Как научить ребёнка писать сочинение по картине

Особенности разных видов сочинения. Как написать сочинение того или иного типа?

Сочинение по картине

  1. Во вступлении обычно пишутся 2-3 предложения об авторе: его имя, годы жизни, в каком жанре работал.

Например, “И. Грабарь — великий русский художник. В картинах он удивительно точно и очень своеобразно живописал русскую природу.

  1. В основной части должны присутствовать три пункта:
  • Что изображено на переднем плане.
  • Что изображено на заднем плане (фон, мелкие детали).
  • Особенности картины (палитра, точность изображения деталей и пр. Как эти особенности влияют на восприятие картины).

3) В заключении — вывод: понравилась картина/не понравилась, и почему.

Сочинение — миниатюра

Для написания такого вида сочинения нужно сформулировать тезис. Например, тема “Как я провел каникулы”. Тезис: “Мне было интересно/ весело/скучно/великолепно” Все остальное в таком сочинении — пояснение тезиса. Почему было весело? Здесь можно описать какой-то случай, который запомнился.

Сочинение-рассуждение

Это совершенно особый вид сочинений, которые подразумевают свою структуру.

Вступление. Здесь приводится заданный тезис и пишется сразу ответ на поставленный вопрос: согласен или не согласен ребенок с приведенным текстом, темой и т.д.
В основной части следует изложение аргументов (2-3). Хорошо, если аргументы в доказательство своей правоты будут подобраны не только из литературы, но и из обычной жизни.
В заключении пишется вывод — итог всего размышления

Важно! Вывод не должен противоречить вступлению.

Сочинение по литературе

Самое главное условие — знать содержание произведения. Невозможно описать Базарова, не прочитав роман “Отцы и дети”.

Этот вид сочинений — один из самых сложных. Для него требуется составить подробный, развернутый план (обычно это делают на уроке). Но, по сути, общая схема останется прежней.

1) Во вступлении обозначают тему сочинения.

2) В основной части — излагаются примеры, доказательства, как эта тема раскрыта в произведении, в творчестве. Например, “Любовная лирика А. Пушкина”. Можно подобрать 3-4 стихотворения, в которых поэт по-разному описывает чувство любви

Обратить внимание на годы создания этих стихотворений и связать их с фактами из биографии. Допустим, в юности для поэта характерно восторженное отношение к женщине (пример стихотворения)

В зрелые годы — период разочарования, тоски (пример стихотворения). После женитьбы — ревность, обида (пример стихотворения).

3) В конце сочинения подводится итог всему рассуждению, ответ на главный вопрос или подтверждение основной мысли, главной темы.

В заключении хотелось напомнить родителям, что ваш ребенок не научится писать сочинения, если он не будет читать и работать над совершенствованием своей речи. На нашем сайте вы можете подобрать список литературы для ребенка, исходя из его возраста и интересов.

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Советы

Если ваш ребенок уже ходит в 4 класс, то, скорее всего, он уже научился справляться с написанием изложений. Однако, далеко не все дети также успешны, что уже говорить о ребятах помладше. Предоставляю вашему вниманию ценные советы, которые помогут ребенку овладеть навыком написания изложений любого вида.

Чтоб научиться пересказывать материал, обращайте внимание ребенка на события прошедшего дня

Вы можете просить его сосредоточиться на каком-то конкретном случае и описать его в деталях.
Для тренировок подбирайте краткие тексты.
Если вы занялись вопросом обучения написания краткого изложения, объясняйте своему чаду, что является важной информацией в тексте, а что второстепенный.
Разъясните ребенку, что в его работе должны присутствовать самые значимые детали, подтверждающие основную идею услышанного текста, имелось начало услышанного материала, можно было выявить кульминацию и конец
Важно присутствие описаний главных героев, деталей окружения. Изложение ребенка должно полностью раскрывать основную мысль, также тему услышанного текста.
Тренируйтесь с малышом выявлять главную идею услышанного произведения.
Тренируйтесь выписывать самые значимые слова, помогающие в дальнейшем легко воспроизвести услышанный материал.
Также важно, чтобы ваш сын или дочка могли проводить самопроверку

Позволяйте им перечитывать свою работу и исправлять допущенные ошибки.

Читайте и о том, как правильно писать диктанты.

Теперь вы знаете, как научить ребенка писать изложение. Главное своевременно приложить усилия к его подготовке. Помните, что лучше это делать заранее, ведь своими действиями вы сможете значительно облегчить жизнь младшего школьника.

Этап 2. Определяем границы темы и формулируем главную идею

Вот еще одна часто встречающаяся ошибка. Бывает, что дана большая тема, например, «Критики о Пушкине». И ученик «растекся мыслью по древу», не выделив сути.

Чтобы этого избежать, нужно научить детей определять границы своего будущего сочинения.

Итак, перед вами широкая, общая тема. Не стоит пытаться «объять необъятное». Выбираем три-четыре примера и на их основе раскрываем тему.

Пример: «Любовь в жизни человека». Можно ограничиться тем, что выбрать два вида любви: материнскую и романтическую (к противоположному полу). Для каждого вида — пара-тройка примеров из литературы и из жизни. В заключении — вывод: важна / нужна / не нужна любовь в жизни человека. Все! Тема раскрыта.

Или дана тема: «Семья Ростовых в романе «Война и мир»». Если начать описывать каждого героя, то сочинение получится под стать самому роману по объему

Эта тема очень общая, а потому важно сформулировать главную идею. Например, сравнить только отца Ростова и Наташу

В чем они похожи, в чем различаются?

Другая сложность, когда тема довольно узкая. Например, «Моя комната». Действительно, ну что писать? Диван возле стены, на окнах занавески и обои в цветочек? Здесь нужен обратный ход: от конкретного — к общему. Какие чувства вызывает эта комната? Какие важные события в вашей жизни происходили здесь? То есть, перейти от конкретного описания предмета к общему описанию чувств и эмоций.

Итак, правило формулировки главной идеи: «Общее — конкретизируем, конкретное — обобщаем».

Как определить дисграфию у ребёнка?

Или он просто плохо знает правила?

Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии у школьника говорят следующие типы письменных ошибок:

  1. Ошибки в ударных слогах (“рОдость” вместо “рАдость”).
  2. Пропуск букв.
  3. Недописывание слов и букв (“стака…” вместо “стакаН”).
  4. Перестановка слогов (“ябколо” вместо “яблоко”).
  5. Повторение одной и той же буквы (“магазиМ” вместо “магазин”).
  6. Буквы “б”, “в”, “э”, “з”, цифры “4”, “3”, “5” перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
  7. Забывание и пропуск редко встречающихся букв (“ъ” и “э”).

И, наконец, “неаккуратность” в тетради:

Ребёнок “не замечает” поля и продолжает писать до самого края тетради.
“Съезжает” со строчек к концу предложения.
Переносит слова неправильно.
Часто не делает пробелов между словами.
Не замечает конца предложения, не ставит точки, продолжает писать следующее с маленькой буквы.

Грамотная помощь родителей

Навыки работы над сочинением остаются с ребенком на всю жизнь. Развивая его литературные способности, родители должны помнить о следующем:

нельзя писать сочинения за школьника;
важно помогать ребенку в творческих поисках, если он об этом просит;
не следует разрешать переписывать чьи-то тексты;
необходимо стимулировать ученика больше читать, размышлять над книгами.

Не маловажным аспектом в формировании красивой литературной речи является умение ребенка рассказывать об увиденном, услышанном, прочувствованном. Поэтому просите ребенка рассказать о прочитанном произведении, о просмотренном фильме (мультфильме), об экскурсии, о путешествии. Во время рассказа поправляйте, корректируйте ребенка, задавайте вопросы, уточняйте и со временем его речь будет более гладкой и правильной, а следовательно написание сочинений станет обычным, а потом и легким делом.

Воспитание грамотности и способности правильно излагать свое мнение – шаг к успешному будущему ребенка. Умение писать сочинения пригодится в школе, ВУЗе, поможет в карьере. Доверяя бумаге мысли и чувства, ребенок сможет развить уникальные личностные качества. Кто знает, возможно именно в его лице мир получит удачливого адвоката, хорошего беллетриста или талантливого писателя.

Первое сочинение – вместе!

Признак хорошей работы и умственной зрелости автора – четкая структура, правильный литературный язык, глубина содержания. Добиться этого на первых порах непросто. Именно поэтому младшие школьники нуждаются в помощи родителей.

Выбор темы и структуры повествования – первое, что следует обсудить с ребенком. Можно составить план-шпаргалку, где будут прописаны основные этапы работы над текстом:

  1. Заголовок – слова, которые отражают содержание работы в целом.
  2. Введение – знакомит с темой сочинения, подводит читателя к основной части. Можно начать текст со слов повествования «я хочу рассказать вам…», вопроса «знакомо ли вам…», определения «счастье – это…».
  3. Основная часть – раскрывает главную мысль произведения и состоит из нескольких тезисов. Все абзацы и предложения в тексте следует связать между собой с помощью слов «если бы», «поэтому» и других.
  4. Заключение – подведение итогов и выводы.

Как научить ребёнка писать сочинения

  1. Всегда напоминайте ребенку, что прежде чем начать писать, он должен выстроить для себя план сочинения. План работы нужен для того, чтобы не сбиться с мысли и правильно выстроить структуру текста в соответствии с теми требованиями, которые выдвигает учитель. Иногда дети просто очень невнимательно слушают задание, а потом не могут вспомнить, как оформлять текст.
  2. Никогда не делайте работу вместо ребенка. Пусть вам написать сочинение гораздо проще, чем ему, да и времени немного займет. Лучше пусть сидит над заданием целых три часа, но добьется качественного исполнения, чем привыкает к тому, что вы сделаете за него. Когда ребенку приходится самому доходить до решения сложной задачи, это укрепляет его веру в себя, формирует чувство ответственности и прилежания.
  3. Приучите ребенка начинать работу всегда в черновике. Только после того, как черновой вариант сочинения будет просмотрен, выверен, ошибки исправлены и отредактирован стиль, можно переписать его набело. Конечно, это займет дополнительное время, но зато в тетради у ребенка будет гораздо чище. Мысль писать сразу на чистовик вызывает чувство неуверенности в себе, нервозности, мешает излагать мысли свободно, поскольку ребенок внутренне боится сделать ошибку и это мешает ему сосредоточиться на выполняемой работе.
  4. В случае, если ребенок испытывает затруднения в написании текста, помогите ему. Но ваша помощь должна заключаться лишь в том, что вы поможете ему выстроить последовательность шагов, которые нужно сделать для создания качественного сочинения.
  5. Больше читайте вместе с ребенком. Чтение тесно связано с написанием текстов. Постоянно видя изящные построения фраз, ребенок вскоре и сам овладеет красивым слогом. У великих классиков есть чему поучиться! Когда по литературе «проходят» всем классом какое – то произведение, включайтесь в этот процесс: читайте вместе с ребенком, рассуждайте о происходящих там событиях, спрашивайте его мнение, как бы он поступил на месте героя.
  6. Не позволяйте ребенку списывать и переписывать чужие работы. Сейчас в продаже есть множество популярных брошюр «Готовые домашние задания». Но если ребенок, не думая, просто перепишет то, что там изложено, он не научится думать и рассуждать самостоятельно.

Постепенно, работая над слогом, ребенок станет писать грамотнее, аккуратнее, сделается дисциплинированнее.  Когда он будет знать, что никто другой не выполнит за него задание, станет рассчитывать только на свои силы и возможности.

Таким образом, чтобы научить ребенка писать сочинения, нужно только организовать ему систематическую работу, постоянно читать произведения, по которым пишутся работы. Даже если ребенок не обладает в достаточной мере литературными способностями, написать текст по прочитанному материалу он сможет. Ребенку очень полезно научиться выражать свои мысли как вслух, так и в письменной форме.

Также прочитайте:

Этап 4. Собираем материал

Самый сложный этап работы, который позволяет составить основу будущего сочинения.

Искать материалы можно в разных источниках:
книгах, критических статьях, статьях и отзывах в интернете

Для начала стоит обговорить с учениками, что разные типы сочинений имеют свои языковые особенности. Так, для сочинения-описания важны прилагательные, причастия и существительные. В таком виде сочинения все строится в ответе на вопрос “Какой…”

Для сочинения-повествования важны глаголы и существительные, так как часто эти сочинения посвящены описанию какого-либо события, действия.

Один из методических приемов предлагает собирать материал в таблицу.

Например, для сочинения по картине заполняем такую таблицу:

Пункты планаЧто? Кто?Какой?Что делает?Варианты предложений
1. ВступлениеХудожник ФИОЗнаменитый, русский, популярныйНаписал картину в … году
2. Передний план картины1. Время года — зима

2. Береза

3. Пень

1. Суровая, холодная

2. Тонкая, кудрявая

3. Старый, рассохшийся

1. Наступила, вошла в свои права

2. Дрожит от холода, пригорюнилась

3. Укутался снегом

1. На картине изображена суровая зима.

1. Художник изобразил ненастный зимний день.

3. Задний план, детали картины
4. Заключение
  • Прием “Кластер” также помогает выбрать ключевые понятия, события, явления, о которых пойдет речь в сочинении. Например, для сочинения по теме “Зимний лес” учащиеся составляют кластер ключевых слов: Зимний лес — деревья, животные, небо, поляна, погода. Затем первичные понятия дополняются характеристиками: деревья — скинули листья, с голыми ветками, стоят, укутавшись в снежные шубы, и т.д.
  • Работа по вопросам. В младших классах учитель может воспользоваться заранее составленными вопросами, ответы на которые и будут в итоге представлять сочинение.

Например, для сочинения на тему “Мой лучший друг”, ученикам можно заранее предложить заполнить анкету:

  1. Как зовут твоего друга?
  2. Где вы с ним познакомились?
  3. Как он выглядит? (высокий, низкий, худенький, мощный, сероглазый, с карими глазами и т.д.)
  4. Твой друг учится с тобой в одном классе? Вы — соседи?
  5. Какое у твоего друга хобби?
  6. Как вы любите проводить время? И т.д.

Прием “Дневник памяти”. При работе над сочинением у детей нередко возникает “страх чистого листа” (есть в психологии и такое понятие). Вроде все понятно, тема объяснена, но работа так и не идет на лад. В этом случае можно предложить заполнить своеобразный “дневник памяти”. Берется чистый лист и в него записывается все, что приходит на ум в связи с темой: обрывки мыслей, ассоциации, сравнения, начало фраз, цитат, имена, события и пр. То есть, работаем по принципу: “Писательство не в голове, а на кончиках пальцев”. Естественно, что весь этот хаос потом нужно проанализировать, “раскидать” по пунктам плана. Главное, что уже нет чистого листа — работа началась!

Польза плана

Важно донести до ребенка мысль, что при отсутствии плана, изложение мыслей будет хаотичным и бессвязным, суть работы потеряется, все должно быть последовательно. Для того, чтоб малыш смог полностью раскрыть идею и тему заданного произведения, необходимо все структурировать, не упуская детали, к тому же, это позволит лучше осознать то, что было прочитано

Важно, чтоб в плане фигурировало вступление с аргументацией темы, основная часть, в которой описывается суть и заключительная, в которой ребенок делает свои выводы. Таким образом, малышу легче излагать, когда все разложено по полочкам.

На самом деле, когда есть план, задача ребенка облегчается во много раз. Фактически он уже видит, о чем должно быть написано в творческой работе, и дело остается за малым — изложить все на листке.

Этап 5. Пишем сочинение

После того, как составлен план и собран материал, приступаем непосредственно к написанию сочинения.

Пишем на черновик. Некоторые учителя не обращают внимания на оформление черновика

Между тем, это очень важно, ведь многие ученики пишут в черновиках так, как они писали бы уже готовое сочинение. Такой вариант не дает возможности корректировки и исправлений (если только орфографических ошибок)

Можно предложить следующий прием:

  • Для черновика используются большие листы бумаги, или обычный лист, развернутый горизонтально. Лист сгибают пополам и сначала заполняют только левую часть. Правая остается свободным полем, куда будут вноситься правки, комментарии и корректировки. Лист заполняется только с одной стороны, оборотная остается свободной. Это нужно для того, чтобы ученик видел весь текст сразу.
  • Для объемного сочинения можно и вовсе использовать несколько листов (по количеству пунктов плана). Так будет удобнее проследить логику повествования, правильно подобрать связующие, переходные предложения.

Работаем над введением. Чаще всего затруднение вызывает именно введение. С чего начать? Какое первое предложение написать?

Методисты советуют научить учеников оставлять введение “на потом”, и писать его уже после того, как написана основная часть. Этот прием позволит составить грамотное введение, которое, действительно, будет задавать тему и тон всему сочинению.

Варианты вступлений:

Чтобы облегчить задачу, учитель может предложить варианты вступлений, которые используются чаще всего. Рассмотрим на примере темы “Что такое любовь? (по роману М. Лермонтова “Герой нашего времени”):

  • Ряд вопросов по теме: Что такое любовь? Существует ли она? Всегда ли дарит только счастье? Эти вопросы рассматривает в своем произведении М. Ю. Лермонтов.
  • Рассуждение о заглавии. Любовь. Объяснить это понятие однозначно невозможно, потому что это чувство многогранно. И для каждого человека любовь проявляется по-своему. Вот об одной стороне этого многоликого чувства и пишет М.Ю. Лермонтов.
  • Диалог с собеседником. Задумывались ли вы о том, что такое любовь? Многие ответят, что любовь — это чувство, дарящее радость, счастье. Но всегда ли это так? Попробуем найти ответ, обратившись к роману М. Лермонтова “Герой нашего времени”.
  • Цитаты, пословицы, поговорки, отражающие идею сочинения.
  • Краткая справка о писателе, поэте, художнике, либо о самом произведении.
  • Описание собственного впечатления, сложившегося после прочтения произведения (просмотра картины, переживания случая и пр.).

То есть, вступление должно быть продиктовано смысловым центром сочинения и определять круг вопросов и понятий, которые будут рассмотрены в основной части.

А начинать лучше с… заключения. Здесь работает “правило Штирлица”: в памяти остаются только последние слова. Обычно при написании сочинения на завершающем этапе голова уже перегружена, и редко удается написать яркую концовку. А оценивается правильный и грамотный вывод очень высоко. К тому же, это позволит еще раз уточнить тему сочинения и еще раз соотнестись с планом — на те ли вопросы будут даваться ответы, правильно ли выбраны примеры и цитаты.

В школьной методике есть великолепное упражнение, которое помогает учить написанию заключения. Это всем знакомые упражнения, в которых предлагается закончить рассказ. Рассказ обычно дается событийный. А если предложить закончить текст описания, рассуждения? Этот прием помогает выработать навык краткости, лаконичности вывода и, собственно, написания концовок.

Этап 1. Работаем над темой сочинения

Это важнейший аспект, на который стоит обратить внимание учеников. Часто бывает, что попадается изумительное сочинение, грамотное, развернутое

Но приходится оценивать его низко, потому что написано оно не по теме. Например, тема звучит так: «Приемы характеристики героев в романе “Евгений Онегин”»

А ученик описывает в сочинении жизненный путь только Онегина — от его первого появления в романе до последнего, так сказать, “вздоха”.  А ведь важно было выявить именно приемы, а не составлять хронологию жизни героя

Итак, первый шаг — изучаем тему сочинения. То есть, если дана тема: «Петербург Достоевского в романе “Преступление и наказание”» — то значит, нужно будет ограничиться рамками только этого романа. А тема “Любовная лирика Н. Некрасова” — более широкая, которая предполагает прослеживание такой лирики на протяжении всей творческой жизни поэта.

В методике предлагаются такие приемы, которые помогут научить детей разделять широкие и узкие темы и правильно формулировать тему сочинения.

  • Попросите учащихся самостоятельно предложить темы сочинений. Например, вы закончили изучение произведения И. Тургенева “Отцы и дети”. Какие темы сочинений могут быть предложены? “Образ Базарова в романе”, “Конфликт отцов и детей”, “Любовь в романе”, “Композиционный особенности романа” и т.д.
  • При этом ученики должны уметь определять — широкая эта тема или узкая, что именно будет затрагиваться в сочинении, какие вопросы решаться.
  • Попросите проанализировать каждое слово в названии темы сочинения и выделить ключевое понятие (подчеркнуть, обвести, выписать, если нужно дать толкование слова). Например, темы “Жизненный путь Печорина”, ключевое слово — “путь”, т.е. в сочинении пойдет тема о хронологии событий в жизни героя. Или “Чтение — вот лучшее учение”. Ключевые слова — “чтение”, “учение”. Значит, в  сочинении предстоит раскрыть взаимосвязь между этими понятиями.
  • Прием “Редактор”. Раздайте учащимся готовые сочинения, написанные не по теме. Дети должны самостоятельно или в группах определить: в чем заключается ошибка, почему тема указана неправильно, как должна быть названа тема, раскрытая в данном сочинении.

Изложение и его типы

Изложение является таким видом работы, при котором ребенок пересказывает услышанный материал в письменной форме.

Различают такие виды:

  • творческое – ребенок проявляет фантазию и придумывает концовку;
  • сжатое – пересказываются все основные детали, упоминаются ключевые слова;
  • выборочное – передается основная суть услышанного произведения или пересказывается материал по заданному направлению;
  • подробное – максимальная приближенность к услышанному тексту, пересказ с учетом всех деталей.

Работы оцениваются с учетом следующих моментов:

  • соблюдение последовательности в пересказе;
  • отсутствие видимых искажений;
  • стилистическое, а также грамматическое оформление;
  • отсутствие или наличие орфографических ошибок.

Как быстро научить ребенка грамотно писать диктанты: секрет №4


Учимся грамотно писать диктанты

Маленьким детям нравится играть. Даже большие девочки и мальчики лучше запоминают какие-то знания, полученные в игре. Поэтому продолжаем раскрывать секреты по успешному обучению грамотному написанию.

Секрет №4: Учение в виде игры

  • Для малышей можно сделать карточки со словами, в которых ребенок чаще всего допускает ошибки.
  • Развесьте их над столом или поиграйте в игру, в которой сначала нужно написать слово, а потом появится карточка с ним. Можно предложить вытягивать карточку и объяснить правописание того или иного слова.
  • Детям постарше лучше предложить побыть некоторое время учителем. Пусть ваше чадо представит себя в школе, но в роли преподавателя, который объясняет своим ученикам новую тему по правописанию. Ребенок должен также провести диктант, а мама или папа должны написать его и желательно правильно.

Благодаря такому приему, ребенок научится правильно писать, но для этого понадобится некоторое время. Не требуйте все и сразу. У ребенка не должно появиться отвращение к процессу обучения

Важно привить любовь к книгам и учебе, это поможет сделать только позитивный настрой учителей, родителей и самого ребенка

Работаем по плану

Ну вот, ваш ребёнок определился, чему будет посвящено сочинение, но, мыслей так много, все они так перепутались. Что делать? Начинаем составлять план, который выстроит в красивые рамки все рассуждения и позволит получить структурированный результат.

Расскажите своему маленькому школьнику про трёх основных «китов», на которых строится творческая работа: введение, основная часть и заключение.

Главная цель на этом этапе – дать понять, что должен содержать в себе каждый из пунктов плана, и чем они друг от друга отличаются.

Когда именно разрабатывать план действий – до сбора необходимого материала или после – решать исключительно основному участнику процесса. Некоторые дети легко справляются с выбором темы и обозначением границ, но не могут определиться, о чем они будут писать. Для таких случаев будет целесообразным вначале собрать информацию, а потом написать план работы. Главное условие – план не должен появляться уже после написания сочинения.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий