Как правильно держать ручку при письме

Почему возникают ошибки?

Ситуация, когда ребенок неправильно держит ручку, карандашики, фломастеры во время письменных работ, достаточно распространена. Откуда же берётся подобная проблема? Эта привычка формируется в самом раннем возрасте, ещё задолго до поступления в школу.

Всё может начаться с того периода, когда ребёнок заинтересуется погремушкой, удерживая её в ручке. Потом наступает очередь кисточек, мягких карандашей, которыми кроха изображает каракули на альбомных листочках.

Кроме того, навык удерживания письменных принадлежностей формируется за счёт работы с пластилином или специальным тестом.

Правильные щипки и лепка совершаются правой рукой, при этому используются большой, указательный и средний пальчики.

С 4-летнего возраста необходимо наблюдать за тем, как ребёнок рисует. Одни малыши удерживают карандаш в кулачке. Другие же с чрезмерной силой сдавливают письменную принадлежность.

Нельзя пускать процесс формирования захвата на самотёк. Если ребёнок будет держать фломастеры так, как ему хочется, то в школе его придётся переучивать. Чем раньше будет сформирован правильный захват, тем легче первоклассник сможет адаптироваться к школе.

На 6 году жизни дети уже должны уметь пользоваться карандашом, даже если это просто рисование узоров в прописях или вычерчивание печатных букв. Причём родителям нужно постоянно следить за правильностью письма, чтобы предупредить переучивание.

Чем чревато неправильное держание карандаша?

Как уже было отмечено, неверный захват письменной принадлежности может привести к проблемам со здоровьем у ребёнка. Самые опасные нежелательные последствия – ухудшение зрения, искривление позвоночного столба из-за неправильного сидения за столом.

Даже если подобные неприятные осложнения и не возникнут у ребёнка, он просто станет скорее утомляться при письменных работах, штриховании или черчении. А это сможет негативно отразиться на школьной успеваемости и психологической адаптации.

Такие неприятности можно предупредить, если вовремя обнаружить неправильное положение руки и неверный захват пишущей принадлежности. Распознать будущую школьную проблему можно по следующим признакам:

  • малыш держит большой пальчик при работе несколько ниже указательного;
  • карандашик придерживает указательный или безымянный пальчики, а не средний;
  • фломастер берётся щёпотью;
  • пальчики располагаются либо чрезмерно низко, либо чрезмерно высоко;
  • ребёнок, рисуя картинку, вращает не карандаш, а сам альбомный листок;
  • верхнее окончание карандаша направлено не к плечу, а к шее;
  • малыш нажимает на бумагу или с излишней силой, или чрезмерно слабо.

Если вы обнаружили один или несколько признаков ошибочного захватывания карандаша, необходимо незамедлительно переходить к исправлению привычки. Иначе после поступления в школу у ребёнка могут возникнуть проблемы с учёбой.

Как выбрать идеальную ручку?

В раннем возрасте начинать знакомство с пишущими предметами лучше всего с карандаша, поскольку его легче захватить и удерживать в правильном положении. Затем следует переходить на ручку.

Чтобы будущая школьная принадлежность понравилась ребёнку и соответствовала всем требованиям, необходимо учитывать несколько важных характеристик:

  • наличие резиновой вставки, которая исключит проскальзывание;
  • безопасность материала, поскольку ребёнок обязательно потянет ручку в рот;
  • трёхгранная форма корпуса;
  • длина изделия менее 13 сантиметров, а толщина не превышает 8 миллиметров.

Лучшей ручкой для выведения букв в прописи является шариковая. Следует отдать предпочтение тёмно-синим или фиолетовым чернилам, поскольку они оставляют отчётливый след. Голубой стержень пишет менее отчётливо, поэтому первоклассник станет давить на ручку.

Презентация на тему: ” Как научить ребенка правильно держать ручку: 6 простых способов.” — Транскрипт:

1

Как научить ребенка правильно держать ручку: 6 простых способов

2

Как правильно держать ручку Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец придерживает ручку сверху, большой поддерживает ручку слева. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку слишком сильно. Указательный палец может легко подниматься, и ручка при этом не должна падать. Безымянный палец и мизинец могут находиться внутри ладони или же свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

3

Итак, представим, что на среднем пальце правой руки у нас есть невидимая подушечка:

4

Именно на эту подушечку мы и укладываем ручку:

5

Теперь указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху: Расстояние Х от самого кончика ручки до кончика указательного пальца должно быть примерно 1,5 см. Если расстояние очень маленькое или большое, рука во время письма будет напряжена.

6

Правила, которые нужно соблюдать при письме: 1. Сидим прямо. 2. Ноги вместе. 3. Между грудью и столом расстояние 1,5 – 2 см. 4. Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову. 5. Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди. 6. Оба локтя лежат на столе.

7

6 способов, как научить ребенка правильно держать ручку

8

Способ 1 – с помощью салфетки Чтобы научить ребенка правильно держать ручку этим способом, понадобятся, собственно, сама ручка и … салфетка.

9

Салфетку складываем в несколько раз и зажимаем ее двумя пальцами правой руки – мизинцем и безымянным, остальные пальцы выпрямлены.

10

Теперь свободными пальцами берем в правую руку ручку и, о чудо, ребенок держит ее правильно!

11

Способ 2 – аналогия с дротиком Наверняка, каждый из нас хоть раз в жизни играл в дартс, где нужно дротиком попасть в цель. Так вот, чтобы дротик полетел куда надо, его обязательно нужно зажать в руке тремя пальцами. Когда ребенок берет в руку ручку или карандаш, напоминайте ему, что нужно держать ее или его как дротик.

12

Способ 3 – ручка – самоучка Это устройство, которое надевается на ручку. Благодаря ему взять ручку неправильно просто невозможно. К тому же можно найти подобные насадки различной расцветки и в форме зверушек. Данные тренажеры можно найти как для правшей, так и для левшей.

13

Кстати, для малышей, которые только учатся держать в руках ложечку, есть специальная ложка-обучалка, благодаря которой ваш ребенок сможет научиться правильно брать столовые приборы в руку.

14

Способ 4 – ручка серии Stаbilо LеftRight с подсказкой для пальцев Ручка данной серии имеет трёхгранную форму, корпус изготовлен из мягкого материала, вес и длина ручки уменьшены. Также на корпусе ручки расположены углубления определенного размера. Все это обеспечивает правильное положение ручки в руке ребенка, а яркие цвета и веселый дизайн формируют позитивный настрой к учебе.

15

Способ 5 – метод пинцетного захвата Для этого нужно взять карандаш или ручку за самый кончик и поставить на стол.

16

Теперь пальчики скользящими движениями спускаются вниз и ручка оказывается в руке в правильном положении.

17

Теперь только остается контролировать наклон руки ребенка. Сначала рекомендую показать ребенку на собственном примере, делая эти действия медленно, затем предложите ребенку повторить за вами.

18

Способ 6 – игра Спокойной ночи, ручка! Данный способ приемлем для самых юных писарей. Можно предложить малышу уложить ручку или карандашик спать в детскую руку: кладем ручку в кроватку – на средний пальчик, под голову подушечку – указательный, а сверху одеялко – большой пальчик.

Какой должна быть ручка (рекомендации по выбору)

Ручки серии Stаbilо LеftRight предназначены для детей, которые только осваивают навыки как правильно держать письменные принадлежности. Они хороши следующими особенностями:
Вес и длина незначительны — ручка легка.

  • Ручка имеет трехгранную форму.
  • Корпус выполнен из мягкого, приятного на ощупь материала.
  • Имеются углубления для пальцев.
  •  Ручка имеет яркий дизайн, что привлекает детей.

Чтобы ручка была удобной и нравилась ребенку, она должна отличаться следующими характеристиками:

  • Иметь мягкую прорезиненную вставку.
  • Материал должен быть безопасным, так как детки часто тянут ручки в рот.
  • Форма ручки должна быть трехгранной.
  • Длина ручки должна быть не более 13 сантиметров.
  • Ручка должна быть шариковой.

Общие советы для обучения детей

Знание техники, как научить ребенка держать ручку правильно, мало. Главное, организовать благоприятную атмосферу на занятиях. Работая с малышом, следуйте таким правилам:

Выбирайте правильное время. Обучение должно проходить в виде игры. Нудные, продолжительные уроки отобьют у дошкольника желание рисовать даже самым ярким карандашом. Выбирайте моменты, когда у него хорошее настроение, он спокоен и сам проявляет интерес к новому

Во время занятий обратите внимание на то, как малыш манипулирует ручкой или карандашом. Если вы заметили ошибки, исправляйте их сразу.
Добавьте в занятия веселье

Хорошее настроение поможет малышу быстро освоить технику работы с карандашом (ручкой). Предложите ему взять ручку и сравните пальчики с клювом птицы. Разыграйте сказку или небольшую сценку.
Контролируйте давление. Большинство неудач у детей в процессе освоения ручки связаны с тем, что ребенок слишком слабо или слишком сильно давит на бумагу. Спокойно покажите ребенку силу давления или возьмите для первых уроков фломастеры. С их помощью малыш гарантированно прорисует нужную линию, не напрягая руку.

Взяв на вооружение одну из техник работы с карандашом, а также общие рекомендации касательно положения малыша за столом, каждый родитель сможет без труда научить свое чадо рисовать и писать в возрасте 3-4 лет.

Как же правильно держать ручку в ладони?

Разберем подробнее, за что отвечает каждый палец на ладони:

— Ручка должна располагаться с левой стороны среднего пальца (для правшей, для левшей – соответственно, наоборот).

— Указательный палец захватывает ручку сверху-справа.

— Большой палец должен поддерживать ручку сверху-слева.

— Важно, чтобы ребенок не сжимал ручку чересчур сильно, а все три пальца были чуть-чуть скруглены. — Ручка не должна упасть, если приподнять указательный палец, который ее поддерживает

— Ручка не должна упасть, если приподнять указательный палец, который ее поддерживает.

— Мизинец и безымянный палец могут лежать как внутри ладони, так и находиться свободно у основания пальца. В процессе письма мизинец должен быть загнут вовнутрь, а рука должна опираться на его верхний сустав.

На первый взгляд вроде бы все понятно. Но далеко не у всех первоклашек это получается с первого раза

Необходимо не только показать и рассказать ребенку, как правильно держать ручку при письме, важно, чтобы он представлял сам процесс и чувствовал уверенность в своих силах. Кроме того, стоит иметь ввиду еще несколько важных моментов:

1. Проверьте, правильно ли ребенок сидит. Его ноги должны стоять прямо, и сидеть нужно тоже прямо. Между столом и грудью расстояние должно быть 1,5 – 2 см. Оба локтя рук лежат на столе.

2. Проследите, чтобы тетрадь располагалась на столе правильно, а именно под углом в 30 градусов. При этом нижний угол листа, на котором ребенок пишет, соответствовал середине груди.

Как объяснить ребенку, что от него требуется?

Попросите ребенка представить, что на третьем пальце правой руки находится невидимая подушечка. Именно на эту подушечку и укладывается ручка. Затем надо показать, как указательный и большой палец захватывают ручку сверху. При этом проследите, чтобы расстояние от кончика ручки до указательного пальца было 1,5 см — в противном случае будет чувствоваться легкое напряжение в руке.

Веселые уроки: учимся держать ручку с помощью игр

Для того чтобы ребенок быстрее понял, как правильно держать ручку, можно придумать несколько занимательных игр. Вот несколько из них:

Способ № 1

На помощь приходит обычная салфетка, с её помощью малыш быстрее поймет, как надо держать ручку. Салфетку складываем в несколько раз. Затем просим ребенка зажать её мизинцем и безымянным пальцами, а остальные пальцы выпрямить вверх. После этого остается только взять оставшимися пальцами ручку, и она будет лежать в ладони правильно.

Способ №2

Ваш ребенок когда-нибудь играл в дартс? Если нет, то самое время купить ему мишень и дротики. Если представить, что ручка — это дротик, то обнаружится, что принцип захвата пальцами тут одинаковый. Пробуйте, в таком варианте ребенок с легкостью освоит нужный навык.

Способ №3

Можно приобрести устройство, надевающееся на ручку. Взять ручку не правильно в этом случае будет просто невозможно. Подобные насадки на ручки бывают очень красочные, в форме разных зверушек, и детям они очень нравятся. Такие насадки подойдут и правшам, и левшам.

Способ №4

Можно купить ребенку ручку со специальной подсказкой для пальцев. Эти ручки разработаны специалистами эргономики, образования и медицины, а выпускает такую продукцию известная фирма Stabilo LeftRicht. Ручки с подсказками для пальцев так же изготавливаются отдельно для детей-правшей и детей-левшей.

Способ №5

Попробуйте такой способ. Ручка берется за самый-самый краешек и ставится вертикально на стол. Пальцы скользящим движением спускаются вниз вдоль ручки, не доходя до её основания на 1,5 см. При этом надо будет проследить, чтобы рука ребенка слегка наклонилась под нужным углом.

Способ №6

Этот метод подойдет для самых маленьких, а называется он «Спокойной ночи, ручка!». Попросите ребенка положить ручку «спать». Причем «спать» ручка должна в руке ребенка. Средний палец – кроватка, указательный – подушка, большой палец – одеяло.

Вот, наверно, и все основные способы и методы, которые помогут обучить малыша как правильно держать ручку. В некоторых случаях они могут оказаться полезными не только для детей. Ведь бывает и так, что взрослые, которых никто не проконтролировал в свое время, тоже не умеют правильно держать ручку. Что ж, учиться никогда не поздно! К тому же, используя данные техники и методики, можно научить левшу писать обеими руками, не переучивая использовать левую руку в качестве основной. Успешных занятий вашим малышам!

Как научить так, чтобы потом не пришлось переучивать?

Переучивание всегда отнимает больше времени и нервов не только у вас, но и у вашего дитяти. И учиться начнём с правильной посадки за столом!

  • Посадите малыша ровно, выпрямите ему спинку, подвиньте стульчик так, чтобы между столешницей и грудкой ребёнка проходили ваши два пальца.
  • Теперь положите на стол ручки крохи, чтобы оба локотка лежали на столешнице, а ножки под столом были параллельны ножкам стула или стояли на невысокой подставочке. Бумага или альбом должны лежать чуть наискосок, «указывая» одним из ближних углов на середину грудки малыша.

Правильное положение принято, приступаем к задаче «приручения» карандаша.

Родители учат ребенка тому, как правильно держать карандаш и писать буквы

Поможем карандашу спрятаться

Расскажем малышу, что карандаш хочет спрятаться между пальчиками. Спрячем его, положив на средний палец, сверху прикроем подушечкой большого, а сбоку —  указательным пальчиком.

Указательный и большой пальцы должны быть на одном уровне – щепотью, сама же кисть руки должна покоиться на согнутом внутрь мизинце и безымянном пальце.  Уложите карандаш правильно в ручку малыша и, прикрыв её сверху своей рукою, нарисуйте вместе несколько линий или кружочков. Пусть ребёнок почувствует, что при таком положении карандаша рисовать гораздо удобнее.

Съезжаем вниз по карандашику

  • Сложите вместе три пальчика малыша: указательный, средний и большой.
  • Вставьте между ними карандаш или ручку и обоприте острым концом о поверхность стола или бумаги.
  • Опускайте щепоть вниз по карандашу вертикально, пока до кончика отточенного грифеля не останется 3-4 см.
  • Загните внутрь ладони малыша его мизинец и безымянный пальчик и плавно положите на них кисть ребёнка. Карандаш сам примет нужное положение.
  • Опять накрываем своей рукою руку малыша и делаем несколько штрихов-линий на листке.

Платочек-помощник

Платочек должны придерживать именно мизинец и безымянный палец, чтобы положение карандаша или ручки в руке было правильным

Можно взять маленький носовой платочек, свернув его несколько раз, пока он не станет величиной со спичечную коробку. Попросите малыша крепко прижать свёрнутый платочек мизинчиком и безымянным пальцем к ладошке, а оставшимися указательным, большим и средним — ухватить карандаш. Вы удивитесь, насколько правильно ваш ребёнок будет держать свой карандаш, пока платочек прижат к ладони. С помощью платочка-помощника так же легко научить ребёнка правильно держать ручку. Не забудем помочь крохе нарисовать несколько кружочков, палочек, накрыв его ручку своей.

Если у малыша никак не получается сохранить такое положение карандаша или ручки, потренируйте пальчики с помощью обычных восковых мелков. Для этого разломайте мелки на кусочки по 3-4 см длиной. Такой короткий инструмент для рисования никак не получится зажать в кулачке, придётся волей-неволей брать кусочки мелков в щепоть, а чтобы можно было давить на мелок, придётся сложить пальчики правильно, чего мы и добиваемся.

Все эти методы действенны для ребятишек 1,5-2-х лет, для детишек постарше можно добавить ещё пару способов.

Для деток старше 3-х лет

  1. «Дартс». Если у вашего 5-летнего ребёнка есть игра со стрелками «Дартс», то он знает, как правильно держать стрелку для поражения мишени. Пусть точно так же возьмёт в руку карандаш, это и будет правильным его положением во время письма. Вариант удобен и прост. Но есть еще один способ, как научить ребёнка правильно держать ручку.
  2. Точка. На среднем пальчике «испытуемого» поставьте точку лаком для ногтей или ярким фломастером там, где ручка или карандаш касаются пальца. На сам карандаш нанесите круговую линию выше грифеля или кончика стержня на положенные 3-4 см. Объясните ребёнку, что инструмент для письма должен всегда соприкасаться этой линией с точкой на пальце. Прижмите карандаш (ручку) указательным и большим пальцами, попросите ребёнка нарисовать что-либо. Пусть рисует и смотрит за совмещением «точка-линия».

Как выбрать удобную ручку

Многое зависит от удобства письменных принадлежностей. Поэтому родители должны тщательно выбирать подходящую ручку для письма:

  • самой удобной является шариковая, она не должна быть толстой — не более 7 мм толщиной;
  • первые ручки нужно покупать с резиновым наконечником, так пальчики малыша не будут скользить по корпусу и ему удобнее будет её удерживать. Многие специалисты рекомендуют отдавать предпочтение ручкам, на которых имеется углубление для пальцев;
  • ручка должна хорошо писать, чтобы ребёнок не нажимал на неё с силой, иначе кисть быстро устанет и малыш не сможет выполнять задание;
  • длина письменной принадлежности не должна превышать 15 см, чтобы ребёнок без усилия смог удерживать ручку пальцами. Многие родители покупают малышам ручки с игрушками или перьями сверху. Специалисты не рекомендуют такие изделия детям, которые только учатся писать. Дело в том, что дополнительные элементы на ручке утяжеляют её и способствуют неправильному наклону письменной принадлежности.

Правильно держать письменные принадлежности нужно учить ребёнка с дошкольного возраста. Ведь малыш уже с двух лет проявляет интерес к рисованию, держит кисточку и творит первые картинки. Именно в это время нужно показывать ребёнку, как правильно захватывать кисть или карандаш. В возрасте постарше, четыре-пять лет, дети могут пытаться писать ручкой. Для этого нужно подобрать удобную модель, которую ребёнок сможет правильно удерживать в руке, при этом не испытывая неудобства. Если родители заметили, что малыш неправильно держит ручку или карандаш, нужно пытаться его переучить или поправлять. Для этого можно воспользоваться несколькими способами, которые в игровой форме помогут малышу освоить правильный захват ручки.

Признаки неправильного захвата

Большинство малышей держат ручку или карандаш в кулачке, дети постарше выбирают другие положения пальчиков.

Основные признаки неправильного захвата:

верхний кончик карандаша или ручки направлен в лицо ребенка;

пальчики, держащие ручку, расположены вплотную к бумаге или, напротив, на значительном расстоянии;

указательный пальчик расположен выше большого;

в процессе рисования или письма ребенок двигает листок, а не передвигает руку;

ребенок сильно нажимает на карандаш, прорывая бумагу, или напротив, нажимает слишком слабо.

Если сразу не научить ребенка держать ручку или карандаш правильно, то неправильный захват войдёт привычку. А бороться с уже сложившимися привычками очень сложно. Нужно понимать, что правильные привычки не формируются за один день, родителям придется запастись терпением.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий