Как научить ребенка быстро и правильно считать в уме

Современные подходы к обучению устному счету

Самая распространенная методика, по которой учили считать еще наших бабушек и дедушек – это счет по пальцам. Эту методику считают классической и несколько устаревшей. Авторы более современных методик считают, что способ не помогает ребенку запоминать числа и решения. Ведь пальцы всегда при себе, так зачем же напрягать память?

В опалу попали и методы счета по палочкам, по линейке. По мнению отдельных педагогов, прибавляя к числу каждый раз по единице, пока не прибавится нужное количество, ребенок привыкает считать медленно.

Взамен предлагаются альтернативные варианты:

  • кубики разного размера, веса, цвета и таблицы, клетки на которых соответствуют кубикам (методика Зайцева);
  • карточки с точками (методика Домана);
  • наборы с разноцветными кубиками, которые можно купить или сделать самим, склеив из цветной бумаги и заполнив крупой (методика Полякова), так как последний способ не требует серьезных материальных затрат, есть смысл остановиться на нем подробнее.

Для первых занятий потребуются всего пять кубиков одинакового размера и коробочка, разделенная на пять клеток (можно смастерить самостоятельно). На листах бумаги следует написать также цифры от 1 до 5. В дальнейшем число кубиков придется увеличить до ста, коробка тоже потребуется побольше.

Занятия проходят в игровой форме. На первом используют всего два кубика. Один кладут в коробку и говорят ребенку, что это один кубик, кладя перед коробкой лист с цифрой «1». После прибавляют второй кубик, листок заменяют на тот, на котором цифра «2». Следом эти действия проделывает и ребенок. Повторять придется несколько раз.

После игра усложняется: ребенок представляет, что коробка – домик, а кубики – гномики. Один «гномик» дома, к нему «приходит в гости» второй, и ребенку нужно сказать, сколько «гномиков» в домике. После нескольких уходов и новых визитов «гномика» (при этом каждое действие сопровождается подсчетом числа кубиков) у «домика» появляется «крыша» (накройте коробку рукой или бумагой). Подсчет числа «гномиков» в «домике» ребенок осуществляет уже в уме, не видя кубиков. Малыша следует постоянно подбадривать, говоря ему, что он подсчитал правильно – осознание успеха подогрет его интерес к изучению математики.

На последующих занятиях таким же точно способом усваивается количественный счет до трех, четырех и так далее, вплоть до десяти. Затем уже можно переходить к сложению и вычитанию двухразрядных чисел.

Смастерив коробки, в которых помешается ровно 10 кубиков, вы легко поможете усвоить малышу еще до школы такое понятие, как «разряд числа». Наглядность позволит ребенку считать быстро, даже если числа довольно большие. Однако правильнее будет не задавать ему сложных примеров сразу, начинать рекомендуется со сложения девяти и двух или девяти и трех.

Методика Полякова

Методика Полякова предлагает начинать занятия с ребёнком в дошкольном возрасте, в тот период, когда ребенок уже начал обращать внимание на книги, буквы и цифры. Основана методика на целостности детского мышления

Автор не советует учить ребенка прибавлять или вычитать по одной единице, нужно сразу показать, как оперировать целыми цифрами. То есть, необходимо учить считать 3 + 3, а не 3 + 1 + 1 +1. Понятно, что в первом случае результат будет получен быстрее

Основана методика на целостности детского мышления. Автор не советует учить ребенка прибавлять или вычитать по одной единице, нужно сразу показать, как оперировать целыми цифрами. То есть, необходимо учить считать 3 + 3, а не 3 + 1 + 1 +1. Понятно, что в первом случае результат будет получен быстрее.

Методика предполагает задействовать сразу два вида памяти – зрительную и тактильную, занятия строятся на игре с кубиками с цифрами. Занятия проводят индивидуально или в небольших (2-3 человека) группах, причем, как отмечают педагоги, эффект от групповых занятий выше, так как присутствует соревновательный момент.

Занятия должны продолжаться около 15 минут, Поляков не рекомендует останавливаться исключительно на счете, педагог рекомендует комбинировать их с занятиями по обучению чтению и письму.

Начинать необходимо с запоминания счета в пределах 10. Тренировки рекомендуется проводить в самых разных метах, то есть, не только во время занятий, но и в быту – во время игры, еды, прогулок и пр. одновременно ребенок должен усвоить такие понятия, как «больше» и «меньше».

Для обучения счету используют небольшие кубики, прямоугольные фишки с цифрами и коробки с выемками под кубики. Суть методики – в запоминании ребенком формы числа, которая создается из кубиков и пустых клеточек.

Начинают занятие с использованием двух кубиков. Их приставляют и убирают разными способами, пока ребёнок твердо не усвоит, из чего состоит число «два». После чего переходят к изучению числа 3. При изучении чётных чисел, малыша нужно научить делить кубики поровну.

Решение примеров проводится с использованием тех же кубиков, а также, сказочных персонажей. Поляков в своей методике использует гномов, но можно выбрать и других героев сказок – принцессу, супергероя и пр.

Цель занятий – сформировать у ребенка зрительный образ чисел, основанный на основе количества предметов (кубиков) и доведенном до автоматизма определении количества без пересчета.

Правила

Царица наук – математика – позаботилась о школьниках и составила свод законов, алгоритмов и правил, усвоив которые и умело ими пользуясь, дети полюбят математику и умственный труд:

  • Переместительное свойство сложения: меняя местами компоненты действия, получаем тот же результат.
  • Сочетательное свойство сложения: при складывании трех и более чисел любые два (или больше) числовые значения можно заменить их суммой.
  • Сложение и вычитание с переходом через десяток: дополнить больший компонент
  • До круглых десятков, а потом прибавить остаток от другого компонента.

  • Вычитаем вначале отдельные единицы из числа до знака действия, а далее из круглых десятков вычитаем остаток вычитаемого.
  • Представив уменьшаемое в виде суммы десятков и единиц, уберем из десятков большего меньшее и прибавим к ответу единицы уменьшаемого.
  • При складывании и вычитании круглых десятков (их еще величают «круглые» числа) десятки можно считать так же, как единицы.
  • Сложение и вычитание десятков и единиц. Десятки удобнее прибавлять к десяткам, а единицы — к единицам.

Прибавление числа к сумме

Способы следующие:

  • Вычисляем ее значение, а затем прибавляем к ней данную величину.
  • Прибавляем его к первому слагаемому, а затем к результату прибавляем второе слагаемое.
  • Число прибавляем ко второму слагаемому, а затем к ответу прибавляем первое слагаемое.

Прибавление суммы к числу

Способы следующие:

  • Вычислим ее показание, а затем прибавим к числу.
  • К числу прибавим первое слагаемое, а затем к результату прибавим второе слагаемое.
  • К числу прибавим второе слагаемое, а затем к результату прибавим первое слагаемое.

Использование главных свойств умножения

Методики таковы:

  • Переместительное свойство умножения. Если поменять сомножители местами, их произведение не изменится.
  • Сочетательное свойство умножения. При перемножении трех и более чисел любые два (и больше) числа можно заменить их произведением.
  • Распределительное свойство умножения. Чтобы умножить сумму на число, надо умножить каждое ее составляющее на это число и полученные произведения сложить.

Умножение и деление чисел на 10 и 100

Способы:

  • Чтобы увеличить любое число в 10 раз, надо приписать к нему справа один ноль.
  • Чтобы это же сделать в 100 раз — надо приписать к нему справа два ноля.
  • Чтобы уменьшить число в 10 раз, надо отбросить справа один ноль, а чтобы разделить на 100 — два ноля.

Умножение суммы на число

Способы:

  • 1-й способ. Посчитаем сумму и умножим ее на данную величину.
  • 2-й способ. Перемножим число с каждым из слагаемых, и полученные ответы сложим.

Умножение числа на сумму

Способы:

  • 1-й способ. Найдем сумму и умножим число на то, что получим.
  • 2-й способ. Умножим число на каждое из слагаемых, и полученные произведения сложим.

Деление суммы на число

Способы:

  • 1-й способ. Вычислим сумму и разделим ее на число.
  • 2-й способ. Каждое из слагаемых разделим на число и полученные частные сложим.

Деление числа на произведение

Варианты:

  • 1-й способ. Разделим число на первый множитель, а затем полученный результат разделим на второй множитель.
  • 2-й способ. Разделим число на второй множитель, а затем полученный результат разделим на первый множитель.

Устный счет – зачем он нужен?

Устный счет развивается умственные способности ребенка, повышает уровень интеллекта, заставляет думать. Именно такой счет применяется не только в первом классе, но и во взрослой жизни. Ребенку нужно развивать свою сообразительность и смекалку, понимать, как быстро сложить цифры.

Важно! К моменту обучения устному счету первоклассник должен уметь сосчитать 5 игрушек, 10 птиц, 9 конфет и т.д. Но, как только вы начнете обучать ребенка счету, не стоит использовать определения предметов: деревьев, собачек, птичек, коров, коз и т.д

Обучение счету нужно проводить среди однородных предметов, чтобы ребенок ассоциировал цифры именно с ними. Идеальный вариант – приобрести наборы цифр и уже по ним обучать детей

Но, как только вы начнете обучать ребенка счету, не стоит использовать определения предметов: деревьев, собачек, птичек, коров, коз и т.д. Обучение счету нужно проводить среди однородных предметов, чтобы ребенок ассоциировал цифры именно с ними. Идеальный вариант – приобрести наборы цифр и уже по ним обучать детей.

Начните наглядно показывать ребенку: это цифра 1, это 2, затем 3 и т.д. Таким образом вы будете развивать зрительную память первоклассника. На следующем занятии показывайте различные комбинации цифр: 1+4=5; 5+6=11 и т.д. Чем больше вы составите таких комбинаций и покажите их ребенку, тем лучше.

В течение 14 дней ежедневно уделяйте время для непродолжительных занятий счетом со своим ребенком. Одно занятие может занимать 5-10 минут. Этого будет достаточно для того, чтобы первоклашка понял, как именно складывать цифры. Затем, следующие 14 дней показывайте ребенку изначально комбинацию цифр, например, 7+1=8, а потом спрашивайте, сколько будет 7+1? Если малыш ответил правильно, покажите ему ответ. Если нет, еще раз объясните. Таким образом, следующие 14 дней у вас уйдут на закрепление результата устного счета.

Какой возраст лучше всего подходит для начала обучения?

Ответ на этот вопрос очень прост: начинать нужно сразу же, как у ребенка проявился интерес к предмету обучения. Как правило, это бывает в возрасте в 3,5 – 4 года. Главное, помнить, что лучшая возможность детям в это время чему-то научиться — это через процесс игры. Например, малыши легко запоминают различные небольшие стишки, потешки, с радостью слушают различные истории и сказки. Так почему бы не включить сюда еще и занимательные истории с числами? Они с восторгом включаются в любую игру, поэтому, погружаясь в мир чисел, с удовольствием начинают считать свои игрушки, ступеньки по дороге в садик, птичек на деревьях и так далее.

С чего начинать обучение счету?

Сейчас можно найти большое множество разнообразных методик на любой вкус. Кроме того, всегда есть возможность проявить свою фантазию и придумать именно ту, которая будет поддерживать интерес ребенка к счету. Лучше, если она будет в форме какой-то игры и будет только поддерживать у него желание учиться.

Не рекомендуется начинать с так называемой методики «единичек». Например, когда мы просим прибавить к пяти один, чтобы получить шесть, потом к шести еще один и так далее. А затем по тому же принципу мы вычитаем единичку. К сожалению, это способ очень распространен у взрослых и способствует, скорее, к медленному счету, чем к быстрому. Он больше работает на запоминание, чем на мышление. Научиться этому методу довольно легко, а вот отучить от него будет очень сложно.

Нежелательно также обучать ребенка «по линеечке»: когда родитель просит показать на линейке, к примеру, цифру два, а затем спрашивает: «Сколько получится, если, например, к двум прибавить три?» и просит эти три пункта отсчитать вправо и найти получившийся ответ. В этом случае линейка будет играть роль простого калькулятора и совсем не будет способствовать тому, чтобы малыш даже начал задумываться о том, что ему нужно научиться считать в уме.

Как научить ребенка решать примеры?

Математика, пожалуй, самая сложная наука для младших школьников. Но понять ее азы просто необходимо именно в 1-2 классах, иначе потом разобраться в премудростях будет нереально. Родителей интересует, как можно научить ребенка быстро и просто решать примеры, ведь это первый камень, о который спотыкаются маленькие ученики.

Как научить решать примеры в пределах 10?

Проще и быстрее всего объяснить ребенку, как решаются примеры в пределах первого десятка. Обязательными условиями для этого будет сознательный устный счет туда и обратно, знание предыдущего и следующего числа, а также его состав: например 5 это 1 и 4 или 2 и 3.

В первое время хорошо подойдут счетные палочки, при помощи которых ребенок поймет, как складывать или вычитать числа. Нежелательно использовать для счета пальцы или линейку – так ребенок не учится думать. Это мнение большинства педагогов, хотя на деле оказывается, что этот этап некоторым просто необходим. Кто-то быстрей его проходит, а кто-то задерживается. Чем больше будет заниматься ребенок, тем лучше будет результат.

Пример

Для детей отличным примером для обучения счету будет домино. С его помощью легко пояснить: 4-4=0 или 5=5.

Примеры можно визуализировать – рисовать определенное количество яблок, конфет и прочего, отнимая или прибавляя их.

Если счет в пределах десятка уже освоен, пора идти дальше – учится складывать и вычитать числа второго десятка. На самом деле это совсем несложно, если ребенок знает «на зубок» состав числа и имеет понятие о том, что больше, а что меньше.

Сейчас наглядные примеры так же важны, как в освоении первого десятка.

Пример 1

Рассмотрим пример на сложение 8+5. Вот тут и потребуется знание состава числа, ведь 5 – это 2 и 3. К 8 прибавляем 2, получаем круглое число 10, прибавить к которому оставшуюся 3, уже не проблема.

Пример 2

Для обучения вычитанию также потребуется делить числа на составляющие. Чтобы отнять от пятнадцати восемь, нужно первое число разделить на сумму чисел 10 и 5. После этого делим вычитаемое на 5 и 3. Теперь происходит самое интересное – от первой полученной цифры вычитаемого (10) отнимаем последнюю цифру второе из слагаемых числа восемь. Получаем семерку.

Как научить ребенка решать примеры до 100?

Деткам, освоившим счет в пределах двадцати, будет несложно разобраться и в других десятках. Сейчас программа требует, чтобы сложение и вычитание проводилось в уме, а не в столбик. Нужно показать ребенку, как это делать.

Пример

43+25. К 3 единицам прибавляем 5 единиц и записываем его чуть в стороне от знака равенства, оставляя место для еще одной цифры. Затем к 4 десяткам прибавляем 2 десятка и получаем 68

Важно, чтобы ребенок четко понимал, что десятки и единицы нельзя смешивать. Этот же пример можно решить в столбик по тому же принципу

Если у ребенка не получается решать примеры, следует поговорить с учительницей, чтобы она обратила внимание именно на эту проблему. Но не стоит снимать ответственность и с себя – занятия дома, в спокойной обстановке рано или поздно дадут положительны результат

Как исправить оценки в школе за неделю? Совсем нередко перед школьниками встает серьезная задача – исправить оценки по успеваемости в школе и быстро. Осуществима ли такая задача и как это реально сделать, читайте в нашей статье.

Как нарисовать родовое дерево в школу? С заданием нарисовать семейное или родовое дерево, сталкивается каждый ученик младших классов начальной школы. В статье подробно расскажем, как это можно сделать, а также приведем в пример некоторые шаблоны.

Как сдать ЕГЭ, если давно закончил школу? Единый государственный экзамен должен сдать каждый, кто желает поступать дальше в ВУЗы России

И не важно, вчерашний ты школьник, или выпускник прошлых лет. И если с учениками все понятно, то, как сдать экзамен взрослому, давно забывшему школьную программу человеку?

Как закончить школу экстерном? Окончить школу экстерном реально, но многие не понимают, как перейти на эту форму обучения, с какими сложными моментами придется столкнуться в итоге

Обсудим вопрос более детально и разберемся в некоторых нюансах.

При чем здесь творчество?

Методика изучения арифметики, получившая название “Ментальная арифметика”, — это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью математических вычислений. Умный человек — это думающий человек. Что такое думать? Думать — это направлять свои мысли на конкретные объекты или образы и представлять различные сценарии событий. Это позволяет человеку предугадывать, что произойдет с ним в том или ином случае, и избегать нежелательных ситуаций. Если вы заранее все продумали и уверены, что ваши намерения принесут только выгоду и не скрывают никаких подводных камней, можно смело браться за дело!

Воображение — это способность человека к построению в сознании образов, представлений, идей или объектов и манипуляции ими. Это играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, память. В широком смысле всякий процесс, протекающий в образах, является воображением. Оно является основой наглядно-образного мышления и позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи, не совершая практических действий.

Главное преимущество ментальной арифметики в том, что дети не просто заучивают определенные числа и примеры, а запоминают цифры в виде картинок. Это не только помогает ребенку считать, как гениальный математик, но и развивает его память и образное мышление.

Как научить ребенка считать в уме? Способы, задания и игры

Итальянский педагог Мария Монтессори отмечала: «Если ребенок чего-нибудь не делает, то он, очевидно, не знает, как это делать».

Чтобы ребенок освоил счет в уме, его нужно в принципе научить считать. Начинать это делать нужно еще в дошкольном возрасте — в 3-4 года. Используя принцип постепенности, нужно научить ребенка:

  • находить один и много предметов (кукол, машин, грибочков);
  • уверенно оперировать понятиями «больше», «меньше», «поровну»;
  • осознанно определять и называть состав чисел от 1 до 10; затем от 10 до 20 и т.д.;
  • считать порядковым и количественным счетом (первый, второй, третий — один, два, три и т.д.);
  • соотносить количество предметов с цифрами;
  • решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, используя несколько способов.

Процесс счета складывается из двух компонентов:

  • Двигательного  (ребенок передвигает предметы руками, потом указывает на них на расстоянии, а затем считает предметы глазами);
  • Речевого (ребенок громко проговаривает процесс и результат вычислительной деятельности; затем считает шепотом или шевеля губами; и, наконец, считает про себя).

Постепенное многократное повторение с ребенком перечисленных действий даст желаемый результат

Здесь важно соблюдать принцип заинтересованности самого ребенка  — мальчика, обожающего самолеты, не придется заставлять считать их

Способов счета существует множество: на пальцах (в пределах 10), с помощью счетных палочек, с помощью линейки, на счетах; для детей 2 – 3 классов — по квадрату (с цифрами от 1 до 100), в столбик, в виде уравнения, пропорции и т.д.

Взрослые должны познакомить ребенка с разными способами, а ребенок интуитивно выберет для себя наиболее удобный. Причем учить ребенка нужно так, чтобы это представляло для него удовольствие.

Математика – царица наук

Не стоит забывать, что математика не ограничивается сложением и вычитанием. В третьем, пятом классе детей начинают знакомить с другими правилами математики – умножением и делением, а также с основами геометрии – их учат различать различные геометрические фигуры, выделять более длинные или короткие, которые меньше или больше и т.п. Родители, которые хотят самостоятельно, до поступления ребенка в первый класс, научить его основам математики, должны придерживаться нескольких правил:

  1. Для начала определите время для проведения занятий: во-первых, заниматься необходимо как минимум 30 минут в день, во-вторых, продолжительность одного вашего «урока» должна составлять не более 10-15 минут, чтобы не перетруждать пока еще не готового к активной мозговой деятельности малыша. Это может спровоцировать негативное отношение к предмету, которое возможно проявит себя позже, когда ребенок пойдет в первый класс.
  2. Регулярное повторение пройденного материала в контексте новых упражнений. Это означает, что не стоит просто зазубривать – если 2+2 вы освоили, вернитесь к этому, когда будете проходить длину или ширину отрезков.
  3. В случае, когда вы замечаете, что малыш плохо справляется с заданием, или он не понимает вас – не стоит упорствовать, лучше вернитесь к более простым заданиям и через какое-то время вновь используйте более сложные примеры. Подстраивайтесь к детскому мышлению, оно существенно отличается от мышления взрослого человека. Сначала они привыкают к новому знанию, затем приходит понимание и только потом – информация запоминается.

Считаем столбиком

Чтобы научить ребенка быстро считать – необходимо освоить счет столбиком. Обучение нужно начинать, когда не вызывают трудностей основные операции с однозначными цифрами.

Осуществлять сложение и вычитание в столбик необходимо, когда эти действия невозможно или трудно произвести в уме.

Начинать учить считать в столбик необходимо с разъяснения, как получаются однозначные и многозначные числа, как их нужно записывать. Затем покажите, что действия с цифрами осуществляются разрядно – единицы с единицами, десятки с десятками и т.п.

При сложении цифр, которые образуют сумму больше 10, у малыша могут возникнуть трудности. Допустим, вам надо сложить 12 и 29. 9+2=11 – объясните ребенку, что записывая одну единицу, вторую нужно оставлять «в уме», чтобы затем прибавить к сумме следующего столбца цифр, т.е 1+2=3 и +1 (которая была «в уме»), итого получается 4 в первом столбце и 1 во втором, т.е сумма 12 и 29 равна 41. Если оставлять «в уме» у малыша получается плохо, можно эти цифры записывать над первым столбцом.

Дорогу осилит идущий!

Если вы задумались, как научить вашего ребенка быстро считать, вас ждет трудная и долгая работа. В классе занятия бывают утомительными, и многие дети плохо усваивают материал и начинают отставать, не справляясь с нагрузкой.

Именно вы можете сформировать тягу к обучению, интерес к математике и заложить основы практического мышления.

Пусть у вас будет программа развития вашего малыша – сделайте из обучения игру, используйте развивающие материалы, создавайте комфортные условия и ваш малыш пойдет в первый класс с позитивной мотивацией и желанием познавать новое.

Оцените эту статью:

  • 4.31

Всего голосов: 110

Как настроить ребенка на обучение?

Самое главное — любите ребенка и стройте все только на этом.
Обсудите с ребенком важность обучения арифметике и образования в целом.
Воспитывайте у ребенка любовь к учебе. От того, как вы отзываетесь об обучении и образовании в целом, зависит и настрой вашего ребенка.
Дайте понять ребенку, что он всегда может положиться на вас в случае неудачи

Поддерживайте его веру в собственные силы, повышайте самооценку, но подчеркните, что его успех зависит только от него самого.
Четко ставьте цели перед ребенком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.
Определяйте сроки реализации поставленной цели (когда надо сделать задание, выучить материал).
Повышайте мотивацию ребенка, поощряя его за достижения, особенно те, которые дались ему с трудом.
Учите ребенка самостоятельности — он сам должен отвечать за выполнение поставленных задач. Таким образом, у ребенка будет появляться мотивация не только к учебе, но и к самосовершенствованию в течение всей жизни.
Не сравнивайте результаты обучения ребенка, особенно негативные, с другими ребятами — это может привести к раздражению и нежеланию продолжать.

Как помочь ребенку?

Чтобы дети как можно быстрее научились считать в уме, предложите им «поиграть» с цифрами:

  • «Щупаем» числа. Сделайте крупные заготовки цифр из картона, обклейте их тканью или плотной бумагой. Затем сложите их в коробку или непрозрачный мешок. Предложите малышу наощупь обследовать цифру пальцами и сказать, как она называется.
  • Находим пару. На листе большого формата нарисуйте или наклейте числа разного размера и цвета. Попросите ребенка найти одинаковые, не отвлекаясь на посторонние признаки.
  • Рисуем на спине. Встаньте сзади малыша и нарисуйте пальцами какую-нибудь цифру. Пусть он попробует ее отгадать. Потом предложите ему поменяться местами.
  • Игральный кубик. Возьмите карточки с изображениями чисел и игральный кубик. Бросьте его и попросите малыша подсчитать количество точек, а затем найти подходящую карточку. Чтобы усложнить задание, бросайте два кубика одновременно.
  • Домик. Изобразите на большом листе дом, вертикальными линями поделите его на 3 части. В центре положите карточку с какой-то цифрой. Ребенку нужно найти соседствующие числа и разместить слева и справа.
  • Многоэтажка. На листе изобразите 9-этажный дом. Вручите малышу карточки с числами и попросите пронумеровать каждый этаж.
  • Пропажа. Разложите на поверхности цифры от 1 до 9. После попросите малыша зажмуриться и уберите одну. Ему нужно сказать, какая карточка потерялась.

Есть еще один эффективный способ, позволяющий добиться положительных результатов – игры от BrainApps. Сервис предлагает родителям уникальную возможность провести время с ребенком за полезными и развивающими тренажерами. Например, в освоении устного счета помогут:

  • «Числовой охват». Нужно запомнить предложенные цифры и воспроизвести их в точной последовательности.
  • «Фруктовая математика». На мониторе появятся 3 области, в которых расположатся разнообразные фрукты. Основное задание – быстро их сосчитать и ответить на указанный вопрос.
  • «Прокликай в правильном порядке Плюс». На экране отобразится таблица с цифрами, расположенными случайным образом. В зависимости от предложенного задания необходимо прокликать все числа в порядке убывания или возрастания.

Также стоит обратить внимание на игры «Копилка», «Сложение цифр по памяти», «Запоминай и прокликай», «Угадай операцию» и другие

Как правильно заниматься с детьми разного возраста?

До 1 года

Родителей в первую очередь интересует, как научить ребенка считать в уме, с какого возраста начинать обучение, как правильно это делать. Многие будут удивлены тем, что первыми занятиями становятся простые игры с малышом, например, «Сорока-ворона», «Вышли пальчики гулять». Такие упражнения развивают образное мышление крохи, помогают первому восприятию числа объектов.

2–3 года

Чем старше становится ребенок, тем больше усилий требуется от родителей и воспитателей. Малыш двух–трех лет любит играть с пирамидкой, с удовольствием строит башню из кубиков? Ему нужно объяснить, что сначала надеваем одно кольцо на стержень, потом добавляем к нему второе, третье и так далее. Такие игры стимулируют у любознательного ребенка желание все сосчитать, как это делал милый козленок в добром советском мультфильме: «Про козленка, который умел считать до 10».
Бывает, что кроха уже в два–три года знает цифры, пересчитывает ступеньки на лестнице, тарелки и ложки на обеденном столе, монетки. Такой «математический» энтузиазм появляется не случайно. Только при поддержке и поощрении родителей малыш начинает чувствовать интерес к устному счету, радуется успехам, когда ему удается правильно ответить на вопросы мамы или папы.
Развивающие мультфильмы «БебиЭнштейн – Первые цифры»

https://youtube.com/watch?v=CkI81JeLTO8

и «Маленький гений»

помогут детям лучше освоить счет в пределах 5 и 10.

4–5 лет

Механическое заучивание цифр — не самое большое достижение. Гораздо полезнее познакомить ребенка с составом числа и понятиями «меньше», «больше», «поровну». Занятия проводят с игрушками и другими предметами разного размера. Умение сравнивать поможет малышу быстрее научиться считать в уме. Для изучения состава числа можно использовать яркую «кассу цифр» или карточки, обучающие способам разложения чисел.
Пятилетний дошкольник может свободно выполнять несложные арифметические действия со счетными палочками, но как научить ребенка считать в уме? Ничего страшного, если некоторое время малыш продолжит пользоваться предметами, собственными пальчиками. Так рекомендую школьные психологи. Ребенка постепенно отучают загибать пальцы и перекладывать предметы, когда он считает в уме.

Автор одной из методик раннего развития детей С.Н. Поляков не рекомендует с самого начала учить считать с помощью пальцев либо палочек. Ребенок легко осваивает такой способ, но отучить будет трудно. При счете с помощью пальцев не задействован механизм запоминания результатов.

5–6 лет

Визуализации чисел и усвоению представлений о числовом ряде помогут карточки и таблицы Н. Зайцева. Они дают возможность разнообразить занятия с ребенком, проводить их в игровой форме. Продолжительность занятия с ребенком — 15 минут. Дошкольнику предлагают карточки с изображением цифр и такого же числа объектов для облегчения визуализации.
Труднее всего дошкольникам понять, что такое «состав числа». Помогут сформировать представления игрушки и пособия для занятий, предложенные авторами методик раннего развития детей. Наглядные примеры позволят ребенку лучше понять, что 5 — это 1+4, 2+3, 3+2, 4+1. Поменяли числа местами? Да, но сумма не изменилась, — удивляется ребенок.

Важный рубеж наступает, когда дошкольник научится складывать в уме в пределах десяти. Выходить ли за эти пределы — решать родителям.

Трудно переоценить значение этих первых упражнений для последующего изучения в школе математики, географии, физики. Возможно, родители шестилеток об этом пока не задумываются, для них важнее подготовить детей к школе, чтобы умение ребенка считать помогло ему на первом этапе обучения.

Как научить ребёнка быстро считать в уме?

Несмотря на большое количество способов, как научить быстро считать в уме, можно выделить несколько основных этапов.

Этап 1. Изучение порядковых чисел от 1 до 10, далее от 10 до 20 и т.д. и их расположения в числовому ряду.
Этап 2. Поиск одного или нескольких предметов среди множества.
Этап 3. Уверенное понимание понятий «поровну», «больше», «меньше».
Этап 4. Понимание различий количественного (один, два и т.д.) и порядкового счета (первый, второй и т.д.).
Этап 5. Умение соотносить количество предметов с цифрами.
Этап 6. Умение решать простые арифметические задачи на вычитание и сложение, а также с использованием нескольких способов

Важно отметить, что процесс обучения является очень кропотливым. Ребенок не должен скучать! Превратите процесс в увлекательную игру

Например, одевая его утром, посчитайте пуговицы, идя по делам, посчитайте с ним количество красных машин и прочее. Кроме того, сегодня доступны разнообразные книжки, интерактивные игрушки, которые превратят обучение счету в интереснейший процесс. Необходимо знать, что процесс обучения счета состоит из двух составляющих:
двигательного компонента: сначала ребенок передвигает предметы руками, далее указывает на них, а затем считает их глазами, выполняя все действия в уме;
речевого компонента: сперва дети громко проговаривают числа, действия и результат, потом они делают это шепотом и, в конце концов, считают про себя.

Делаем выводы

В важности умения устного подсчета сомнений нет. Чтобы добиться желанных результатов, каждому родителю следует:

  • Запастись терпением. Помните, малыш – не робот. С первого раза выучить все цифры и действия с ними нереально. Не ругайте детей за ошибки, старайтесь поддерживать атмосферу любви, заботы и взаимопонимания.
  • Подготовить материал. Купите готовые развивающие наборы или сделайте их вручную. Карточки, кубики и игрушки окажут серьезную помощь в обучении.
  • Хвалить своего малыша. Дети, как никто другой, нуждаются в родительском одобрении. Не забывайте хвалить малыша за его успехи.

Если у вас не хватает времени или педагогического таланта, воспользуйтесь сервисом BrainApps. Применение эффективных методик, разработанных ведущими специалистами, сбережет вам нервы и докажет, что ваше чадо способно на невероятные интеллектуальные свершения.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий