Как в 1,5-2 года отучить ребенка от истерик

Что нужно знать: Техническая часть еще не настроена

Возможно вы слышали о синапсах – это место контакта между двумя нейронами, служит для передачи нервного импульса между двумя клетками

Не будем вдаваться в сложные химические и электриские импульсы, для нас важно одно — у детей имупульсы передаются медленней. У новорожденных через синапс проходит около 20 импульсов в секунду, у взрослых – 100–150 имп/сек).
У детей медленнее происходит синтез вещеста способствующего передачи импульсов

Поэтому быстрее наступает утомление в синапсах и нервных центрах при длительном возбуждении. Чем меньше возраст ребенка, тем в большей степени это выражено. В процессе роста у детей происходит образование большого количества новых синапсов, что способствует развитию мозга, процессов научения, памяти, управления своим телом и эмоциями.

Есть еще много научных трудов, которые объясняют на физико-химическом уровне поведение ребенка когда он растроен или рад.   При сильном возбуждении, в частности при проявлении радости или огорчения: ребенок прыгает или топает ножками; он весь во власти возбуждения, и никакие уговоры не могут его успокоить. Все это объясняется происходящими процессами в головном мозге.

Годам к 4-5 уже техническая часть настроена более-менее и в случае истерик уже можно говорить о программной части. Програмную часть настраивают непосредственно родители. Каким образом? Мы закладываем программы своим поведением, привычками, мировоззрением, мультфильмами, книгами. Ребенок уже и сам понимает как сказать, что сделать, как договориться и решить свою задачу, у него уже есть опыт.

Причины, вызывающие нервозность у малышей:

Наличие обстоятельств, провоцирующих помехи для важных дел малыша.
Единственное средство обратить на себя взрослое внимание.
Выполнение потребностей ребенка не в полной мере.

Конечно же, основной причиной истерики признается несовершенство детской нервной системы. Проявления своего недовольства ребенок не умеет контролировать, а привычка адекватного выражения недовольство появится значительно позже. Следует уяснить, что внезапный плач не свидетельствует о наличии какого-либо заболевания. В большинстве случаев детские истерики 2-3 года (доктор Комаровский) опасности не несут. Но, оставить ситуацию без внимания крайне недопустимо.

Рассмотрим, какие есть методы разрешения ситуации. Хотя, по словам знаменитого доктора, лучше всего предупреждать заранее симптомы назревающей истерики и не доводить ребенка до слез. Как это осуществимо на практике?

В чем причины детских истерик?

Причины могут быть различными. Часто ребенок закатывает истерики, когда не может выразить словами возникшие негативные эмоции, заявить о собственной неудовлетворенности. Часто наблюдается при чрезмерном утомлении, голоде. Кроме того, ребенок может быть сильно расстроен отказом, необходимостью оторваться от интересующего его занятия.

Возможная причина — неуравновешенность, слабая нервная система. Учащаться истерики могут в период тяжелых патологий: если ребенок простыл, страдает стоматологическим заболеванием, отравился.

Возможно отсутствие последовательности в воспитании. Родители не объяснили, какое поведение хорошее, а какое нежелательное, поощряют противоречащие друг другу поведенческие модели, не реагируют на плохие или хорошие поступки. Возможна непроработанная система наказаний. Кроме того, часто истерят дети, родители которых склонны к чрезмерной опеке, слишком строгие.

Иногда дети пытаются копировать чужое поведение. Если мать устраивает истерику, чтобы добиться прощения отца в ссоре, старшие братья и сестры истерят, когда их лишают возможности гулять с друзьями или пользоваться интернетом из-за плохих оценок, знакомые из садика таким способом добиваются привилегий от воспитательницы, возможны постоянные истерики со стороны младшего.

Иногда ребенок хочет обратить на себя внимание, пытается манипулировать родителями и имитирует приступ

Кризис 1 года

Годовалые дети обладают маленьким словарным запасом, поэтому выразить желание, мысль им часто бывает трудно. Если родитель долго не понимает, возможен приступ. Кроме того, ребенок психует, если его желание не может быть удовлетворено. Часто истерики возникают, когда родители пресекают попытки прикоснуться к горячему утюгу, засунуть пальцы в розетку, вылезти в окно или сделать еще что-то, угрожающее здоровью и жизни.

Кризис 2-х лет

Двухлетки хорошо понимают слова «нельзя» и «нет» и начинают их использовать. Выразить протест им однако бывает затруднительно. Вместо словесного выражения нежелания делать что-либо дети могут истерить. У ребенка в 2 года истерики возможны при сильном возбуждении, усталости, недовольстве происходящим.

Кризис 3-х лет

Трехлетки стремятся делать все самостоятельно: завязывать шнурки, одеваться. Часто ребенок в 3 года пытается копировать поведение взрослых. Начинается отдаление от родителей: дети осознают себя отдельными личностями, стремятся защищать свою автономию. Развивается негативизм (отказ от чего-либо, поскольку это было предложено взрослым), упрямство: от желаемого не отказываются, пока не получают, если же удовлетворение потребности невозможно, выражают протест в форме истерического припадка.

Конфликты в семье

Постоянные ссоры между родителями негативно влияют на эмоциональное состояние ребенка. Дети испытывают сильное напряжение. Разрядка происходит в форме истерики. Ребенок может, сам не осознавая, пытаться отвлечь родителей от их ссоры своим поведением.

Изменения в привычном укладе жизни

Ребенок может тяжело переживать перемены: переезд в другой район или город, рождение младших сестер и братьев, детский садик. Он нуждается в любви и внимании, нехватка которых приводит к истерическому поведению. Истерики у ребенка 5-7 лет могут случаться из-за начала подготовки к школе, школьного обучения.

Потребность в любви и внимании

Если родители не удовлетворяют эмоциональные потребности ребенка, тот может истерить. Часто при этом взрослые пытаются успокаивать, утешать или иным способом реагируют на поведение. Из-за этого возможно закрепление нежелательной поведенческой модели. Истерия возможна и из-за того, что детям сложно выразить свои чувства словами, объяснить родителям, в чем они нуждаются.

Непоследовательность в воспитании

Если один родитель разрешает что-либо, а второй запрещает, ребенок не понимает, как ему реагировать на отказ. Он может истерить, чтобы добиться желаемого, из-за сильного расстройства.

Как справляться с капризами?

Победить капризы маленького ребенка бывает непросто. Особенно явно это проявляется, когда мама торопится, а малыш еще чем-то занят и идти никуда не собирается. Ребенок, видя раздражение, будет упрямиться еще сильнее. В большинстве случаев конфликт заканчивается в пользу взрослых, а чадо через слезы и нервы все-таки собирается и идет вслед за мамой. Если такие ситуации повторяются — настало время изменить правила общения в семье и научить малыша выражать свои эмоции более эффективным и взрослым способом – словами. Самое главное в преодолении капризов — родительский самоконтроль. Не стоит повышать голос, это только усилит бунт. Постарайтесь не нервничать, чтобы не демонстрировать сыну или дочери свою беспомощность. Если вы хотите быстрее успокоиться, подумайте, насколько мужественным и решительным стал ваш малыш. Он отстаивает свое мнение и уже ведет спор со взрослым человеком.

Капризный ребенок в год, в полтора, два и даже три года – нормальное явление, но если пятилетнее чадо устраивает истерики – это уже повод для посещения невропатолога и детского психолога. Врач проверит развитие малыша и даст рекомендации по воспитанию и взаимодействию с ним.

Советы психологов

Существует несколько правил, которые помогут справиться с таким сложным переходным возрастом. Советы помогут мамам «нехочух» бороться со вспышками упрямства:

  • Проверьте свои требования к малышу, возможно, некоторые запросы действительно завышены. Может быть, малыш уже способен решить, какую кофту надеть на улицу, или ему действительно не нравится томатный сок.
  • Необходимо разработать четкую систему запретов. На первое время достаточно 4-5 строгих «нельзя». Например, нельзя подходить к уличным собакам или к зажженной плите, а также другие запреты в соответствии с возрастом. Правила не нарушаются ни под каким предлогом. Эти «нельзя» должны подтверждать все члены семьи, в том числе и бабушка с дедушкой.

Малышу сложно каждый день выполнять родительские наставления: чтобы ребенок не взбунтовался, предлагайте ему варианты: «Какую игрушку возьмем на прогулку, слона или машинку?» Попросите у малыша совета и он с удовольствием пойдет на компромисс.
Развивайте в детях самостоятельность. Не стоит делать за малыша то, что он сам в состоянии сделать. Вместо того чтобы одевать чадо, поручите ему самостоятельно надеть брюки. Лучше выйти на прогулку на 15 минут позже, но пусть малыш оденется сам.
Не реагируйте на капризы ребенка. Лучший способ преодолеть истерику – не обращать на нее внимания. Дома можно оставить чадо в комнате, а самой заняться другими делами. Без повышенного внимания малыш успокоится гораздо быстрее

Если истерика застала вас среди людей, нужно постараться как можно быстрее найти уединенное место подальше от раздражающей обстановки, затем переключить внимание малыша на что-нибудь более интересное.
Проводите анализ ситуации. Каждая вспышка упрямства — это нереализованная потребность малыша

В столь юном возрасте дети не могут хотеть чего-то плохого. Может быть, капризному малышу просто не хватает внимания или общения — взрослым стоит об этом задуматься.
Хвалите малыша за поведение, которое вам нравится. Хвалите искренне, описывая все хорошее, что сделал малыш.

Причины появления

Кризис трех лет у ребенка не возникает без действия окружающих факторов. Резкие перепады настроения и истеричные припадки вызваны рядом причин.

К ним относятся:

  • недостаток внимания со стороны взрослых;
  • желание добиться поставленной цели (покупки новой игрушки или поход в развлекательный центр);
  • плохое самочувствие, переутомление;
  • нарушение распорядка дня (голод, отсутствие сна);
  • маленький словарный запас (малыш не может выразить словами негативное отношение к человеку предмету или ситуации);
  • заболевания или нарушения в работе нервной системы;
  • появление нового члена семьи;
  • неправильная система наказаний и поощрений;
  • чрезмерная опека и контроль родных людей;
  • неправильное воспитание;
  • стремление подражать кому-то из взрослых или сверстников;
  • чрезмерная строгость родителей.

Часто детские истерики связаны с неблагополучной атмосферой в семье

Дети перенимают манеру поведения близких людей, поэтому важно хотя бы на время кризиса избегать скандалов, особенно в присутствии ребенка

Как справиться с кризисом 2 лет

Главное правило при кризисе двух лет – искать новые пути для общения с чадом. Не нужно воевать с ребенком, сейчас время сопровождения, помогите ему пережить этап слез и истерик.

Рекомендация первая

Реагируйте на капризы чада спокойно. Если он отказывается от каши, то предложите ему другой вариант завтрака.

Самый лучший способ отвлечь ребенка – это игра. Психологи не рекомендуют родителям проявлять давление и заставлять малыша.

Разумеется, необходим набор правил, которые нарушать нельзя. Ребенок должен знать о них, хотя первое время он будет пытаться нарушить запреты.

Но если двухлетка проявляет самостоятельность в дозволительных вещах, позвольте ему ее проявить. Такой прием позволит избежать многих неприятных ситуаций и позволит ребенку расширить границы.

Рекомендация вторая

Главная проблема двухлеток – истерики. Бороться с ними иногда бесполезно. Если не помогают никакие действия и малыш не успокаивается, оставьте его одного. Иногда лучшее решение – лишить юного крикуна аудитории.

Еще один действенный способ – взять кроху на ручки и отвлечь интересной ситуацией. Одна мама при начинающейся истерике брала дочку на руки и вместе с ней начинала искать кошку: «Где киса, давай ее найдем, куда она спряталась».

Рекомендация третья

Объясняете малышу свои поступки и действия. «Я надеваю шапку и перчатки, так как на улице холодно», «Я буду мыть посуду, так как нельзя есть из грязных тарелок», «Я выкидываю мусор в урну, некрасиво мусорить».

Как бы это ни выглядело нелепо, такие простые объяснения помогают малышу чувствовать себя спокойнее и быстрее шагнуть в новый этап взросления.

Рекомендация четвертая

При всем стремлении к взрослению, малыши все-таки еще быстро устают и могут перевозбудиться от новых впечатлений. Итог – истерика, крик, капризы.

Следует по возможности избегать мест, где ребенок может устать, проголодаться. Это долгий поход по магазинам, длительная поездка на общественном транспорте и прочее.

Если двухлетнему сорванцу скучно и неинтересно — он будет капризничать. У него еще не сформировались необходимые психические процессы.

Инфекционный паротит у детей: все, что необходимо знать!

Скарлатина у детей: симптомы и лечение — в этой статье.

А здесь — все о слабительных средствах http://mamaliza.com/zdorove/lekarstva/slabitelnoe.html для вашего ребенка.

Симптомы кризиса 3 лет у детей

Происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка.
Ребёнок начинает отделяться от взрослых.
Возникает непреодолимое желание все делать, решать самостоятельно. В связи с чем, он яростно противостоит любому давлению со стороны окружающих людей.
Ребенок начинает отстаивать свое «Я».
В речи ребенка все чаще можно услышать «Я», «Я сам», «Я могу», «Я хочу».
Появляется чувство собственности, склонность к жадности, ревности.
Малыш становится упрямым.
Дети не делают того, о чем их попросили, делают все наоборот

Родителям важно знать, что стремление делать все наоборот проявляется против воли ребенка, в ущерб его интересам.
Ребенок может проявлять недовольство тем, что предлагает ему взрослый, может ссориться с окружающими людьми, вести себя агрессивно, кусаться, драться.
Может называть родителей бранными словами. Что делать родителям в этом случае? Как себя вести с ребёнком? Как реагировать на оскорбления? Родителям следует показать свое недовольство поведением ребенка, свою обиду

Строго скажите ребенку, что вам не нравится слушать такие слова, и вы не хотите, чтобы он их употреблял.
В этом возрасте у детей часты слезы и истерика, если взрослые не удовлетворили желания ребёнка.
Ребенок требует от взрослых постоянного внимания к себе.
Дети во время кризиса 3 лет больше стремятся к поощрениям, появляется чувство гордости за свои достижения, успехи.

Интересные статьи родителям о воспитании детей:

: особенности типов темперамента, приемы воспитания детей.

: как выглядеть моложе своих лет, причины раннего старения.

: Как наладить общение с «компьютерными» детьми-подростками.

Причины проблемы

А теперь разберём подробнее основания для такого поведения. Особенностью первого года жизни любого ребёнка является то, что он развивается всесторонне — как умственно, так и физически. Он активно изучает мир вокруг. В 10–12 месяцев уже может брать и удерживать в руках вещи, которые раньше были для него недоступны. Делает свои первые шаги.

Поэтому малыш и считает, что он взрослый, самостоятельный, и может вполне обойтись без вмешательства взрослых, а любые запреты вызывают у него лишь негодование. Что и можно назвать первой причиной кризиса 1 года.

Это проявляется, когда кроха упорно делает попытки есть самостоятельно, а родители не поддерживают его в благих начинаниях. Или же когда он хочет ходить без посторонней помощи, а мама не отпускает его руку.

Взрослые продолжают себя вести с подросшим чадом так же, как и раньше. А при столкновении с сопротивлением и агрессией они зачастую ведут себя совсем неправильно: злятся, кричат, а иногда и применяют силу. Вот вам и вторая причина кризиса.

10 советов для родителей трехлеток

Конечно, нелегко быть хорошими родителями и правильно поддерживать малыша на кризисном этапе. Да, вам придется запастись успокоительными чаями, терпением и… хитрить! Вот десять советов, которые подскажут, как договориться с ребенком.

Играйте словами. Когда малыш не хочет надевать штаны, спросите: «Не хочешь надевать синие или черные?» Отказывается купаться? Тогда поинтересуйтесь: «Не будем купаться с утенком или с не возьмем с собой дельфина?»

Проявляйте креатив. В ситуации, когда малыш норовит сделать то, что не по силам, выдумывайте. Дочка «помогает» мыть посуду? Заведите будильник: что успеет вымыть до сигнала — ее, а дальше — ваше.

Не заставляйте — предлагайте и просите. Например, не тяните ребенка силой с площадки, а попросите «проводить маму, которая так устала, домой».

Позвольте ошибаться. Не вмешивайтесь в личные дела малыша, пока он сам вас не позовет

Пусть набьет пару-тройку шишек — это ЕГО ошибки! Но важно: всякая свобода должна заканчиваться там, где есть угроза жизни или здоровью.

Не «залюбливайте» и не подавляйте. Не требуйте от ребенка беспрекословного послушания — такая авторитарность подавляет волю, самооценку, тормозит развитие

Но и не делайте из ребенка «царя-батюшку», исполняя любые желания. Чрезмерная забота и опека тоже вредна: малыш просто не будет знать, как обходится без посторонней помощи.

Дайте разумную свободу и поощряйте. Позвольте ребенку действовать. Там, где возможно, давайте свободу и разделите с ним радость от познания нового
Когда же запреты и наказания неизбежны, не зацикливайте на этом внимание. Зато любые успехи подчеркнуто поощряйте, а впечатления от «свободных» действий живо обсуждайте.

Не сравнивайте с другими
Другие дети не должны служить примером для вашего малыша. Сравнивая его со сверстниками, вы бьете по самооценке. Лучше строить сравнение на достигнутых ранее успехах самого ребенка.

Будьте мудрее. Не срывайтесь на скандал или «ремень». Спокойствие и терпение — ваш козырь. Малыш сейчас будто проверяет вас на прочность. Отсутствие бурной реакции притупит его интерес к таким экспериментам.

Любите. Даже когда ребенок неправ, сохраняйте доброе отношение. Элементарно просто побудьте рядом: «И в сложные моменты я тоже люблю тебя».

Развлекайтесь вместе. Сейчас кроха осваивает ролевые игры. Помогите ему. Именно через игру в маленьком человеке можно ненавязчиво развивать хорошие качества.

Как пережить кризис 3 лет у детей подскажет и опыт уже прошедших через это испытание родителей. На тематических форумах проблема живо обсуждается. Помните, что ваш ребенок в этой ситуации не первый и не последний. Это как молочные зубы — лезут болезненно и у всех. Вы же не бьете малыша, если ему нездоровится? Вы стараетесь помочь. В случае кризиса тот же принцип

Поддержите, не акцентируйте на сложностях внимание и не критикуйте поведение дитя при посторонних

Свобода выбора

Кроха в 1,5 года уже довольно быстро передвигается. Это один фактор роста. Второй фактор, то что у него освобождаются руки, которые надо чем-то занять. Ему нужно принимать решение — что именно он должен делать, и это для него большой шаг вперед.

К 2-м годам познание себя расширяется, и включает не только понимание свой внешности, но и сознание чем он занимается

Это определенный этап развития детей, очень важный, когда они начинают осознавать собственное «Я». Именно в период от 18 месяцев до 2-х лет ребенок понимает, что такое «Я». Когда он видит себя в зеркале, то воспринимает себя уже не как постороннего малыша, а как самого себя.

В этот период кроха ощупывает границы своей свободы

Очень важно не ограничивать его там, где ему можно предоставить свободу

Надо хорошо подумать о безопасности малыша. Предметы на нижних полках необходимо либо обезопасить – повесить замки, либо убрать вещи повыше. Последний вариант будет лучше, так как малютке интересно открывать шкаф, и смотреть, что там лежит, вытягивать это, творить беспорядок.

Конечно потом приходится это убирать, поэтому не обязательно оставлять все шкафы в его распоряжении. Но обязательно в каждой комнате, там, где малыш часто бывает с мамой, например, на кухне, где мама готовит, следует оставить ему свой личный шкаф. Положить туда пластиковую посуду, либо кастрюльки, которые не бьются, которые не могут причинить ему вред, но с которыми малыш свободно поиграет. В любое время, когда ему захочется, сам откроет шкаф, достанет что ему хочется и будет играть рядом с мамой.

Почему наступает кризис 5-го года у ребенка?

В 5 лет ребенка очень сильно одолевает одно желание – быть взрослым. Из этого желания и стремления вытекают все симптомы и причины кризиса:

  • Маленький человек умеет говорить, фантазировать, выражать свои чувства. На фоне этого у него просыпается стремление стать «большим», но это пока невозможно. Подражание взрослым, подслушивание, подглядывание за ними – это характерно для пятилетнего малыша. Происходит конфликт внутренних желаний и реальных возможностей. Ребенок разочарован, а потому зол, неуравновешен, агрессивен.
  • Происходит активное биологическое развитие коры головного мозга, что влияет на количество и качество эмоций. Пятилетний малыш учится выражать свои эмоции и контролировать их. И пока этим искусством он не владеет, взрослым нужно быть терпеливее.
  • Ребенок начинает понимать, что существуют гендерные различия между людьми. Он ощущает отличия полов и пытается себя осознать в этом контексте. Это приводит к замкнутости.
  • У пятилетнего ребенка проявляется способность фантазировать и формировать свое личное мнение о мире, жизни и окружающих людях. Начало осознания себя как личности приводит к тому, что ребенок не всегда может найти объяснение своим мыслям и чувствам, а потому вероятны капризы и истерики.
  • Просыпается стремление общаться с детьми, которые окружают малыша пяти лет. Интерес к сверстникам, любознательность и жажда обучения могут только усугубить кризис, потому что не всегда малыш получает то, что хочет.
  • Малыш знакомится с чувством одиночества, поскольку часто ему не с кем поделиться своими чувствами и эмоциями.

Родителям и близким малыша необходимо запастись выдержкой и создать для него комфортные условия жизни. Не стоит спешить записывать малыша к психологу, постарайтесь справиться с кризисом сами – посторонние люди только усугубят сложность непростого периода.

Кризис пяти лет у детей может начаться внезапно и точно так же закончиться. Продолжительность его зависит от индивидуальных особенностей ребенка: от нескольких недель до года. Процесс может происходить почти незаметно, а иногда видны сильные изменения психики и характера ребенка

Задача родителей в период кризиса – окружить малыша заботой, лаской, вниманием и любовью.

Причины истерики у ребенка

В исключительно редких случаях к истерике приводят внутренние сбои организма –расстройства нервной системы. Истерики у этих детей, к сожалению, являются проявлением тяжелых психических заболеваний, которые требуют профессионального лечения под присмотром психотерапевта или психиатра.

Во всех же остальных ситуациях истерика – своеобразный ответ психики ребенка на входящую в нее информацию. Чаще всего корни этой проблемы необходимо искать во взаимоотношениях между членами семьи, детьми и взрослыми во дворе, в детском садике или школе.

Существует перечень факторов, провоцирующих приступы:

  • постоянное недосыпание;
  • повышенная утомляемость;
  • недостаточное питание, приводящее к постоянному чувству голода;
  • перенесенное тяжелое соматическое заболевание;
  • врожденный неуравновешенный склад нервной системы;
  • ошибки воспитания в виде чрезмерной строгости, опеке или частых наказаний.

В основе истерики может лежать любой из перечисленных факторов, а в большинстве случаев – их совокупность.

Непосредственными причинами приступа довольно часто являются:

отрыв от интересного занятия;
желание получить новую игрушку или вещь, запрещенную родителями;
стремление привлечь внимание окружающих;
попытки выразить недовольство;
желание подражать кому-либо;
неудача при выполнении определенного занятия

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий