Действительно ли необходим детский сад?

Детсад правильного режима

Строго ли соблюдают дома правильный режим дня ребенка? Часто ли чадо засиживается допоздна у телевизора? Слушается ли взрослых «с первого слова»? Родители знают о важности четкого расписания в жизни малыша, но не всегда находят силы соблюдать его. В саду воспитатели придерживаются установленного распорядка, постоянно поддерживают дисциплину

Ребенку, привыкшему все делать «по часам», впоследствии будет легче адаптироваться к строгим школьным правилам.

«Домашние» дети часто лишены достаточной активности. Они проводят много времени в четырех стенах за просмотром мультфильмов и играми на планшете. Такие занятия не приносят пользу, детский организм нуждается в движении. В дошкольном учреждении с малышами проводят зарядку, дают им возможность побегать и порезвиться на прогулке, устраивают эстафеты и спортивные состязания.

Альтернативы

Альтернатив государственному ДОУ множество – от частного садика до отказа мамой от работы и полного посещения себя малышу.

Домашнее воспитание

Основным плюсом домашнего воспитания является то, что ребенок находится все время бодрствования с самыми дорогими людьми – мамой или папой. Минусом является отсутствие возможности у мамы заниматься своими делами, материальные потери и нехватка общения для малыша.

Частные учреждения

Не альтернатива в прямом смысле слова. Отличаются платные садики только маленькими, по сравнению с государственными ДОУ, группами и возможностью выбора питания и занятий.

В остальном особых преимуществ нет, все плюсы и минусы обычного сада присутствуют и в частном.

Детские клубы

Два-три часа несколько раз в неделю дополнительных занятий и общение со сверстниками – прекрасное дополнение домашнему воспитанию. Плюсом является также возможность взрослому какое-то время заниматься своими делами, пока малыш под присмотром.

Семейные заведения

Отличаются от частного сада только тем, что находятся в частном доме или квартире, где одна мама берет на себя воспитание не только своего малыша, но и несколько чужих.

Если у подобного заведения прекрасная репутация и хорошие отзывы – можно попробовать отдать малыша туда.

Так нужно ли отдавать ребенка в детский сад?

Теперь, когда мы разобрались, что у садиков есть как существенные плюсы, так и минусы, пришло время ответить на самый главный вопрос: стоит ли отдавать ребенка в детский сад?

К сожалению, универсального ответа на этот вопрос нет. Все зависит от ребенка, его здоровья, умения общаться со сверстниками, вашими возможностями и конечно, от детского садика, куда вы решили отдать свое чадо.

Раньше любили говорить, что ребенок, который не ходил в детский сад, сложно адаптируется к условиям начальной школы. На самом деле, причина «сложной» адаптации кроется вовсе не в отсутствии каких-то особенных навыков, которые могут быть получены только в детском саду. Раньше, когда подавляющее число детей ходило в детский садик, ребятишки успевали познакомиться, хорошо друг друга узнать и даже подружиться. Затем эта, уже сформировавшаяся группа, почти в полном составе переходила в школу, и конечно, новичок чувствовал себя в первом классе не очень уютно. Сегодня ситуация изменилась: родители решают отдать ребенка в нужный им сад, а не тот, что ближе к дому, нанимают нянечек или просят о помощи своих родителей. Дети приходят в первый класс и не испытывают проблем с освоением, так как знают друг друга лишь единицы.

В целом, сегодня нет совершенно никакой разницы, ходит ребенок в детский сад или нет, если родители обеспечивают дома правильные условия для развития:

  • регулярные занятия, чтобы способствовать физическому и психологическому развитию;
  • обеспечение возможности каждый день общаться со сверстниками, например, в гостях или на детской площадке.

Более того, внимательный, любящий, свободный родитель, готовый посвящать ребенку большую часть своего времени, проделает намного более лучшую работу, чем любой, самый крутой и замечательный сад

Нужно обращать внимание на то, чем нравится заниматься ребенку, но в то же время обеспечивать разностороннее развитие: мелкая моторика, лепка, рисование, счет, письмо, развитие памяти и внимания. Кстати, большую помощь в умственном развитии ребенка родителю окажут игры на сайте BrainApps

Некоторые из них подходят даже для самых маленьких, направлены на тренировку памяти, внимания и мышления.

Не забывайте про кружки или спортивные секции. Они нужны не только для физического развития ребенка, но и для осознания авторитета взрослых людей, обучения дисциплине и следованию правил.

Таким образом, если вы задаетесь вопросом «нужен ли детский сад?» и не можете найти ответа, лучше задайте себе другой вопрос: «сможете ли вы создать ребенку условия, которые нужны для полноценного развития, если он не будет ходить в детский сад?». Какими именно должны быть условия? Вы должны по возможности воссоздать все преимущества детского сада, которые мы перечислили выше, в условиях дома или квартиры. Если у вас получится это сделать, то формирование ребенка произойдет абсолютно без проблем, малыш не будет как-то плохо выделяться на фоне сверстников, которые посещали садик. Если же вы ограничены во времени или не уверены в собственных силах, тогда, пожалуй, лучше ему хотя бы периодически, но детский сад посещать.

Мнение специалистов – нужно ли ходить малышу в садик и зачем?

Мнение психологов и педагогов о необходимости ДОУ для дошкольника разнятся. Кто-то считает, что без посещения сада малыш останется замкнутым и ранимым, кто-то считает, что посещения государственного учреждения лучше избегать.

В одном специалисты сходятся – при выборе сада или домашнего воспитания нужно смотреть на характер и индивидуальные особенности ребенка. Активным, любознательным экстравертам с бабушкой или мамой будет невыносимо скучно, а тихий застенчивый интроверт в саду, скорее всего, будет чувствовать себя очень плохо.

Есть ли «последствия непосещения»?


Сторонники детских садов приводят в качестве основных аргументов два

  • если малыш не посещает сад – он не научится общаться со сверстниками и ему будет скучно и одиноко со взрослыми;
  • не пройдя социализацию в раннем возрасте, карапузу будет сложно выстраивать отношения с одноклассниками в школе.

Так ли это?

Общение со сверстниками

Большой коллектив сверстников малышам двух-четырех лет не нужен. Как правило, общения с родителями и редких игр с ровесниками – братьями-сестрами и малышами на детской площадке – им вполне достаточно.

С четырех-пяти лет детям уже необходимы постоянные контакты с малышами своего возраста и чуть старше. Поэтому многие психологи и советуют отдавать ребенка в сад после четырех лет.

Адаптация в школе ребятишек, не посещавших ДОУ

Если ребенок рос совершенно один, не имея контактов с детьми своего возраста – без сомнения, в школе ему будет очень тяжело выстраивать взаимоотношения с одноклассниками.

Но если у малыша есть друзья, родственники или знакомые дети, с которыми он регулярно общался – влиться в школьный коллектив ему будет не сложнее, чем посещавшим ДОУ одноклассникам.

Возможные опасности

Основной психологический момент раннего посещения сада – малыш отрывается от семьи, вливается в коллектив, где всех учат быть одинаковыми.


Расставаясь на целый день с ребенком, очень легко потерять с ним связь.

  1. Ребенок перенимает все модели поведения – в том числе и негативные. Научиться «плохому» от приятелей он сможет за несколько дней.
  2. Если в саду дети гуляют мало – это очень плохо для здоровья.
  3. Попадая в детский коллектив в раннем возрасте, малыш может «цеплять» вирусы каждые две-три недели, что, вопреки мнению многих врачей, негативно сказывается на общем состоянии.

Большую опасность представляют ситуации, когда малыша несправедливо наказывают, не разобравшись в ситуации – просто потому, что именно он попался на глаза воспитателю в группе шалящих детей. Такие моменты вызывают сильный стресс у совсем маленьких карапузов.

Домашние детские сады

Сейчас все большую популярность приобретают домашние детские садики. Для многих родителей это становится альтернативным решением, при отсутствии мест в государственных учреждениях.

Что необходимо знать о таких садах:

  • Данный вид деятельности можно организовать при наличии педагогического образования и опыта работы в дошкольном учреждении;
  • Сад как правило размещается в квартирах либо в специально арендованных помещениях;
  • Одновременно должны посещать не более 6 человек;
  • Все воспитатели должны иметь соответствующее образование;
  • Должна быть оборудована спальня, у каждого ребенка свое спальное место;
  • Кухня должна соответствовать всем требованиям к чистоте и безопасности.

Плюсы такого сада:

  • Индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • Принимают детей в любом возрасте, но в зависимости от среднего возраста группы;
  • Небольшое количество детей (как правило от 3 до 7);
  • Договорные условия по посещению;
  • Питание подбирается с учетом требований родителей.

Минусы:

  • Такие сады не имеют лицензий, организуются частными лицами. Поэтому различных санитарных проверок там не проводится. Родитель должен сам удостовериться в безопасности и чистоте;
  • Если возникнут какие либо конфликты с руководством, доказать что-то будет достаточно сложно;
  • Во многих садах один воспитатель, нет других педагогов;
  • Прогулки проходят на близлежащих детский площадках. Одному воспитателю достаточно сложно уследить за 7 детьми, особенно если они активные. Многие площадки не огорожены и располагаются рядом с проезжей частью;
  • Маленькие помещения (3 комнатные квартиры наиболее распространены). Мало места отводится для игр и занятий ребенку;
  • Отсутствие медицинского работника;
  • Высокая стоимость;
  • В случае болезни ребенка как правило стоимость не возвращается.

Адаптация

Это наиболее сложное во всей истории с началом посещения садика. Евгений Комаровский подчеркивает, что нет детей, которые бы не проходили через сложный процесс адаптации. С ребенком происходит сразу много всего: он переживает, эмоционально и психологически, в его организме тоже многое «перестраивается». В садике — режим дня, а потому чаду волей-неволей придется под него подстраиваться, новая пища, иммунитет ребенка «знакомится» с новыми вирусами, циркулирущими в детском коллективе, а отсюда — частая заболеваемость, особенно в первое время, пока в организме нет специфических антител.

Если повлиять на заболеваемость родители никак не могут, то сделать адаптацию более легкой им вполне по силам. Для этого нужно правильно выбирать время года, когда малыш начнет ходить в садик. В сезоны повышенной заболеваемости (с конца октября по апрель) этого лучше не делать, говорить Комаровский. А вот в конце весны и летом — пожалуйста.

Но как сделать правильный выбор? Что дает ребенку детский сад?

Прежде всего, ситуация зависит от мамы. Если мама не выходит на работу или у нее есть помощник, то идем дальше. В нашем случае так и вышло. Я находилась с малышкой и занималась ее развитием. Итак, начать хочу с минусов.

Минусы детского сада:

  1. Разлука с мамой (родителями). Ребенок испытывает стресс и не в силах не то, что описать, а даже понять своих чувств. Связь с мамой для ребенка имеет огромное значение, она для него является «психологическим щитом». Попадая в детский сад он резко лишается постоянного эмоционального тепла, любви и поддержки. Воспитатель просто не в силах дать это всем детям одновременно (особенно, если их порядка 20 человек).
  2. Частые болезни. Они могут возникать как следствие разлуки с мамой. Своего рода реакция организма на стресс. А могут возникать из-за особенностей организма, слабого иммунитета. Ведь бывает, что деток приводят с признаками простуды и их принимают в детский сад при условии отсутствия температуры, таковы правила. И такие детки способны заразить других в группе, что чаще всего мы наблюдаем, особенно в зимний период.
  3. Психологическая перегрузка ребенка из-за отсутствия личного пространства.
  4. Дети копируют манеру поведения других детей, чаще таких, которые кривляются, используют разные нехорошие слова.
  5. Отсутствие индивидуального подхода к ребенку ввиду больших по численности групп в детском саду. Когда в группе 30 детей, то нельзя сказать, что каждый ребенок дружит с оставшимися 29-ю. По законам любой группы, дети не являясь исключением, делятся на микрогруппы и уже таким составом продолжают общение и дружбу. Стоит ли их собирать в такие большие группы так рано?
  6. Риск ушибов и травм на площадках детского садика, когда опять-таки воспитатель не может быть одновременно с каждым малышом. Поэтому происшествия случаются.
  7. В детском саду, где воспитатель фактически является «второй мамой» ребенку, можно столкнуться с эффектом потери авторитета у ребенка. Лучше все-таки, чтобы в дошкольном возрасте авторитетом оставались родители.

Но не взирая на число минусов, детский сад имеет и свои плюсы, не даром ведь сады существуют и пользуются популярностью.

Плюсы детского сада:

  1. Ребенок приучается к режиму и распорядку дня. Это хорошо сказывается на его здоровье и организует в будущем, когда он пойдет в школу.
  2. Дисциплина. Здесь он учится соблюдать правила. И в компании таких же малышей правила запоминаются легко.
  3. Детский сад учит быть самостоятельным. Мамы рядом нет, а воспитательница всем шнурки не завяжет. Приходится делать все самому.
  4. Общение с другими взрослыми. Ребенок чувствует перенос ответственности за него с родителей на других взрослых. Такое общение позволяет детям получить опыт отношений со взрослыми в будущем.
  5. Общение с другими детьми. Конечно играть в компании куда веселее, чем самому. Дети всегда тянутся к другим детям. И в садике, как нигде они проявляют себя в полной мере, кто-то как лидер, кто-то как заботливый друг.
  6. Помимо развлечений ребенок получает возможность для интеллектуального и физического развития. Это и рисование, и лепка, и развитие речи, музыка и физкультура, а все это в команде принесет ребенку массу удовольствия.

Взвесив для все себя все плюсы и минусы, мы предпочли в детский сад не ходить. Перечисленные плюсы вполне можно устроить ребенку дома. К режиму многие мамы стараются приучать малышей с рождения, так удобно для нее и для здоровья ребенка. Дисциплина и самостоятельность тоже под силу родителям, хотя иногда приходится начинать с себя, создавая определенные правила в доме. На развивающие занятия и физкультуру мы ходили в центры развития детей. Там же малыш черпал общение с другими детьми и другими взрослыми. Огромным плюсом здесь выступает присутствие родителя! Вы лично можете наблюдать за общением малыша и тут же по ходу корректировать некоторые моменты и трудности. Беседуя, разбирать произошедшие на занятиях с ним ситуации.

Заменить ребенку «плюсы садика» под силу родителям, а вот исправить «минусы» будет довольно сложно. Но каждый родитель выбирает сам, исходя из опыта, взглядов и побуждений.

С какого и до какого возраста ребенок ходит в ясли, а не в садик?

Прежде всего разберемся, а что это вообще такое – ясли. Где грань между ясельками и детским садом? В большинстве случаев при отправлении малыша в ясли речь идет о ясельных группах коммерческих детских садов. Государственные учреждения отошли от практики советских времен и предоставляют места в детских садах преимущественно детям, достигшим трехлетнего возраста. При этом оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком длится всего полтора года. Вот и возникает у мам логичный вопрос: что делать, сидеть дальше дома, рассчитывая на заработок мужа, или возвращаться на работу и отдавать ребенка в ясли, обычно на коммерческой основе. Матери-одиночки, не имеющие подработки и финансовой помощи родных, другого выхода, кроме как отдать в ясли, обычно и не видят.

Со скольки месяцев или лет берут в ясли – однозначного ответа на этот вопрос нет. Существуют редкие заведения, предоставляющие такую услугу даже для 9-месячных малышей. Но обычно нижняя планка ясельного возраста – это полтора-два года. В этом возрасте детки уже имеют минимальные навыки самообслуживания: просятся на горшок, умеют есть и пить без помощи взрослых. 

Считается, что ясли – это группа детского дошкольного учреждения для детей раннего возраста, а именно до 3 лет. Трехлетние малыши уже считаются официально дошкольниками, и посещают они с этого возраста не ясли, а детский сад.

Нужен ли детский сад для развития?

Для начала важно понимать, что сама необходимость отдавать ребенка в учреждение вызвана нашим образом жизни — жизнью в больших городах с работой далеко от дома. До эпохи урбанизации и эмансипации проблемы не возникало вовсе: дети, находящиеся на стадии развития привязанности, которую можно назвать «под присмотром» (примерно от 4 до 7 лет), действительно были просто под присмотром взрослых, занимаясь своими детскими делами или по мере сил помогая родителям по хозяйству

Все это не требовало драматического разлучения с родителем на весь день, а «социализация» — то есть умение общаться с людьми не из своей семьи — приобреталась сама собой, в процессе игр, ссор и примирений с соседскими детьми.

Сейчас у большинства людей так не получается: выпустить ребенка играть во двор одного невозможно, с ним непременно кто-то из взрослых должен «гулять» — то есть ничего другого в это время не делать. Сочетать работу, приносящую деньги, с присмотром за своим ребенком-дошкольником могут очень немногие, те, кто работает вне офиса и по свободному графику.

Поэтому искать ответ на вопрос «необходим ли на самом деле детский сад ребенку для развития» нет смысла. Программой развития ребенка такая искусственная форма воспитания не предусмотрена. Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов. И возникли они не как форма «дошкольного образования, развития и социализации», а просто как детохранилища — чтобы отпустить матерей к станкам и кульманам. Да, старшее поколение не представляет, как можно иначе, но история человечества однозначно утверждает, что вполне можно.

Детский сад как услуга

На вопрос про детский сад нет одного для всех ответа. Дети разные, ситуации в семьях разные, сами детские сады разные. Обязанность родителей — все эти факторы оценить и ответственно принять решение, взвесив плюсы и минусы.

Если относиться к садику именно как к услуге для родителей, а не к учреждению, призванному воспитывать и формировать ваших детей, многое встает на место. Такая длительная игровая комната. Магазин хочет, чтобы вы спокойно и с удовольствием покупали, а общество хочет, чтобы вы работали. Удобно оставить в игровой ребенка, выбирая мебель? Конечно, если для ребенка это в удовольствие или как минимум безопасно, а вам нужно иметь свободные руки и голову. Удобно пользоваться детским садом? Да, при тех же условиях.

Никакого другого, высшего педагогического, смысла в истории с детским садом нет

И если вам это не нужно, или ребенок очень не хочет, или достаточно хорошего сада не нашлось — он ничего важного для развития не потеряет. Только очень проблемная семья, в которой родители совсем не занимаются детьми, может дать им меньше, чем стандартный детский сад

Если под социализацией имеется в виду общение со сверстниками, ролевые игры с ними, то не во всяком детском саду для этого много возможностей, может быть, игровая комната в ИКЕЕ, дача или ближайший сквер с постоянной компанией гуляющих мам с детьми дадут вашему ребенку не меньше.

Недостатки пребывания детей в детском саду

Из минусов на первом месте часто ставят стресс разлуки с матерью. Но многие дети переживают его почти незаметно. У других его вообще нет, и они быстро вливаются в новую среду.

Но есть дети, у которых с мамой особая психологическая связь. Системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет их как обладателей анального вектора. Именно им тяжелее всего расстаться с матерью. И необходимо больше времени на адаптацию в саду и на привыкание быть какое-то время без материнской поддержки.

К негативным факторам можно отнести и невозможность детей побыть одним в тишине и одиночестве. От этого могут страдать дети со звуковым вектором. Они не переносят шум и суету. Им жизненно необходимо время от времени побыть в одиночестве, подумать, позаниматься своими делами отдельно от группы. В противном случае ребенок замкнется в себе, начнет быстро уставать, а может вообще отказаться от посещения сада.

Далее можно выделить «дурное влияние» сверстников. Для многих родителей является аргументом то, что в одну группу могут ходить дети из благополучных и так называемых неблагополучных семей. Но это вопрос спорный. Если у ребенка родителями сформировано правильное эмоциональное восприятие окружающего мира и он четко понимает, что хорошо и что плохо, то таких проблем не возникнет.

И, конечно же, никуда не денешь частые простуды. Это действительно сильный аргумент, поскольку детей в группу не принимают только в случае температуры, остальных кашляющих и чихающих часто принимают в группу. Но иммунитет сформируется, ребенок привыкнет и перестанет болеть. Зачем же из-за этого лишать его общения со сверстниками и множества других радостей, которые можно получить только в саду.

Детские сады, муниципальные и частные

Можно отдать ребенка как муниципальный, так и в частный садик:

  • Муниципальные учреждения более популярны в связи с их доступностью для любого слоя населения. Необходимо собрать пакет документов, но главная проблема не в этом. Чаще всего в государственные ясли настолько длинная очередь, что ребенок может не дождаться заветного места и перерасти ясельный возраст.
  • Если есть риск не попасть в муниципальный садик, лучше рассмотреть вариант частных яслей. Плюсы: хорошее (улучшенное) питание, большое количество развивающих игрушек, лучшие условия, да и выполняются все пожелания родителей, возраста ребенка это касается в первую очередь. Минус всего один, но все-таки он есть, и это высокая плата.

Минусы

Проблемы с адаптацией

У многих детей возникают достаточно серьезные проблемы с адаптацией к детскому саду. При этом психологи утверждают, что отдавать ребенка в ясли в полтора года можно только в самом крайнем случае, так как в этом возрасте дети сильно привязаны к маме, и это вполне нормально. Двухлетнему ребенку проще привыкнуть к садику, но здесь все зависит от его характера: если он быстро находит общий язык со сверстниками и не боится посторонних взрослых людей, то отдать его в ясли можно. Можно, но все равно рано. Поэтому если ваш двухлетка плохо адаптируется к садику и постоянно плачет, ни в коем случае не упорствуйте и не заставляйте его ходить туда, где ему не нравится. Кстати, чаще всего именно те дети, которых принудительно водили в ясли, негативно воспринимают детский сад вплоть до школьного возраста. В три года дети начинают проявлять живой интерес к ровесникам, а значит, трехлетнего ребенка можно вести в садик, но все же присматриваться к его поведению. Ну, а идеальный возраст для детского сада — 4 года. Если же ваш ребенок любого возраста плачет при одном лишь упоминании о детском саде, возможно, вам лучше подумать о «домашнем обучении».

Частые болезни

Приготовьтесь к тому, что в первый год посещения детского сада ваш ребенок будет болеть чаще, чем обычно. Именно в этот период у него формируется иммунитет к различным детским «болячкам», так что придется потерпеть. Однако если каждая болезнь проходит с осложнениями, и вам приходится находиться на больничном по 3–4 недели, пользы от таких визитов мало. Кроме того, психологи считают, что регулярные простуды могут говорить о том, что чадо плохо адаптируется к садику. А уж если ребенок продолжает часто болеть и на второй год, возможно, он так и не смог привыкнуть к новому месту, и водить его туда не стоит.

Питание

В детсаду малыши привыкают есть, «что дают», и в принципе, это хорошо. Но не для всех детей. Например, особо притязательные детсадовцы могут оставаться голодными целыми днями, и наедаться вечером, что не слишком хорошо сказывается на их пищеварении. А еще столовская еда — не лучший вариант для аллергиков, многим из которых нельзя ни молочные продукты, ни яйца, ни глютен.

По материалам studwork.ru, psychologos.ru.

Минусы

Минусов у системы ДОУ как таковой немного – все зависит от характера ребенка и конкретного учебного заведения. В чем причина отказа многих родителей от сада, несмотря на плюсы?

Требуют режим и дисциплину, которые не нужны

Многие родители считают, что приучать малыша к жесткой дисциплине раньше школьного возраста не нужно. Они придерживаются мнения, что:

  • режим у детей должен быть индивидуальным;
  • когда ребенку кушать, а когда спать – решает только он сам.

В саду никто не будет подстраиваться под комфортный для маленькой “совы” режим – все кушают, гуляют, спят и учатся строго по расписанию.

Не учат работе в команде, не помогают в социализации

Для тихого, спокойного ребенка в раннем возрасте большой коллектив будет скорее минусом. Такие малыши лучше учатся работать в команде в небольших группах разновозрастных детей – например, в среде братьев или близких родственников.

В трехлетнем возрасте дети достаточно тяжело вливаются в коллектив сверстников, и ранняя социализация может обернуться тяжелейшим стрессом.

К тому же взаимодействовать и “быть командой” сад не учит. Напротив, здесь дети быстро понимают, что каждый отвечает сам за себя.

Плохо развивают индивидуальные умения

Если в группе 30 детей и больше – рассмотреть личность в каждом и развивать его таланты воспитатель попросту не сможет. На это не хватит ни времени, ни сил.

  1. С тихим, хорошо рисующим малышом никто не будет заниматься творчеством часами – два урока рисования в неделю для всех будут нормой.
  2. Даже если ребенок уже освоил буквы или простейшие арифметические действия и готов идти дальше – в саду он будет по сто раз повторять вместе с остальными то, что он уже знает.

Для одаренных малышей посещение сада может стать препятствием для развития способностей. Более того – ребенку наскучит повторять одно и то же много месяцев подряд и интерес к любимому ранее занятию (рисованию, математике, чтению) может угаснуть.

Вызывают сильный стресс у дошколят

Практически для всех детей адаптация к саду – серьезный стресс. Ребенок может привыкать к новому распорядку, воспитателю, сверстникам от нескольких недель до бесконечности – некоторые дети не привыкают к ДОУ никогда.

Если малыш и после двух месяцев посещения сада плачет, с ужасом ждет понедельника, не подружился ни с кем в группе и не привык к воспитателю – нужно задуматься, стоит ли его туда водить.

Mнение психологов

Стоит ли отдавать ребенка в детский садик? На удивление, психологи советуют скорее не отдавать ребенка в детский сад, чем отдавать.

Некоторые считают, касательно социализации, не правильное мнение, что садик помогает деткам лучше адаптироваться к обществу.

Попадая в коллектив в столь раннем возрасте, ребенок теряет свою индивидуальность и наследуя других, становится «как все».

Большинство психологов считает, что до 6 лет ребенку нужно максимально укреплять связь со своей семье и близкими людьми, ведь впереди ждет 11 лет школы и общение с родными будет не таким частым.

Отвечая на вопрос «нужен ли ребенку детский сад», большинство психологов ответит, что решать только родителям.

Если нет особой потребности в дошкольном учреждении, есть возможность получить образование дома, то стоит отдать предпочтение второму варианту.

Просто нужно чаще ходить в гости, чтобы дети могли пообщаться друг с другом, ходить на кружки и секции, возможно в какие-нибудь детские центры и прочее.

Если ребенку трудно дается адаптация, он не хочет ходить в сад, а у родителей есть возможность побыть с ним дома, то не нужно мучить малыша. Ни к чему хорошему это не приведет.

Отдавать ли малыша в садик?

В каких ситуациях нужно отдавать ребенка в сад, а в каких можно обойтись и без сада?

Отдавать или не отдавать ребенка в детский сад — главный вопрос, который беспокоит большинство родителей.

Сейчас дошкольное образование не является обязательным и его можно избежать по желанию родителей. Часто мама и папа оказываются перед сложным выбором, им предстоит решить, нужен ли их ребенку детский садик.

Если оба родителя работают и ни у кого нет возможности сидеть с ребенком, а нанимать няню дорого, то выбор очевиден. Детский сад в таком случае является спасательным кругом.

Конечно же, в дошкольном учреждении ребенок находится под постоянным присмотром профессионалов, учится жить по режиму, обучается всему новому и в последствии готовится к школе.

А самое главное — ребенок адаптируется к социуму, учится взаимодействовать с людьми разных характеров и работать в группе, общаться со сверстниками и взрослыми людьми, в дальнейшем ему будет намного проще привыкнуть к коллективу.

Если у мамы есть возможность и желание самостоятельно обучать ребенка, то в таком случае, его можно не отдавать в детский сад.

Но стоит помнить, что это большая ответственность и тяжелая работа.

В домашних условиях ребенку намного сложнее сконцентрироваться. Также малыш может не ходить в детский садик, если ему нанимают няню и репетиторов для его обучения.

Сейчас существует множество специальных центров и студий для деток, в которых их обучают и с ними занимаются.

Плюсом таких центров есть то, что ребенок все же попадает в коллектив в раннем возрасте, но ему не нужно проводить там целый день, кушать и спать. Он приходит только на занятия.

Также есть специальные детские лагеря и мероприятия.

За садик

Существует огромное количество разнообразных доводов, которые убеждают родителей отдавать детей в детский садик.

  1. Общение. Любой детский сад в большой степени учит ребенка вступать в контакт со сверстниками. Первое общение как раз происходит на базе подобного заведения. В возрасте трех лет малыш начинает проявлять интерес к другим ребятам. Он долгое время присматривается к окружающим, а потом уже начинает с ними взаимодействовать. У ребенка появляются друзья, с которыми он много играет, учится общению.
  2. Оборудование. Детские садики оснащены высококачественным оборудованием, которое так необходимо для нормального воспитания ребенка.
  3. Дисциплина. Ребенок, который находится в садике, намного лучше приспособлен к выполнению определенных правил. Он становится более дисциплинированным и послушным. Соблюдает режим, от которого многие дома отходят. Если дома ребенок может гулять и есть в любое время, то в садике это фиксированный промежуток, и он не меняется. В коллективе малыш лучше ест, спит и играет.
  4. Самостоятельность. Дети, посещающие детский сад, становятся более самостоятельными. Дома они больше полагаются на родителей, но в таком заведении все приходится выполнять самим. Они учатся все делать самостоятельно, поэтому родители даже утверждают, что их дети более активно себя ведут после занятий в садике.
  5. Переносимость заболеваний. Специалисты утверждают, что болезни намного легче переносятся в садике. Деткам, находящимся дома, негде заразиться такими болезнями, которыми лучше переболеть в раннем возрасте. В садике можно укрепить иммунитет ребенка.
  6. Защита от современных гаджетов. В детском садике с ребятами играют и проводят много времени на свежем воздухе. Дома малыши проводят досуг перед телевизором, играют на телефоне. Стоит отметить, что детский сад становятся именно тем местом, где ребята могут хоть на время забыть о существовании смартфонов и пр.
  7. Дополнительное время. Если отдать ребенка в детский сад, то можно спокойно пойти на работу. Малыш гуляет со сверстниками, а родители занимаются своими делами, решают проблемы.

Советы родителям

  • Будьте настойчивы и последовательны. Тогда ребенок быстрее поймет, что детский сад — это теперь реальность, с которой ему лучше примириться.
  • Если ребенок отказывается есть в садике, что является не редкостью, особенно в первое время, предупредите воспитателя, что его не надо кормить насильно, пичкать супом или кашей «любой ценой». Придет время, и он начнет есть сам.
  • Обязательно предупредите воспитателей о том, какие заболевания у малыша есть и на что у него .
  • Готовиться к садику нужно задолго до первого посещения, расширяя круг общения ребенка — знакомя его на площадке с соседскими детьми.

А подготовка к школе — попозже

А как же «социализация» ребенка и «подготовка к школе»? К сожалению, на постсоветском пространстве у этого слова часто есть и еще один, довольно зловещий смысл: заранее «обтесать» ребенка под функционирование в качестве «воспитанника учреждения». Приучить его терпеть стресс от пребывания в большой группе без своего, защищающего взрослого, натренировать на отключение от собственных чувств и потребностей ради того, чтобы не выбиваться из группы. Неслучайно в устах учителей начальной школы «ну, вы же в сад не ходили» звучит часто как претензия: почему ребенок не обтесан заранее, почему он слишком ребенок, слишком живой.

И вот такая «социализация», даже если она неизбежна, пусть случится как можно позже, когда у ребенка будет больше ресурсов, чтобы сохранить себя в любых условиях. Когда нам показывают «детсадовского» ребенка, который быстро привык к школе, в отличие от домашнего, который то плачет, то нарушает правила, то отказывается туда идти, это на самом деле значит только одно — весь тот стресс, который сейчас переживает домашний, его садовский сверстник пережил несколько лет назад — будучи младше и беззащитнее. Тогда, может, будем сразу из роддома в армию отдавать — пусть уж привыкнет, зато потом будет легко?

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий