка со своим питьем, но оно должно быть некрепким (разведенным).

Пища выходит в непереваренном виде – это нормально?

Это нормально. Кишечник тренируется, достаточное количество ферментов вырабатывается только к полутора годам, а то и позже. Не закармливайте ребенка, введение педприкорма не означает, что к году ваше сокровище обязано кушать взрослую еду тарелками. Педприкорм – это такое же знакомство с едой, как и педиатрический прикорм, а не полноценная еда. В нем нет строгих правил, отсчитывания граммов. Сколько съел, столько и съел, но желательно выдавать не более 150 г любой пищи за один раз с девяти месяцев до года, до девяти месяцев ребенок питается только микродозами, постепенно увеличивающимися.

Нужно ли искать какие-то особенные продукты?

Нет. Готовьте из привычных продуктов. В этой статье содержатся советы, как удалить из овощей «нитратные» части: http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=2776

Как быть с тем, что обычные блюда не содержат достаточное количество витаминов и микроэлементов, которое нужно ребенку, ведь детское питание дополнительно обогащается ими?

Грудное молоко до года (и более) полностью покрывает потребности ребенка в полезных веществах, а после года дети, привыкшие к педприкорму, легко потребляют пищу в достаточном объеме.

Нужно ли отменять в блюдах соль, сахар, молоко?

Нет. Если мама употребляет эти продукты, они все равно попадают ребенку через грудное молоко, и он должен привыкнуть к ним.

Не рано ли давать 6-месячному малышу блины, борщ, взрослый творог, пусть даже и в микродозах? Как-то это странно, а?

Все, чем питается мама, отражается на грудном молоке – следовательно, ребенок с рождения уже попробовал всю ее пищу, ему осталось только научиться пережевывать ее и усваивать в плотном виде. Все микродозы на начальном этапе обязательно запиваются грудным молоком. И микродозы – это действительно МИКРО, они крайне малы. Нет цели накормить, цель –  мягкая адаптация.

Можно ли давать вчерашнюю еду?

Да. Маме не следует усложнять себе жизнь с вводом прикорма. Если она иногда сама ест вчерашнюю пищу, значит, ребенок тоже будет ее пробовать.

Можно ли начинать педприкорм позже?

Наилучшее время для педприкорма – это период возникновения пищевого интереса, по нему и нужно ориентироваться. Для стимула ребенка берут за стол с 3-4 месяцев, он наблюдает, как принимают пищу взрослые.

Ребенок сразу полюбил творог. Можно дать его побольше?

Нет, нельзя

Нужно переключить внимание на другой продукт

Нужно давать только кусочки?

Не до фанатизма. Например, овощи в супе желательно размять вилкой.

Педприкорм – это ужасные ограничения, зачем себе усложнять жизнь?

Все мамы, практикующие педприкорм, наоборот признаются, что жизнь стала проще. Они не гоняются за баночками определенной фирмы, не перетирают, не блендерят, и, в конце концов, они никогда не уговаривают ребенка поесть, а это дорогого стоит. Что касается жестких ограничений: как правило, кормящая мама соблюдает диету, не увлекаясь вредными продуктами, а больше ничего не требуется.

На фотографиях: 1. Яночка (мама nade20), 2. Алиса (мама Клюква), 3. Дима (мама Мяу…), 4. Костя (мама Ириша86), 5. Дуся (мама Leda).

Зачем вводить прикорм

Главным назначением педагогического прикорма при грудном вскармливании является постепенное приучение малыша именно к повседневной пище. Конечно, речь не идет о фастфуде, чипсах и газировке. Говоря о традиционной еде, мы имеем в виду такие блюда, как картофельное пюре, блинчики, супы, овощи и фрукты, рыба и мясо, макаронные изделия и т. п.

Однако помимо адаптации ребенка к обычной пище, введение педприкорма приводит к решению некоторых других задач. Так, процесс педагогического прикорма совпадает со временем приема пищи самой мамы, а, значит, малыш будет наблюдать за тем, как взрослые пользуются столовыми приборами и салфетками, как ведут себя за столом. Это приучит кроху к правилам поведения во время еды, и, конечно же, к самостоятельному приему пищи.

Анна, 31 год: Когда появился мой сын, узнала о педагогическом прикорме — и это было счастье. Сын ел то, что ели мы. Готовить отдельно и покупать питание не приходилось. Но самое главное, сын начал кушать самостоятельно твёрдую пищу и пить из чашки раньше сверстников, которым вводили педиатрический прикорм. И проблем с тем, чтобы накормить уже 5-летнего ребёнка у нас нет. Он с удовольствием кушает вместе с нами за общим столом, умеет пользоваться вилкой и ножом.

Педагогический прикорм – что это?

Многие молодые мамы приходят в растерянность от обилия всевозможных рекомендаций и советов, касающихся прикармливания малыша. Взять хотя бы педагогический прикорм при грудном вскармливании. Услышав такое почти научное название, одни мамочки лишь недоуменно пожмут плечами, другие ринуться изучать авторитетные мнения специалистов и их рекомендации. И лишь немногие знают, что эта методика использовалась человечеством чуть ли не с древнейших времен.

Сегодня так называется альтернатива традиционному педиатрическому прикорму. При таком способе прикармливания малыша отпадает необходимость готовить для него специальную, чаще всего, перетертую еду или покупать детское питание в баночках. За счет этого экономится и время, и финансы, а малыш сразу же включается в традиционный семейный уклад, питаясь за одним столом со взрослыми. При этом еще раз подчеркнем, данная методика подходит только тем малышам, которые находятся на грудном вскармливании.

Традиционная схема введения первого прикорма при грудном вскармливании

Таблица первого прикорма при грудном вскармливании по дням

Как видно из данной таблицы, здесь специалисты предлагают начать прикорм с овощей или каш.

По другой схеме первого прикорма при грудном вскармливании вы можете выбрать первыми новыми продуктами для малыша кефир и творог. В таком случае схема питания может быть такой:

  • начните с введения в меню кефира: сначала одну чайную ложечку, затем постепенно увеличивая объем до 180 мл;
  • теперь можно перейти к знакомству с творогом: снова начните с чайной ложки и постепенно доведите объем до полной порции в 30 гр;
  • примерно через пару месяцев (к 8-месячному возрасту) можно вводить молочные каши (их рекомендуется готовить на ужин);
  • годовалому ребенку уже можно дать овощи и фрукты.

Если вы выберете последнюю схему, то по ней можно составить следующее расписание кормлений 8-месячного малыша:

  • первый завтрак: грудное вскармливание или адаптированная смесь;
  • второй завтрак: кефир и творожок (все вместе – примерно 200 мл);
  • обед: грудное вскармливание или адаптированная смесь;
  • полдник: грудное вскармливание или адаптированная смесь;
  • ужин: молочная каша (около 200 мл).

Не забывайте о том, что, предлагая первый прикорм, желательно сразу приучать малыша кушать ложечкой, а не из бутылочки, чтобы ребенок постепенно привыкал формировать новые пищевые навыки и быть самостоятельным.

Малыш отказывается пробовать прикорм: как поступить?

Случается, что ребенок категорически отказывается пробовать прикорм с ложечки, выплевывает еду. Иногда он даже рвет, что вызывает серьезное беспокойство мамы. Специалисты советуют не бояться рвотных рефлексов. Они имеют функциональное происхождение и обычно возникают при затягивании периода кормления грудью.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: кормление ребенка в 7 месяцев: советы

Со вкусами и желаниями малюток нужно считаться, а иногда прибегать к педагогическим хитростям:

  • надо предлагать прикорм после активной прогулки, когда ребенок голоден;
  • учитывать вкусовые пристрастия: одним детям по душе легкое картофельное пюре, другие с большим удовольствием едят йогурты, гречневую кашу;
  • если новое блюдо пришлось не по душе, ребенка кормят любимой едой, а к «отвергнутому» продукту возвращаются через несколько дней;
  • кормить грудничка можно за общим столом, демонстрируя, как с удовольствием кушает вся семья.

Случается, что грудничок отказывается от прикорма когда у него режутся зубки, болит животик. Дети теряют аппетит, подхватив вирусную инфекцию. Ее симптомы (кашель, насморк, температура) проявляются позже, а первым тревожным звоночком как раз становится отсутствие аппетита. Мамочке следует внимательно относиться к любой ситуации, когда малыш не хочет пробовать прикорм. Терпение и забота помогут преодолеть все трудности, ввести в рацион малыша к годику полезные продукты.

Перечень правил, которых необходимо придерживаться при педагогическом прикорме

Ребенок должен кушать вместе со всей семьей за общим столом.
Контроль за тем, как ведет себя малыш на кухне и за столом выполняет мама, она же и устанавливает правила. Никто другой из членов семьи не должен вмешиваться.
Взрослые не должны уговаривать ребенка поесть или подсовывать ему еды побольше
Их задача всего лишь аппетитно поглощать еду, при этом не акцентируя внимание на самом маленьком участнике трапезы.
Грудное молоко должно быть в постоянном доступе для ребенка. Мама может прикладывать малыша, не отрываясь от трапезы.
Ребенок не играется едой или столовыми приборами
Если малыш потерял интерес к пище, его следует просто унести из-за стола.
Пища для крохи не готовится отдельно и уж тем более специально не перетирается в пюре.
Если после малыша остались кусочки еды, мама их молча доедает, тем самым демонстрируя ценность еды. Продукты при малыше не должны выбрасываться.
Объем съедаемой пищи увеличивается постепенно и очень медленно, ориентируясь на запросы малыша.
За столом не должно быть ни каких игрушек или других отвлекающих внимание предметов. То же самое касается различных сказок и плясок в процессе кормления! Ребенок должен сам просить еду! Если не интересно есть, то он отправляется играться в комнату.
Еда не должна быть в свободном доступе для малыша, он ее может получить только от мамы.
Ребенка не кормят с ложечки, он должен сам освоить столовые приборы.
Обеденный стол должен накрываться таким образом, чтобы маме было удобно с сидящим на руках малышом достать все, что необходимо.
Если малыш плохо ведет себя за столом: капризничает, мешает или шумит, его не уговаривают вести себя тихо, а решают проблему выдворением из-за стола

При этом все присутствующие должны отнестись к такому действию мамы с пониманием и не вмешиваться (не жалеть, не комментировать и т.п.).
Из-за стола встают только когда закончена трапеза или по очень важному делу. Не рекомендуется особенно с очень маленьким ребенком даже отвечать на телефонный звонок

Если малыш раньше мамы поел, то его следует вынести из-за стола и вернуться обратно — спокойно и неторопливо доесть, тем самым демонстрируя всю ценность и важность еды!
Важно! Вся семья должна кушать в одном месте, желательно, чтобы этим местом был обеденный стол. Если кто-то из членов семьи будет кушать на табуретке перед телевизором, бесполезно объяснять ребенку то, что он должен жевать сушку только в кухне, сидя на стульчике.
Приучаем малыша к правилам личной гигиены с раннего детства: всегда моем руки до и после еды!
Ребенку, как и любому другому члену семьи, не разрешается копаться в чужих тарелках.
Чтобы ребенок не натворил за столом, никогда не ругаем его, а спокойно исправляем его ошибки.
Следим за чистотой во время еды. Если что-то разлито или испачкано, сразу же вытираем тряпочкой или салфеткой. При желании ребенка можно и его приобщать к процессу вытирания.

Токарева Лариса, педиатр

9,754 просмотров всего, 3 просмотров сегодня

Как кушаем после года

После года ребятенок проявляет большой интерес к пище взрослых, он также как они садится за стол 3-4 раза, причем кушает ту же самую еду, ничем не отличающуюся от всех остальных. Может кушать и первое, и второе блюдо, если захочет.

Если карапузу очень нравится то, что ему положили в тарелку, но он уже подустал есть самостоятельно, то он не отказывается, если мама поможет ему доесть оставшееся. В других же ситуациях, детки не любят, когда их кормят, они стремятся все есть самостоятельно: рукой положить кусочек в ложку, а уж потом направить ее в ротик.

В перерывах между едой, малышок может полакомиться чем-то еще – скушать морковку, сухарик или яблочко.

Кормления грудью также остаются: длительные – когда малыш укладывается спать или пробуждается ото сна, кратковременные (эти прикладывания для контакта с мамой – на 1-2 минуты) – в зависимости от состояния малыша. В какой-то день их может быть мало, а в какой-то больше.Авторы:
Ксения Соловей, консультант по лактации, психолог.
Лилия Казакова, педиатр, консультант по лактации.
Статья была опубликована в журнале “Мой ребенок”, 2003 г.

  • Малыш получает микродозу заинтересовавшего его продукта. Микродоза — минимальное количество еды, которая помещается у мамы между подушечками указательного и большого пальцев (размером со спичечную головку).
  • За завтрак кроха может получить три микродозы каждого понравившегося ему продукта, на этом знакомство с данным продуктом заканчивается, продолжить можно будет в обед или ужин.
  • Если у крохи проявляется устойчивый интерес к определенному продукту в течение 3-5 дней, то микродозу увеличивают до одной чайной ложки.
  • Не перекармливайте малыша одним полюбившимся ему продуктом, чтобы он не утратил к нему интерес. Если малыш настойчиво хочет пробовать что-то определенное, предложите ему что-нибудь другое.

Комбинированный прикорм: педагогический и педиатрический вместе

Некоторые родители идут по другому пути: они выделяют для себя положительные моменты обеих методик и подстраивают введение прикорма под свою семью, здоровье младенца и рацион питания родителей. В каждом случае все индивидуально, но можно выделить главные принципы комбинированного прикорма:

  • готовить для всей семьи только те блюда, которые не принесут вреда крохе. Например, мясо, овощи и каши только на пару или в отварном виде, минимум соли и сахара;
  • аллергенные продукты вводятся по рекомендации педиатра, и никак не в первую очередь;
  • кормить кроху можно только за общим столом на руках у мамы. С 9 месяцев можно усаживать малыша в стульчик для кормления и подвигать к обеденному столу;
  • еду дают только мелкими кусочками, но в поездке или на прогулке разрешается перекусить пюре из баночки;
  • твёрдые продукты можно класть в ниблер и давать младенцу;
  • грудь давать по требованию, не стоит заменять одно-два или больше кормлений материнским молоком на взрослую пищу;
  • не приучать малыша есть руками, с первого знакомства давать маленькие кусочки пищи только в ложке.

Основные принципы естественного прикорма

Педагогический прикорм не подразумевает следование схемам и последовательности введения продуктов в рацион ребенка, как это бывает при педиатрической системе. Начинать можно с любого продукта, даже нескольких за один раз. Прежде всего, малыша надо заинтересовать. Для этого один из родителей усаживает ребенка с собой за стол во время еды. Ребенку нужно приготовить свою тарелочку, желательно пластмассовую, и несколько ложечек.

Сначала внимание малыша будет направлено на тарелку и столовые приборы. Он будет изучать их, брать в руки, сравнивать с мамиными, стучать, скидывать на пол

Тарелка мамы должна стоять так, чтобы ребенок не дотянулся до нее, иначе содержимое рискует также оказаться на полу. Опасно и то, что малыш может схватить большой кусок и засунуть его в рот.

Мама начинает с аппетитом есть то, что у нее в тарелке. Например, блинчик с творогом на завтрак, рис с говядиной на обед и прочие полезные блюда. Есть при ребенке копчености и другую неполезную пищу не стоит, ведь при педприкорме запрещать ребенку пробовать то, что находится у родителей в тарелке, нельзя, он должен получить все, что его заинтересовало.

Как только ребенок протянул руки к еде, которую употребляет мама, можно дать ему немного попробовать. Например, отщипнуть микродозу от блинчика, дать несколько крупинок творога, пару рисинок. Микродоза – это условное понятие, подразумевающее кусочек пищи, помещающийся между подушечками пальцев взрослого человека. Некоторые определяют это понятие как кусочек, равный размеру горошины. Для жидких продуктов микродозой следует считать один глоток ребенка.

Разрешается попробовать до трех микродоз понравившегося малышу продукта за один раз. С каждым днем доза увеличивается, и если ребенок в течение 5-7 дней все так же проявляет интерес к данному продукту, то к концу недели микродоза увеличивается до 1 чайной ложки.

Спустя время полноценной едой заменяется один прием пищи – завтрак или обед. Запивать малыш будет маминым молоком, не стоит отучать его от этого: оно помогает выработаться ферментам, способным переварить взрослую пищу.

Важно: Необходимо поддерживать интерес малыша к еде, к тому, что он хочет пробовать разные блюда. Ребенок не должен переедать, иначе интерес к данному виду продукта у него пропадет

Поэтому если после 3-4 чайных ложек малыш не наелся и просит еще, можно дать ему попробовать что-то другое.

Уже с раннего возраста ребенок приучается к твердой пище: кусочкам моркови, яблока, кабачка. Некоторые родители дают малышу баранки, корочки хлеба. При этом нужно следить, чтобы кроха не подавился, если ему вдруг удастся откусить слишком большой для него кусочек.

Если за столом ребенок не проявляет интереса к еде, а занят только изучением столовых приборов или другими интересными ему делами, это означает, что пищевого интереса у него пока нет, а значит, вводить прикорм ему рано. Не стоит торопить события. Можно продолжать брать ребенка с собой за стол или подождать недельку-другую и попробовать снова.

Сохранение традиций

Педиатрический прикорм исключает добавление соли, из-за чего дети едят пресные блюда. Ведь у малыша при традиционной схеме питания персональный рацион, отличающийся от рациона других членов семьи. Кроха замечает, что мама с папой кушают что-то другое, возможно вкуснее, чем предложенное ему, начинает протестовать и проявлять повышенный интерес к «взрослой» пище.

Когда ребенка все-таки допускают за общий стол, после детских пюре он пробует новую, незнакомую для него пищу.

Из-за привычки к перетертой еде и плохо развитых жевательных рефлексов многие дети не могут полноценно питаться в детсадах. Возрастает опасность появления пищевой аллергии, сбоев в работе ЖКТ и расстройств питания.

Как вводить педприкорм, если ребенок…

…склонен к аллергии.

Здесь потребуются все резервы материнской интуиции. Редкий врач (бывают приятные исключения) сможет объяснить вам, как прикармливать на фоне диатеза. Известно, что детский организм очень чувствителен, и щечки могут краснеть без видимых поводов. При вводе педприкорма не обращают внимания на покраснение щек. Тревожным сигналом будет мокнущий диатез, коросты, обширная сыпь, а также превращение обычного румянца в багровые пятна. Если щеки всего лишь розовеют – продолжаем вводить педприкорм. Дальше – больше: считается, что педприкорм как раз показан детям с предрасположенностью к аллергиям. Используется метод «приучения к аллергенам», организм приспосабливается к неудобной еде. Например, у ребенка аллергия на грушу. Ему дают компот, сваренный из одной груши на 3 литра воды. Чуть ли не гомеопатия получается: подобное лечим подобным. Если выявилась аллергия на гречку – давайте по 1-2 крупинки гречки. Недостаточно для проявления аллергии, для привыкания – в самый раз. Нельзя запускать реакцию: розовые щечки – нормально, но усугубляющиеся признаки означают, что прикорм надо отменить.

Как же понять, на что именно появилась аллергия, если ребенку дают самые разные продукты? Ответ выше: «розовая» реакция не считается тревожным сигналом, как и небольшая сухость кожи. Если симптомы остаются прежними – продолжаем процесс. Если симптомы усугубились – перекраиваем рацион, оставляем только продукты с низким аллергенным потенциалом. Если симптомы ухудшились и не проходят в течение двух недель после перехода на строго гипоаллергенную пищу — отменяем прикорм.

…давится кусочками.

У ребенка в 5,5-6 месяцев еще проявляется рефлекс выталкивания языком. Поэтому нужно различать: не может справиться и пытается справиться – или давится. Опыт мам, вводивших педприкорм, показывает, что в подавляющих случаях ребенок сам прекрасно учиться одолевать кусочки, если не кидаться к нему с криками ужаса.

Внимательно следите за процессом поглощения пищи. Вы сумеете отличить трудности пережевывания от попадания куска в дыхательное горло. Если вы видите, что ребенок всего лишь пытается привыкнуть к новой пище – не мешайте ему. Не давайте больших кусков, от которых легко «отмусолить» другой немаленький кусок. Пища (которую можно держать в руке) должна быть твердой или размокающей от слюны. Микродозы от вареных блюд изначально выдаются в количестве «край чайной ложки». В том случае, если малыш давится несколько раз подряд – прикорм сворачивают и выжидают 3-5 дней. Не превышайте дозу. Часто именно стремление мамы подкормить побольше – или удовлетворить желание малыша получить побольше понравившейся еды – ведет к полному рту и невозможности справиться с комком еды.

Если ребенок не может откашляться, поднимите ему руки вверх и слегка наклоните вперед. Лишнюю еду убирайте изо рта пальцем – и предлагайте свежую дозу. И никогда не оставляйте ребенка наедине с едой без присмотра.

…на искусственном вскармливании.

Нежелательно. Основная идея педприкорма – это поддержка детского организма ферментами из грудного молока. Но опыт мам искусственников показывает, что и дети на ИВ прекрасно справляются с педприкормом, только вводить его нужно попозже, чтобы организм был покрепче.

Как кушаем после года

После года ребятенок проявляет большой интерес к пище взрослых, он также как они садится за стол 3-4 раза, причем кушает ту же самую еду, ничем не отличающуюся от всех остальных. Может кушать и первое, и второе блюдо, если захочет.
Если карапузу очень нравится то, что ему положили в тарелку, но он уже подустал есть самостоятельно, то он не отказывается, если мама поможет ему доесть оставшееся. В других же ситуациях, детки не любят, когда их кормят, они стремятся все есть самостоятельно: рукой положить кусочек в ложку, а уж потом направить ее в ротик.
В перерывах между едой, малышок может полакомиться чем-то еще – скушать морковку, сухарик или яблочко.
Кормления грудью также остаются: длительные – когда малыш укладывается спать или пробуждается ото сна, кратковременные (эти прикладывания для контакта с мамой – на 1-2 минуты) – в зависимости от состояния малыша. В какой-то день их может быть мало, а в какой-то больше.

Правила педприкорма

  1. Малыш питается вместе с родителями. Отдельно готовить для ребенка не нужно. На столе находится ограниченное количество еды.
  2. Пища ребенку выдается из тарелочки в ручку. Так с ранних пор малютке прививается культура питания.
  3. Пока ребенок пытается дотянуться до еды, ему подносят микродозы. Если интерес к еде пропал – малыш насытился.
  4. Микродозы – маленькие кусочки еды, не больше горошинки. Попадая в ЖКТ, они не причиняют дискомфорта и выходят в слегка переваренном или первичном виде. В детском организме вырабатываются ферменты, а «взрослая» пища хорошо воспринимается пищеварительной системой.
  5. Во время введения педприкорма малыш остается на грудном вскармливании.
  6. Объемы твердой пищи в меню ребенка постепенно увеличивают.
  7. Одного за столом кроху не оставляют. Нужно внимательно наблюдать за ним и при необходимости помогать справляться с кусочками пищи.

Как вводить педприкорм, если ребенок…

…склонен к аллергии.

Здесь потребуются все резервы материнской интуиции. Редкий врач (бывают приятные исключения) сможет объяснить вам, как прикармливать на фоне диатеза. Известно, что детский организм очень чувствителен, и щечки могут краснеть без видимых поводов. При вводе педприкорма не обращают внимания на покраснение щек. Тревожным сигналом будет мокнущий диатез, коросты, обширная сыпь, а также превращение обычного румянца в багровые пятна. Если щеки всего лишь розовеют – продолжаем вводить педприкорм. Дальше – больше: считается, что педприкорм как раз показан детям с предрасположенностью к аллергиям. Используется метод «приучения к аллергенам», организм приспосабливается к неудобной еде. Например, у ребенка аллергия на грушу. Ему дают компот, сваренный из одной груши на 3 литра воды. Чуть ли не гомеопатия получается: подобное лечим подобным. Если выявилась аллергия на гречку – давайте по 1-2 крупинки гречки. Недостаточно для проявления аллергии, для привыкания – в самый раз. Нельзя запускать реакцию: розовые щечки – нормально, но усугубляющиеся признаки означают, что прикорм надо отменить. 

Как же понять, на что именно появилась аллергия, если ребенку дают самые разные продукты? Ответ выше: «розовая» реакция не считается тревожным сигналом, как и небольшая сухость кожи. Если симптомы остаются прежними – продолжаем процесс. Если симптомы усугубились – перекраиваем рацион, оставляем только продукты с низким аллергенным потенциалом. Если симптомы ухудшились и не проходят в течение двух недель после перехода на строго гипоаллергенную пищу – отменяем прикорм.

…давится кусочками.

У ребенка в 5,5-6 месяцев еще проявляется рефлекс выталкивания языком. Поэтому нужно различать: не может справиться и пытается справиться – или давится. Опыт мам, вводивших педприкорм, показывает, что в подавляющих случаях ребенок сам прекрасно учиться одолевать кусочки, если не кидаться к нему с криками ужаса.

Внимательно следите за процессом поглощения пищи. Вы сумеете отличить трудности пережевывания от попадания куска в дыхательное горло. Если вы видите, что ребенок всего лишь пытается привыкнуть к новой пище – не мешайте ему. Не давайте больших кусков, от которых легко «отмусолить» другой немаленький кусок. Пища (которую можно держать в руке) должна быть твердой или размокающей от слюны. Микродозы от вареных блюд изначально выдаются в количестве «край чайной ложки». В том случае, если малыш давится несколько раз подряд – прикорм сворачивают и выжидают 3-5 дней. Не превышайте дозу. Часто именно стремление мамы подкормить побольше – или удовлетворить желание малыша получить побольше понравившейся еды – ведет к полному рту и невозможности справиться с комком еды.

Если ребенок не может откашляться, поднимите ему руки вверх и слегка наклоните вперед. Лишнюю еду убирайте изо рта пальцем – и предлагайте свежую дозу. И никогда не оставляйте ребенка наедине с едой без присмотра.

…на искусственном вскармливании.

Нежелательно. Основная идея педприкорма – это поддержка детского организма ферментами из грудного молока. Но опыт мам искусственников показывает, что и дети на ИВ прекрасно справляются с педприкормом, только вводить его нужно попозже, чтобы организм был покрепче.

…мало весит.

Как и в случае с аллергией, проблема должна быть конкретизирована. Если ребенок к полугоду удвоил свой вес после рождения, ему можно вводить любой прикорм. Если не удвоил, и потери веса значительны, проблема решается индивидуально с врачом. Детям со сниженным аппетитом педприкорм предпочтительнее, он сразу формирует правильное отношение к еде. Маме в будущем не придется устраивать танцы с бубнами, чтобы ребенок, сидящий в отдельном кресле с индивидуальным пюре, отличным от питания других членов семьи, заинтересовался этой массой.

Что такое педприкорм

С 4-6-тимесячного возраста педиатры советуют вводить в рацион ребенка прикорм. Существует два понятия прикорма – педиатрический и педагогический. Все больший интерес вызывает именно педприкорм как продолжение популярной на сегодняшний день идеи естественного родительства. Данную методику называют так потому, что основной задачей является не накормить ребенка, а научить его пользоваться столовыми приборами, правилам поведения за столом, жевать и тому, что добыть еду можно не только из маминой груди.

Следует понимать: Задача родителя – пробудить пищевой интерес, который связан в это время со стремлением крохи подражать своим родителям, а вовсе не с чувством голода.

Педагогический прикорм подходит лишь тем малышам, которые находятся на грудном вскармливании. Предполагается, что пищеварительная система ребенка в определенном возрасте уже способна вырабатывать ферменты, которые могут переварить пищу, употребляемую мамой.

Примерная схема на первый месяц

В интернете, в журналах, на стендах в детской поликлинике можно увидеть разные таблицы прикорма. Схемы могут отличаться видом прикорма (кабачок или цветная капуста), последовательностью (сначала каша, а затем овощ), и даже общей методикой (педиатрический или педагогический). Но в целом большинство таблиц введения первого прикорма соответствуют нормам ВОЗ.

Если ребенок на грудном вскармливании имеет недостаток массы тела, то рекомендуют начинать с каш. Они более калорийные и питательные. При нормальном наборе веса лучше начать с овощей.

Примерная схема на месяц:

  • В первую неделю вводится один вид овоща, например, кабачок. В качестве альтернативы можно взять цветную капусту. Знакомство с новой пищей планируется на первую половину суток, чтобы потом можно было следить за самочувствием грудничка. В первый прием дают от 3 до 5 гр перетертого пюре. Это от половины до целой чайной ложки. При отсутствии негативной реакции объем ежедневно увеличивают в два раза, доводя его до 150 гр к завершению первой недели.
  • Во вторую неделю вводят новый овощ. Количество продукта увеличивается от 5 до 150 грамм за одну неделю.
  • На третьей неделе малыша знакомят с каким-нибудь видом безмолочной каши. Можно взять гречневую или кукурузную. Прикорм начинают утром. В первый день дают 5 граммов, а к завершению недели увеличивают объем до 150 грамм.
  • На четвертой неделе рацион ребенка можно разнообразить низкоаллергенным фруктом. В первый день малышу предлагают не более 3 грамм нового продукта. К концу недели объем фруктового пюре увеличивают до 60 граммов.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий