Развивающие игры с крупой

Игры с крупой

Игра «Перекладываем горох»

Дайте малышу две пластиковые миски, в одну миску насыпьте горох. Дайте ребенку задание:  переложить горох в другую пустую миску ручками.

 Игра «Перекладываем крупу ложкой»

Поставьте перед ребенком две пустые миски: в одну насыпьте любую крупу(пшено, рис, манку, гречку). Предложите ребенку и покажите, как ложкой перекладывать крупу из одной тарелки в другую.

Игра «Перебираем крупу»

Насыпьте в одну чашку три крупы: рис, гречку и горох. Попросите ребенка отсортировать крупы в разные чашки, пусть он перебирает их, щупает, сравнивает.

 Игра «Стаканчики»

Возьмите пластмассовые стаканчики или чашечки и покажите ребенку, как можно пересыпать крупу из стаканчика в стаканчик. Меняйте крупы для каждого занятия: сначала пшено, потом рис, чечевица или фасоль.

 Игра «Найди зверюшку»

Возьмите мелкие фигурки зверей: зайчики, собачки и закопайте их в крупе. Предложите ребенку их поискать, похвалите его, когда он найдет игрушку.

Игра «Рисуем на манке»

Возьмите поднос и насыпьте на него манку.  Поднос лучше брать яркий, цветной, чтобы манка на нем была хорошо заметна.  Вместо подноса можно взять плоское блюдо.

Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе разные фигуры: круг, квадрат, ромбики и другие. Научите свою кроху движению, с помощью которого мы солим еду, оно очень развивает мелкую моторику рук. Дорожки от пальчиков можно засыпать другой крупой, например, гречкой, для контраста.

Приятного Вам общения с малышом!

На первый взгляд, трудно себе представить, что из гречки, такой мелкой крупы, возможно выполнить аппликации. Однако, это так: гречка – прекрасный материал для поделок.

Аппликации из гречки можно выполнить самые разнообразные: тематические (рыбка, цыпленок, медвежонок, Чебурашка, совенок, дятел, подсолнух), алфавит из крупы и даже целые композиции. При желании поделку легко можно выкрасить. Тогда работа станет более яркой, насыщенной и привлекательной. Занятие это очень интересное, увлекательное. Аппликации получаются удивительно красивыми. Ими можно украсить кухню, детскую комнату.

Аппликация из круп вообще, и из гречки в частности, – это  возможность раскрыть способности детей, а также способствовать развитию мелкой моторики пальцев.

Выполнить поделки из крупы несложно. Вам понадобятся: крупа, клей ПВА, лист плотного картона, маркеры или фломастеры, карандаши, гуашь для раскрашивания.

  1. Приготовьте лист картона, желательно цветного.
  2. Понравившийся вам рисунок распечатайте на принтере или нарисуйте сами, карандашом.
  3. По контуру изображения аккуратно нанесите клей или смажьте все детали будущей аппликации.
  4. Насыпьте гречку на смазанные участки.
  5. Дайте просохнуть (для этого потребуется около двух часов).
  6. Аккуратно стряхните не приклеившиеся излишки крупы.
  7. Перейдите к следующему участку картины и снова приклейте гречку.
  8. По желанию раскрасьте поделку гуашью.
  9. Чтобы ваша поделка хранилась долго, обрызгайте ее лаком из баллона (вполне подойдет лак для волос).

Поделки из гречки выглядят намного привлекательнее, когда крупа окрашена. Как это сделать, чтобы не испортить работу? Лучше всего раскрашивать ядрицу еще до приклеивания. Для этого:

В разные баночки расфасуйте получившуюся цветную крупу. Крышкой закрывать не следует. Когда надумаете выполнить поделку, у вас заранее все приготовлено.

В аппликации гречку можно сочетать с другими видами круп: пшеном, рисом, манкой, а также горохом, макаронами, семечками, скорлупками от фисташек, яичной скорлупой.

Оригинальные поделки из крупы своими руками принесут радость не только малышам и их родителям. Они подарят солнечное настроение всем, кто сможет любоваться такой красотой.

grechkalife.ru

Польза от игр с крупами:

Игры с сыпучими материалами прекрасно развивают сенсорное восприятие мира, мелкую моторику детских ручек. Известным есть тот факт, что развитие мелкой моторики рук стимулирует усовершенствование таких систем организма, как зрительной, нервной, мышечной и костной. Это становится возможным, благодаря сложным взаимодействиям всех этих систем при выполнении мелких и точных движений, в чем и есть суть мелкой моторики.

Также мелкая моторика существенно влияет на речевое развитие

, поскольку моторный и речевой центры в мозгу находятся «по соседству», а стимуляция моторного центра непременно активизирует и речевой. На этом плюсы развития мелкой моторики не заканчиваются, ведь мелкая моторика это, прежде всего ловкость рук, которая понадобится не только для рисования и письма

. В будущем она пригодится для выполнения других сложных заданий, отличное выполнение которых принесет вашему ребенку большой успех. Кто знает, может, усердно занимаясь со своим ребенком, вы сможете развить в нем задатки великого нейрохирурга? В любом случае, пользу от этих старых добрых игр не стоит недооценивать.

Аппликации из круп

Для аппликаций я заранее рисую шаблоны или использую готовые. Вот несколько примеров наших работ:

Листва из цветного риса. Мы делали несколько деревьев — с осенним нарядом, зимним (снег из белого риса), весенним, летним.

Заготавливаем сено для коровы. В нужном месте Антошка намазывает заготовку клеем и обильно посыпает вермишелью. Стряхиваем и получаем стог сена.

Нагружаем грузовик пшеном. Здесь аналогично — клей-карандаш или обычный ПВА + пшено.

Ракраска из круп. Можно взять раскраску для самых маленьких, покрыть слоем клея или пластилина и «раскрашивать» крупами. К примеру, этого цыпленка мы делали из кукурузной крупы, а глазик — из пластилина.

Сажаем бабочек на цветок. Раскрашиваем вместе с Антошкой макароны в форме бантиков и приклеиваем их на нарисованный цветок с помощью пластилина или ПВА.

Также можно делать дорожку из пшена, снег из риса, узоры из фасоли и т.д.

Как играть с крупой

Польза игр с крупами и фасолью огромная. Есть много способов развивать мелкую моторику малыша, но игры со всякой опасной мелочью делают это лучше всего.

Во время игр можно рассказывать свойства крупы: сыпучая, шероховатая или гладкая, мокрая или сухая. Комментируйте действия ребенка или свои, и развивайте таким образом его речь.

Используйте макароны или фасоль в качестве счетного материала.

Позаботьтесь о безопасности. Самое главное в играх с сыпучими материалами – это безопасность ребенка. Ни на секунду нельзя отвлекаться. Стоило мне отвернуться на мгновение, как Антошка тянул все в рот, но я быстро отвлекала его на более полезное занятие.

Опасность не только в проглатывании крупы. Скорее всего, она выйдет естественным образом (но я не рекомендую экспериментировать!). Ребенок может засунуть крупу или фасоль в нос или ухо. Поэтому, как я уже говорила, безопасность прежде всего.

Будьте готовы к беспорядку. Ребенок будет все рассыпать. Нечаянно или специально, но хоть несколько крупинок, а может быть и килограмм обязательно окажется на полу. Поэтому мы первое время на полу и играли.

Если вы морально не готовы к такому повороту событий, можно ограничиться маленькой горстью — пусть малыш перекладывает по одной крупинке. Не обязательно высыпать на поднос весь пакет.

Как быстро убрать крупы. Периодически мы играем в масштабные игры -используем фасоль, пшено, макароны одновременно и в больших количествах. Чтобы облегчить уборку я подставляю тазик под тот угол стола, куда чаще все просыпается. А по окончании игры выбираю из общей кучи макароны и белую фасоль, т.к.она более крупная, остальное просеиваю. Пшено отлично просеивается через игрушечное сито или дуршлаг, а манка — через обычное сито.

Храню я крупы для игры в пластиковых контейнерах.

Как играть с манкой

Подготовьте рабочее место. Чтобы подобные игры не нанесли ущерб комнате и маминым нервам, лучше заранее настройтесь на то, что будет не очень чисто. Старайтесь играть там, где проще подметать. Также можно заранее запастись тазиком и поставить его под стол на случай, если ребенку приспичит горстями сыпать манку на пол.

Мы играем на подносе, который ставим на детский столик. Удобно также использовать противень с высокими бортиками, тазик или короб.

Для начала познакомьте ребенка с манкой, трогайте ее, пересыпайте, зарывайте в нее руки, приглашая малыша присоединиться к вам. Начинайте с простейших игр, постепенно усложняя их, и в какой-то момент ребенок возьмет инициативу в свои руки и вам останется лишь иногда подавать ему новые идеи.

Антошка очень брезгливый и не любит касаться руками ни песка, ни манки. Поэтому мне приходилось приучать его к этим материалам. Немного терпения, но это того стоит.

Как покрасить крупы

Рис
и макароны
мы красим гуашью
, т.к. пищевых красителей у нас нет. В рис просто добавляю немного гуаши (если гуашь сухая, можно капнуть немного воды), Антошка перемешивает все руками. Покраска
— это отдельная игра
с крупами, не менее интересная, чем все остальные. Мы красим рис небольшими партиями для конкретных творческих работ.

Что касается макарон
, то я крашу каждую макаронину отдельно. Антошка предпочитает красить макароны сразу в миске, смешав несколько красок. Получается грязно-серый цвет, но ребенку нравится процесс!

Манка
отлично прокрашивается гуашью
, получается приятный, не слишком яркий цвет. А вот кукурузная крупа
покраске поддается плохо, да и нет в этом особого смысла. Но, как я уже говорила — покраска — прекрасная игра.

С какого возраста играем:

В целях безопасности начинаем с мелких видов круп, которыми невозможно подавиться, но все равно деток предупреждаем, что в рот ничего брать нельзя. Потом, когда будем играть с другими крупами, также постоянно следим за ребенком.
Начинать знакомится с крупами можно уже с того момента, как ребенок начнет самостоятельно сидеть

Конечно, до полноценных игр еще далеко, но уже в этом возрасте очень важно развивать тактильное восприятие. Для этого набираем в глубокую посудину манку или кукурузную крупу, и погружаем в них маленькие рученьки

Несмотря на всю простоту, дитя будет в восторге. А с года можно начинать играть в более сложные игры.

Как покрасить рис

Вы можете использовать несколько различных вариантов, как сделать крупы цветными для игр с ребенком: Воспользоваться пищевыми красителями, зеленкой, йодом, мелом и пастелью. В отношении к ребенку, в первую очередь, должна быть безопасность, вы можете выбрать для себя наиболее приемлемый способ окраски крупы в зависимости от возраста ребенка. Для самых маленьких рекомендуется использовать натуральные красители или пищевые красители, для детей постарше можно проводить эксперименты с остальными способами покраски.

Материалы для окраски риса:

Пищевые красители Как покрасить рис дома?Для окраски риса можно применить пищевые красители, например,  пасхальные наборы для окраски яиц. Рис окраситься яркими, насыщенными цветами. Также крупа долго не потускнеет, не будет окрашивать руки.

Натуральные красители: шелуха лука окрасит рис в коричневый цвет, для этого отварите шелуху и подержите рис в отваре. Для получения розового цвета отожмите свекольный сок,  добавьте уксус и покрасьте рис. Красный рис можно получить, подержав его в крепком отваре каркаде. Желтый рис получится с помощью куркумы, красивый кофейный цвет получите с помощью кофе, шоколада или какао. Также вы добьетесь оранжевой окраски, если подержите крупу в морковном соке.  Окраска риса с помощью естественных красителей подойдет тем, у кого нет пищевых красителей под рукой или вы не хотите их использовать из соображений безопасности,  недостаток этого метода в том, что крупа получается не таких насыщенных оттенков и краска тускнеет со временем.

  • Медикаментозные препараты: Зеленка, йод, марганцовка
  • Гуашь, акварель, пальчиковые краски. Распределите рис по нескольким емкостям, лучше возьмите пластиковые стаканчики. Добавьте к ним гуашь и немного воды, перемешайте и оставьте на час. После этого крупу высыпьте на бумагу и дайте просохнуть сутки. Если рис просох, вы можете делать аппликации из него.  Таким рисом лучше не играть, он пачкает ручки. На ощупь рис получается слегка шероховатым.

Игры с фасолью для детей 1-3 лет

  • Игра «Поиск сокровищ». Возьмите глубокую, достаточно широкую ёмкость и насыпьте в неё фасоль. Для увеличения объёма можно добавить макароны, горох, рис и всё перемешать. Далее «спрячьте» любые мелкие игрушки или конфетки в фасоли и предложите малышу отыскать сокровища. Деткам постарше задачу можно усложнить, например, завязав глаза.
  • Игра «Накорми колобка». Для занятия кроме фасоли вам понадобится также круглая пластиковая баночка с плотной крышкой. Из неё необходимо сделать некое подобие колобка. Сначала обведите крышку на светлой бумаге или картоне и вырежьте круг. Нарисуйте личико, при этом рот должен получиться немного приоткрытым. Теперь кружок приклейте к крышке. На месте рта сделайте прорезь, в которую свободно могла пройти хотя бы одна фасолинка. Теперь предложите малышу «накормить» голодного колобка. Впрочем, если не хочется возиться с рисованием и приклеиванием, можно просто сделать отверстие в крышке. Такая банка-копилка для фасоли ребёнку будет тоже очень интересна.

  • Игра «Нарисуй улыбку». Для занятия необходим лист бумаги, фломастер и, конечно, фасоль. Нарисуйте портрет человека, «забыв» про рот. Эту часть лица поручите ребёнку, пусть выложит на бумаге при помощи фасоли улыбку или, наоборот, грустную мимику. Заодно изучите с малышом эмоции.
  • Игра «Золушка». Смешайте фасоль с манкой и предложите ребёнку отделить одно от другого. Прямо как в знаменитой сказке про Золушку. Сперва малыш будет делать это руками, доставая более крупную фасоль. Так развивается мелкая моторика. Через некоторое время предложите ему сито и объясните, как упростить задачу. Теперь вы поможете развиться логическому и аналитическому мышлению.
  • Геометрические фигуры. Конечно, такое занятие не рассчитано на крох, не умеющих даже говорить. Решить, когда настало время для изучения основных фигур, можно только индивидуально, ориентируясь на степень знакомства малыша с ними. Суть занятия заключается в том, чтобы выкладывать из фасоли треугольник, круг, квадрат. Если ребёнку сложно справиться самостоятельно, нужно ему помочь. Затем из вышеперечисленных фигур попробуйте сделать рисунки, дополнив фасолью. Например, из круга сделайте солнышко или цветок, из квадрата — домик, а из треугольника — ёлочку. Подобные занятия очень хорошо развивают творческие способности и фантазию у детей.

Совет 1: используйте фасоль разных цветов, чтобы создавать разнообразные картины.

Совет 2: используйте клей ПВА и бумагу, чтобы сохранить картины надолго (по опыту, клея нужно много).

Наши игры с манкой

Итак, что же можно делать с манкой?

Рисуем на манке. Насыпаем на поднос манку тонким слоем. И рисуем круг, солнышко, дорожки и т.д. пальцем, рукой, кистью, палочками и любыми другими предметами. Можно не только рисовать, но и дорисовывать: дождик у тучки, лучики у солнышка, недостающую линию треугольника и т.д.

Оставляем следы. Делаем отпечатки ладошек и разных предметов. Оставляем пальчиками следы животных — вот проползла змея, а здесь проскакал зайчик. А какую интересную колею оставляет проехавшая машинка! Можно играть, угадывая, от какой именно машинки колея и от какого предмета отпечаток.

Ищем клад. Прячу в крупу камушки, маленькие игрушки и любые другие мелкие предметы. Антошка с удовольствием откапывает сокровища руками, граблями, кистью.

Дуем через соломинку. Дуем через соломинку на насыпанную тонким слоем манку — появляются кружочки. Можно наклеить на поднос маленькие картинки и тогда дуть будет еще интереснее. Отличное упражнение на развитие речевого выдоха. Наклейки можно также искать и кисточкой, и руками.

Варим суп. Сыпем манку в кастрюльку половником, добавляем другие ингредиенты, «солим» наш суп, не забываем помешивать.

Пересыпаем. Кормим зверей, пересыпая манку ложкой в тарелочки. «Льем чай» из чайника в кружки. Просто пересыпаем из чашки в чашку.

Сыпем в разные емкости – в миски, машинки, бутылки, воронку.

Сыпем, не заходя за линию. Приклеиваем или рисуем на игровой поверхности нужную нам фигуру (дорожку, круг и т.п.), предложите ребенку сыпать манку, стараясь не попасть за границы фигуры.

Просеиваем. Добавляем в манку фасоль, макароны или любую другую мелочь, и просеиваем через ситечко.

Выкладываем дорожку. Зайчик не может добраться до морковки и Антошка с радостью приходит ему на помощь, выкладывая тропинку из пуговиц, фасоли или камешков.

Лабиринт. Рисуем пальцем лабиринт и помогаем животным добраться до лакомства или домика.

Ролевые игры. Играем в пустыню, стройку, чистим дорогу от снега, перемалываем муку на мельнице.

Аппликации. Делаем нужный нам рисунок с помощью клея. Сыпем манку, потом стряхиваем лишнее и рисунок готов. Мы так делали ночное небо на черном картоне. А если манку предварительно покрасить гуашью, то можно сделать множество шедевров.

Игры с манкой стали для нас регулярным развлечением. А еще продолжительным, ведь Антошка может просидеть за этим занятием 40 минут и более. А уж в зимнее время манка станет отличной заменой песку.

9. Тематические сенсорные коробки для детей

Для детей постарше (ближе к 2 годам) становятся интересны тематические коробки с каким-то сюжетом. Подробнее о них можно почитать в этой статье. Одна из самых простых коробок для сюжетно-ролевой игры – это ферма. Самое интересное для маленького ребенка здесь – это кормить домашних животных (Ozon, My-shop, KoroBoom), насыпая им корм в корыта и чашки. Можно также купать животных в водоеме, отправлять спать в сарай, сделанный из коробки от молока, и т.д.

На фото коробка, которую я делала для Таисии, когда ей было 2,5 года. Надо заметить, что для ребенка младше 2 лет не стоит использовать слишком много элементов, т.к. ему нужно побольше свободного места, чтобы развернуться, а постоянно падающие заборчики и деревья могут его расстраивать. Достаточно просто положить несколько животных, плошки, ложки, сделать сарай из коробки, а дальше уже ориентироваться на интересы ребенка.

Искренне ваша, Яна Разначенко

РАЗВИВАЮЩИЙ КОВРИК СВОИМИ РУКАМИ

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ТЕСТОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЧТО ПОДАРИТЬ РЕБЕНКУ НА 1 ГОД? ЛУЧШИЕ ИДЕИ ПОДАРКОВ

            Весна понемногу вступает в свои права. Все больше греет солнышко, тают сосульки, бегут ручьи по асфальту… Весной столько всего интересного! Совсем скоро садоводы-огородники примутся за работу: копать, сажать, поливать.… Почему бы и нам с детками не заняться семенами? Безусловно, можно и вырастить что-нибудь. Однако самым маленьким будет интересно с ними поиграть! Тем более, что это будут игры на развитие мелкой моторики!

Игры с крупами, фасолью и макаронами

Пересыпаем крупы. Это самые простые, но любимые всеми детишками игры. Можно просто пересыпать из миски в миску, в воронку, руками, ложками, небольшим половником.

Ищем клад. Прячем в крупу небольшие игрушки и ищем их. Потом подсчитываем улов. Спасаем зверей из зыбучих песков. Ищем наклейки под слоем пшена.

Варим суп из смеси круп и кормим им игрушки. Мы любим готовить по «рецепту». Я рассказываю Антошке, что для супа нам надо 1 чайную ложку фасоли, 2 столовых — гречки, 3 чайные – овсянки, 1 щепотку манки и т.п. Туда же ломаем спагетти. Заодно ребенок учится считать.

Просеиваем, смешав крупу и макароны с манкой. Пшено можно просеивать через игрушечное сито или дуршлаг.

Перевозим грузы и играем в разные сюжетные игры – пустыню, стройку и т.д.

Сортируем по виду, форме, цвету. Раскладываем в лотки для яиц, формочки для льда, как кучками, так и по одной – каждую в свой домик.

Кормим Гошу макаронами. Я уже рассказывала про нашего птенца Гошу в статье про игры с прищепками. Антошка очень любит его кормить. Также просовываем фасоль в узкую дырочку в баночке из-под влажных салфеток.

Делаем бусы из макарон. Если их раскрасить, то можно чередовать цвет.

Насаживаем макароны на стержень (шпажки). Этот вариант проще, чем бусы и поэтому подходит для самых маленьких. Шпажку вы можете держать в руке или закрепить ее в пластилине. Можно сделать несколько таких стержней и нанизывать на них макароны, сортируя их по цветам.

Выкладываем по контуру, например, дорожку, круг из фасоли. Для детишек постарше – по контуру раскраски. Также можно выкладывать рисунки – солнышко, лицо и т.д.

Выкладываем логические ряды. Белая фасоль – красная – белая –красная. Или макароны бантиком – ракушка – бантик – ракушка.

Играем с малышами 1-2 лет

Знакомство с крупой для самых маленьких обычно проходит легко, ведь большинству детей нравится все новое. Если же кроха отнесся к новому занятию с опаской, взрослому также следует включиться в игру, продемонстрировав ее возможности. Дети до трех лет учатся через подражание близким людям. Они видят, насколько интересно перекладывать мелкие предметы, и постепенно учатся делать это самостоятельно.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развивающие игрушки для детей от 1 до 2 лет

На первых порах ребенку достаточно перекладывать крупу с коробочки в коробочку, стараться удержать пальчиками зернышки. Постепенно задача усложняется, и ребенок учится:

  • перекладывать сыпучие в емкости или детскую посуду с помощью ложки или кружки;
  • брать пинцетом фасоль, макаронные изделия или горох;
  • бросать крупинки через узкое отверстие в банке, слушая звуки;
  • искать ручками в лотке с сыпучими маленький «клад» (игрушку, конфету);
  • искать в манке более крупные сыпучие (макароны, фасоль) просеивая ситечком;
  • выкладывать из крупы цветные буквы, дорожки, орнаменты;
  • самостоятельно зарывать и откапывать мелкие игрушки;
  • сыпать мелкую крупу, манку или соль щепоткой;
  • топтаться ногами по крупе, рассыпанной в тазике.

ИНТЕРЕСНО: развивающие игрушки для детей от 2 лет

Занять кроху на кухне, пока мама готовит еду, позволит сенсорная коробка. Для ее создания нужен крупный контейнер из пластика, который следует заполнить наполовину разными по размеру и цвету крупами. В крышке нужно проделать два отверстия для маленьких ручек, чтобы малыш мог перебирать сыпучие, но не сорить при этом.

Картины из крупы

Деткам постарше можно предложить собрать узоры из различных видов круп. Можно выполнить это на столе, а можно на листе картона, предварительно нарисовав рисунок и намазав клеем. А можно «рисовать крупой» на пластилине.

Игры с мелкими предметами, такими как семена фасоли, гороха, зернышки риса и гречки, прекрасно развивают мелкую моторику рук малышей, и способствует развитию речи. Такие игры легко превращаются в полезные занятия.

А в какие игры на развитие мелкой моторики играете вы?

Счастливых всем малышей!!!

Людмила Поцепун.

Читайте далее:

Стручковая фасоль при грудном вскармливании — можно ли кормящей маме?

Развивающие игрушки для детей до 1 года на мелкую моторику — топ лучших (фото)

Сыпь на теле у ребенка: фото с пояснениями — мелкая, похожая на мурашки, красная и без зуда

Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры (дошкольного возраста)

Сенсорное развитие детей 2-3 лет и раннего возраста через дидактические игры

Ложный круп у детей — симптомы и лечение болезни, причины, правила неотложной помощи

Игры с крупами, фасолью и макаронами

Пересыпаем крупы. Это самые простые, но любимые всеми детишками игры. Можно просто пересыпать из миски в миску, в воронку, руками, ложками, небольшим половником.

Ищем клад. Прячем в крупу небольшие игрушки и ищем их. Потом подсчитываем улов. Спасаем зверей из зыбучих песков. Ищем наклейки под слоем пшена.

Варим суп из смеси круп и кормим им игрушки. Мы любим готовить по «рецепту». Я рассказываю Антошке, что для супа нам надо 1 чайную ложку фасоли, 2 столовых — гречки, 3 чайные – овсянки, 1 щепотку манки и т.п. Туда же ломаем спагетти. Заодно ребенок учится считать.

Просеиваем, смешав крупу и макароны с манкой. Пшено можно просеивать через игрушечное сито или дуршлаг.

Перевозим грузы и играем в разные сюжетные игры – пустыню, стройку и т.д.

Сортируем по виду, форме, цвету. Раскладываем в лотки для яиц, формочки для льда, как кучками, так и по одной – каждую в свой домик.

Кормим Гошу макаронами. Я уже рассказывала про нашего птенца Гошу в статье про игры с прищепками. Антошка очень любит его кормить. Также просовываем фасоль в узкую дырочку в баночке из-под влажных салфеток.

Делаем бусы из макарон. Если их раскрасить, то можно чередовать цвет.

Насаживаем макароны на стержень (шпажки). Этот вариант проще, чем бусы и поэтому подходит для самых маленьких. Шпажку вы можете держать в руке или закрепить ее в пластилине. Можно сделать несколько таких стержней и нанизывать на них макароны, сортируя их по цветам.

Выкладываем по контуру, например, дорожку, круг из фасоли. Для детишек постарше – по контуру раскраски. Также можно выкладывать рисунки – солнышко, лицо и т.д.

Выкладываем логические ряды. Белая фасоль – красная – белая –красная. Или макароны бантиком – ракушка – бантик – ракушка.

Фасоль, горох – раскладываем, выкладываем, сортируем, считаем

C фасолью и горохом можно придумать множество мини-игр. Фасоль крупнее, чем пшено и рис, поэтому использовать ее для развития мелкой моторики удобнее. Вот несколько примеров ее применения.

1. Самодельные сортеры

Проделайте отверстие в крышке молочной бутылки. Или в боковой стенке коробки из-под каши. Пусть малыш запихивает туда фасолинки. Тренируется пинцетный захват, координация движений.

2. Проложи дорожку, выложи узор

Нарисуйте двух персонажей в разных концах листа бумаги (например, зебру и жирафика). Между ними проведите дорожку. Попросите ребенка помочь выложить дорожку фасолинками. Объясните, что тропинка идет через топкое болото, надо замостить ее, чтобы друзья могли ходить друг к другу в гости.

3. Сортировка

Как в сказке про Золушку: смешайте фасоль и горох, поставьте перед ребенком две чашечки – пусть раскладывает. Не забывайте про «цель»! Цель – пусть придуманная и самая примитивная, но увлекательная – должна быть в каждой игре.

Польза

Многим в детстве запрещали играть с едой. Но из любых правил есть исключения. Игры с крупами интересные, с ними можно придумать массу увлекательных занятий – пересыпать, сортировать, выкладывать фигуры и цифры, прятать внутри «сюрпризы». В процессе несложных манипуляций ребенок развивается интеллектуально и физически, становится более усидчивым.

Польза игр с крупой:

  • развивают мелкую моторику;
  • улучшают концентрацию внимания;
  • учат ориентироваться на плоскости;
  • развивают сенсорное восприятие (тактильные ощущения);
  • активизируют фантазию и творческие способности.

Игры с крупами по Монтессори

Как известно, методика Марии Монтессори основана на развитии самостоятельности у детей, осознанности выбора, дедуктивных играх. Главная цель – подготовить подрастающее поколение к взрослой жизни и составить правильную, реальную картинку окружающих вещей и строения мира. Именно поэтому Монтессори не одобряет ранние игры с крупами. Ребенок до 3 лет не понимает, что такое гречка или фасоль, что значит варить, зачем это нужно. Он не в силах провести аналогию между песком и похожей на него манкой, не может восторгаться необычным, окрашенным в яркие цвета рисом. Когда он играет с едой, он не воображает себя великим шеф-поваром, а просто хочет скопировать взрослого, чтобы лучше понять окружающий мир.

Дидактические игры с крупами по Монтессори предполагают их использование по назначению, то есть для приготовления пищи. Для дошкольников гораздо безопаснее намазать варенье на хлеб. Здесь понятно, зачем это нужно, виден конечный результат и отсутствует риск получить ожог.

Однако если поиграть с крупами очень хочется, то можно:

  • знакомить детей разными видами круп: манной, гречневой, пшенной, овсяной, рисовой, перловой, ячневой, кукурузной;
  • учить отличать крупы друг от друга на ощупь и по внешнему виду;
  • в процессе игры показывать технологию приготовления каши.

Пшено, манка – используем, как песок

Пшено, как и рис, перед игрой надо промыть и просушить. Пшено мелкое, сыпучее, причем при пересыпании приятно шуршит – это нравится ребенку.

Вам понадобится: пшено, мельница для песка, таз, емкость меньшего объема, ложечка для сыпучих продуктов, палочка, другие игрушки.

Сначала просто показываем, как ложечкой насыпать пшено в мельницу, как будут крутиться лопасти, поясняем процесс и даем ребенку самостоятельно поиграть. Дальше ход игры будет зависеть от малыша. Ребенок может пересыпать крупу из емкости в мельницу, играть с фигурками животных (или с машинками).

Если случится так, что пшено застрянет, покажите, как можно очистить отверстие с помощью палочки.

Играть с манкой лучше на ограниченном пространстве. Она подходит для рисования пальцем или палочкой. Для этого достаточно ровным слоем распределить ее на подносе или другой поверхности. Можно использовать и в других играх (прочитайте статью про игры с песком, особенно про игры с сухим песком; там можно взять идеи для занятий с манкой).

Игры для возраста 4-7 лет

Сенсорные игры с крупами не теряют актуальности и в старшем дошкольном возрасте. Теперь задания усложняются и требуют проявления смекалки, логики, воображения.

  • Бусы из макарон. Макароны с отверстием нужно нанизать на нитку или ленту – сделать бусы для мамы. Хорошо использовать несколько видов макарон. По желанию их можно раскрасить гуашью.
  • Аппликация «зимняя сказка». На плотной бумаге (картоне) темного цвета нужно нарисовать клеем ПВА снеговика, облако, точки (снег), елку. После каждой нарисованной фигуры сверху необходимо сыпать манную крупу, а остатки стряхивать.
  • Составь пару. 5-7 видов круп следует отварить – буквально по 2 столовые ложки. Дальше в чашки насыпаются крупы, а рядом в тарелочки – каши. Ребенок должен найти пары, опираясь на внешний вид, запах, вкус.
  • Изучаем цифры и буквы. Из фасоли, макарон, гречи на распечатанном контуре нужно выложить цифры: 1, 2, 3 и т. д. То же самое ребенок проделывает с буквами.
  • В поисках сокровищ. В большое количество манной крупы следует спрятать драгоценности – монетки, стразы, бусины, маленькие машинки, колечки. Нужно отыскать все сокровища. Хорошо в нее играть вместе с другими детьми.
  • Угадай крупу на ощупь. Ребенку завязывают глаза и ставят перед ним разные крупы в чашках. Он должен верно определить, где какая, и произнести названия.
  • Сенсорная коробка «Огород и ферма». Вместе с малышом в большом пластиковом контейнере можно сделать огород из гречки, пастбище из зеленой чечевицы или окрашенного риса, поставить забор, фигурки зверей, насыпать им корм (из разных круп). Играть можно по-разному: сажать в огород овощи из пластилина, кормить животных, выгонять на пастбище, находить лишний предмет (дикое животное, фрукт), считать предметы и т. д.

У игр с крупой есть масса достоинств. Они увлекательные, не требуют вложения денег, подходят для коллективных занятий, например, в детском саду. Работа с крупинками способствует развитию мелкой моторики, воображения, речи и многого другого. Выберете игру по возрасту или придумайте свою – и получите вместе с малышом и пользу, и удовольствие!

Что нам понадобится для игр с крупами:

Естественно, самым главным нашим атрибутом будут разнообразные крупы. Для игры подойдут все, что у вас есть – манка, кукурузная крупа, гречка, перловка, чечевица, рис, семечки, горох, фасоль. Еще нам понадобятся:

мелкие игрушки, например из киндер-сюрпризов,
– желуди, каштаны, орешки,
– клей, разноцветный картон, надувные шарики,
– различные емкости (разные по величине тарелки, жестяные коробки, пластиковые контейнеры, и т.д.),
– игрушечная посудка, лопатки, ложечки, сито, воронка,
– деревянная доска,
– пищевые красители,
– клеенка или покрывало (если хотите локализовать зону уборки).

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий