Кризис 1 года жизни

Проявление кризиса

Психология характеризует проявление кризисных явлений у детей трёх лет как «семизвездие симптомов». Выявлены следующие симптомы кризиса 3 лет:

  • Своеволие. Малыш пытается доказать, что он полностью самостоятелен и не нуждается в помощи взрослых. Именно при проявлении своеволия старшие родственники чаще всего слышат от крохи: «Я сам». Маленький упрямец сам выбирает себе одежду и сам одевается. Пытается сам застегнуть пуговицы и молнию на куртке, зашнуровать кроссовки или ботиночки. Кроха делает попытки самостоятельно перейти дорогу или включить утюг.
  • Упрямство. Не стоит путать желание достичь поставленной задачи, настойчивость с проявлением упрямства. Когда кроха пытается построить башню, несмотря на то, что кубики постоянно падают, малыш проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. А вот когда кроха отказывается убирать за собой игрушки или идти кушать, объясняя свой поступок: «Сказал — не буду, значит — не буду», — это и есть проявление упрямства. 
  • Деспотизм. Этот симптом можно назвать попыткой манипулирования взрослыми. С помощью крика, истерик кроха пытается добиться, чтобы родители выполнили его желание. Например, купили еще одну игрушку или вместо кинофильма стали смотреть мультики, которые требует показать малыш. Кроха может топать ножками, пытаться ударить маму, чтобы она его послушалась.
  • Негативизм. Полное отрицание всего, что предложили родители, даже если кроха сам этого хочет. Мама предложила посмотреть любимые мультики или пойти погулять в парк — малыш сразу отказывается, хотя ему очень хочется выйти на прогулку. Негативизм очень похож внешне на непослушание. Однако непослушание — это действия, направленные на выполнение своих собственных желаний вопреки желаниям взрослых. Негативное отношение обычно направляется выборочно на одного члена семейства, чаще всего это мама.
  • Симптом протеста. Малышу кажется, что родители ограничивают его свободу. Правила поведения, соблюдение режима дня — все вызывает протест у малыша. Не хочу, не буду, отстаньте — маленький человечек все чаще проявляет агрессию. И опять начинаются истерики у ребенка.
  • Строптивость. Этот симптом очень напоминает негативизм. Но при строптивом поведении негативная реакция упрямого чада направлена не на конкретного члена семьи, а на все окружающее: вещи, предметы, порядки. Если в семье существуют разные подходы к воспитанию подрастающего поколения, то ребенок будет чаще демонстрировать свою строптивость. 
  • Обесценивание. Все прежде любимые игрушки, книги, сказки, вещи и самое главное — близкие родные люди перестают цениться крохой. Ребенок может сломать специально любимую машинку или оторвать кукле ноги, порвать страницы книги, кинуть на пол и топтать любимые джинсы. Несмышленыш начинает употреблять грубые слова, обзывать взрослых. Малыш хочет доказать свою значимость тем, что обесценивает ценность всего остального.

Причины «трудного характера»

Современные психологи выделяют пять важнейших кризисных периодов детства: новорожденность (первый месяц – полтора), один год, три года, шесть – восемь лет, 12 – 14-летний возраст. Каждый из этих этапов может иметь разную степень выраженности и длиться от 2-3 недель до года. Сегодняшние дети быстро развиваются, рано взрослеют, темпы роста повышаются, таким образом ребенок буквально шагает из кризиса в кризис с очень короткими промежутками, родители едва успевают выдохнуть.

Понимание причин происходящих с ребенком катаклизмов сильно повышает способность пережить сложное время с минимальными потерями. Почему ангелоподобное создание стало невыносимым?

Суть переломного момента состоит в том, что ребенок овладевает двумя важнейшими навыками – это автономная речь и прямохождение, сопровождаемые существенным скачком развития детской воли. Годовасы начинают активно использовать новые умения, наталкиваются на многочисленные ограничения, непонимание со стороны родителей, и упорно пытаются пробить эту стену. Невозможность получить полную свободу действий вызывает негодование, которое пока дитя способно выразить лишь воплями, слезами и прочими неприглядными способами.

Карапузы окологодовалого возраста осознают свою отдельность от мамы. Они хотят самостоятельно познавать окружающий мир, действуя свободно, падая и поднимаясь, набивать свои шишки. Близкий взрослый нужен как созерцатель, обеспечивающий безусловную поддержку. Матери, в свою очередь, сложно довериться своей крохе, и она начинает выставлять всевозможные запреты, ограничения. Этот конфликт вызывает негодование малыша и отчаяние взрослых.

Кризис 6–11 лет

«Как выжить и приспособиться к миру?»

Возраст 6–7 лет во многих культурах связан с началом обучения. Ребенок идет в школу, он осваивает ту систему знаний, которую накопили предыдущие поколения

Очень важно сделать обучение поддерживающим, а не карающим. Ребенок теряет интерес, когда не видит заинтересованности взрослых (родителей, учителей) самим процессом, когда им важнее академические оценки, шаблоны, стандарты, чем живой блеск в глазах ребенка

Когда в процессе обучения вместо поддержки ребенок слышит от взрослого оскорбления, угрозы «стать дворником», это не только принижает самооценку, но и губит желание ­учиться.

Родителям важно найти ту область, которая ребенку действительно интересна, и своим поведением убедить его: «Я верю в тебя, ты сможешь, у тебя получится!». Если это не математика, то, возможно, футбол; не футбол, так танцы; не танцы — так бисероплетение

Часто родители видят «успешность» исключительно в пределах школьной программы, но это неправильно. Если же ребенку вообще «ничего не интересно», значит, количество критики уже зашкалило и у малыша сформировалось устойчивое представление о себе как о неумехе и никчемном ­человеке.

Ребенку важно видеть в своем близком окружении взрослых, которые увлечены своим делом, имеют хобби, получают удовольствие от своих занятий. Это становится источником вдохновения и рождает стремление учиться самому

Если же он слышит ворчание об опостылевшей работе, наблюдает вечное ожидание пятницы и выходных, однообразие и рутину, то ему не с кого брать положительный пример. «Зачем чему‑то учиться, чтобы потом так же мучиться?».

Трудолюбие взращивается через удовольствие, через обретение чувства «я могу!», которые стимулируются поддержкой и заинтересованностью родителей. А чувство неполноценности рождается в результате родительского равнодушия и чрезмерной критики. В итоге, став взрослыми, люди ставят себе совершенно разные по амбициозности планки: кого‑то интересует «журавль в небе», а кто‑то довольствуется «синицей в ­руках».

Почему наступает кризис 5-го года у ребенка?

В 5 лет ребенка очень сильно одолевает одно желание – быть взрослым. Из этого желания и стремления вытекают все симптомы и причины кризиса:

  • Маленький человек умеет говорить, фантазировать, выражать свои чувства. На фоне этого у него просыпается стремление стать «большим», но это пока невозможно. Подражание взрослым, подслушивание, подглядывание за ними – это характерно для пятилетнего малыша. Происходит конфликт внутренних желаний и реальных возможностей. Ребенок разочарован, а потому зол, неуравновешен, агрессивен.
  • Происходит активное биологическое развитие коры головного мозга, что влияет на количество и качество эмоций. Пятилетний малыш учится выражать свои эмоции и контролировать их. И пока этим искусством он не владеет, взрослым нужно быть терпеливее.
  • Ребенок начинает понимать, что существуют гендерные различия между людьми. Он ощущает отличия полов и пытается себя осознать в этом контексте. Это приводит к замкнутости.
  • У пятилетнего ребенка проявляется способность фантазировать и формировать свое личное мнение о мире, жизни и окружающих людях. Начало осознания себя как личности приводит к тому, что ребенок не всегда может найти объяснение своим мыслям и чувствам, а потому вероятны капризы и истерики.
  • Просыпается стремление общаться с детьми, которые окружают малыша пяти лет. Интерес к сверстникам, любознательность и жажда обучения могут только усугубить кризис, потому что не всегда малыш получает то, что хочет.
  • Малыш знакомится с чувством одиночества, поскольку часто ему не с кем поделиться своими чувствами и эмоциями.

Родителям и близким малыша необходимо запастись выдержкой и создать для него комфортные условия жизни. Не стоит спешить записывать малыша к психологу, постарайтесь справиться с кризисом сами – посторонние люди только усугубят сложность непростого периода.

Кризис пяти лет у детей может начаться внезапно и точно так же закончиться. Продолжительность его зависит от индивидуальных особенностей ребенка: от нескольких недель до года. Процесс может происходить почти незаметно, а иногда видны сильные изменения психики и характера ребенка

Задача родителей в период кризиса – окружить малыша заботой, лаской, вниманием и любовью.

Периодизация

В психологии обычно выделяется пять детских кризисов по возрастам:

  • 1 года — переход от младенчества к раннему детству;
  • 3 лет — переход к дошкольному возрасту;
  • 7 лет — освоение школы;
  • 13 лет — подростковый период;
  • 17 лет — начало ранней юности.

Однако данная периодизация достаточно условна. В трудах психологов, учебниках, различных источниках можно встретить другие её интерпретации.

Например, есть мнение, что в отдельный кризис новорожденности следует выделять весь первый год жизни малыша, начиная от появления на свет и заканчивая становлением на ножки. По сути, там каждую неделю можно назвать переходным периодом, характеризующимся резкими скачками в физическом состоянии.

Согласно другой точке зрения, кризисные периоды 13 и 17 лет следует объединить в один — подростковый.

В некоторых источниках кризис ранней юности исключён из данной периодизации, так как семнадцатилетнего человека трудно назвать ребёнком в общем смысле этого слова.

Такие разночтения в периодизации не должны пугать. Их описания максимально похожи.

Чего делать нельзя

Существует и ряд табу, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать в этот нелёгкий период:

  1. Нельзя оказывать давление на ребёнка и показывать, что вы старше и сильнее, вы должны быть другом и защитником для него.
  2. Не нужно запрещать карапузу проявлять самостоятельность, иначе, став более взрослым, он будет продолжать надеяться на вашу помощь.
  3. Запретов должно быть по минимуму, но и вседозволенности здесь тоже не место.
  4. Родители, а также все родные и близкие, которые общаются с малышом, должны придерживаться одной схемы отношений с ним, чтобы не возникало ситуаций, когда мама запрещает ему то, что разрешает бабушка, к примеру.
  5. Ребёнку должно оказываться достаточное количество внимания, но не всё своё время вы обязаны проводить с ним. Родители должны суметь доходчиво объяснить крохе, что у них есть и другие дела.
  6. В этом возрасте дети всё повторяют за взрослыми, поэтому не позволяйте себе проявлять свои плохие стороны в присутствии ребёнка.
  7. Нельзя кричать на малыша или бить его, хотя в этот период с его капризами и трудно справляться.
  8. Отвлекайте кроху от проблем, но не давайте маленькому капризуле по любому поводу сладкое и не берите на руки по первому требованию.

Как пережить кризис?

Чтобы этот непростой для детей и родителей период – кризис одного года – прошел наименее заметно, необходимо об этом позаботиться.

Обеспечить режим. Малыши нуждаются в стабильности, поэтому распорядок дня придает им уверенность. Но он должен быть гибким.

Дать возможность крохе исследовать дом, наполнив его интересными предметами, игрушками, разрешая играть с посудой или другими бытовыми вещами. Главное, чтобы они были безопасными.

Не злоупотреблять запретами. Для этого максимально обезопасить дом: закрыть на замок шкафы и ящики с предметами, которые могут сами повредить малышу или быть сломанными им, переставить хрупкое повыше. Для развития ребенка хорошо оставить доступные места с небьющимися вещами, он их будет исследовать. На улице также не надо слишком ограничивать. Гораздо полезнее, надев на кроху резиновые сапоги и водонепроницаемые штаны, отпустить его топать по луже, а не пытаться оттащить чадо от нее. Если малышу интересно собирать камушки — дайте возможность ему это делать. Только не забывайте вытирать его ручки антисептическими салфетками, а дома тщательно мыть с мылом.

Разрешать крохе быть самостоятельным. Для детей это значимый этап развития. Пусть попытка пообедать заканчивается тем, что половина каши оказывается на полу, но ему ведь надо учиться. Только если у него совсем не получается, стоит прийти на помощь и сделать то, что он хочет, вместе с ним

Важно поощрять и хвалить за удачные действия. Но похвала должна быть правильной, дающей оценку не малышу (поэтому не надо называть его молодцом и тому подобными словами), а его поступку, высказывая при этом свои эмоции («я рада, что у тебя так чудесно получилось»).

Общаться с ребенком, помогать ему развивать речь

Кризис первого года возникает еще и потому, что малыш и хотел бы рассказать что-то взрослому, поделиться впечатлениями, попросить вон ту замечательную штуковину, но не может. Вот он и сердится, что старшие не могут его понять. Поэтому необходимо проговаривать свои действия, причем предметы называть правильными именами. Пробовать понять, чего ребенок пытается добиться, и озвучивать это вслух. Если он показывает на что-то опасное, то мягко объяснять ему, почему не получится это дать.

Правильно запрещать. Конечно, даже после того, как угрожающие здоровью ребенка или хрупкие вещи убраны, остаются небезопасные места. Например, плита или розетки. Так что без запретов не обойтись, но делать это надо с умом. Не стоит злоупотреблять словом «нельзя», оно сбивает кроху с толку. Лучше использовать конкретное описание опасности: «Это горячо, это электрический ток, это острое, а это опасно!».

Проявлять любовь. Важно часто обнимать и целовать детей, играть с ними. Малыши должны чувствовать любовь семьи, это помогает им преодолеть любые сложности.

Характеристика психического развития в раннем детстве.

Родившись, ребенок отделяется от матери
физически, но биологически связан с ней
еще длительное время. В конце младенчества,
приобретая некоторую самостоятельность,
он становится биологически независимым.
Начинает разрушаться ситуация неразрывного
единства ребенка и взрослого – ситуация
«Мы», как назвал ее Л.С. Выготский. А вот
следующий этап – психологическое
отделение от матери – наступает уже в
раннем детстве. Это связано с тем, что
у ребенка не только возникают новые
физические возможности, но и интенсивно
развиваются психологические функции,
а к концу периода появляются первоначальные
основы (зачатки) самосознания.

Рассматривая развитие психических
функций, отметим, прежде всего, что
раннее детство сензитивно к усвоению
речи. Автономная речь ребенка довольно
быстро (обычно в течение полугода)
трансформируется и исчезает. Осваивая
родную речь, дети овладевают как
фонетической, так и семантической ее
сторонами

Самое важное изменение в
речи ребенка – то, что слово приобретает
для него предметное значение.Ребенок
обозначает одним словом предметы,
различные по своим внешним свойствам,
но сходные по какому-то существенному
признаку или способу действия с ними.
С появлением предметных значений слов
связаны поэтому первыеобобщения

В раннем возрасте быстро растет пассивный
словарь –
количество понимаемых
слов. К двум годам ребенок понимает
почти все слова, которые произносит
взрослый, называя окружающие его
предметы. К этому времени он начинает
понимать и объяснения взрослого
(инструкции) относительно совместных
действий. В 2-3 года, возникает понимание
и речи-рассказа.

Интенсивно развивается и активнаяречь: растет активный словарь (причем
количество произносимых ребенком слов
всегда меньше, чем количество понимаемых),
появляются первые фразы, первые вопросы,
обращенные к взрослым. К трем годам
активный словарь достигает 1000-1500 слов.
Предложения первоначально, примерно в
1,5 года, состоят из 2-3 слов.

Помимо речи, в раннем возрасте развиваются
другие психические функции – восприятие,
мышление, память, внимание. Раннее
детство интересно тем, что среди всех
этих взаимосвязанных функций доминирует
восприятие

Доминирование восприятия
означает определенную зависимость от
него остальных психических процессов.

Из того, что у ребенка доминирует
восприятие и он ограничен наглядной
ситуацией, следует еще одна любопытная
особенность. В раннем возрасте наблюдаются
элементарные формы воображения, такие
как предвосхищение, но творческого
воображенияеще нет. Маленький
ребенок не способен что-то выдумать,
солгать. Только к концу раннего детства
у него появляется возможность говорить
не то, что есть на самом деле.

В этот период в процесс активного
восприятия включается память. В основном,
это узнавание, хотя ребенок уже может
и непроизвольно воспроизводить увиденное
и услышанное раньше – ему что-то
вспоминается. Поскольку память становится
как бы продолжением и развитием
восприятия, еще нельзя говорить об опоре
на прошлый опыт. Раннее детство забывается
так же, как и младенчество.

Важная характеристика восприятия в
этом возрасте – его аффективная
окрашенность.
Наблюдаемые предметы
действительно «притягивают» ребенка,
вызывая у него яркую эмоциональную
реакцию. Аффективный характер восприятия
приводит и ксенсомоторному единству.Ребенок видит вещь, она его привлекает,
и благодаря этому начинает разворачиваться
импульсивное поведение – достать ее,
что-то с ней сделать. Л.С. Выготский так
описывает это единство: «В раннем
возрасте господствует наглядное
аффективно окрашенное восприятие,
непосредственно переходящее в действие».

Мышление в этот возрастной период
принято называть наглядно-действенным.
Это аналог «сенсомоторного интеллекта»
Жана Пиаже. Как видно из самого названия,
оно основывается на восприятии и
действиях, осуществляемых ребенком

И
хотя примерно в двухлетнем возрасте у
ребенка появляется внутренний план
действий, на протяжении всего раннего
детства важной основой и источником
интеллектуального развития остается
предметная деятельность

Что такое кризис трёхлетнего возраста?

Мудрая природа не терпит статичных и неизменных явлений, вот почему буквально всё, что нас окружает, находится в беспрестанном развитии и движении.

Это правило вполне можно отнести и к детской психике, которая меняется, усложняется со временем.

Периодически в процессе психического развития наступают кризисные этапы, которые характеризуются стремительным накоплением знаний, умений и переходом на более высокий уровень.

Но прежде всего кризис трёх лет – это ломка и перестройка социальных отношений. Вопрос, почему он наступает и для чего нужен, вполне закономерен. Попробуем ответить несколько иносказательно.

Малыш в семье любящих родителей растёт, словно птенчик в скорлупе. Окружающий мир понятен, в «скорлупке» очень комфортно и спокойно. Однако подобная защита не вечна, и наступает определённый период, когда она даёт трещину.

Скорлупа разбивается, а ребенок осознаёт любопытную мысль: он может выполнять некоторые действия сам и способен обойтись даже без помощи любимой матери. То есть малыш начинает воспринимать себя в качестве автономной личности, у которой есть желания и некоторые возможности.

Американский учёный Эрик Эриксон утверждал, что кризис трёх лет способствует формированию у ребёнка волевых качеств и независимости.

Но, невзирая на стремление стать более самостоятельным, малыши ещё недостаточно компетентны, поэтому во многих ситуациях без помощи взрослых попросту не обойтись. Таким образом, возникает противоречие между «я хочу» («я сам») и «я могу».

Интересно, что основной негатив направлен на наиболее близких людей и, в первую очередь, на маму. С остальными взрослыми и ровесниками кроха может вести себя абсолютно ровно. Следовательно, именно на родных ложится ответственность по оптимальному выходу малыша из кризиса.

Мнение доктора Комаровского

Кризис 3 лет психология объясняет, как движущую силу детского развития, которая свидетельствует о начале нового этапа формирования личности. По мнению доктора Комаровского, в этот период жизни родители должны соблюдать 3 правила педагогики:

  1. Все запреты должны быть обоснованными и не подлежать обсуждению. Например, брать иголки нельзя, т.к. это может стать причиной проблем со здоровьем.
  2. Решение родителей, которое принимает и выполняет ребенок, должно быть одинаковым. Если мама запретила идти гулять, то ее должны поддержать все члены семьи.
  3. Игнорирование капризов. Если ребенок пытается добиться своей цели с помощью криков, плача и прочего, родителям не рекомендуется идти на уступки. Необходимо находить компромисс.

Все дети индивидуальны, поэтому кризис трех лет у каждого ребенка может проявляться с различной интенсивностью. Если родители не могут самостоятельно найти правильный выход из ситуации, рекомендуется обратиться к семейному врачу или психологу.

Всё можно исправить

Но что если по каким‑то причинам кризис пройден в негативном ключе? Неужели уже ничего не исправишь? Конечно, это не так. У любого человека на протяжении всей жизни есть возможность измениться. А дети очень гибки и пластичны, они способны «добирать» то, чего им не хватило когда‑то. Например, дети, лишенные в младенчестве родительского тепла и любви, пережившие эмоциональное отвержение или потерю родителей, могут вырасти вполне адаптированными взрослыми, если будут получать больше любви и внимания на следующих этапах. Однако в процессе взросления неправильно пережитый кризис будет отражаться на поведении ребенка, на его эмоциональном мире до тех пор, пока не разрешится «с другим ­выводом».

Поэтому родителям важно понимать две вещи. Первое — последствия негативного выхода из детского кризиса отражаются на качестве жизни человека всю оставшуюся жизнь

Второе — если во время кризиса допущены какие‑то ошибки, их можно исправить и дать ребенку, независимо от его возраста, возможность пережить этот конфликт в другом ­ключе.

Современным родителям приходится непросто. Новые знания по воспитанию, советы психологов, давление общества, страх быть неуспешным родителем, страх вырастить неуспешного ребенка… Всё это выдержит не каждый. Известный педагог-гуманист Януш Корчак сказал по этому поводу: «Не мучь себя, если не можешь сделать что‑то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано всё ­возможное».

Признаки

Ребенок все время учится чему-то, новые умения накапливаются и, в сочетании с психологическими изменениями, приводят к скачкам развития. Пик их проявляется в виде возрастных кризисов. О кризисе 1 года говорят следующие особенности поведения:

Повышенная капризность и ранимость

Неосторожное действие или слово способно вызвать плач, крики.
Желание все делать самостоятельно, даже если не получается или страшно. Дети пытаются ходить, есть, даже одеваться без помощи

Впадая в истерику, если не удается или если взрослый пытается помочь.
Перепады настроения. Между слезами и веселым смехом может пройти несколько минут. Ребенок может с трудом адаптироваться к новой обстановке, приходу гостей.
Проверка границ дозволенного. Сын или дочь будто специально совершают запрещенные поступки. Их поведение противоречиво.
Повышенная потребность во внимании, нежелание отпускать маму. Дети начинают проявлять ревность.

Часто в этот период сбивается режим сна и бодрствования. Сын или дочь могут отказываться от дневного сна, позже или раньше просыпаться утром. Часть малышей становится разборчивыми в еде. Могут отказываться от пищи.

Заключение

Свои страхи кроха может прятать за капризами, только чуткость и внимательность к поведению деток могут помочь преодолеть эти страхи. Большой опыт по выведению деток из кризиса, характерного для возраста 3 года, имеют такие известные личности, как профессор Выготский, доктор Комаровский. Он предлагает методы, позволяющие преодолеть кризисный период без больших эмоциональных потерь.

Автор статьи
Алёна Кириленко

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий