Проверенный метод, как правильно научить ребенка читать

Почему важна скорость?

Скорость чтения – непосредственный фактор, влияющий на успеваемость школьника. Считается, что нормальная, адекватная скорость чтения равна скорости разговорной речи, а это 120-150 слов в минуту. Почему же так необходимо обучающемуся стремиться к этому показателю? А дело в простой математике.

Было подсчитано, что в 6-7 классе общеобразовательной школы ученик ежедневно получает устное домашнее задание в размере 8 страниц (все устные задания). Это примерно 6,5 тысяч слов, на которые будет уходить около часа при средней скорости 110 слов в минуту.

Несложно сделать вывод, что плохо читающий школьник либо будет уделять большую часть дня только на уроки, либо попросту не станет себя ими мучить, что скажется на его оценках.

Помимо всего прочего, скорость чтения влияет на процесс развития: улучшается и внимание. А на скорость чтения влияет количество прочитанного: чем больше, тем быстрее

Мы готовы

Стоит приступать к обучению чтению после того, как налицо будут несколько признаков:

  • Речь малыша стала связной, он умеет говорить большими фразами, изъясняется предложениями, осмысленно отвечает на вопросы.
  • Ребенок правильно произносит все звуки, особенно шипящие «ж», «ш», «ч», «щ» и сонорные «л», «р». При наличии логопедических проблем необходимо обратиться к врачу (после 5 лет, ранее не стоит), в противном случае могут возникнуть проблему при обучении письму.
  • К этому возрасту у малыша сформировано и умение ориентироваться в пространстве.
  • Еще одним благоприятным показателем является умение сосредоточиться на занятии в течение 5-10 минут. Детям трудно усидеть на одном месте и долго заниматься монотонной работой. Поэтому не стоит его заставлять трудиться больше означенного времени.

Замечено, что у родителей, которые сами любят читать, и дети раньше начинают тянуться к книге. В семьях, в которых мамы и папы любят в свободное время отдохнуть с томиком или журналом, где принято вслух постоянно читать ребенку сказки и стихи, малыши начинают тянуться к знаниям раньше своих сверстников. Сегодня выбор интересных книг огромен: книжки-пазлы, панорамные буклеты, альбомы с яркими картинками и двигающимися предметами, издания 3D — можно подобрать такие, которые обязательно заинтересуют ребенка.

На что обратить внимание?

С ребенком постоянно нужно заниматься

Обратите внимание на следующие направления:. 1

1

Развитие антиципации (или предугадывания). Когда взрослый человек читает, то он предугадывает следующие далее слова, словосочетания, смысл, видит структуру и у него появляется общее видение текста. Ребенок не владеет чтением в такой степени, он распознает напечатанное на уровне слогов и следующего слова. У него все силы направлены на это, поэтому он не понимает что читает, а нужно же еще видеть подтекст, смысловое значение каждого слова в отдельности и всей фразы целиком…

2

Развитие памяти, внимания, восприятия, ускорение мыслительных операций. Половину времени на обучение быстрому и качественному чтению нужно тратить именно на формирование интеллектуальной базы, а потом уже начинать работать с текстом. Смысл не в том, чтобы научить ребенка скорочтению, а в том, чтобы ускорить мыслительные операции, те самые когнитивные навыки, которые являются познавательными. Именно благодаря им у малыша появляется развитие в чтении, в письме, в счете и так далее. Учтите, сами по себе эти навыки не развиваются

Соответствующие упражнения вы найдете в статьях Как развивать мышление ребенка и Как улучшить внимание ребенка

3

Формирование интереса к чтению. Для этого нужно стараться читать на любимые темы ребенка. Отсутствие интереса — результат неправильного обучения, которое может убить желание ходить в школу и познавать что-то новое.

4

Развитие мелкой моторики и физическая подготовка. Каждый родитель должен знать как развивать мелкую моторику. Это готовит руку вашего малыша к письму, формирует у него красивый почерк. Упражнений для развития мелкой моторики у ребенка огромное количество. К ним относятся все виды творчества, например, оригами, аппликации, квиллинг, шитье, лепка, пазлы и так далее — главное найти то, что нравиться именно вашему малышу и предоставить ему все условия и возможности.

Вас может удивить, но спортивные секции, танцы, турпоходы, подвижные игры, зарядка, прогулки и так далее тоже очень важны для развития навыков чтения.

Учимся читать (методики)

Существует несколько методик, которые позволят научить малыша читать. Какую выбрать — зависит только от родителей. Если вы не обладаете специальными знаниями, найдите литературу, пообщайтесь с подругами и на форумах, узнайте, как другие мамы и папы занимаются с детьми. Приведем пример самых распространенных методик обучения чтению.

Азбука

Многие мамы учат малышей при помощи азбуки, пользуясь специальными мнемоническими картинками, где каждой букве полагается свое изображение, например, А — аист, Б — белка. Подобные плакаты могут сопровождаться и звуковым оформлением, где механический голос проговаривает название звуков. Такие плакаты вешаются в комнате малыша, например, над его кроваткой или столиком, и периодически проговариваются буквы, опираясь на изображение.

Используя этот метод, нужно просить малыша называть и другие слова, начинающиеся с заданных букв. Недостатком подобной системы может быть трудности, которые возникают после изучения всех букв при попытках слияния букв в слоги.

Кубики Зайцева

Педагог из Петербурга придумал свою систему, как легко научить ребенка читать по слогам, поместив буквы на таких привычных малышам игрушках, как кубики. При данном методе дети учат складные блоки. Кубики имеют различное оформление по цвету, объему, весу, звучанию. Так, при их встряхивании слышатся звуки определенного наполнителя. Подобное учение нравится ребятишкам, так как играть в кубики всегда весело и интересно. Дополнительно к системе прилагаются таблицы, аудиозаписи, учебное пособие для родителей, в котором подробно разъясняется методика.

Плюс такой системы в том, что ребенок легче запоминает сочетания букв в форме игры. Но недостатки методики Зайцева могут проявиться во время школьного обучения, потому что такие дети не всегда разбираются в составе слова, зачастую опуская окончания.

Традиционное обучение чтению

Его еще называют фонетическим, звуковым, потому что с его помощью малыши в детском саду и школе начинают изучать не буквы, а звуки. Дети приходят к выводу, что люди читают и общаются при помощи звуков, а их письменным выражением на бумаге являются буквы. Например, твердый и мягкий обозначаются одной буквой Н.

Этапы обучения чтению

  • Первоначально изучают гласные звуки, а потом уже согласные, в таком порядке: сонорные, позже глухие и шипящие. Гласные произносят четко и протяжно, поясняя, что их легко петь. Сначала изучают пять гласных: А, О, У, Э, Ы. Можно поиграть в различные игры, в которых малыш будет отыскивать эти буквы в книгах, на вывесках магазинов, плакатах и так далее. Далее изучают согласные. Показывая нужную букву, нужно называть звук: не МЭ, а коротко М, не Пэ, а коротко П.
  • Познакомившись с первыми звуками, гласными и согласными, переходят к их слиянию в слоги. Это достаточно сложный этап, но поняв, как соединяются два звука, малышу не составит труда объединять слоги в слова. Ребенку показывают первый слог, например, МА, и поясняют как к первому звуку М присоединяют гласный А, можно нарисовать схемку, где к букве М идет буква А. Предложите малышу спеть звук М с закрытыми губами и присоединить в звучании звук А, открывая при этом рот. Такая же работа идет со слогами МУ, МЫ, МО, МЭ.
  • А также на одном занятии знакомятся с каждым согласным звуком: СА, СУ, СЫ, СО, СЫ и так далее. Освоив подобные слоги, переходят к сочетаниям, которые начинаются с гласных букв: АМ, ОТ, УС. Следующим этапом становится соединение слогов в маленькие слова: МА-МА, МЫ-ЛО, а затем и У-СЫ, МАК и тому подобное. Тогда же происходит ознакомление с первыми простыми предложениями.
  • Следите, чтобы малыш при чтении обязательно водил по строчкам указкой или пальцем. Он еще не в состоянии отслеживать прочитанное, поэтому должен помогать себе.
  • Еще одно условие: в начале каждого занятия требуется повторить пройденное, а в конце — закрепить, обобщить изученное на данном уроке.

Научить ребенка читать в игровой форме

Чтобы сделать такую учебу интересной, нужно превратить процесс в игру. Например, когда вы только недавно начали учить чтению, можно менять листы с буквами местами и спрашивать дитя, что поменялось.

А также следует купить развивающие игрушки с буквами. Например, кубики с буквами. Помимо умственной работы, у ребенка будет развиваться моторика. Этими кубиками можно научить ребенка составлять разные слова, тем самым улучшая навык.

Кубики с буквами помогают обучать ребенка чтению в игровой форме

Также будет полезно задействовать ассоциативную память ребенка. Например, чтобы звук «а» ассоциировалась со словом «арбуз». А можно делать прямые ассоциации. Звук «о» обозначается как кружок, как шарик, а буква «ж» похожа на жука.

Очень полезно будет играть с детьми в игры, в которых задействуются слоги. Например, составить определенное количество бумажек с распространенными простыми слогами, сложить в мешочек и перемешать. Ребенок наугад будет вытягивать одну бумажку по очереди с вами или другими детьми. И когда бумажек станет больше 2-3, то уже можно начать составлять слова.

Полезной будет и такая игра: добавлять лишние буквы в знакомые слова и просить ребенка найти их.

3. ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР

Вы можете предоставить своему чаду большую степень свободы! Разрешите носить книги с полок — на письменный стол. Или приносить заранее выученные по цвету или толщине справочники – в помощь работающему папе. Или доставать кулинарную книгу с известного места — для мамы, хлопочущей над обедом.

Любая физическая деятельность, где малыш соучаствует в доставке книги как насущной необходимости в жизни взрослых, хорошо отпечатывается в его сознании.

В семьях, где даже взрослые книги «дают на растерзание» малышам – под присмотром, с упорным обучением, как аккуратно листать тонкие страницы, редко встретишь уничтоженные экземпляры.

Как научить ребёнка быстро и правильно читать в 6-7 лет?

Обучать первоклассника скорочтению можно, используя более сложные упражнения:

  • Чтение – жизненно важный навык. Вы должны убедить в этом своё чадо. Оставляйте ему записки с поручениями, просьбами, пожеланиями. Устраивайте иногда мини-квест: пусть по указателям и инструкциям ищет подарок.
  • Параллельное чтение. Берем два одинаковых текста (для мамы и ребёнка). Мама читает вслух, меняя то интонацию, то темп, а ребёнок следит за чтением. Можно остановиться и попросить ребёнка продолжить, или прочитать последнее озвученное предложение, или найти какое-то имя. Задания могут варьироваться.
  • Скороговорки. Обязательно развивайте артикуляционный аппарат.
  • Слова, отличающиеся одной буквой. Берёте пары слов, к примеру, кот – код, тесто – место и т. д. Ребёнок должен объяснить, чем слова отличаются внешне, и объяснить смысл каждого.
  • Чтение на скорость. Засекаете минуту, после прочтения считаете количество слов. Затем просите ребенка снова прочитать тот же отрывок с упором на то, что во второй раз у него получится лучше. И действительно получится. Так он с каждым разом будет читать всё быстрее.

  • Чтение про себя. Вслух читаешь всегда медленнее, поэтому давайте ребенку иногда задание прочитать про себя, а затем пересказать прочитанное.
  • Развитие поля зрения. В таблице, к примеру, 5×5 в каждой ячейке напишите букву или слог. Пусть учащийся прочитывает их справа налево и наоборот, сверху вниз, по диагонали. Дайте задание найти определенную букву или слог, составить слово, как в филворде, только на простейшем уровне.
  • Чтение с жужжанием. Ребенок читает текст про себя, а вслух жужжит, как пчела. Это упражнение направлено на увеличение концентрации внимания.

Обучение

Учить малыша чтению нужно вовлекая его в интересный игровой процесс

Сначала следует привлечь его внимание к этому занятию с помощью игр, затем удерживать это внимание посредством различных упражнений

Вот некоторые из них:

  • Изучение алфавита. Новые буквы учим ежедневно. Для этого готовим карточки с яркими иллюстрациями. Пусть малыш ищет сходство букв и предметов. В чтении задействуются звуки, а не буквы, поэтому при изучении алфавита читайте звук, а не название буквы.
  • В любом месте, где бы вы ни находились, тренируйтесь. Попросите ребёнка, например, во время прогулки, называть все встречающиеся предметы на определенную букву. Если ему тяжело, помогайте, подсказывайте.

  • Прикрепите на предметы в доме надписи. Так эти предметы будут связаны в представлении ребенка с определенными словами. Водите пальцем по слову и , например, «ДИВАН», «ЗЕРКАЛО» и т. д.
  • Игра на опознание слова. Заранее подготовьте карточки со знакомыми малышу словами («папа», «мама», «телевизор», «дверь» и т. д. ), положите их перед ним. Кто-то из родителей произносит фразу, а ребёнок ищет среди карточек слово, которое есть в предложении.

  • Составление слов из кубиков или карточек. Выбираются 3-4 буквы, из которых малыш составляет слова. Постепенно добавляем количество букв, усложняя задачу. На карточках могут быть и слоги.
  • Учите с малышом детские стишки и песенки. Это развивает .
  • Игра на опознание буквы. Родители задают букву, а ребенок ищет с ней слова в начале, середине или конце.

Учим различать звуки в словах

Обучение чтению дошкольников начинается с того, что мы учим ребенка различать гласные и согласные звуки, согласные твердые и мягкие. Гласные не встречают на своем пути преград, они образуются только голосом, их можно пропеть, протянуть. Понаблюдайте, как ведут себя зубы и губы при произнесении звука. Если ставят преграду, это согласный.

Чтобы услышать ударный звук в слове, его нужно произнести с удивлением или вопросительно либо “позвать” этим словом: барабан! зонтик? кошка!

Особенность восприятия ребенка 4–5 лет в том, что ему все нужно потрогать, разобрать и сложить заново, чтобы понять. Этого же принципа следует придерживаться и при изучении звуков.

Разбирайте с ребенком слова на звуки буквально. Пусть гласными звуками будут красные, а согласными — синие кубики (без надписей). Стройте из них домики для слов. Произнесите слово “сок” сами, затем пусть произнесет его ребенок. Послушайте звуки, понаблюдайте, как ведут себя губы, зубы, в какой момент они смыкаются.

Произнесите первый звук — гласный он или согласный? Выложите первый кубик. Произнесите второй звук — гласный он или согласный? Выложите второй кубик и “прочтите” схему. Все ли звуки “выстроились”? Произнесите третий звук и достройте схему. “Прочтите” схему, проверьте, все ли звуки на месте? При составлении схемы слов, состоящих из двух слогов, обозначьте ударение. Дальше добавляем обозначение твердых и мягких звуков.

При изучении звуков учитывайте особенность русского языка: написание не всегда совпадает с произношением. Поэтому предлагайте сначала такие слова, в которых каждый звук стоит в сильной позиции, т.е. хорошо слышится при произнесении. Для гласных это позиция под ударением, гласный “у” всегда хорошо слышен. Подойдут односложные слова (в один слог) с непарным согласным на конце или двусложные (в два слога) с гласным “у” без ударения или с “ы” в конце слова. Например, односложные: сон, мел, лес, ель, мяч, стол; двусложные: лисы, музей, парус и др.

Освоив раскладывание таких слов на слоги, можно переходить к двусложным и трехсложным словам, написание которых совпадает с произношением, например: пила, нос, кот, жираф, кошка, бабушка, салют и др. В слове “нос” на конце слышим звук “с” и пишем букву “с”, в отличие от слова “дуб”, при произнесении которого слышим звук “п”, но пишем букву “б”.

Только позже можно предлагать слова, написание и произношение которых не совпадает: мороз, семья, дуб, вода, леса.

Какой самый быстрый способ обучения чтению?

Однозначно игровой, если ваши идеи иссякли, то воспользуйтесь нашими рекомендациями. Играем в игру, сначала мама показывает ты читаешь, потом мы меняемся ролями.

  1. Разгадываем ребусы рисуем картинки и через них загадываем слово, например, слово молоко. Маша Оля Луна Окно Каша Обед
  2. Найти в небольшом тексте все слоги на Ма.
  3. Из слогов складывать вымышленные ребенком слова и придумать свой тарабарский язык.

Видео том, что такое тарабарский язык:

Выкладывать слова вертикально, читаем слова сверху вниз и наоборот.
Слоги или слова могут терять буквы. Такие угадайки.
Складываем слова с носком или варежкой, ребенок их обучает какие есть буквы и как читать. Закрываем 1 букву и надо угадать слово.

Вариант игры с носком в видео:

Теперь у вас есть целый комплекс игр для обучения чтению правильно и без ошибок, важно, что это происходит в увлекательной игровой форме и дает родителям возможность подстраивать процесс обучения под каждого ребенка индивидуально. Меняя тематику под увлечения малыша

Меняя тематику под увлечения малыша.

Как научить ребенка бегло читать?

Послоговое чтение характерно тем, что на него у детей уходит много времени и сил. Ребенок сначала прочитывает слово по слогам, потом объединяет слоги в слово. Если он читает предложение, то эти процессы происходят с каждым словом из него. Только потом он объединяет слова в предложения и может понять его смысл. В результате, при чтении маленького текста, юный чтец не всегда может выявить его смысл. Целостное восприятие текста отсутствует.

Следующим этапом в обучении будет чтение знакомых простых слов целостно, а вот более сложные слова ребенок будет по-прежнему читать по слогам. В это время он может допускать много ошибок при чтении, потому что начинает угадывать слова, заменять окончания в них

Очень важно не пропустить этот момент

Если вы обратили внимание на большое количество ошибок при чтении, нужно снизить темп. Это делается для того, чтобы частое возвращение к уже прочитанному для исправления ошибок не привело к регрессии движения глаз

Только пройдя через этот этап, ребенок научиться читать целостно, бегло. При этом увеличивается темп чтения, становятся редкими ошибки.

Для того чтобы ребенок научился бегло читать нужно обратить внимание на:

  • развитие оперативной памяти (информация хранится в памяти то время, которое нужно для выполнения какой-либо задачи, достижения цели);
  • расширение угла зрения;
  • развитие внимания;
  • недопустимость регрессирующих движений глаз;
  • расширение словарного запаса;
  • хорошее развитие артикуляции.

Для развития оперативной памяти ребенку можно предложить поиграть в следующие игры:

  • Рассматриваем картинку с изображенными на ней предметами в течение 30 сек – 1 мин. Закрываем ее и просим малыша назвать предметы или записать их. По такому же принципу можно расположить на столе несколько предметов (около 10) и дать рассмотреть их. После этого попросите кроху отвернуться и уберите 2 предмета или поменяйте местами их между собой. Попросите ребенка назвать предметы, которые были убраны или рассказать, что изменилось.
  • Может помочь игра «Найди одинаковые карточки». Все карточки перевернуты изображением вниз. Ребенок поочередно открывает по паре карточек и ищет такие же. Победит тот, у кого собранных пар оказалось больше.
  • В течение нескольких секунд предложить рассмотреть картинку, а затем убрав ее, попросить ребенка рассказать как можно подробнее о том, что было изображено.

В развитии внимания вам смогут помочь следующие игры:

  • «Найди картинку». Перед играющим раскладывается несколько ярких, красочных картинок. Нужно как можно быстрее показать на ту картинку, которую называет ведущий. Игра пройдет интереснее, если играющих будет 2 или 3. Кто быстрее показал на нужную картинку, тот забирает ее себе.
  • «Зачеркни букву». Ребенку предлагается листок с написанными на нем буквами. В течение нескольких секунд он должен зачеркнуть на листе все буквы, которые сказал взрослый (Например, АПИГПЫЙЬОПАРТААБДРЛТСА – Зачеркни букву А). Время, которое дается на зачеркивание определяется исходя из количества букв на листке.
  • «Хлопни, когда услышишь» Ребенку в быстром темпе говорятся различные слова. Ему необходимо хлопнуть в ладоши, когда он услышит слово на заданную тему. Темы можно предлагать каждый раз разные: овощи, фрукты, дикие животные, домашние животные, посуда…

Здесь представлено лишь небольшое количество игр, которое поможет ребенку научиться бегло читать. Опирайтесь на них и придумывайте свои, подстраиваясь под желания ребенка.

Важную информацию для освоения скорочтения ребенком смотрите в следующей передаче.

Как выучить с ребенком буквы

После того как ребенок научился различать звуки, из которых состоят слова, переходим от звуков к буквам.

Как правило, с изучением алфавита сложностей не возникает. Дети охотно запоминают буквы, вспоминают их название. Можно использовать буквы-магниты, буквы-наклейки, буквы, изготовленные из различных материалов — шершавые, гладкие, мягкие. Разместите их на специальной доске, планшете, выделите пространство на стене детской, на холодильнике, на шкафах.

Собирайте копилку для каждой буквы: это могут быть предметы, название которых начинается на эту букву. Переберите игрушки, наверняка найдутся подходящие предметы: “А” — ангелочек, апельсин, “Я” — яблоко, “К” — кубик, карандаш, “Б” — бульдозер, банан. Отхлопывайте слоги, произнося слова. Предлагайте ребенку предметы и вместе обсуждайте, будет ли эта буква с ним “дружить”. Самому ребенку подобрать нужное слово еще сложно, но проявленную инициативу обязательно поддержите, помня о принципе: делать вместе, но не вместо.

Рассмотрите букву. На что она похожа? Из каких деталей состоит? Пофантазируйте с ребенком вместе: “В” похожа на очки, “Е” на щетку. На что похожа буква “М”? Рассмотрите рисунки, на которых “спрятались” буквы. Складывайте буквы из крупы, пуговиц, лепите из пластилина, глины, рисуйте разными цветами. Задача — научить ребенка распознавать графический облик букв, соотносить со звуком, который они обозначают.

Изучать буквы в алфавитном порядке не рекомендуют. В настоящее время сложилось две основных принципа изучения алфавита.

Частотный (В.Г. Горецкий). Сначала изучаются наиболее употребительные звуки, затем идут менее употребительные, и, наконец, вводится группа малоупотребительных.

Позиционный принцип (Д.Б. Эльконин). Звуки изучаются парами, в соответствии с фонетической системой русского языка: гласные “А” — “Я”, “О” — “Е”, парные согласные: “С” — “З”, “Д” — “Т” и т.д.

Несколько советов родителям по методике слогового чтения

Лучше всего начинать знакомство с буквами с открытых гласных. Это А, Э, У, Ы. Затем можно включить в изучение несколько звонких согласных. Первыми запоминаются М и Л. Буква «М» запоминается быстро, так как на эту букву начинается самое часто произносимое слово – «мама». Малыш начинает читать как раз эти слоги «ма-ма», а потом и писать начинает тоже, ну и конечно, буквы и слоги своего имени.

После согласных и гласных можно начинать изучать и шипящие: Ч, Ш, П, Х и так далее.

Еще один совет, больше психологический – не торопите. Всему свое время

Ребенок научится читать всенепременно, а вот когда в 4, в 3 или даже в 6 лет – не важно. Ведь, если признаться самим себе, многие просто хотят похвалиться достижениями деток, и от того все старательнее с ними занимаются, стараясь, дать им, как можно больше информации

Каждое новое ваше занятие по изучению букв лучше всего начинать с повторения прошлых уроков. Пусть малыш назовет те буквы, которые знает, вместе назовите слова на эти буквы. Старайтесь каждый новый день называть разные слова, так вы в итоге получите развитый словарный запас и прекрасное воображение, да и память.

Выучили все буквы? Не путаетесь? Не запинаетесь? Отлично! Вы молодцы – теперь самое время приступать к самому слоговому чтению. Называйте одну букву, объясняйте, что они могут соединяться, и читайте уже весь слог вместе.

Чуть позже будет целая статьям по играм в слоговом чтении.

Учимся, играя

Игровое обучение чтению, пожалуй, самое приятная и самая доступная для детей методика. Само название говорит за себя – ребенок активно осваивает знания, при этом занимаясь тем, что он любит делать.

Возьмем, к примеру, такую простую игру. Вот перед малышом буква – ее можно нарисовать, сделать из бумаги, сшить из ткани, даже слепить из пластилина (еще один плюс – развитие мелкой моторики), и вот вторая – и они догоняют друг друга.

Можно играть в «поиски букв-потеряшек», которые заблудились и не могут найти дорогу домой. Как им помочь? Правильно назвать. Буква «А» будет прочитана и «пойдет домой», и так дальше. Вовлекайте в эту простую игру ребенка – ищите нужные буквы в телевизионных передачах, книгах с картинками, на улице в вывесках магазинов и так далее… Вариантов очень много.

Можно сделать дома «Буквенный лабиринт». Возьмите картон и сделайте карточки одинакового цвета и размера, на них напишите буквы. Гласные пусть будут красного цвета, а согласные – синего. Так малышу будет легче их запомнить. И во теперь проделайте отверстие в каждой карточке и протяните сквозь это отверстие ниточку на разном расстоянии. Ниточку с нанизанными на нее буквами разложите по квартире. А ребенок пусть найдет начало этой ниточки, и двигается по ней вперед, называя каждую встречающуюся букву. И интересно, и просто!

С одной стороны, вроде от этой методики только одни плюсы – ведь и ребенку хорошо, не скучно, и маме с папой просто – игры несложные, а умения, получаемые с их помощью – очень ценны. Но есть все же и минусы. А именно игрой может стать любое занятие… То есть, ребенок привыкнет только играть, а когда начнутся реальные серьезные занятия, он будет их воспринимать неправильно

Поэтому стоит сразу расставить приоритеты, ведь ваша цель не только поиграть, но и обучить чтению, умениям сосредотачивать внимание, быть усидчивым

После того, как вы освоите в игре буквы, таким же способом можно приняться за слоги, а затем и чтению простых слов. Еще важный момент! Какой бы интересной у вас не была игра, всегда правильно произносите читаемые буквы, слоги и слова. Не нужно коверкать правильное ударение, следите за собой и за ребенком.  Игровая методика обучения чтению по слогам предполагает забавную подачу информации, занимательные уроки, но никак не сюсюканье и придумывание глупых уменьшительно ласкательных слов.

Чтение отдельных слогов и буквари

Еще одни помощники в занятиях – это буквари. Их основная задача именно научить ребенка сливать буквы в слоги, а из слогов составлять слова. Есть только одна проблема – зачастую они бывают очень скучны для ребенка. Особенно если речь идет о малыше до 4-5 лет. Прежде чем ребенок доберется до чтения слов, ему предложат перечитать дюжину однотипных ничего не значащих слогов. Честно скажу, даже на меня нагоняют тоску скучные колонки слогов вроде «шпа-шпо-шпу-шпы». Безусловно, по букварю можно научиться читать, но опять же вопрос – насколько это будет интересно вашему чаду. Редко можно услышать, чтобы букварем увлекся ребенок до 4,5-5 лет, но многие даже в этом возрасте при виде букваря не хотят слышать о чтении.

Почему чтение слогов навевает на детей скуку (будь то слоги в букваре или на каких-то самодельных карточках)? Все просто: для малыша МА, МИ, БА, БИ не имеют ни малейшего смысла, они не обозначают ни один реальный предмет или явление, ими нельзя поиграть, да и что с ними делать – вообще непонятно! С точки зрения ребенка это просто какой-то набор закорючек. Дошкольник больше ориентирован на мир игр, чувств и ощутимых объектов, знаковая система как таковая ему еще не слишком интересна. Но вот что любопытно: если вы составите эти самые закорючки в слово, которое обозначает что-то конкретное и знакомое, то вы сразу заметите искорку в глазах ребенка. Стоит только малышу уловить связь между буквами и реальным миром, и он будет относиться к занятиям уже совсем по-другому. Отсюда первое правило увлекательного обучения чтению:

Возможно, тут у вас возникнет вопрос, как можно читать слова, если «он и двух букв связать не может». Как решить эту проблему, читайте дальше.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий