Ошибки родителей в воспитании подростков

Навязывать или воспрещать дружбу.

Огромная оплошность родителей заключается в том, что они позволяют себе делать выбор в том или ином друге. Кто-то им показался не воспитанным, кто-то грубым, все же у малыша есть свое мнение на эту тему и пусть он сам выбирает с кем общаться, с кем нет. Тем не менее, оставлять без внимания не стоит. Найти золотую середину — наблюдать и давать советы дружеским тоном.

Для ребенка ценно, когда Вы можете выслушать его, а иногда и поругать, главное не срываться на них и всегда быть рядом

Важно принимать участие в их жизни, знать интересы, знакомиться с друзьями и любопытствовать, где они проводят свободное время. Если вы будете спокойно предъявлять свои требования и избежите насилия, ребенок обязательно прислушается к вам

Как правильно воспитывать подростка

Ребёнок нуждается в поддержке. Но именно во взрослой поддержке

Важно продемонстрировать, что вы видите в нём личность.
Будьте максимально открыты в общении с подростком. Для него это сигнал вашего доверия к нему

Давайте понять своему ребёнку, что вы для него друг.
Не бойтесь спрашивать у ребёнка-подростка совета. Например: «Как я выгляжу?» (когда готовитесь к важному мероприятию) или «Как думаешь, что подарить подруге или бабушке?» Дети идут в ногу со временем и могут подать нам много свежих идей. Притом обращение к ним как к экспертам будет очень приятно подросткам.
Если чувствуете, что неправы или перегнули палку в ссоре с ребёнком, не бойтесь извиниться перед ним. Это не уронит ваш авторитет в его глазах, наоборот, создаст условия для сближения.
Контроль поведения подростка со стороны родителей, безусловно, необходим, ведь в этот кризисный период ребёнок падок на различные соблазны и может подвергнуться отрицательному влиянию со стороны. Просто будьте внимательны к действиям, словам и внешнему виду своего чада, больше общайтесь с ним, искренне интересуйтесь его делами в школе, увлечениями, друзьями.

При общении с ребёнком поддерживайте контакт глаз, не разговаривайте «через плечо», всегда внимательно его слушайте.
Не навешивайте ярлыков, не давайте обидных характеристик личности. Это лишь усилит проблемы воспитания подростков. Называя ребёнка кем-либо (лентяем, хулиганом, грубиянкой и т. д.), вы способствуете тому, чтобы он именно так себя и вёл. В отношении положительных характеристик действует такой же эффект. Поэтому верьте в своё чадо и на словах наделяйте его хорошими качествами – увидите, на деле тоже будет результат.
Почаще вспоминайте себя в подростковом возрасте: свои эмоции, желания, страхи. Часто это даёт возможность посмотреть на ребёнка другим взглядом и лучше понять его внутренний мир.
Поделитесь со своим чадом какими-нибудь «сокровенными» мыслями или чувствами из своего подросткового возраста. Рассказывайте, как справлялись со своими страхами, переживаниями, как преодолевали трудности. Ваш пример по-прежнему значим для ребёнка.

Да, подростковый возраст – нелёгкое испытание как для родителей, так и для самих детей. Но трудными их часто делаем мы сами. Со стороны родителей подчас требуется лишь проявлять побольше искренней любви, желания выслушать и понять, верить в ребёнка и помочь ему вовремя повзрослеть. Тогда с большой долей вероятности количество проблем в воспитании уменьшится.

Воспитание подростков в школе

Школа является важным источником воспитания, поскольку в ней продолжают формироваться нормы и правила поведения, социальные установки личностные качества подростка. Притом на уроках он проводит около половины своего времени бодрствования. Помимо основных учебных занятий, в школе проводятся важные воспитательные мероприятия:

  1. Классные часы на острые и социально значимые темы для подростков: о вреде курения, алкоголизма и приёма наркотиков, о ценностях, личностном развитии и др.
  2. Уроки на тему полового воспитания: помогают родителям в вопросах сексуального просвещения детей, но, как правило, проводятся они с некоторым отставанием от реальной осведомлённости подростков в этом вопросе.
  3. Занятия по профориентации и самоопределению школьников: на них детей подробно знакомят с разными направлениями трудовой деятельности и проводят соответствующее тестирование на склонность к той или иной профессии.
  4. Культурно-массовая деятельность. Это все направления общественной жизни школы: проведение конкурсов, праздников, социальных акций, выходы на различные мероприятия в другие учреждения. Для детей это возможность проявить себя, развить ценные навыки и качества.

ТИПИЧНАЯ ОШИБКА — НЕОБОСНОВАННЫЕ ЗАПРЕТЫ

Излишне авторитарные родители, которые имеют собственное мнение по любому вопросу, превращают жизнь ребёнка в сплошное ограничение, которое касается любых сфер, запреты могут касаться самых разных вещей от конфет до дружбы с какими-либо детьми, выбора хобби, увлечений, одежды, времяпрепровождения и пр. При этом родители не пытаются даже формулировать какие-либо разумные аргументы. Выдумывая запреты, они руководствуются лишь собственными пожеланиями. Если ребёнок с первого раза не соглашается с очередным запретом, такие родители нередко повышают голос и применяют силовые методы. Конечно, ребёнок должен правильно понимать и принимать отказ от реализации некоторых его желаний, но задача родителя, донести до него причины такого отказа, и они должны быть разумными, логичными, доступными для ребёнка. Такая манера воспитания в подростковом возрасте неизбежно провоцирует взрыв, противостояние, вплоть до разрыва отношений. Рекомендуем ознакомиться, КАК СЛЕДИТЬ ЗА РЕБЕНКОМ?

31. Особенности сп помощи молодой семье.

С
целью поддержки молодой семьи в
соответствии с Федеральной целевой
программой «Молодежь России», утвержденной
постановлением Правительства РФ от 25
ноября 1994г. №12 предусматриваются
следующие мероприятия:


расширение различных форм кредита
специально для молодых семей.;


приобретение кредитов на образование
взрослых членов семьи и их детей;


создание условий для занятости,
первоочередного повышения квалификации
и переподготовки молодых женщин, имеющих
детей;


создание благоприятных условий для
домашнего воспитания дошкольников;


разработка система льгот в области
охраны здоровья граждан;


создание сети разнообразных консультаций
для молодых.

Путин
в своём послании Федеральному собранию
10 мая 2006 года изложил программу поддержки
молодой семьи, направленную на повышение
рождаемости в стране. Президент предложил
увеличить размер пособий по уходу за
ребёнком до 1,5 лет: на первого ребёнка
с 700 рублей – до 1,5 тысяч рублей, а на
второго ребёнка – до 3 тысяч ежемесячно.
Женщины, ушедшие в отпуск по беременности,
должны получать не менее 40% от прежнего
заработка. В рамках данной программы
был введён базовый материнский капитал
женщинам, родившим второго ребёнка (250
тысяч рублей). Им женщина может
распорядиться следующим образом вложить
его в приобретение жилья по достижению
ребёнком трёхлетнего возраста, либо
направить эти средства на образование
детей или положить эти деньги в
накопительную часть своей собственной
пенсии.

Существует
несколько типов молодых семей:

1.
Традиционный: ориентация супругов на
семейные ценности, на двухдетную семью.
Лидером является муж. Круг друзей
ограничен, досуг чаще совместный,
закрытый.

2.
Муж и жена ориентированы на развитие
личности. Супруги имеют установку на
многодетную семью. Наблюдается
социально-ролевое равновесие.

3.
Молодые супруги ориентированы на
развлечения. При этом муж и жена имеют
как общих друзей, так и каждый своих.
Установка на бездетную или малодетную
семью.

Особенности
и проблемы, подлежащие учету в социальной
работе


межличностная адаптация супругов:
первичная и вторичная,


распределение социальных ролей и
освоение различных функций семьи;


адаптация к условиям жизнедеятельности
в новом социуме;


формирование представлений супругов
о семье,


трудности начального периода воспитания
детей и подготовки их к школе и др.

Основные
направления и формы социальной работы.


организация медико-психолого-педагогических
консультаций по проблемам формирования
брачного союза,


создание и организация работы клубов
«Молодая семья», «Молодожены»,


различные культурно-досуговые секции
и оздоровительные группы,


патронажная помощь молодым родителям,


просветительская работа по вопросам
супружеской адаптации и взаимоотношения
с родителями, другими семьями,


психологическая диагностика семейных
взаимоотношений на ранних стадиях
развития ребенка,


оказание помощи в поиске необходимых
специалистов.

ТИПИЧНАЯ ОШИБКА — ХОЛОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С РЕБЕНКОМ

  Стремясь развить самостоятельность ребенка и уберечь его от разбалованности, эгоизма, многие родители предпочитают минимизировать проявление эмоций по отношению к собственным детям. Это явная крайность в воспитании, которая ничем не лучше излишней эмоциональности. Отсутствие родительской любви и тепла, уверенности в поддержке, прежде всего психологической, оставляет ребенка один на один со своими проблемами, которые начинаются при столкновении с любым коллективом, будь то детский сад, школа или компания. Как вариант, придерживаться такого стиля общения с ребенком заставляет не отсутствие желания строить тёплые отношения с малышом, а банальное отсутствие времени. Если родители работают по скользящему графику либо на нескольких работах, то времени, которое они могут проводить со своим ребенком, действительно мало. Ребенок вынужден сам справляться со своими проблемами, а авторитет родителей в его глазах стремительно падает. Такой малыш рассчитывает только на себя и не спешит поделиться с родителями своими проблемами, становится замкнутым и чувствует себя никому ненужным. Рекомендуем ознакомиться, КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ХОДИТЬ НА ГОРШОК?

ТИПИЧНАЯ ОШИБКА — ОТСУТСТВИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, он должен знать границы дозволенного, именно для этого он должен выполнять распорядок дня, четко знать, за какие поступки его похвалят, а за какие наругают. Понятная, устойчивая картина мира позволяет ребенку чувствовать себя уверенно. Если же родители сегодня позволяют играться до 12, а завтра за это же желание начинает ругать, и также непоследовательны во всех остальных своих действий, ребёнок становится неуверенным и всегда готовым к негативу. Результатом такого поведения родителей становится замкнутость ребёнка, проблемы с доверием к родителям и ко всем людям в целом. Малыш не должен гадать, как родители отреагируют на ситуацию, поскольку это равносильно жизни в постоянном стрессе.

ТИПИЧНАЯ ОШИБКА — БЕЗГРАНИЧНАЯ ЛЮОВЬ

Такая крайность в родительской любви не проходит бесследно для психики ребенка. Родители исполняют все его желания, насколько позволяет материальный достаток, но такие дети вырастают эгоцентристами и разбалованными эгоистами, который не воспринимают слова «нет» и стремятся реализовать такую схему общения не только в семье, но и вне ее. Это также может стать причиной проблемы при общении со сверстниками и в дальнейшей жизни. Обилие родительской любви не гарантия аналогичного отношения ребенка к родителям, скорее, наоборот, чем больше времени и сил родители отдают на эти отношения, тем более холодно и потребительски относится сам ребёнок. Более того, когда родители пытаются сказать ему «нет», привыкший к мгновенному исполнению своих желаний мальчик или девочка серьезно обижается, что станет причиной психологического дискомфорта в семье. Такая модель отношений не гармонична, а потому неизбежно ведет к дискомфорт у одной из сторон – в данном случае это родители.

ТИПИЧНАЯ ОШИБКА — УНИЖЕНИЕ

Немало родителей считает себя вправе унижать и оскорблять своего ребенка, любой поступок от двойки в школе до испорченной одежды становится причиной для потока унижений и оскорблений с высказыванием об его умственных возможностях и беспросветное будущем. В результате неустойчивости детской психики такой прессинг развивает комплексы, неуверенность и нерешительность. При этом ряд родителей искренне считают, что таким поведением спровоцируют желание ребёнка достигнуть успехов. Но на самом деле этого никогда не происходит, единственное, чего можно добиться такими методами, это ненависть со стороны ребенка. Даже если родителям не нравятся увлечения ребенка или школьнику не даются какие-то предметы, это не повод для оскорблений. Постоянный прессинг не способствует развитию, а глубже загоняет ребёнка в пучину комплексов и неуверенности. Рекомендуем озгнакомиться, НУЖНО ЛИ ЗАСТАВЛЯТЬ РЕБЕНКА ЕСТЬ?

Холодность по отношению к ребенку

Многие родители считают, что чрезмерное проявление эмоций по отношению к ребенку способствует развитию эгоистичности и избалованности. Это не совсем так. Не нужно кидаться из крайности в крайность. Конечно, если вы будете чрезмерно эмоционально относиться к ребенку, он поймет, что вами легко манипулировать, вы же его так любите и просто не сможете отказать в чем-либо. Но отказывать ребенку в родительской теплоте и любви в моменты, когда он сильно в этом нуждается нельзя. У детей также существуют свои проблемы. Переходный возраст, отношения с одноклассниками, новый коллектив —  это может вызвать психологические проблемы у ребенка. Нередко родители просто не могут уделить должное время своему чаду, ссылаясь на работу, усталость и нехватку времени. Тогда ребенок вынужден сам справляться со своими проблемами и ваш авторитет в его глазах заметно падает. Дети создания ранимые, поэтому они могут посчитать себя никому ненужными и замкнуться.

Откуда берутся детские неврозы?

Неврозы – распространенный вид нервно-психической патологии, наблюдаемый у дошколят и ребят младшего школьного возраста. Они возникают как эмоциональное расстройство, вследствие нарушения внутрисемейных отношений. Очень трудно малыши переносят ухудшение взаимоотношений с матерью, которая является самым близким человеком в первые годы жизни.

Мать может отстраниться по многим причинам: ухудшение отношений с мужем, устройство личной жизни, уклонение от семейных обязанностей вследствие эмансипации («деловая мама»), болезнь и прочее. Она также может страдать неврозом, придерживаться привитых ее семьей взглядов на воспитательный процесс, неприемлемых для современных малышей и подростков.

Редким женщинам удается совмещать карьеру с полноценным воспитанием детей

Под влиянием неблагоприятного микроклимата в семье общее состояние ребенка ухудшается. Он плохо засыпает, становится тревожным, постепенно проявляются такие симптомы:

  • обкусывание ногтей;
  • сосание пальцев, воротника одежды;
  • ночное недержание мочи;
  • чувствительность, слезы без видимых причин;
  • нарушение сердцебиения, дыхания, потливость;
  • отрицательное отношение к учебе;
  • периодические головные боли.

Факторы возникновения невроза

Неврозы – своеобразный ответ на неправильное воспитание (обиды, непризнание, непостоянство, игнорирование детских потребностей). У мальчиков они могут проявляться уже в 3 года, у девочек – в 4 года и позже. Неврозы могут быть связаны с доминированием и единоличной властью одного из родителей, гиперопекой, завышенными ожиданиями.

Выделяют 5 факторов, провоцирующих неврозы:

Отсутствие режима дня. Враги детского здоровья – неконтролируемое время трапез, отхода ко сну, занятий. Если периоды активности и отдыха не регламентированы в соответствии с возрастом (ограничение времени прогулок, физической активности), ребенок находится в состоянии нервного напряжения.

Несоблюдение режима дня ведет к расхлябанности и недисциплинированности

Особенности характера ребенка

Важно учитывать психотип детской личности. Чувствительному меланхолику противопоказаны крик и физические методы воздействия

Подвижный холерик тяжело реагирует на гиперопеку.
Смена привычного образа жизни, окружения. Неврозы часто возникают у ребят после переезда, перехода в другую школу, наблюдаются в семьях, где ребенок не получает поддержки старших.
Ошибки в воспитании детей дошкольников и подростков. Специалисты отмечают негативно влияющие на детскую психику модели: гиперопека, неприятие, авторитарнное поведение взрослых, вседозволенность. Отрицательно также влияют ситуации, когда родители не могут договориться, как воспитывать ребенка.
Психотравмы. Если на глазах ребенка произошло негативное событие (пожар, стихийное бедствие, родительская брань), в дальнейшем возможно развитие фобий, комплексов, панических атак.

Доктор Комаровский отмечает, что родителям не следует игнорировать мнение о ребенке, высказанное его учителями и друзьями. Когда жалобы поступают от нескольких людей, нужно разобраться в ситуации

Если подросток ведет себя неадекватно, важно смотреть ему в глаза и сказать коротко: «давай разберемся, что не так», «чего ты хочешь?», «что я должна сделать сейчас?»

Когда ребенок систематически пытается навредить своему здоровью, важно искать помощи у специалиста. Переход в новую школу или переезд — сильный стресс для любого ребенка

Переход в новую школу или переезд — сильный стресс для любого ребенка

ТИПИЧНАЯ ОШИБКА — ОТСУТСТВИЕ ЗАПРЕТОВ

  Ни в чём не отказывая собственному ребёнку, родители также не приносят ничего хорошего маленькому человеку – он привыкает добиваться желаемого с помощью капризов. Конечно, получение самостоятельности важный элемент воспитания, но если самостоятельность граничит со вседозволенностью, то такие дети превращают в манипуляторов, а нередко и в деспотов, которые терроризируют всю семью. Понятно, что такое отношение к окружающим провоцирует проблемы с коллективом, учителями. Любая ситуация, в которой ребенок получает ограничение своей деятельности или отказ, вызывает протест, непонимание и конфликт.

С чем связаны сложности в воспитании?

Трудности в организации воспитательного процесса в отношении детей преодолевают взрослые: мамы и папы. Предъявляя требования, родитель может попасть впросак, если сам не соответствует тем установкам, которые задает детям. Взрослые, являющие собой пример, не расходящийся в словах и поступках, справляются с воспитательной задачей легче.

Не проявленная родителями на должном уровне забота о собственных чадах в первые годы жизни, когда столь необходимы материнская ласка и отцовская поддержка, служит причиной трудностей в воспитании.

Доминирование в иерархии ценностей родителей карьеры искажает представление подростка о семье, поэтому и ослабевают узы семейные, а дети отдаляются.

Опека на грани родительского безумия действует удушающе на подростка. Если забота проявлялась и в детстве, то это привычные для детей эмоции. В случае, когда родители с годами пришли к осознанию несостоятельности как мамы и папы, то, спохватившись рьяно, можно натолкнуться на протест.

Ошибка 4. Много запретов

Много запретов

Совсем не удивительно, что ребенок хочет удовлетворять свои потребности, ведь это свойственно практически всем живым существам на планете. Едва начав осознавать себя, ребенок стремится осуществить свои желания: сначала они «безобидные», но дальше больше.

Еще в дошкольном возрасте важно выработать правильную реакцию на слово «нельзя»

Если употреблять его слишком часто можно вызвать два последствия: либо внимание ребенка к слову «нельзя» атрофируется, и он просто перестанет на него реагировать, либо малыш станет бояться сделать что-нибудь, что «нельзя», и вырастет забитым и нерешительным. С самого начала необходимо определить самые обязательные запреты, нарушив которые, ребенок навредит себе

Их не должно быть много – максимум три-четыре. И лучше пусть малыш будет удовлетворять любопытство под присмотром взрослых, чем он все равно сделает это, когда вас не будет рядом, ведь запретный плод сладок.

Проблемы воспитания детей дошкольного возраста в современной семье

Большинство обращений к психологу по поводу детей касается именно проблем с поведением детей, сложностей родителей в том, чтобы добиваться исполнения семейных или общественных правил.

На внешнем уровне проблемы воспитания детей, связанные с установлением границ для ребенка, выражаются в том, что с ребенком трудно в ежедневных делах: он не желает соблюдать гигиенические предписания (чистить зубы, умываться), не хочет вставать утром, идти, куда следует, или, наоборот, покидать милые его сердцу места. Может кричать или грубить, а иногда и бить родителей, отказываться делать уроки, убирать свои вещи, обижать младших или животных. Все эти явления сами по себе объяснимы, сопротивление ребенка правилам – в целом дело совершенно естественное. Однако, когда сопротивление правилам становится тотальным, жизнь родителей и детей превращается в непрерывную борьбу вокруг правил, ситуация явно нуждается в коррекции. Отношения обостряются, родители начинают даже побаиваться ребенка, так как тот часто устраивает изматывающие скандалы, может легко поставить окружающих в неудобное положение своим поведением. Ошибки семейного воспитания проявляются тем, что ребенок постоянно сопротивляется требованиям, и становится трудно обеспечить элементарные нормы поведения и даже безопасности.

Чем старше ребенок, чем больше у него опыт войны с правилами родителей или игнорирования этих правил, тем сложнее может оказаться ситуация.

У такой ситуации, когда ребенок отказывается подчиняться правилам, могут быть глубокие причины, которые кроются в личности родителей или самого ребенка. Глубинные причины могут касаться прошлого семьи, болезни кого-то из ее членов или других обстоятельств. Эти проблемы воспитания детей в семье всегда индивидуальны, их анализом лучше заниматься со специалистом.

Начнем именно с внутреннего состояния родителей, их установок относительно правил для ребенка.

Существует несколько типичных ошибок семейного воспитания детей, неконструктивных установок и способов поведения родителей, которые мешают им установить в семье разумные правила.

Трудный подросток – какой он?

Как правило, кризис подросткового возраста воспринимается большинством родителей как один из самых сложных в развитии ребёнка, поэтому автоматически каждый, кто в него вступает, становится «трудным». И всё же если на более ранних стадиях взрослым и детям удалось наладить тесный психологический контакт, установить здоровую привязанность и доверительные отношения, то этот период в жизни подростка и старшего поколения будет более спокойным и гармоничным.

Наиболее трудными выступают две категории подростков. К первой относятся те, кто выбирает путь бунтарства, противостояния взрослым, использует в качестве защиты агрессию и недоверие. Вторая категория состоит из тех, кто замыкается в себе, впадает в апатию, отгораживается от внешнего мира собственными фантазиями.

В том и в другом случае воспитание трудных подростков требует приложения особых усилий со стороны взрослых, готовности понять, принять и поддержать своё чадо, каким бы ни было его поведение. В особо сложных ситуациях имеет смысл обратиться к психологу, чтобы получить квалифицированную помощь и наладить общение с ребёнком.

Как воспитывать мальчика?

При воспитании мальчика не стоит делать акцент лишь на строгости, ведь без ласки и любви можно воспитать лишь эгоистичного и бесчувственного человека. Восклицание «Ты же будущий мужчина!» в раннем возрасте даже опасно. Психика ребенка меняется по мере взросления и небольшие «слабости» мальчикам свойственны так же часто, как девочкам.

Стараясь вырастить мальчика настоящим мужчиной, не нужно воздействовать на него одной только строгостью

Родителям нельзя ссориться на глазах у сына, поскольку негативное отношение отца к матери может стать причиной равнодушия или жестокости по отношению к женщинам в будущем. Также опасны непоследовательность в воспитательном процессе, несогласованность действий родителей, навязывание негативных установок, сравнение подростка со сверстниками. Крайне недопустимо злоупотребление интеллектуальным развитием в ущерб физическому.

Можно ли исправить ошибки воспитания?

Ленивый, гиперподвижный, невоспитанный, весь в свекровь — распространенные ярлыки, которыми родители нередко пытаются оправдать типичные ошибки семейного воспитания

Важно помнить, что скучных, плохих, безынициативных, ленивых детей попросту нет. Есть взрослые, которые игнорируют свои обязанности

Однако даже если время упущено безвозвратно, есть шанс все исправить.

Прежде всего важно осознать, что ошибки воспитания делают многие и не опускаться до взаимных упреков в семье («это ты избаловал сына», «это тебе некогда поиграть с ребенком»). Важно признать, что нужны перемены, начать исправление ситуации со своего отношения к жизни

Помогут в этом советы психологов, тематическая литература, опыт других семей.

Если в семье есть реальная проблема, имеет смысл пойти на консультацию к психологу

Цель родителей – развить в детях чувство собственной значимости и личной ответственности. Исправить ошибки позволит неподдельный интерес к потребностям подростка, искренность, поддержка в свободе выбора, уважение личного пространства отпрыска, собственный положительный пример.

Унижение своего ребенка

Типичная и грубая ошибка в семейном воспитании. Часто родители унижают своих детей. Ребенок растет в постоянных оскорблениях в свой адрес. Получив двойку в школе, родители на него набрасываются с оскорблениями. Задумайтесь, кого вы вырастите такими темпами? Закомплексованного, агрессивного человека? Оскорбляя детей, вы прививаете ему неуверенность в себе, ребенок становится нерешительным, потому что думает, что все его действия не обернутся успехом. Родителям иногда кажутся бесполезными увлечения ребенка. Например, мальчику очень нравиться играть на пианино, но его отец против этого и считает музыку бесполезной. Что в этом плохого? Нужно радоваться таланту и заинтересованности ребенка.  Научитесь слышать и хвалить своих детей.

Мы рассмотрели типичные ошибки, совершаемые родителями в семейном воспитании. Теперь вам нужно найти золотую середину

Важно где-то приласкать ребенка, а где-то поругать. Порой побаловать и похвалить

Помните, что главное не срывать злобу на своих детей и всегда быть рядом с ними. Воспитание ребенка – это нелегкий труд. Но кто сказал, что будет легко? Чтобы воспитать ребенка достойно, нужна большая выдержка и терпение. Но поверьте, когда ваш ребенок вырастет, вы увидите окончательный результат своих стараний. И ваша задача сейчас сделать так, чтобы этот результат вас порадовал.

Почему возникают сложности в воспитании подростка?

Проблемы в воспитании и общении с современными подростками могут быть связаны со следующими факторами:

  1. Различие в темпах развития детей и родителей.
  2. Трудности, которые возникали в воспитании и развитии на предыдущих возрастных этапах, особенно если со стороны взрослых не было проявлено должной любви и заботы к ребёнку.
  3. Во многих семьях уже задолго до подросткового возраста ослабляется контакт между поколениями, родители уделяют детям меньше внимания, а дети всё больше тянутся к компаниям сверстников.
  4. Стремление всё запрещать ребёнку, жёстко ограничивать его свободу, подавлять его чувства.
  5. Вспыльчивость подростков, желание показать своё «Я», протестовать против запретов и ограничений. Это характерно для развития подростков в этот период, поскольку есть сильное стремление показать свою самостоятельность и взрослость.
  6. Ослабление доверия между детьми и родителями. Оба поколения закрываются друг от друга, снижается взаимопонимание и искренность в общении.

Влияние социального окружения на подростка

В подростковом возрасте ребёнок становится очень открытым к восприятию информации из разных источников. Влияние на него оказывают следующие социальные группы:

Семья (родители, братья и сёстры и другие родственники): несмотря на то что в этот период дети психологически отдаляются от взрослых, родители остаются для него самым близким окружением. Для подростка важны принятие себя и доверие с их стороны. Наиболее значимо то, какие отношения сложились между родителями и детьми на предыдущих стадиях развития. На поведение, мышление и самосознание подростков влияют ценности и установки, привитые им ранее взрослыми; чувства, которые родители проявляли к детям

Оказывали ли взрослые должное внимание ребёнку? Не расходились ли их действия со словами? Стремились ли всегда услышать его, принять и поддержать?

Сверстники: друзья и просто знакомые, в чьих компаниях оказывается подросток. В этот период начинает казаться, что по-настоящему понять его смогут только такие же, как он (по возрасту, вкусам и взглядам)

Появляются молодёжные субкультуры, принадлежностью к которым подросток обычно насыщается к юношескому возрасту и впоследствии выбирает себе более «взрослый» образ.

Средства массовой информации (интернет, телевидение, радио, журналы, кино): становятся мощным каналом воздействия, задавая подростку различные ориентиры. Желание следовать моде, выделяться, менять свою внешность, посвящать время развлечениям, быть всегда «в тренде» всего и т. д. – те струны, на которых играет этот социальный институт.
На стыке двух последних факторов возник мощный канал воздействия на подростков – социальные сети. Они позволяют реализовывать им множество мотивов: знакомства, общение, принадлежность к различным группам, стремление получить признание и одобрение, возможность выделиться и быть на виду и др. К сожалению, этот канал в наше время часто используется злоумышленниками с целью втянуть подростков в неблагоприятные занятия и сообщества.

Школа: влияние оказывают сам процесс обучения, педагоги и класс. Наиболее благоприятная ситуация складывается, когда у подростка сохраняется хорошая успеваемость и интерес к познанию, ему комфортно в школьном коллективе и в общении с учителями. Эти характеристики обычно неразрывно связаны. На желание ребёнка учиться влияет не только интерес к конкретным предметам, но и ощущение того, что в классе к нему хорошо относятся, принимают и уважают.

Как предотвратить ошибки в воспитании младшего поколения?

Основные ошибки, допущенные в родительском воспитании , отражаются на взрослой жизни и взаимоотношениях мальчиков или девочек с окружающим миром. Можно ли их избежать? Да, однако это потребует отказа от стереотипов, которые были заложены еще в родительском детстве.

Опираясь на особенности характера и психоэмоциональный тип личности ребенка, родители должны найти золотую середину. Где-то необходимо приласкать малыша, а где-то и пожурить. Помогут в этом только выдержка и терпение. Однако результат стоит того, ведь у культурной, организованной и уравновешенной личности больше шансов обрести гармонию и личное счастье.

Полезные материалы:

  1. Как отучить ребенка 2-3 лет драться с родителями и детьми в детском саду: советы и консультация психолога
  2. Особенности кризиса 5-6 лет у ребенка: советы психолога родителям, как правильно вести себя с маленьким непоседой
  3. Особенности кризиса 2 лет у ребенка: советы психолога родителям, как правильно вести себя с «капризулей»
  4. Ребенок 2-3 лет постоянно психует и капризничает: советы психологов и Комаровского, как реагировать и бороться с капризами
  5. Как вести себя родителям в период детского кризиса 7 лет: психология ребенка и возрастные изменения
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий