Упражнения для домашних занятий на выговаривания буквы Р для детей

Виды дефектов

Обратимся сначала к основным видам речевых нарушений. Существует их огромное количество, но каждый в итоге становится уникальным, так как принадлежит конкретному ребенку:

Заикание (рекомендуем прочитать: как лечить заикание у ребенка в 5 лет?). Явление это встречается чаще всего. Заметить его можно уже ближе к трем годам, когда ребенок начинает выстраивать свои первые большие предложения. Для исправления дефекта лучше незамедлительно обратиться к специалисту

Важно также следить за успехами и не бросать игровые упражнения, ведь бывают случаи, когда «болезнь» снова возвращалась.
Дислалия (рекомендуем прочитать: методы устранения дислалии у детей). Подразумевает под собой это мудреное слово ни что иное, как путаницу в произнесении отдельных согласных звуков

Наиболее часто это явление охватывает звуки «р», «л» и «ш».
Гнусавость. Такое явление тоже имеет место среди дефектов, но вероятнее всего проблема лежит именно в неправильном строении речевого аппарата, тогда маме и папе прямая дорога к ЛОРу, который постарается ее решить и максимально исправить.
Общее недоразвитие речи или ОНР. Зачастую это явление глубоко связано с неправильным подходом в общении с ребенком. В семье с малышом часто сюсюкались, коверкали слова и окончания. Все это создало огромную путаницу в детской головке и теперь он уже сам постоянно путает предлоги, окончания и т.д. Спешите исправлять, ведь школа не за горами!
Врожденные заболевания на неврологической почве. В данном случае консультация и лечение у невролога строго необходимы.
Задержка речевого развития или ЗРР. Проявить себя этот недуг может ближе к трехгодовалому возрасту. Среднестатистический ребенок обычно говорит в этом возрасте много и без умолку, а вот если наблюдается явная скудость речи, стоит навестить специалиста для консультации.

Будьте всегда начеку. От вашего пристального внимания не должны ускользнуть никакие изъяны. Заметив неладное, не откладывайте лечение, а как можно скорее обратитесь к опытным врачам.

ИНТЕРЕСНО: лечение СДВГ — нужна ли коррекция и к кому обратиться за помощью?

Если скудость речи дошкольника бросается в глаза, нужно проконсультироваться с опытным логопедом — возможно, будут выявлены определенные отклонения

Когда нужны домашние занятия?

Дошкольники, у которых есть проблемы со звукопроизношением, в детском саду или в школе раннего развития проходят логопедическое обследование. В ходе этой необычной диагностики речевых возможностей логопед выясняет, как рано заговорил малыш, какие слова были первыми, когда он научился строить предложения, есть ли у него дефекты речи и трудности с произношением определенных звуков.

Обычно исследуют следующие звуки и сочетания: C, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Р, Рь, Л, Ль. Оценивается не только отдельное произношение, но и звучание их в словах и слогах.

Логопед оценивает также работу артикуляционного аппарата ребенка, его прикус, состояние зубов, языка, губ. И только после этого все данные заносятся в речевую карту. В нее же вписываются назначения специалиста.

Помимо посещения кабинета логопеда в группе или индивидуально, родителям рекомендуется заниматься с дошкольником в домашних условиях. Именно такие, домашние занятия и вызывают у родителей массу вопросов.

Помощь логопеда: когда пора?

Надо с грустью признать, что современные средства коммуникации, такие как телевизор, компьютер, резко и основательно вытеснили из жизни общение. Чтение книг свелось к минимуму, а вот просмотр телепередач и мультфильмов занимает чуть ли не полдня. Дети чрезмерно мало общаются как с родителями, так и друг с другом. Телевизор предлагает широкий спектр всего интересного и увлекательного, а значит искать другие пути получения информации нет смысла.

Отсюда появляются проблемы со звукопроизношением. Встречаются они все чаще и чаще, а усугубление проблемы подчас становится быстрым. За телевизором и монитором родитель может не заметить, что ребенку нужна помощь, а ее стоит оказывать чем раньше, тем лучше. Любая проблема, в частности логопедическая, не терпит отлагательств, тогда возможность исправить неладное и поставить правильную речь значительно увеличивается.

Кому нужны логопедические занятия?

Все дети развиваются в своем темпе по индивидуальному графику, однако существуют определенные усредненные показатели, по которым мама может сориентироваться, нужна ли крохе помощь логопеда.

  • В 12-18 месяцев дети обычно хорошо имитируют разные звуки, пробуют повторять слова, знают свое имя и отзываются на него. В их словарном запасе имеется до 20-40 простых слов. Такие малыши внимательно рассматривают картинки в книгах и показывают объекты, которые их заинтересовали.
  • В 2-3-летнем возрасте ребенок хорошо знает собственное имя, может показать части тела, узнать на фотографии близкого человека. Он способен выполнить простое задание, например, поставить яблоко на стол. Словарный запас ребенка 2-3 лет составляет 200-1000 слов, кроха может задавать простые вопросы и разговаривать простыми предложениями. Произношение улучшается, но некоторые звуки могут отсутствовать.
  • В 3-4 года ребенок способен классифицировать объекты, понимать простые вопросы, слышать разницу между звуками. Его словарный запас расширяется до 1500 слов, а речь состоит из сложных предложений и многочисленных вопросов. У таких деток активно развивается воображение и абстрактное мышление, они могут рассказывать сказки по картинкам, разучивать песни и стихи.
  • В 5 лет и старше ребенок может свободно общаться на интересную тему, придумывать истории. Он должен произносить все звуки, но некоторые малыши все еще шепелявят. Ребенок озвучивает увиденное и сделанное, задает разные вопросы, говорит с интонацией и выражением. Многие дети в этом возрасте уже знают буквы и начинают читать.

10. Постоянно разговаривайте с ребенком!

Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. В то же время многословить тоже не нужно. Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.). Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка.

Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий). Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).

Советую также почитать статью «Развитие речи до года». Абсолютно все рекомендации по ведению разговора с ребенком до года верны и в возрасте 1-2 лет.

Ну и под конец, хочу напомнить про одно очень полезное пособие – «Альбом по развитию речи для самых маленьких» (Ozon, My-shop). О нем я уже немного писала раньше .

На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

Искренне ваша, Яна Разначенко

Подготовка дошкольника к чтению и письму

Родители стремятся научить дошкольника читать и писать, но самостоятельно делать это не рекомендуется, т.к. требуется следовать специальной методике обучения. Подготовкой к школе занимаются педагоги в детских садах и развивающих центрах.

Педагоги разучивают с детьми не буквы, а звуки, на которых строятся слоги, а затем слова

Особое внимание уделяется фонематическому слуху, звукопроизношению

Семье отводится важная в обучении чтению и письму. Родители должны стремиться прививать ребенку любовь к книгам собственным примером, совместно с детьми собрать домашнюю библиотеку. В доме должна звучать грамотная речь без слов-паразитов.

Основная форма развития речи в домашних условиях — содержательная беседа. Общаясь, члены семьи не только обогащают словарь детей, но и создают благоприятную атмосферу для эмоционального, познавательного и социального развития.

Занятия для четкой речи

Дети-пятилетки уже весьма сообразительны и прекрасно умеют повторять за взрослыми, воспроизводить даже очень сложные действия. Действительно, задания на артикуляцию подчас могут быть весьма тяжелыми. Мы исключили все самое сложное и оставили только те упражнения, которые просты в исполнении и в то же время весьма эффективны. Они будут отличной тренировкой и для деток с ОНР.

Артикуляционная гимнастика

  • Широко улыбнуться, показав всем свои зубки. Затем вытягиваем губки вперед трубочкой.
  • Максимально напрячь мышцы губ, после совершить плавное расслабление.
  • Слегка покусывать поочередно нижнюю и верхнюю губки.
  • Изображаем язычком цокот копыт. Все детки обожают так делать.

Времени для разминки понадобится не больше 15 минут. Все упражнения будут полезны не только детям, но и взрослым, имеющим некоторые нарушения в дикции.

Предложим еще забавные и эффективные речевые игры для детей 5-6 лет для правильной постановки звукопроизношения:

  • Воспроизводить младенческий плач: «Уа-уа!»
  • Пищим как мышки: «Пи-пи-пи».
  • Кричим, как будто мы заблудились в лесу: «Ау! Ау!»
  • Гудим как ветер в горах: «Ууууу!»
  • Сочетаем гласные и согласные звуки. Кричим как животные: «Мяу», «Гав», «Ква-ква», «Га-га-га».
  • Рычим как мишки: «Ррррр!»
  • Поем песенку: «Ла-ла-ла, ля-ля-ля».

К слову сказать, пение весьма полезно для обучения правильной речи. Любая любимая песня окажется кстати. Многие детки очень любят песни вроде «Во поле березка стояла» или «Жили у бабуси два веселых гуся». Они станут отличными помощниками, ведь там происходит плавное растягивание звуков, а для коррекции произношения — это отличная вещь. Не зря в детских садах в образовательную программу, обязательно включаются музыкальные занятия, правда они не исключают деятельности логопеда, присутствующей там же.

Пение, даже любительское, помогает ребенку быстрее выработать навыки правильной речи

Занятия в детском саду

В детских садах, как правило, проводятся игры по логопедии, которые делятся на 2 основных типа:

  • Индивидуальные. Когда у определенного ребенка присутствует проблема, требующая решения.
  • Групповые. Занятия проводятся одновременно с несколькими детьми, у которых имеются схожие дефекты речи.

Такие занятия необходимы в каждом дошкольном учреждении, но правда бывают не повсеместно. Ближе к школьному возрасту занятия по логопедии становятся обязательными, ведь идет подготовка к школе. Прекрасной тренировкой станут распевки. Вроде бы и песни, но не простые. Звуковое произнесение происходит вместе с совершением определенных действий.

Хорошая игра «Летящий самолет». Малыши хором изображают звук летящего самолета: «Уууууу!». При этом для убедительности следует расправить руки-крылья. Командуем:

  • Самолет подлетает ближе (гудение становится громче), самолет улетает (звук делается тише).
  • Поломка! Одновременно с гудением, малыши ударяют себя ладошкой по груди.
  • Заходим на посадку! Продолжая напевать: «Ууууу!» самолетики приземляются и садятся на свои стульчики.

Позанимайтесь с микрофоном. Попробуйте показать детям, как меняется громкость звука, когда мы то приближаем, то отдаляем микрофон.

Помните, что большинство проблем решаемо. Главное — не запускать и не сбрасывать все на самотек, а заниматься и развиваться, тогда даже диагнозы вроде ЗПР или ЗПРР не будут казаться такими уж страшными.

Работа с микрофоном позволяет развить артистизм ребенка, а ему самому дает возможность услышать свою речь со стороны

Логопедические игра для постановки звуков Ш-Ж

Звук Ш является одним из самых коварных и ребенок первое время может вообще пропускать его в словах или заменять более простым С. Проблемным для произношения многих детей является и звук Ж, который ребенку порой проще заменить на З.

Для тренировки произношения этих звуков нужно провести артикуляционную разминку:

  • кончиком языка коснуться внутренней части верхней губы и резко рвануть его вниз, чтобы получить звук, похожий на щелчок;
  • свернуть губы трубочкой, задержать эту позу на 5-7 секунд;
  • маленький кусок ватки положить ребенку на кончик носа и попросить его сдуть ее. Ватка должна приподняться. Это упражнение очень нравиться детям.

Упражнения следует повторить 3-5 раз каждое.

Чтобы научить ребенка дифференцировать звуки Ш-З, можно организовать несколько простых игр.

  1. В ходе первой игры учитель просит ребенка назвать ему все возможные слова, в которых есть звуки Ш и Ж. Если в семье есть старшие дети, то игру можно обыграть, как соревнование.
  2. Колокольчик. Если ребенок услышит в игре слова со звонким звуком Ж, он должен позвонить в колокольчик. Шахматы, лужа, груша, пожар, жук, мешок, карандаш, кружок, шиповник, жасмин.
  3. В третьей игре родитель предлагает ребенку завершить начатые слова буквой Ж или Ш. Камы.., у.., мы.., гру.., лы.., но.., гара.., черте.., е.., шала.., детены.., кра.., клави..
  4. Ребенок должен повторять предложения за учителем.
    Леша обходит лужу.
    Ты бежать мне не мешай.
    Мой дружок от земли вершок.
    Кружка – это вам не чашка
    Без этой пружины не поедет машина.
    Шелест желтых листьев.
    Сереже подарили карандаши.
    Ложкой зачерпну я кашку.
    Подальше положишь — поближе возьмешь.
    Озорная кошечка поиграла с ложечкой.
    Малыши встали на лыжи.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

Когда необходимо обратиться к логопеду?

Каждый ребенок индивидуален. Кто-то рано начинает говорить, но длительное время использует для этого конструкции из двух слов, кто-то начинает говорит к трехлетнему возрасту, но целыми предложениями и без особых нарушений звукопроизношения. Все зависит от темпа общего развития ребенка, его окружения, перенесенных заболеваний и т.д.

Но все же есть определенные признаки, которые не должны остаться родителями без внимания.

Вот некоторые из них:

  • ребенок не проявляет интереса к игрушкам, все его игры отличаются стереотипностью и однообразием;
  • малыш после двухлетнего возраста не справляется с простыми заданиями, типа одеть крупную бусину на веревку, собрать башню из кубиков;
  • не понимает простых инструкций, например, принести мяч;
  • если ребенок не говорит, а в анамнезе есть наследственные заболевания, болезни во время беременности, родовые травмы.

Пальчиковая игра «Сороконожки»

  1. У сороконожки заболели ножки (опускаем кисти рук вниз и расслабляем пальцы).
  2. Десять ноют и гудят (каждый пальчик гладким, жалеем).
  3. Пять хромают и болят (пять пальчиковая жалеем и считаем при этом).
  4. Помоги сороконожке сосчитать больные ножки (считаем 15 пальчиковая, прикасаясь к ним).
  5. Пусть бежит сороконожка по извилистой дорожке (перебираем пальцами по поверхности).
    Артикуляционная гимнастика.
  6. Упражнения для губ и языка тренируют мышцы и делают из более подвижными, что способствует ускоренному развитию правильного произношения наиболее сложных звуков ,,, и т.п..
  7. Занятия артикуляционной гимнастикой дома позволяют предотвратить или свести к минимому речевые дефекты. Упражнения лучше всего проводить перед зеркалом, чтобы ребенок смог сравнить своё отражение с рисунком на картинке.
  8. В помощь родителями существуют различные иллюстрированные методические пособия, где чётко сформулированы упражнения по возрастным категориям. Рекомендации некоторых авторов: «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников» Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Куликовская Т.А. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика» Краузе Е.Н.

Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь и произношение малыша

 

 

9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!

Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов. В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет). Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.

Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!

***

На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке «Стихи-болтушки» (Ozon, Лабиринт, My-shop) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

Когда врач поставил «ЗПР»

Кроме родителей, готовых самостоятельно найти массу недостатков у своего кровинушки, есть и такие, которые наоборот не замечают очевидного. В пять лет ребенок должен уметь свободно и связно излагать свои мысли. Путать слоги в словах в этом возрасте недопустимо.

Приведем ряд диагнозов, постановка которых часто очень пугает родителей:

  • ЗРР. Отстает в своем развитии при данном диагнозе только произносительная сторона. Психические же функции не нарушены. Ранняя диагностика позволит не перерасти ЗРР в ЗПРР.
  • ЗПРР – задержка психоречевого развития (рекомендуем прочитать: хорошие чистоговорки для развития речи). В данном случае страдает не только речь, но и психика, а вместе с ней и умственные способности.
  • ЗПР – задержка психического развития. Обширный диагноз, который кроме прочих областей также затрагивает и произносительные навыки ребенка.

При постановке одного из диагнозов следует как можно скорее обратиться за помощью к специалистам, ведь чем раньше будет начат процесс лечения, тем быстрее и эффективнее произойдет реабилитация. Запущенность может произойти в любом виде заболевания, поэтому не откладывайте начало терапии.

Любящие родители должны в первую очередь создать для ребенка положительную и спокойную внешнюю среду, а также заняться поиском толковых врачей. Здесь, скорее всего, понадобится логопед и невролог. Ниже мы приведем небольшой список дидактической литературы, которая может оказаться весьма полезной при корректировочных упражнениях с ребенком.

Артикуляционная гимнастика

Логопедические занятия для 5-6-летних детей обязательно должны включать артикуляционную гимнастику, представляющую собой комплекс упражнение на разогрев языка и губ. От того, насколько натренированы и развиты язык и губы, зависит возможность малыша выполнять некоторые движения, необходимые для правильного звукопроизношения. Чтобы занятия с ребенком были эффективными, обязательно используйте зеркало подходящего размера. Малыш должен видеть, как работают его органы речи. Не нужно быть логопедом, чтобы показать ребенку как правильно выполнять упражнения:

«Качели». Улыбнитесь, показав все зубки. Сначала опустите кончик языка к нижним зубам, затем поднимите его и спрячьте за верхними. Получаются своеобразные качели. Попросите ребенка в процессе игры повторить за вами упражнение 4-5 раз.
«Чистим зубы». Малыши к 5 годам уже умеют самостоятельно поддерживать чистоту в ротовой полости. В этом упражнении нужно имитировать чистку зубов и процесс их полоскания, но без использования зубной пасты и щетки. Исходное положение: улыбнуться, широко открыв рот. Далее необходимо напрячь кончик языка и изо всех сил очистить нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять кончик вверх и тщательно проработать верхние зубы

Важно, рот закрывать нельзя. Повторите упражнение 8-10 раз

Теперь попросите ребенка закрыть рот и «пополоскать» его.
«Варенье». Нужно улыбнуться, слегка приоткрыв рот. Теперь попросите малыша облизать сначала верхнюю, а после нижнюю губу кончиком языка. Спустя 10 повторений нужно сменить направление движения.

Регулярные повторения этих несложных логопедических упражнений активно поспособствуют развитию речи у 5 6 летнего малыша.

Звукоподражание и логоритмика

Занятия с логопедом в клинике часто включают блок упражнений на формирование правильного слуха. В домашних условиях вы легко можете создать схожие условия, чтобы развить у ребенка речь и слуховое восприятие при помощи незатейливых упражнений. Все, что потребуется – это время, телефон или компьютер с колонкой, подручные приспособления.

Игры, направленные на развитие слуха:

  • «Ушки». Возьмите несколько предметов, изготовленных из различных материалов. Подойдут металлические и деревянные ложки, стеклянные и хрустальные бокалы. Предложите ребенку послушать как звучат эти предметы, затем попросите его закрыть глаза и отгадать, что это за вещь только на слух.
  • «Мяу». Найдите в сети запись с голосами известных малышу животных. Включите ее и попросите малыша отгадать, кому из зверей принадлежит голос.
  • «Улица». Скачайте запись со звуками различного транспорта. Предложите ребенку ее прослушать и сказать, какой транспорт проехал. Для узнаваемости лучше взять знакомые виды средств передвижения – грузовик, авто, мотоцикл, трактор.
  • «Где шумят?». Отличная игра на развитие пространственного слуха. Посадите ребенка в центре комнаты и завяжите ему глаза. Возьмите колокольчик и бесшумно ходите вокруг него, периодически побрякивая. Малышу необходимо на слух определить источник шума и указать рукой в его сторону.

Логопеды для развития слуха и речи часто просят малышей подражать голосам животных и птиц, а также бытовым шумам. По очереди проговаривайте с ребенком «тик-так», «чик-чик», «кап-кап», «гав-гав», «ж-ж-ж» и подобное.

Логоритмика – комплекс упражнений, включающий одновременное задействование движения, речи и музыки (не обязательно). С помощью таких игр сформировать у ребенка речь проще простого. Вспомните про бычка, который идет и шатается. Проговаривайте текст, показывайте движения. Пусть малыш повторяет за взрослыми. Весело будет и ребенку, и вам.

Расширение словарного запаса и развитие речи

Для ребенка игры по развитию речи, в первую очередь, должны быть интересными. Скороговорки – то, что нужно для полезного и продуктивного общения в игровой форме. Короткие рифмованные фразы легко запоминаются, что позволяет серьезно расширить словарный запас малыша. Ребенок 5 лет использует пассивный и активный словари. Первый состоит из слов, которые он понимает, второй – из тех, что часто использует. Чтобы улучшить оба словаря, обязательно включите в игры для развития речи упражнения со скороговорками.

Диагностика нарушений — когда ребенку нужна помощь?

Достаточно часто родители, которые замечают у своего малыша определенные коверканья слов и нечеткое произношение, ошибочно полагают, что с возрастом все наладится само собой.

В этом есть доля истины — речевой аппарат детей дошкольного возраста несовершенен, он находится в процессе становления. Ряд проблем с произношением звуков действительно детям удается «перерасти». Однако уповать на это безответственно, тем более, что не все дефекты речи корректируются с возрастом сами собой.

В 5-6 лет у ребенка могут наблюдаться различные нарушения, которые потребуют разного подхода и помощи разных специалистов:

Дислалия

При этом нарушении слух у ребенка не нарушен, выраженных проблем с речевым аппаратом не наблюдается, однако он неверно произносит согласные.

Наиболее часто дети путают звуки «Ш», «Ж», «Л», «Р». Ребенок может подменять звук в слове на похожий (гора-кора), может вообще пропускать звук, может произносить его неправильно — оглушать или озвончать.

Заикание

В дошкольном возрасте такой дефект встречается чаще всего. Он проявляется в остановке при произношении и затруднении дальнейшего произношения.

Гнусавость

О таких дошколятах говорят, что они «гундосят». Порой бывает достаточно сложно понять, что именно говорит ребенок, поскольку произношение «в нос» коверкает даже простые звуки родного языка.

Довольно часто причина такого дефекта кроется в ЛОР-патологии, например, в заложенности носа из-за аденоидов. Однако и после лечения у отоларинголога ребенок может некоторое время продолжать говорить по привычке «в нос». Ему нужны развивающие логопедические занятия.

Недоразвитость речи

При нормальном развитии у ребенка в дошкольном возрасте не возникает затруднений с составлением предложений, даже длинных, в которых слова употребляются в разных падежах и склонениях.

При недоразвитости речи у ребенка возникают трудности с «увязкой» отдельных слов в большую логическую цепочку, а также имеются проблемы с окончаниями даже хорошо знакомых слов. Нередко это связано с тем, что родители и представители старшего поколения при общении с ребенком сами намеренно коверкали слова, употребляли много уменьшительно-ласкательных суффиксов (чашечка, тарелочка, ботиночек), а также «сюсюкали».

Задержка развития речи

Такое нарушение может быть обусловлено недостаточным общением со взрослыми, нехваткой развивающего общения, контакта со сверстниками, а также может являться последствием или симптомом неврологических нарушений, патологий центральной нервной системы.

Как производить занятия в домашних условиях

Устраивая дидактические занятия дома, нужно соблюдать ряд простых правил. Проводить игры в домашних условиях следует в соответствии со следующими рекомендациями:

  • подбирать время для игр нужно тогда, когда ребенок прибывает в хорошем настроении;
  • играть нужно ежедневно, чтобы игровые занятия были систематическими. Если такой возможности нет, то следует постараться выработать график (хотя бы несколько раз в неделю), иначе результата родители дождутся совсем нескоро;
  • начинать игровые занятия следует после посещения специалиста (невролог, логопед), потому что причины могут крыться не только в неусидчивости или лени ребенка, но и иметь более серьезные корни.

Логопедические игры для дошкольников имеют важное значение в формировании у них речевого аппарата и выработке четкости речи. Специалисты логопедии рекомендуют для родителей следующие правила, которые помогут ребенку легче адаптироваться к занятиям, и делать последние более эффективными

Удобство занятий в домашних условиях также заключается в том, что игры не требуют особых затрат на их организацию, а весь учебный материал можно при желании изготовить вместе с ребенком.
Очень важно заинтересовать малыша такими занятиями, поэтому рекомендуется создать эффект соревнования или продумать поощрение за успехи в занятиях.
Логопедические игры должны проходить в легкой, положительной и позитивной атмосфере, которая обязательно укрепит связь между ребенком и родителями.
Прежде чем приступить к занятиям, нужно точно определиться с целью
Первое время лучше акцентировать внимание на одной конкретной проблеме, а немного погодя можно вводить и новые дидактические игры.. Ниже приведены лишь некоторые методики занятий, можно всегда придумать что-то свое, в этом деле существует простор для фантазии. Ниже приведены лишь некоторые методики занятий, можно всегда придумать что-то свое, в этом деле существует простор для фантазии

Ниже приведены лишь некоторые методики занятий, можно всегда придумать что-то свое, в этом деле существует простор для фантазии.

Когда обратиться к логопеду?

Каждый ребенок уникален, поэтому уровень развития речи может немного отличаться. Обычно к 5 годам малыш уже умеет:

  • Проговаривать все существующие звуки. Исключением могут быть шипящие, редко «Л».
  • Составлять предложения из 5-7 слов.
  • Понимать разницу между единственным и множественным числом.
  • Описывать вещи с указанием на их основные качества и характеристики.
  • Вести диалог с ровесниками и взрослыми.
  • Быстро говорить имя, фамилию и отчество, свой возраст.

Если ребенок 5 лет не умеет делать что-то из перечня, ему будет полезно посетить несколько уроков логопеда.

Логопедические занятия для детей направлены на увеличение словарного запаса, развитие мелкой моторики и правильного дыхания, коррекцию дефектов звукопроизношения.

Стоит сказать, что сразу же вести к логопеду ребенка не стоит. Дети лучше развиваются в домашних условиях. Здесь они чувствуют себя более комфортно.

Роль и значение логопедических игр

Речевые проблемы у детей – явление весьма распространенное. Если кто-то не выговаривает 2-3 звука, это еще пол беды. Если же в речи отсутствует более 3 звуков, то стоит задуматься над тем, чтобы серьезно заняться решением проблемы. В зависимости от сложности логопедических нарушений у ребенка можно решать, насколько продолжительным будет терапия. Но еще большое значение в таком лечении имеет стойкость и терпение родителей. Насколько стойкими они будут в выполнении всех требований специалистов.

Занятия с детьми лучше проводить в игровой форме. Игровая обучающая деятельность очень популярна среди детей дошкольного младшего школьного возраста. Такая форма терапии благотворно влияет на формирование мыслительных процессов от самых простых до самых сложных.

Логопедические игры — эффективное средство для пополнения лексикона дошкольника. В такой форме знания лучше усваиваются, а дети проявляют к ним неподдельный интерес и приятно проводят время с родителями. Игры в логопедии развивают сосредоточенность, речь, логическое мышление, общительность, ум и физическое состояние ребенка.

Дидактические игры являются неким катализатором психических процессов, которые происходят в сознании ребенка при познании различных предметов в возрасте 5-6 лет. Они являются не только речевой, но и познавательной деятельностью ребенка. Также игры помогают малышу почувствовать себя уверено не только наедине с родителями, но и в обществе, снимают страх перед окружающими и учат правильно излагать свои мысли в словах. В игровой форме дети самостоятельно решают задачи, пытаются найти правильные ответы, преодолев некоторые трудности.

Если родители вовремя не начнут помогать ребенку в устранении дефектов речи, то это может привести к развитию комплексов, замкнутости и необщительности у него. Для проведения логопедических игр совсем не обязательно посещать специальные центры, достаточно проводить регулярные занятия в домашних условиях.

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

  • Задувать свечку;
  • Дуть в дудочку;
  • Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;
  • Надувать мыльные пузыри;
  • Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;
  • Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий