В каком возрасте ребенок начинает говорить

Когда кроха научится составлять словосочетания?

После года ребенок уже умеет произносить отдельные слова. Однако для многих мам остается актуальным вопрос «Во сколько ребенок начинает высказываться фразами и предложениями?». Специалисты утверждают, что в 2 года малыш уже должен уметь составлять словосочетания и полноценные фразы, состоящие из 2-3 слов. К этому времени у крохи уже сформирован довольно обширный словарный запас – 250-300 слов. Ребенок начинает говорить глаголы и предлоги, и это новое умение позволяет ему составлять правильные словосочетания.

В 2,5-3 года речь уже практически полностью сформирована. Он может еще плохо выговаривать отдельные сложные звуки (р, з, ш и пр.), но уже правильно составляет длинные и сложные предложения. Когда кроха отправится в детский сад и начнет регулярно общаться со сверстниками, его словарный запас увеличится, а речь усовершенствуется. В возрасте 4-5 лет чадо начнет задавать вам огромное количество вопросов, и вы должны стараться отвечать на них максимально полно и развернуто. Так ребенок максимально быстро сформирует большой словарный запас и в дальнейшем не будет испытывать неудобства во время общения.

Атмосфера, в которой находится ребенок

В каком возрасте дети начинают говорить первые слова? Немаловажную роль в этом вопросе играет и обстановка в доме, и отношение родителей к самому ребенку. Когда мама все время молчит и не общается со своим чадом, то малыш, не чувствуя желания взрослого человека говорить, начинает уходить в себя.

Если родители постоянно «болтают», это тоже не принесет положительного результата. Взрослые руководят ребенком и лишают малыша инициативы. Такие детки чувствуют себя «не в своей тарелке» с людьми и опять же уходят в себя. Ребенку необходимо дать возможность захотеть научиться говорить.

Почему ребятишки начинают поздно изъясняться? Если ребенка обслуживают все члены семьи, не давая малышу проявлять самостоятельность и что-то сделать для себя самому, а все его желания выполняются молниеносно, то такие детки начнут разговаривать очень поздно. Редко, но все же бывает, когда родители со своими отпрысками изъясняются длинными фразами. У ребенка в этом случае нет возможности запоминать слова.

Во сколько ребенок начал говорить и что способствует развитию речи

Разговаривайте со своим ребенком, это очень важно для его речевого и мыслительного развития. Исследования показывают, что дети, с которыми много говорят родители, имеют значительно выше IQ, чем у других ребятишек

Словарный запас взрослых намного разнообразней, чем у ребенка.

Начинать разговаривать с малышом можно уже во время беременности. Кроха с внутриутробного периода запоминает голос мамы. После рождения очень важен зрительный и духовный контакт с новорожденным. Полезно часто смотреть в глаза ребенку, улыбаться, разговаривать с ним и вы увидите, малыш начнет отвечать.

Детский язык интересен, но важно, чтобы он грамотно составлял предложения. Ребенок только учится говорить и задача родителей показывать на своем примере, как правильно звучат слова

Не надо сюсюкаться и общаться с чадом на его языке. С ребенком нужно говорить четко, медленно и грамотно. Так же не следует избегать сложных слов. Если разговаривать с малышом слишком просто, это конечно облегчит его понимание, но у него не будет развиваться словарный запас. Быстрее всего усваиваются те слова, которые он слышит от близких.

Отлично способствует развитию речи интонация. Детям нравится звук голоса матери. Наблюдайте, реагирует ли ребенок на звуки окружающей среды. Без правильного функционирования слуха, не может быть нормальным развитие речи.

Когда ребенок начинает понимать слово «нельзя»?

Тяжело сказать, в какой конкретно момент необходимо прибегнуть к ограничениям и запретам. Обычно это время наступает в 9–10 месяцев. Родителям необходимо быть готовым к тому, что слово «нельзя» будет вызывать бурный протест у детей. Тем не менее нельзя полностью отказываться от запретов и ограничений, несмотря на крепкую любовь и желание угодить малышу. Ведь при отсутствии границ детям сложно будет адаптироваться в обществе.

Слово «нельзя» для ребенка звучит довольно неприятно. Поэтому желательно прибегнуть к словам-заменителям. Хотите запретить малютке касаться горячего чайника? Произнесите «горячо», и покажите, каково это, прислонив на мгновение его ручку к теплому чайнику. Теперь он будет понимать значение этого слова.

Более показательным для ребенка будет личный пример. Ведь если родители сами придерживаются правил, которые установили, то малыш, наблюдая за ними, будет копировать их поведение.

Есть ли различия между мальчиками и девочками

Принято считать, что раньше говорить начинают все-таки девочки.

Это обусловлено тем, что они чаще всего более спокойные и неэмоциональные, нет особой нужды в помощи со стороны.

Такие дети будут тихо лепетать про себя во время интересного занятия, следовательно, речь разовьётся раньше.

Напротив же, мальчики более вспыльчивые и шумные, для них на ранней стадии взросления характерны громкие крики, визги и резкие движения.

Так, придерживаясь больше невербального способа выражения мыслей, их речь может задерживаться.

Также по некоторым исследованиям девочки имеют достаточно пластичную нервную систему, благодаря которой им намного проще развиваться.

Наш ребенок не говорит

Хотя ровесники давно произносят полные предложения, мы обращаем пристальное внимание если наш малыш при этом не говорит ещё. Кумир миллионов родителей доктор Бенджамин Спок считал, что не все дети начинают говорить на определенном месяце развития. Большое значение имеют такие факторы, как темперамент, природные особенности

Несмотря на то, что развитие детей индивидуально, существуют нормы появления и развития речи. Если ребёнок не говорит в 2,5 года, некоторые «специалисты» рекомендую подождать до 3 или даже 4 лет. Это прекрасный шанс для малыша не попасть в школу со сверстниками, а идти в специализированную речевую. «Чтобы вы понимали, в 2,5 года дети с нормальным развитием уже рассказывают небольшие простые стихотворения, — говорит логопед Буйнова Надежда Валерьевна. Основная проблема неговорящего ребёнка в том, что родители не занимаются его развитием, а чего-то ждут.»

Помните и об атмосфере, в которой воспитывается малыш. Да, ему пока не удается сказать даже слово «мама», однако он замечает, насколько доброжелательны люди вокруг него. Причем не только, как относятся к нему старшие, но и как вы общаетесь между собой. У старших, особенно это касается пап, в общении проявляется диктаторство, что напрочь лишает ребенка инициативы.

Этому малышу будет неуютно даже в своей семье, он может замкнуться, уйти в себя. Он еще слишком мал, чтобы изменить эмоциональный фон семьи, но достаточно большой, чтобы уловить все недомолвки, скрытую неприязнь, недоверие. Поэтому во сколько месяцев ребенок начинает говорить первые зависит не только от малыша!

С течением времени мамы, чаще всего это именно мамы и бабушки, начинают метаться в поисках чудо-средств, чтобы помочь малышу начать общение. Если вы не желаете «подождать еще пару месяцев», или поведение ребенка действительно вызывает тревогу и опасения, обратитесь к логопеду.

ВАЖНО! Пройдите консультацию у опытного, хорошо зарекомендовавшего себя специалиста, если считаете, что с вашим малышом, что-то не так. Логопед проведёт тестирование развития речи «логопедическую диагностику» и вы будете понимать текущее состояние развития ребёнка, узнаете что нужно делать.

Достижения до полугода

В течение первого месяца жизни грудничок учится реагировать на речь взрослых. Нередко дети гулят параллельно разговорам взрослых. Особенно часто такое происходит, если родители разговаривают с младенцем, обращаются к нему. Начинает различать интонации: ласковое обращение матери помогает быстрее успокоиться, крики и агрессия пугают, могут стать причиной плача.

К 3 месяцам появляются первые слоги. Они простые, состоят из малого количества звуков. Можно услышать «уа», «гу», «га».

К 4-5 месяцам детский лепет приобретает эмоциональную окраску. Ребенок не просто поет или визжит: можно различить интонацию, с которой произносятся звуки. Хорошо реагирует на речь взрослых, лучше понимает интонации; может ребенок, когда услышит звук, правильно повернуть голову в направлении его источника.

В полугодовалом возрасте дети хорошо узнают голоса родителей даже при большом количестве людей вокруг. В речи проскальзывают слоги, отдаленно напоминающие «ма» и «па». Более четкими они станут лишь ближе к 7 месяцам.

Когда ребенок начинает говорить «мама» и «папа»

А вот после 10 месяцев многие дети начинают говорить уже осмысленные слова. Чаще всего они состоят из двух одинаковых слогов, например, «мама», «папа», «баба», или состоят из одного слога: «дай», «на». Произношение их может быть несовершенно, но вполне узнаваемо. К тому же, говорит ребенок их не случайно, а в определенных ситуациях: слово «мама» может произноситься, когда она входит в комнату или выходит из нее.

Часто от врачей на вопрос, сколько слов должен говорить малыш к концу первого года жизни, можно услышать, что должно быть около 20 звукоподражательных слов. Это не только «мама» и «папа», но и конструкции типа «гав-гав», которое означает собаку, или «тик-так», заменяющее часы. Но если их меньше или даже нет, это еще не повод паниковать — скорее всего, карапуз вскоре догонит нормы.

В период после года ребенок быстро пополняет свой пассивный словарь. То есть, не имея еще возможности выговорить название предмета, он способен понять, о чем ведет речь взрослый. Кроха выполняет простые задания: дает мяч на просьбу старшего. У малыша появляется и часто используется указательный жест. Он сопровождается особыми требовательными интонациями. Годовалый карапуз раз за разом показывает на какую-либо вещь, ожидая, что взрослый будет произносить ее название. Таким образом он осознает, что один и тот же предмет всегда называется одинаково, а вот у остальных другие названия. Он запоминает все больше новых слов, и это важнейший этап в развитии. До появления активной речи при этом может пройти несколько месяцев.

Если у малютки нет неврологических заболеваний или проблем со слухом, то ответ на вопрос, когда ребенок начинает говорить, — 1,5 года. Чтобы это произошло, мама и папа должны выполнять простое условие: много разговаривать с малышом с первых месяцев жизни, обязательно правильно выговаривая слова. Сюсюканье способно замедлить развитие речи и вызвать проблемы в будущем. При этом дети могут по-разному учиться говорить. Одни не спешат с фразами из двух и более слов, зато хорошо выговаривают даже сложные звуки. Другие рано начинают произносить предложения, но их речь способны понять только самые близкие люди. И то, и другое можно считать вариантом нормы. Также стоит знать, что чаще всего мальчики начинают болтать позже девочек.

В 1,5 года в активном словаре малыша уже несколько десятков слов. Часто в этом возрасте он начинает задавать вопрос «что это?». К двум годам его речь заметно улучшается. Он лучше выговаривает звуки, его лексикон включает около 300 слов, используются наречия и глаголы. На третьем году жизни появляются настоящие предложения, в которые входят вопросительные слова, предлоги, прилагательные. К концу этого года ребенок научится использовать местоимения и соединительные союзы. Это завершающий этап формирования речи, но дальше предстоит ее совершенствование.

Когда ребенок начинает говорить: этапы развития речи

Чтобы было легче разобраться, когда дети начинают говорить, выделяют четкие этапы развития человеческой речи. Как известно, в общении есть два взаимосвязанных процесса: понимание чужой речи, которую слышим изо дня в день, и воспроизведение услышанных слов — собственная речь.

Именно по такому принципу учатся говорить маленькие дети. С самого рождения они окружены одной языковой средой, в которой пытаются улавливать звуки и слова. Однако время, когда малыши начинают самостоятельно использовать навыки общения, очень приблизительно и зависит от многих факторов, о которых расскажем немного позже.

Если говорить о средних показателях, которые принято считать нормой, можно выделить такие этапы становления речи:

Возраст 1–2 месяца.

Уже в первые месяцы жизни кроха начинает осознавать, что человеческая речь не похожа на другие звуки окружающего мира. Первые попытки проявить свой голос — это крики и плач, указывающие на то, что ребенка что-то беспокоит.

Ко второму месяцу малыш уже способен осознанно улыбаться и смеяться, выражая таким способом свои эмоции.

3 месяц жизни.

Поскольку мама находится рядом с ребенком дни и ночи напролет, дитя начинает узнавать родной голос среди десятка других голосов. Ему становятся понятны различные интонации, а также он начинает регулярно повторять протяжные звуки.

Фото: unsplash.com

Младенец 5–6 месяцев.

В этот период малышу становятся понятны некоторые слова, которые звучат вокруг него чаще всего. На смену простым «а-а» и «а-гу» приходят более сложные звуки. Именно в это время можно впервые услышать заветное «ма-ма» или «па-па».

Ребенок 7 месяцев.

В период после полугода крохе нравится повторять услышанные звуки. Пускай это происходит еще довольно неумело, но в некоторых произнесенных звуках уже вполне можно разобрать простые слова.

Возраст 12 месяцев.

К первому дню рождения ребенок запоминает простые обращения, поэтому слова «мама», «баба», «папа» становятся наиболее часто используемыми. Кроме того, можно услышать весьма требовательное «дай».

Малыш 1,5 года.

Хотя кроха еще пропускает некоторые слова в предложении, речь становится достаточно связной. Ребенку понятно, что ему говорят и чего от него хотят.

2 года жизни.

В это время дитя начинает строить полноценные предложения, используя известные ему окончания и приставки. Реагирует на просьбы и выполняет несложные задания.

Ребенок в возрасте трех лет.

Единственный возможный дефект в этом возрасте — это едва заметное неправильное произношение некоторых звуков. В целом речь малыша уже довольно беглая и понятная.

Развитие речи у детей одного года

В период развития речи от 6 месяцев и до года, когда дети начинают говорить мама, пополняется пассивный словарь ребенка (малыш понимает не только интонацию и простые выражения, обращенные к нему), а и улавливает смысл сказанного, когда взрослые общаются между собой. Именно стремление слушать речь и вникать в смысл сказанного развивает фонематический слух ребенка позволяющий отделять из речевого потока отдельные слова. Именно в этот период, когда дети начинают говорить простые слова или пытаются повторять за взрослыми названия предметов, идет закладка активного словарного запаса.

Очень важно в общении с малышом не коверкать слова, проговаривая их уменьшительную или ласкательную версию, а четко произносить слово, указывая при этом на предмет, который оно означает. В семьях, где родители имеют дефекты речи или произносят слова нечетко и очень быстро, дети обычно начинают говорить позже сверстников, и речь их нечетка, доступна пониманию только близким

Между 7 и 9 месяцами на смену лепета приходит четкое произношение отдельных слов и слогов имеющих несколько значений. Например «кака» может означать и отрицание – когда малыш выражает протест, и то, что его пугает, не нравиться по вкусу, одежда, которая доставляет неудобство, так же именуется «кака». Таким образом, даже имея небольшой словарный запас, когда ребенок начинает говорить, мама обычно понимает его с полуслова, это благоприятно для общения, но тормозит развитие речи и пополнение активного словарного запаса малыша. Напротив, попав в незнакомую среду общения, малыш вынужден, объяснятся не жестами, а пытаться выговорить слова.

Когда ребенок должен начать говорить? Это риторический вопрос и ответ на него будет зависеть от многих факторов, касающихся одного конкретного ребенка. На развитие речи влияет так же наследственность, характер малыша, его коммуникабельность, физическое здоровье. По наблюдениям Гленна Домана – детского нейрохирурга и физиотерапевта, много лет изучавшего проблемы заболевания мозга у детей, малыши которые не развиваются физически, отстают и в своем интеллектуальном развитии. Вынужденное ограничение передвижение малыша манежем или люлькой переноской, приводит к тому, что когда ребенок должен говорить, ему не позволяет это сделать речевой аппарат, развитие которого напрямую связано с мелкой моторикой.

Как помочь ребенку?

В 2 года выявить большинство отклонений поможет невролог, который в свою очередь порекомендует других специалистов, необходимых для диагностики. Это и отоларинголог, и сурдолог, и стоматолог. В случае дефектов органов артикуляции, например, укороченной подъязычной связки, необходима консультация хирурга

Также немаловажное значение имеют такие педагогические сотрудники, как логопед, дефектолог, психолог

В таком юном возрасте, малыш может получать педагогическую помощь через маму. Возможно крохе показан логопедический массаж. В этом случае специалисты продемонстрируют маме, какие приёмы можно использовать, чтобы помочь и не навредить ребенку.

Как ускорить момент

Если вам очень хочется, чтобы ваше чадо побыстрее заговорило на человеческом языке, попытаемся ускорить речевую деятельность ребенка. Давайте исходить из того, что наш маленький человек должен захотеть научиться разговаривать.

Он показывает пальчиком на желаемый предмет, игрушку, призывая вас помочь. Постарайтесь сделать вид, что не понимаете его, говорите медленно и очень доброжелательно, попытайтесь узнать: что именно малышу нужно. Вам нужно вынуждать малыша говорить.

Не получилось сейчас, исполните его просьбу, он все равно скажет позже. Только не теряйте уверенность в том, что ваш малыш скажет первое слово, предложение, а потом еще много разных фраз.

Вспомните, как долго и трудно вы ждали заветного момента, слушайте его, отвечайте и получайте удовольствие от общения. Вы эту радость заслужили!

Типичная ситуация, когда в семье близняшки и они не говорят. Причина часто в том, что им речь и не нужна — её прекрасно заменяет язык жестов.

Во сколько месяцев или лет ребенок начинает говорить?

Речь не является врожденной способностью. Люди приобретают ее за счет взаимодействия с другими людьми. Формирование речи у ребенка – это чрезвычайно сложный процесс, который имеет тесную связь с его социально-эмоциональным развитием. Благодаря частым вербальным контактам с окружающим миром, дети обогащают словарный запас, учатся правильной интонации и акценту.

Развитие речи и языка осуществляется поэтапно. Следует помнить, что каждый ребенок должен пройти все этапы в той же последовательности. Темп усвоения языка разный. Первые слова должны появиться около 1 года жизни, предложения – примерно со второго. Иногда этот процесс немного затягивается.

0-3 месяца

В первый месяц жизни ребенок общается в основном криком. Задействовано при этой «речи» все тело: малыш подтягивает ручки и ножки, сгибает их, двигает головкой. Он одинаково «общается», испытывая голод, жажду или боль в животике, и взрослые сами должны догадываться, о чем идет речь.

Ребенок в этом возрасте нуждается во взрослых не только тогда, когда «кричит» о помощи. Когда малыш спокойный, он с удовольствием слушает голоса мамы и папы, поворачивает голову в сторону человека, который к нему обращается, все чаще смотрит на него и улыбается. Быстро учится распознавать голоса домашних и с удовольствием реагирует на них. Однако пока не  различает каких-либо слов. Малыш после первого месяца жизни также начинает произносить первые звуки, которые не являются криком. Это так называемое «гуление».

4-9 месяцев

Около четвертого месяца жизни «речь» ребенка становится более разнообразной. Появляются произносимые напевно строки гласных, например, «a-a-a-a-a», «у-у-у-у-у», потом первые слоги: «ма-мама», «па-па», «ме-ме», «те-те» и т. д. Это так называемый лепет. Около 6 месяца жизни ребенок начинает понимать первые слова – сначала имена: свое и близких людей.

Поэтому в этот период важно взаимодействие, основанное на альтернативном произнесении звуков – взрослые повторяют лепет ребенка, а он в свою очередь также пытается имитировать речь взрослых. Необходимо как можно чаще называть то, что малыш видит, что делает и т.д

После 6  месяца жизни дети уже четко реагируют на свое имя. Также начинает более интересоваться повторением того, что говорят взрослые, имитируют также некоторые жесты. Чтобы помочь младенцу в высказываниях нужно употреблять упрощенные названия действий и звонкие выражения (например, «па-па», «ам-ам», «коть-коть» или «мяу-мяу»).

Такие «слова»  ребенку легче повторить, а их использование является важной вехой в направлении повторения длинных слов. Этот период – это также время для игры в «ку-ку», «ладушки- ладушки» и для изучения жеста «пока-пока», «дай» и т.д

10-18 месяцев

Малыш понимает и говорит все больше и больше. Старается участвовать в каждом разговоре взрослых, усердно слушая при этом их диалог, и вставляет свои комментарии на непонятном пока языке. Но хотя содержание и неясно, интонация этих высказываний напоминает реальные предложения. После 10 месяцев жизни дети начинают говорить первые настоящие слова. Чаще всего они относятся к именам близких людей и знакомым, предметам и действиям. Малыш начинает говорить «мам» и «пап», имеет свои определения на имена братьев и сестер. Пытается называть предметы, упрощая звучание слова так, что иногда только члены семьи знают, о чем идет речь: например, «капка» — это шапка, а «липолет» — это вертолет. Появляется слово «дай», чаще всего как «да», а также вопрос «то это?», который в сочетании с жестом ручкой означает желание узнать, как называется указанный предмет.

Когда малыш называет то, что видит и делает, часто «по-своему», взрослые должны подтвердить его высказывание: «Да, это машина» и т. д. Нет большей мотивации для речи, чем осознание того, что другой человек нас понимает и ему интересно, что мы скажем. После первого года жизни ребенок также начинает показывать первые знакомые предметы на картинках (собака, мишка, мяч, кукла и т. д.).

Необходимо помнить,  что около 12 месяца жизни, то есть тогда, когда малыши начинают самостоятельно ходить, развитие речи может замедлиться. Малыш в это время так очарован завоеванием пространства, что совершенствует ходьбу, пренебрегая общением. Однако это только переходной этап.

18-24 месяца

Дети начинают воспринимать себя более четко, как отдельную личность. Определяют себя по имени и понимают смысл понятий «мое», «твое». Любимым словом малышей в этот период становится знаменитое «не»,  которое употребляется очень часто. Двухлетние дети начинают говорить первыми простыми предложениями, например, «дай мне машину».

Возраст первого слова

Когда бы малыш ни произнес свое первое слово, оно не обязательно должно напоминать нечто привычное вам. Логопеды утверждают: вполне достаточно и того, чтобы это был узнаваемый набор звуков, который обозначает человека, предмет, явление («ка» вместо «каша», «тё» вместо «тётя», «бах» вместо «упал»). В науке о раннем развитии все это — полноценные слова!

Если вы слышали, что в 1 год дети должны знать 10-20 слов — скорее всего, имеются в виду не полные, а именно «логопедические» слова-слоги, звукоподражания.

Обычно ребенок говорит первое слово к 7-8 месяцам, иногда чуть позже. Это звукоподражания или слова из одинаковых слогов. К году словарный запас может увеличиться до восьми слов. Как определить, что это не случайные высказывания? Вы можете их не понимать, но если они повторяются при одних и тех же обстоятельствах, это закономерность. Поэтому считайте, что малыш уже говорит как может, просто пока невнятно. Не подыгрывайте, лепеча как он. Лучше сразу учить правильному произношению, только тогда ребенок освоит правильные нормы. Он кричит: «Би-би!» — вы отвечаете: «Да, это машина». Поинтересуйтесь, где машина — малыш укажет на нее. А если спросить его прямо: «Что это?» — вы побуждаете его произносить выученное понятие.

Самый ранний возраст, когда ребенок начинает говорить «мама» — 4-5 месяцев. Это слово также рождается из лепетных повторений «ма». Конечно, оно не обязательно должно быть первым: дети в первую очередь выговаривают то, что для них удобнее всего, и, возможно, вначале им проще сказать «ляля». Не тревожьтесь, если вначале чадо называет «мамой» всех взрослых подряд: ему скоро будет понятно, что у каждого человека свое «имя», а мама у него одна.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий