Как научить ребенка скорочтению

С какого возраста учить ребенка читать?

Единого мнения нет. Одни родители убеждены, что ребенка нужно учить чтению в 4-5 лет. Другие снижают планку до 2-3-х лет. Третьи же и вовсе настаивают, что ребенка не стоит «мучить» до школы. Мол, обучение чтению — это задача школьных учителей. Кому верить?

Каждый ребенок развивается в своем темпе. Поэтому не привязывайтесь к конкретному возрасту, а оценивайте, насколько будущий читатель «созрел» к обучению.

Ребенок точно готов учиться читать, если он:

  • умеет строить целостные предложения, говорит четко и связно;
  • легко произносит и различает звуки речи, не путает созвучные слоги (жа-за, да-та) и буквы в созвучных словах (код-кот);
  • различает понятия право-лево, верх-низ;
  • правильно выговаривает буквы;
  • проявляет интерес к буквам и чтению.

Если ребенок в чем-то не соответствует критериям, но проявляет интерес к буквам, и книгам — это нормально. Речь не такая связная как хотелось бы — больше общаемся с ребенком, спрашиваем и отвечаем на его вопросы. Вместо получается — находим логопедические упражнения, выполняем специальные гимнастики или идем к логопеду.

Ребенок уже не просто рассматривает книжки с иллюстрациями, а просит или даже требует что-то прочитать или пытается разобраться сам?
Время пришло. Не упускайте момент.

Как складывать?

Важно не торопиться читать до тех пор, пока слоги из таблицы не будут читаться у него легко, прямо на лету будет узнавать. Практикуйтесь в слогах до автоматизма в разных играх

1. Отлично подойдут знакомые книги или стихи, выбирайте знакомые стихи с простыми словами и пробуйте их читать, выкладывая из слогов, которые читает ваш малыш. Мама мыла раму. Маша пила сок. Саша ел кашу.

2. Попробуйте показывать слоги в таблицах и отдельные буквы. Чтобы ребенок угадывал такие слова: рак, мак, рот, нос, ухо, кар, пар, гав, жар, вор.

Работая с таблицей по очереди сначала вы, потом малыш, а вы складываете слова. Ма-Ма, ЧА-Ш-КА, РЕ-П-КА, ПА-ПА, МА-ША, МУ-ХА, ЛИ-ЗА, СА-ША, ФИ-ЛЯ, т.е. вы работаете с таблицей. Вы показываете слог, потом 1 букву, потом еще слог, например слово чашка, если букв 3, то слог и 1 буква ра-к.

Где брать тексты для проверки?

Вариант первый. Можно обратиться к учителю вашего сына или дочки. Объяснить ей ситуацию. Она конечно же очень обрадуется и сразу же выдаст вам какое-нибудь методическое пособие с текстами для проверки техники чтения, чтобы вы могли снять с него копию.

Ну а если учитель не поможет, то всегда есть второй вариант. Пойти в книжный магазин и купить себе свое пособие. Такие книги есть.

Вот, например, одна из них. Из серии «Светлячок». У них вообще очень много классных и недорогих книг для начальной школы, по разным предметам. Среди них и «Проверяем технику чтения», в которой найдете не только подходящие тексты, но еще и тестовую форму контроля, и даже форму для самооценки школьника.
Дорогие родители, а может быть вы хотите заняться и своим развитием? Специально для вас нашла очень интересное видео. На нем мастер-класс по скорочтению от преподавателя одной из московских школ Леоновой Ольги Леонидовны. Посмотрите, будет интересно!

Друзья, надеюсь теперь словосочетание «техника чтения» не вызывает у вас чувства растерянности.

Заходите в гости снова! Буду рада!

Евгения Климкович.

Как повысить скорость чтения

Высокая скорость чтения теряет свою ценность, если дети не понимают и не усваивают прочитанное. При развитии навыка скорочтения задача не просто научить ребенка читать быстро, но и запоминать информацию, логично и связно ее воспроизводить, уметь выделять главное и отвечать на вопросы по тексту.

Для развития навыков с ребенком следует заниматься регулярно, занятия должны быть строго структурированы, методика хорошо изучена и усвоена для начала самим взрослым

Особое внимание обращают на следующие моменты:

Развитие предугадывания текста (антиципации). Когда читает взрослый человек, он предугадывает слова, следующие друг за другом. Прочитывая первый слог, он уже понимает все слово. Ребенок же читает именно слоги, все силы его направлены на соединение звуков, поэтому чаще всего он затрудняется даже назвать слово, которое только что прочитал.

Развитие памяти и внимания. Много сил нужно потратить на формирование интеллектуальной составляющей

Важно ускорить мыслительные процессы, чтобы мысли «опережали» напечатанные слова.
Формирование интереса к чтению. Для этого родители сами должны любить чтение

Если ребенок не видит взрослых с книгой, взяться за нее самому желание у него вряд ли возникнет. Нужно читать при ребенке, ребенку и вместе с ним. Выбирают книги, которые будут интересны школьнику: сначала это сказки, потом – приключенческая литература и книги о животных, постепенно прививается любовь к классической литературе.
Полноценное физическое развитие и развитие мелкой моторики. Доказано, что от моторики зависит речь малыша. Занятий очень много, и практически все они будут интересны. Можно перебирать мелкие бусины и нанизывать их на нитку, лепить из пластилина, собирать мозаику и пазлы, девочкам – шить, вязать и вышивать, мальчикам – заниматься с конструктором или робототехникой.

Некоторые родители заставляют прочитывать по несколько страниц в день для того, чтобы выработать навык быстрого чтения. Это действительно работает. Чем больше ребенок читает, тем шире его словарный запас, развивается так называемое интуитивное чтение. Но работает это только с детьми, которые хотят и любят читать. Если ребенок не вникает в смысл, не пытается узнать значение новых слов, он не просто не научится быстро читать, но даже не запомнит то, о чем только что прочитал.

Педагоги советуют не предъявлять определенных требований и не давать нормативов при прочтении книг. Школьник должен читать столько, сколько он того захочет. А вот вызвать интерес и пробудить желание – это уже задача родителей. Не последнюю роль здесь играет выбор литературы.

Когда следует начинать учить ребёнка скорочтению

Сторонники раннего развития считают, что учить ребёнка скорочтению можно уже в дошкольном возрасте. А вот Вальдорфская школа (методика Штайнера, ориентированная на развитие личности ребёнка, его творческой стороны) полагает, что лучше это делать в 10–12 лет: ведь в начальной школе лучше воспринимается информация, произносимая в обычном темпе речи.

Приняв во внимание оба мнения, можно сказать, что скорочтение лучше начинать тогда, когда сын или дочь уже целиком читает слова (не разбивает их на слоги) и при этом хорошо понимает суть прочитанного. Кто-то это делает уже в первом классе, кому-то требуется больше времени

Но в целом учить ребёнка быстро читать целесообразно уже в начальной школе.

Начинать обучение скорочтению оптимально в начальной школе, причём со многими ребятами можно заниматься уже в первом классе

Как тренировать ребенка?

Предлагаем несколько эффективных упражнений для детей любых возрастов, которые читают с разной скоростью:

1. Отработка отрывков

Суть в следующем: к действительной скорости чтения прибавляем 30 слов. То есть, если ребенок читает 30 слов, прибавляем ему еще 30, в итоге он будет отрабатывать 60. Тем, кто может за минуту одолеть 60 слов, даем текст из 90 слов и так далее. Отрывок нужно прочитать три раза подряд. В первый раз малыш, скорее всего, будет неуверенным и медленным, за одну минуту он не справится со всем количеством слов: прочтет или половину, или больше, но не до конца. Задача — научиться преодолевать этот отрывок до конца ровно за 1 минуту. То есть каждый день нужно по три раза читать выбранный текст до того момента пока не получится попадать в одну минуту. Отработка отрывка должна идти вслух, потому что наша задача дойти до 180 слов в минуту.

2. Чтение «Волной»

Это упражнение подходит детям, которые, не напрягаясь, читают как минимум 50-60 слов в минуту и более. Сначала дайте ребенку прочитать текст в обычном положении, потом поверните книгу на 90 градусов — пусть он прочтет отрывок так, затем вверх ногами и, наконец, на 180 градусов по отношению к нему. Начинать нужно с нескольких предложений и довести в итоге до целой страницы. Есть такой интересный показатель — если дать ребенку прочитать текст вверх ногами, то вы можете узнать его настоящую скорость.

3. Чтение таблиц звуков, слогов, слов

Это очень эффективное упражнение для тех, кто читает 30-60 слов. Оно помогает выйти с послогового чтения на пословное, ускорить распознавание букв и слогов. Таблицы нужно читать правильно: только столбиками, на время (30 секунд — одна таблица), результаты — записывать (для того, чтобы отслеживать динамику), начинать необходимо с одной и стремиться выйти на чтение трех за раз. Следите, чтобы ребенок произносил на одном дыхании пол столбика — это поможет в будущем отрабатывать интонацию. Таблицы вы можете написать сами или найти в книге С. Г. Зотова «Повышение скорости чтения».

4. Чтение с пересказом — 1-2 стр, 4-8 стр

Такое упражнение нужно обязательно выполнять каждый день. Если ребенок читает совсем плохо, тогда вы можете делать это сами, а малыш пусть пересказывает. Сначала попробуйте учить пересказывать по абзацу, находить его суть. Затем переходите к полному тексту. При этом не нужно заставлять ребенка говорить все подробно от третьих лиц — пусть он расскажет в общем какие были события, кто участвовал и чем закончилось.

5. Текст-рассуждение — 12 предложений на заданную тему

Обычно это упражнение проводится с детьми 3-4 классов. Им дается некая мысль, проблема, какое-нибудь утверждение или вопрос, и ребенок должен развернуто порассуждать на заданную тему. Следите, чтобы его предложения были логичными, шли друг за другом в единой связи и их было не менее 12. Поэтому обязательно давайте время на обдумывание — где-то 5-10 минут. Фактически это психологическая подготовка к устному экзамену в будущем.

Упражнений о том, как научить ребенка читать быстро, существует огромное количество. Ищите те, которые понравятся ребенку, пробуйте и результат не заставит себя долго ждать.

Курсы для развития скорочтения у детей

Лучший способ быстро развить какой-нибудь навык или научиться чему-то – пройти обучение по специальной программе.

Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ “да”, то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей

Внимание, концентрация, скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

Научиться очень быстро читать
Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать. После прохождения курса ребенок сможет:

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс – для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Игры, которые будут развивать навык чтения вашего ребенка постоянно:

  • какие буквы спрятались на картинке;
  • нарисуй букву и разукрась ее, буква с глазками, руками, ножками;
  • слепить букву из пластилина, глины, теста;
  • сложить из мозаики выученные буквы;
  • вырезать из бумаги и картона играть в ролевые игры, например М — мама, а П буква — папа, а еще у них есть Д — доченька и С — сын или по имени. Вы играете в знакомую игру, только называете как бы по имени П, М или Д, С. (Это могут быть такие игры: пожарная станция, стройка, ремонт машин, школа, детский сад, концерт, путешествие…)
  • играем в буквенное лото;
  • пока идете по улице называете 5 слов на букву А или любую другую, которую вы учите.
  • сложить из букв слово не более 3-4 букв;
  • из большого слова складываем маленькие слова;
  • слова наоборот, вы говорите слово наоборот, а ребенок переставляет и называет правильно Оху — Ухо, Тор — Рот.
  • рисовать на манке или любой другой крупе буквы и не дорисовав попросить угадать, что за буква.

Видео посвящено обучению чтению в игре:

Почему не всем детям легко дается быстрое чтение?

Причин, по которым дети не могут читать быстро, довольно много. Не обязательно они должны встречаться все вместе, чтобы замедлить процесс чтения. Достаточно всего одного из пунктов, чтобы сделать недостижимым быстрое чтение.

Небольшой размер оперативного поля зрения у ребенка

Это проявляется в том, что ребенок концентрируется исключительно на 2-3 буквах, которые читает. При этом дети с достаточно большим оперативным полем могут видеть сразу слово целиком, что и позволяет ему читать быстрее.

Недостаточный словарный запас

Еще одна причина снижения скорости чтения. Незнакомое слово требует более длительного времени на прочитывание и осмысление.

Дислексия

Эту проблему стоит выделить в отдельный пункт. Наличие такого диагноза довольно серьезно мешает ребенку овладеть навыками быстрого чтения. При этом ребенок может быть успешным и способным учеником по всем другим предметам.

Дислексия накладывает отпечаток на способность к чтению даже в старшем школьном возрасте.

Нежелание читать книги

Еще одной важной и заслуживающей отдельного внимания проблемой стоит назвать отсутствие желания читать. В настоящее время, когда дети все больше времени проводят у компьютеров, чтение книг теряет для них свою привлекательность

А ведь именно наличие интереса может стимулировать ребенка к обучению и усовершенствованию своих навыков.

Прививать интерес к чтению — важная задача родителей.

Что тормозит чтение?

1. Проговаривание текста при чтении «про себя», или субвокализация

Эта привычка закладывается у нас тогда, когда мы учимся читать и каждое слово произносим вслух по слогам. Читать мы научились, а привычка осталась. Некоторые не только внутренне проговаривают текст, но и шевелят при этом губами. Естественно, что о быстром чтении не может быть и речи, ведь при всем желании человек не способен сказать более 500 слов в минуту. Значит, и читать он будет с той же скоростью. Тот же, кто овладеет методами скорочтения, сможет прочитать за это же время до 2 тысяч слов.

2. Регрессное чтение

Главный тормоз, сдерживающий скорость чтения – возвратные движения глаз к уже прочитанному тексту. Нам кажется, что, перечитывая фразу или абзац, мы глубже вникаем в их суть, но в действительности это не так. Нарушается логика самого текста, и мы вынуждены снова и снова возвращаться к прочитанному, что только усугубляет ситуацию. Специалисты по скорочтению считают, что при необходимости вернуться к какому-то месту лучше после того, как будет прочитан весь текст.

Избавившись от регрессий, с которыми читает большинство людей, можно увеличить скорость чтения в 2-3 раза.

3. Ограниченное поле зрения

Поле зрения – это пространство восприятия текста. У людей, читающих медленно (и таковых большинство) оно составляет 4-5 см. Их можно сравнить с подглядывающими в замочную скважину, которые видят лишь малую часть картины. Специалисты говорят, что расширить тренировками поле зрения невозможно. Зато с их помощью можно научиться воспринимать информацию, которая расположена в области, охватываемой периферическим зрением. И в результате тренировок она может составлять до 10 см.

Упражнение 3. «Глаз – алмаз»

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до тридцати.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два – двойку;
  • три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или  целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Тренируем концентрацию

Отработанная концентрация внимания даёт возможность среди «воды» найти главную мысль.

Включаем оба полушария

Для этого берём несложный для ребёнка текст и начинаем его читать по несколько предложений либо по одному абзацу. Только делать это нужно одним глазом: то правым, то левым. Этот нехитрый приёмчик включает в работу оба полушария головного мозга.

Отмечаем главное

Эта техника часто используется учёными, да и другими знаменитыми личностями тоже. Они посредством простого карандаша, а лучше маркера, выделяют для себя самое главное в тексте – по 2-3 мысли, по которым можно судить обо всём тексте на странице. Да ещё и не просто выделяют, а ставят свои пометки в виде «!», «+» либо «-», тем самым соглашаясь либо сомневаясь.

Называем цвета

Очень интересное упражнение, с которым не всегда справляются сразу даже взрослые. Вот вам слова.

При переходе к каждому следующему надо называть цвет, которым записано слово, а не читать то, что написано!

Ищем слова

Простое упражнение, но достаточно эффективно развивает внимание. Нужно на заданную букву найти все слова в тексте

Возможен другой вариант: найти на странице определённое слово или даже фразу. Лучше это делать на время.

Загадки

Для детей это наиболее простой способ оттренировать концентрацию. Хороши для скорочтения так называемые загадки-обманки и вопросики с подвохом. Ну, например,

Как должен читать ребёнок

ФГОС предусматривает ориентировочные показатели скорости чтения школьников. Так, для первоклассника это 30–40 слов в минуту к концу учебного года, для второклассника уже 50–60 слов (для взрослого человека средним показателем считается чтение 150–250 слов в минуту).

Текст недостаточно просто прочитать как можно быстрее. Техника чтения школьников предусматривает и следующие важные критерии:

  1. Осмысленность чтения. Ребёнок должен понимать текст, значение большинства его слов, уяснять смысловую связь предложений, отдельных абзацев.
  2. Правильность чтения. Нет ошибок в произнесении (замены букв, их перестановки, повторов звуков, слогов, целых слов, неправильного ударения).
  3. Выразительность чтения. Читающий обоснованно делает паузы в тексте, подбирает нужную интонацию, произносит слова громко и внятно.

Для успешной учёбы школьнику в целом важно быстро воспринимать текст и при этом понимать его смысл. Такому ребёнку не составит особого труда выучить параграф в учебнике, при этом у него останется больше свободного времени

Текст важно не просто быстро читать, но и осмысливать прочитанное

Программа беглого чтения

Теоретически, заставить ребенка выучить буквы можно и в довольно раннем возрасте, но смысл обучения кроется ведь не только в том, чтобы банально знать алфавит, но еще и в умении превращать отдельные буквы в слова, а главное – не механически озвучивать текст, а понимать, о чем там идет речь.

Естественно, ожидается, что ребенок будет затрачивать на это сравнительно немного времени, и хотя до лучших образцов взрослого скорочтения ему все равно пока очень далеко, важно тренировать у него именно скорость восприятия информации

Специально для этой цели специалисты по детскому развитию разрабатывают собственные программы беглого чтения – комплекс упражнений, которые целенаправленно стимулируют развитие у ребенка тех навыков, что поспособствуют ускорению процесса.

Таких методик придумано множество, и каждая из них имеет право на существование, однако если родители хотят научить ребенка читать не просто как-нибудь, а быстро, связно и осмысленно, то у него обязательно должен быть определенный уровень готовности к этому.

Чтобы определить момент, когда учиться быстро читать уже можно, следует обращать внимание на наличие у ребенка следующих навыков:

Подразумевается не умение произносить отдельные слова и строить из них крайне простые предложения, а владение речью на том уровне, чтобы уметь составлять сложные предложения, и даже небольшие рассказы. Грубо говоря, если ребенок в нескольких фразах способен рассказать, как прошел его день или как они играли в детском саду – значит, это уже тот уровень.

Конечно, на вывесках и в некоторых других случаях порядок написания может быть другим. Однако такие премудрости ребенок освоит уже сам, когда будет уметь хорошо читать в привычном для русского языка порядке.

Долой регрессию

Чтобы не возвращаться глазами к прочитанному тексту, делаем вот такие упражнения, которые увеличат скорость чтения.

Отрезаем полстрочки

Во время чтения текста закрывайте ребёнку листочком бумаги половину строчки. Это научит догадываться о том, что написано и выработает закономерность движения вперёд, а не возвращаться назад — «пока не закрыли, подглядеть».

Указываем

Возьмите в качестве указки обычный карандаш либо ручку. Ну, если уж очень хочется поиграть в учителя, можно и настоящую мини-указку. Что делаем? Передвигаем постоянно по мере чтения текста указку вперёд, чтобы взгляд ребёнка следовал за ней интуитивно, «не оборачиваясь» назад.

Читаем на скорость

Подобно тестированию на скорость чтения в школе. Берём таймер и улучшаем результаты. Самым пиком будет чтение с метрономом.

По его щелчку нужно переходить на следующую строку. Вместо прибора может вполне сидеть родитель и через установленный интервал, который с каждым разом тренировки сокращается, будет отхлопывать ладошкой по столу. Закончились хлопки, — значит, должны и строчки закончиться. А теперь вопросы по тексту!

Готовим к чтению дошколят

Сегодня на прилавках магазинов существует огромный ассортимент пособий для обучения чтению. Мамы и папы, разумеется, начинают этот процесс с изучения букв, для чего покупаются азбуки в самых разных видах: говорящие книжки и плакаты, кубики, паззлы и многое другое.

На помощь самым младшим деткам приходит азбука

Цель у всех родителей чрезвычайно важная, но при этом следует помнить, что нужно учить сразу так, чтобы потом не пришлось переучивать. Часто, сами того не ведая, взрослые учат не теми методами, что в итоге рождает в голове у ребенка путаницу, которая ведет к ошибкам.

Наиболее распространенные ошибки родителей

  • Произнесение букв, а не звуков. Ошибочно называть алфавитные варианты букв: ПЭ, ЭР, КА. Для правильного обучения требуется их краткое произнесение: П, Р, К. Неправильное начало приведет к тому, что позднее при словосложении у ребенка возникнет проблема в формировании слогов. Так, например, он не сможет идентифицировать слово: ПЭАПЭА. Таким образом, кроха не может увидеть чудо чтения и понимания, а значит, и сам процесс станет для него абсолютно неинтересным.
  • Ошибочное научение соединению букв в слоги и чтение слов. Будет неверным следующий подход:
    • говорим: П и А будет ПА;
    • чтение по буквам: Б, А, Б, А;
    • анализ слова только взглядом и воспроизведение его без учета текста.

Учим читать правильно

Следует учить малыша тянуть первый звук до начала произнесения второго — к примеру, МММО-РРРЕ, ЛЛЛУУУК, ВВВО-ДДДА. Обучив ребенка таким образом, вы увидите положительные сдвиги в обучении намного быстрее.

Навык чтения тесно связан с правильным произношением звуков

Очень часто нарушения чтения и письма берут свою основу в произносительной базе ребенка. Малыш неправильно произносит звуки, что влияет в дальнейшем на чтение. Советуем начинать посещать логопеда начиная с возраста 5 лет и не дожидаться, когда речь установится самостоятельно.

Помощь родителей

Чтобы помочь своему малышу, достаточно придерживаться нескольких правил:

  • Интересные тексты. Не засыпайте начинающего чтеца скучной литературой, пусть даже и познавательного характера. Чтобы он не бросил чтение, оно должно его увлекать. Подбирайте книги в соответствии с его пристрастиями.
  • Игры. Процесс чтения можно превратить в игру разными способами. Подробнее о них чуть ниже. Также можно устраивать домашние конкурсы на лучшего чтеца.
  • Читайте с ребёнком регулярно 30 минут в день.
  • Личный пример. Трудно привить кому-то любовь к книгам, если сам их не любит. Покажите на собственном примере, что это интересно и познавательно.
  • Терпение. Не давите, не торопите, проявляйте сдержанность и понимание.

Положительная мотивация. Стоит больше говорить о том, чего ребёнок добьётся в будущем, если научится хорошо читать. Если же постоянно твердить, что он вырастет неучем при условии, что не будет читать, как положено, результат будет хуже.
Индивидуальность обучения. Как говорится, нельзя всех стричь под одну гребёнку. Метод, применимый к одному школьнику, может не подойти для другого. То же касается и темпа обучения

Для каждого он выбирается подходящий, что невозможно сделать в школе, поэтому так важно заниматься чтением дома.

С чего начинать обучение скорочтению?

Говоря о классическом приеме скорочтения, подчеркнем, что основа в нем – это полный отказ от внутреннего проговаривания. Такая методика не годится для младших школьников. Начинать ее следует не раньше 10-12 лет. До этого возраста дети лучше усваивают информацию, которая считывается на той же скорости, что при говорении.

Родители и педагоги все же могут почерпнуть для себя ряд полезных принципов и приемов, которые входят в эту методику. Детский мозг в возрасте 5-7 лет имеет все возможности для полноценного раскрытия и совершенствования — об этом говорят многие педагоги маститых школ: Зайцева, Монтессори и Глена Домана. Все эти школы начинают обучать детей чтению именно в этом возрасте (около 6 лет), лишь одна известная всему миру Вальдорфская школа начинает процесс немного позже.

Об одном факте мнение сходится у всех учителей: обучение чтению – процесс добровольный. Нельзя заставлять ребенка читать против его воли. Помочь малышу найти в себе внутренние силы для освоения нового навыка родители могут путем использования игр.

Переходим к чтению

Тренировка почти завершена. Остается только почитать и зафиксировать результаты.

Итак, тренер вооружается секундомером, школьник склоняется над книжкой

На старт! Внимание! Марш! Ребенок читает. До тех пор пока родители не скажут слово «Стоп»

Это должно произойти, когда секундомер отсчитает ровно одну минуту.

Ну а теперь самое интересное — оценка результатов.

Оцените качество чтения

Были ли ошибки в словах? Если без этого не обошлось, то нужно вернуться к тексту и еще раз обратить внимание ребенка на эти «ошибочные» слова.
Оцените понимание прочитанного. Для этого нужно задать школьнику три — четыре простых вопроса по тексту.
Оцените скорость чтения

Посчитайте слова.

И в конце обязательно зафиксируйте результаты. Заведите специальный журнал тренировок и записывайте результаты в нем. А еще лучше табличку с результатами на стену повесить. Чтобы ребенку было наглядно видно, что он двигается вперед. Чтобы он точно знал, что все это не зря. И чтобы было стремление подняться еще выше.

Ну вот и все! Тренировка окончена! А когда следующая?

Что такое скорочтение: польза и вред техники

Некоторые методики не просто предлагают научить ребенка читать, а сулят впечатляющие результаты, позволяющие малышу в предельно сжатые сроки осваивать огромные куски текста.

Например, довольно известной хитростью является чтение наискось, когда читатель буквально проглядывает страницу из верхнего левого угла в правый нижний, фактически выхватывая оттуда не целостные предложения, а отдельные слова, которые уже в его голове формируются в определенные связанные мысли. Впрочем, мнения ученых относительно пользы таких «лайфхаков» для детей разделились.

Главное преимущество подобных методик очевидно – современный человек буквально должен пропускать через себя море информации, поэтому чем выше скорость чтения, тем лучше.

Умение быстро находить в тексте главное и делать выводы позволяет оставить больше времени на другие занятия, среди которых, в частности, может оказаться и дополнительное саморазвитие. Помимо прочего, увеличивается еще и усидчивость, а также внимательность – качества, необходимые для выполнения большинства сложных задач.

Как правило, увеличивается и начитанность – с таким человеком намного интереснее вести беседу, он разбирается в большинстве явлений современной жизни.

Есть и чисто психологический момент: если у ребенка присутствует привычка мысленно общаться с самим собой (а таких детей насчитывается до 15%), то он в меньшей степени открыт для общения с другими людьми.

Тем не менее, далеко не все так радужно. В частности, скорочтение считается нормальной практикой исключительно для старшеклассников и взрослых, а детям оно приносит больше вреда, нежели пользы. Ребенок бывает просто не готов к такому испытанию – он не способен быстро поглощать информацию в таких объемах, и выделить главное, сразу отбросив лишнее, также не может.

Отсюда следует неверная мотивация скорочтения – ребенок стремится быстрее прочесть, но совсем не факт, что он при этом должным образом анализирует информацию и усваивает необходимые знания. Кроме того, в стремлении читать быстрее ребенок начнет «проглатывать» окончания слов, что со временем отразится и на устной речи.

Оцените хотя бы его разговорные способности – если маленький не успевает произнести 60-70 слов в минуту или делает это с большим трудом, то для подобных упражнений время еще точно не настало. При этом не стоит думать, что скорость чтения в раннем возрасте совсем не нужно развивать – такие упражнения все равно будут приносить определенную пользу, просто не нужно сразу же требовать от ребенка немедленного и явного результата.

Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  1. Покажите ребенку первую карточку.
  2. Школьник читает предложение и старается запомнить.
  3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
  4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
  5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

Во втором – 9,

в третьем – 10,

в четвертом и пятом по 11,

в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft  Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.

Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий