Гиперактивный ребенок

Как помочь ребенку: советы психологов

Что делать родителям, если ребенку поставили диагноз гиперактивность?

  1. Не паниковать.
  2. Обеспечить малышу спокойные условия с минимумом стрессов.

    Ребенок не должен наблюдать семейные конфликты и быть их участником.

  3. Создать доброжелательную атмосферу.
  4. Реже использовать запрещающие слова, так как это вызывает протест и возбуждает нервную систему.
  5. Установить распорядок дня. Контролировать его исполнение придется родителям. Однако делается это мягко, без открытого принуждения.

Дать возможность расходовать лишнюю энергию, обязательно ходить каждый день на прогулки. Однако учтите, что такие занятия, как бокс, силовая борьба для гиперактивных детей противопоказаны, это повышает уровень возбудимости.
Разговаривать с малышом спокойно, мягко.
Если ребенка пугает большое скопление людей, избегать подобных мест, приучать его к обществу постепенно.

Хвалить малыша.
Не давать ему сразу несколько поручений, лучше сосредоточиться на одной задаче.

Помогать, если у него что-то не получается. Делать это надо спокойно.

Если у ребенка не получается завязать шнурки, не надо кричать на него, а необходимо сделать это вместе, обязательно похвалив малыша даже за небольшие успехи.

Не торопить. Если вы куда-то спешите, начнитесь собираться заранее. Ребенок не понимает, что вы опаздываете, но ему передается нервозность родителей.
Выделить ребенку комнату или отдельное место, где он сможет спокойно играть заниматься самостоятельно.
Не говорить ребенку, что он плохой, непослушный. Выражайте недовольству непосредственно поступком, а не личностью.

Как успокоить гиперактивного ребенка?

Если ребенок перевозбуждается, следует успокоить его сменив обстановку и окружающие обстоятельства на более спокойные. Для детей с СДВГ огромную роль играет физический контакт. Ребенка следует обнять, можно пожалеть и прижать к себе. Ближе к вечеру можно воспользоваться релаксационными ваннами с добавлением соли. Помогает использование массажа, легкой музыки. Можно почитать ребенку любимую сказку или рассказать любую из известных родителям.

Известно, что материнский голос действует успокаивающее, если разговор вести на низких тонах. Поэтому, такой контакт никак нельзя недооценивать при воспитании. Многих родителей интересует, как уложить спать гиперактивного ребенка. Иногда никакие советы не помогают наконец-то успокоить разбушевавшегося малыша, тогда в помощь приходит сказкотерапия. Дети всегда остаются детьми, даже с нескончаемым запасом энергии. Сказкотерапия положительно влияет на ребенка, если рассказы прочитаны спокойным, убаюкивающим голосом.

Часто такое поведение может спровоцировать настоящий фурор в самом неподходящем месте. Если вы в гостях, постарайтесь увести ребенка в другую комнату, где не будет никого. Смена обстоятельств необходима для переоценки внешней среды. Затем следует поговорить с ребенком, выяснить его желания и требования, по возможности, удовлетворить их или объяснить, почему нельзя этого сделать. Взаимодействие с гиперактивными детьми лучше всего выходит, если говорить тихим спокойным голосом.

Некоторые родители, не зная, как общаться с гиперактивным ребенком, могут оскорблять, ругать его, что приводит к совсем неутешным результатам. Неторопливый разговор и правильные вопросы помогут ребенку самому осознать неверность своего поведения и сделать правильные выводы.

Гиперактивный ребенок в школе

В младших классах школы гиперактивность детей проявляется наиболее ярко. Этот период связан с переходом к ведущей деятельности – учебной. Именно в условиях систематической и длительной работы синдром гиперактивности детей очень убедительно заявляет о себе. Родители неожиданно обнаруживают негативные последствия неорганизованности, неусидчивости, чрезмерной подвижности, неприемлемого поведения маленького озорника и только теперь начинают с ними бороться.

Проблемы с учебой

Проблемы детей с расстройством поведения и связанные с этим трудности в учебе особенно актуальны в настоящее время. Гиперактивность у детей становится причиной их постоянного возбуждения, непоседливости и невнимательности. Такие дети нуждаются в постоянном контроле учителя. На уроке гиперактивный ребенок занят своими делами, его сложно удержать на месте, донести до него задание. Он неудобен учителям в силу своей импульсивности и чрезмерной активности. Педагоги не всегда знают, как успокоить гиперактивного ребенка. А с учетом того, что современная школа – это система правил, требований и норм, регламентирующих жизнь ученика, можно сделать вывод, что существующая система образования не приспособлена к особенностям детей с синдромом ДВГ.

Гиперактивные дети характеризуются неустойчивой работоспособностью, что является основной причиной увеличения количества ошибок в ответах и письменных работах. Навыки чтения и письма у таких учеников намного ниже, чем у одноклассников, хотя часто не соответствуют способностям их интеллекта. К тому же непоседливый школьник вовсе не склонен выслушивать рекомендации взрослых, а тем более следовать им.

Общение в коллективе

Чаще всего гиперактивные дети испытывают сложности в общении с ровесниками. В начальных классах с таким малышом не хотят играть, так как он навязывает свои правила и полностью отвергает установленные порядки. В игре маленький озорник претендует на главную роль, но способен запомнить всего пару правил, в которых то и дело путается. В результате играет, как ему заблагорассудится, что совсем не устраивает остальных – они спешат исключить переменчивого «компаньона» из игры.

Гиперактивность ребенка мешает ему найти друзей – частые обиды, порой переходящие в агрессию, способны оттолкнуть даже дружелюбно настроенных ребят

Он старается обратить на себя внимание всеми возможными способами, начинает вредничать, получая все больше замечаний от учителей и родителей. Его самооценка падает: решив, что он хуже всех, выбирает соответствующее поведение

Обидевшись и не успев подумать, сорванец способен ударить обидчика. В то же время он считает, что поступает правильно, и искренне не понимает причин негативного отношения к нему одноклассников.

Совет 3 — что делать желательно

Научитесь всей семьей комфортно жить с гиперактивным ребенком. Заметьте, комфортно должно быть каждому члену семьи. Поверьте, такое возможно, даже, если малыш гиперактивный! Дети вообще очень чутко реагируют на настроение родителей. А сверхэмоционального и впечатлительного СДВГ-шку тревожность или подавленность папы с мамой вовсе способны повергнуть в панику.

В этой ситуации велика опасность «попасть в заколдованный круг»: гиперактивное чадо, само того не желая, держит родителей в постоянном напряжении. Родители нервничают, а эта нервозность передается малышу и способствует усилению гиперактивности. Страдает ребенок, да и родителям это не прибавляет здоровья.

Поэтому, умение расслабляться я считаю одним из ключевых факторов благополучия семьи.

Подменяйте друг друга. Постоянно находиться с гиперактивным непоседой утомительно

А, ведь, ему важно ощущать Вашу любовь, заряжаться от Вас спокойствием и оптимизмом. Оставаясь с ним по очереди, все члены семьи будут иметь возможность сделать какие-то домашние дела, привести себя в порядок и отдохнуть.
Если ситуация сложная и запущенная, то без успокаивающих лекарственных средств для родителей, пожалуй, не обойтись

Гиперактивным детям любые медикаментозные препараты должен назначать только врач. Экспериментировать в этой области небезопасно. Даже безобидные, на первый взгляд, успокаивающие травки могут быть противопоказаны малышу — на детей они могут действовать совсем не так, как на взрослых. Если ребенок гиперактивный, детский невролог или психиатр подберет лекарства, которые помогут снизить возбудимость, нормализовать сон. Это позволит СДВГ-шке учиться, общаться со сверстниками и вести полноценный образ жизни.
Есть и другие способы снять нервное напряжение. Общеизвестен факт, что умеренные физические нагрузки нейтрализуют воздействие стресса на организм, уменьшают проявления гиперактивности. Это прекрасная возможность проводить время с пользой для всей семьи и, одновременно, получать удовольствие. Что делать: бегать, плавать, танцевать или заниматься йогой? Есть советы, какие виды спорта для гиперактивных подходят больше. Но выбор за вами. Единственное условие — безопасность.

Как справиться с ним дома?

Что делать с гиперактивным ребенком?

Родителям стоит как можно раньше обратить внимание на сверхактивного малыша

Важно обеспечить комфортную обстановку для развития. Противопоказаны стрессы, семейные конфликты

Противопоказаны стрессы, семейные конфликты

Важно обеспечить комфортную обстановку для развития. Противопоказаны стрессы, семейные конфликты

Ребенок с 2 лет реагирует на настроение близких людей, поэтому взрослые должны сохранять спокойствие и уравновешенность.

При общении с гиперактивным малышом потребуется терпение. Если вы будете на него кричать, и тем более наказывать физически, это приведет к усугублению ситуации.

Обязательно занимайте его какой-нибудь деятельностью. Не давайте сразу много игрушек, пусть учится сосредотачиваться на небольшом количестве предметов.

Причины

Обычно гиперактивность у детей является следствием серьёзных психических расстройств. Все они отражены в МКБ-10:

  • гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
  • гиперкинетическое расстройство поведения;
  • другие гиперкинетические расстройства.

Если рассматривать причины гиперактивности (а точнее — вышеперечисленных гиперкинетических расстройств) более подробно, к ним относятся:

  • экологически неблагоприятные условия проживания;
  • осложнённое течение беременности и родов;
  • несовместимость матери и плода;
  • тяжёлые заболевания в первый год жизни малыша;
  • наследственность;
  • органические поражения головного мозга;
  • неправильное, недостаточное питание.

Вопрос о причинах детской гиперактивности в психотерапии остаётся открытым и спорным и по сей день.

Советы родителям

Труднее всех приходится родителям, которые хотят, но не знают, как помочь гиперактивному ребёнку и что делать, когда его поведение выходит из-под контроля.

Как воспитывать

  1. Избегать завышенных требований.
  2. Чаще хвалить за любые успехи, достижения, соблюдение правил и норм поведения.
  3. Создавать ситуации успеха, в которых будут проявляться его сильные стороны.
  4. Не ломать его, насильно заставляя что-то делать. Добиваться всего только лаской и добротой.
  5. Читать обучающие и развивающие сказки, анализировать их, делать вместе выводы о том, что хорошо, а что плохо. Вспоминать ситуации из книг в жизни, применять их на практике.
  6. Не лишать общения со сверстниками, но постоянно быть начеку и контролировать этот процесс, вовремя вмешиваясь и предупреждая конфликты.
  7. Постоянно взаимодействовать с ребёнком, а не избегать его. Ходить вместе гулять, разговаривать по душам, доверять ему.
  8. Домашнее и школьное воспитание должны идти в одном русле. Родителям нужно быть в постоянном контакте с учителем.

Как себя вести

  1. Не кричать, не повышать голос.
  2. Оставаться абсолютно спокойными, набраться терпения. Повторять своё требование до тех пор, пока он его не выполнит.
  3. Не спорить, не вступать в конфликт. В любой ситуации стараться находить компромисс.
  4. Не обращать внимания на негативные поступки. Уметь их игнорировать.

Как успокоить

Родители и учителя знают, как нелегко справиться с ребёнком, который постоянно находится в движении, не слушается и залезает туда, куда не надо. Советы психолога — в помощь в подобных ситуациях.

Часто родители находятся в абсолютной растерянности, как общаться с ребёнком, если он не реагирует на замечания

В первую очередь нужно привлечь его внимание. Можно громко охнуть, округлить глаза, схватиться за голову — одним словом, изобразить страх, панику, ужас, удивление

Когда непоседа с недоумением остановится перед вами и спросит, что случилось, необходимо включить фантазию и создать надуманную ситуацию. Например:

  • вы забыли счёт от 1 до 20 — попросите его напомнить;
  • вы не знаете, какие звуки произносят животные (кошка, корова, собака) — он должен по очереди воспроизвести их;
  • если не убрать игрушки в комнате, из магазинов исчезнет весь запас мороженого, так что надо срочно всё расставить по своим местам.

В таких ситуациях хорошо срабатывает метод якорения из НЛП. С малышом нужно договориться заранее о каком-то сигнале, который должен призывать к определённому действию. Например, он может быть роботом, на носу у которого есть кнопка отключения. Как только взрослый на неё нажимает — робот больше не может двигаться. В моменты, когда поведение становится неуправляемым, это отлично срабатывает. Таких игр-якорей можно найти или придумать самостоятельно довольно много.

Подобные рекомендации родителям гиперактивных детей дают на консультациях детские и семейные психотерапевты.

Временные рамки в воспитании гиперактивного ребенка

Обязательно необходимо напоминать ребенку о времени. Детям с повышенной двигательной активностью очень сложно запоминать задачи и контролировать их выполнение во времени. Напоминания играют важнейшую роль, если нужно собраться в садик или быстро убраться в комнате. Следует предупреждать ребенка, что до окончания определенного задания осталось, например, 5 минут. Таким образом можно контролировать выполнение поставленной задачи.

Если приучить ребенка к такому способу контроля режима своего дня, он с легкостью сможет делать это самостоятельно в более старшем возрасте. Хорошим помощником в таком деле станет календарь. Планирование и четкие формулировки временных рамок способны контролировать поведение ребенка, как только он приучится следовать им беспрекословно. Для этого нужно в большую половину этого плана включить любимые занятия ребенка. Это могут быть игры на свежем воздухе, просмотр любимых передач или другие занятия, которые способны расходовать его энергию. Сразу за физическими упражнениями необходимо ставить умственные задачи. Измотавшись физически, ребенок отдыхает умом, поэтому решать логические школьные упражнения ему будет гораздо легче после тренировок.

Какая обстановка должна быть в доме? Организация работы в школе

Как вести себя дома

Взаимодействовать с гиперактивным ребенком всегда сложно.

Особенно если в глубине души вы постоянно сравниваете его с абстрактной или вполне существующей девочкой (мальчиком) без отклонений.

Кричать, нервничать, запрещать абсолютно бесполезно и не приведет ни к чему хорошему.

Вы можете только изменить атмосферу в доме, свою внутреннюю реакцию на его поведение и разработать правильную тактику.

Важно помнить, что малыш с СДВГ не знает запретов, он не понимает слова «нет», зато отлично отзывается на похвалу. Справиться с таким чадом непросто


Справиться с таким чадом непросто

Ему, как неуверенной в себе личности, очень важно знать, что он хоть в чем-то хорош и что его мама любит его, а не изводит упреками. На начальном этапе это личность нервозная, пребывающая в постоянном психическом напряжении

На начальном этапе это личность нервозная, пребывающая в постоянном психическом напряжении.

Потому так важно, чтобы у него была отдельная комната со своей зоной уединения, где чадо может немного «остыть». Оформите ее в спокойных цветах, избегая контрастов

Обговорите новый способ коммуникации с супругом

Оформите ее в спокойных цветах, избегая контрастов. Обговорите новый способ коммуникации с супругом.

В доме не должно быть криков, споров, ругани. Ваша задача — сделать будни спокойными, без неожиданных сюрпризов.


Найти подход можно даже к самому сложному ребенку

Составьте распорядок дня, который станет «железным» правилом, несмотря ни на что.

Не торопите ребенка, но давайте четкие рамки выполнения задания. К примеру: 18:00–18:40 — уборка игрушек.

Идеально иметь настенный таймер, который показывает, сколько времени осталось.

Вообще для таких детей понятия времени не существует.

У них нарушена причинно-следственная связь: «сделал правильно сейчас» — «получил награду завтра», не работает.

Обратная связь нужна немедленно. В школе это практически никогда не представляется возможным, поэтому пусть хотя бы дома все станет очевидным.

Сделал что-то правильно — похвалите или поощрите вкусняшкой. Хорошо показала себя «система жетонов».


Главная задача родителей в том, чтобы правильно организовать время малыша

Приобретите любые пластиковые фишки и выдавайте их за каждое дело, доведенное до конца, или маленькую победу.

Когда их накопится 10 штук, к примеру, посетите зоопарк, купите игрушку или угостите чем-нибудь особенным.

Как вести себя в школе

В школе первым делом поговорите с преподавателями или классным руководителем об особенностях вашего ребенка.

Многие не знают, что такое СДВГ, объясните им подробно. Учителя должны стать вашими союзниками, а не врагами.

Лучше всего, если ваш ребенок будет сидеть прямо напротив доски, вблизи учителя, чтобы быстро и без затруднений задать интересующий вопрос.

Хорошо, если задания будут даваться дробно и фиксироваться мелом на доске. Попросите не требовать от него сразу слишком многого.


Существуют психологические приемы, которые облегчат процесс воспитания

Возможно, вначале первые победы будут выглядеть так:

  1. Выполнил задание от начала до конца, не вскакивая, но написал буквы криво
  2. Почерк стал ровнее, но встречаются пропуски букв
  3. Ответил правильно, но цифры смотрят в неправильную сторону

Поверьте, вдохновленный поощрением кроха, будет стараться еще больше, что благотворно повлияет на успеваемость в целом.

Стимулируйте его интерес таким образом. Ожидайте только самого лучшего от вашего ребенка, и он будет стараться радовать вас чаще!

Способы и методы коррекции гиперактивности

Эффективным методом коррекции гиперактивности, в зависимости от выраженности симптомов, является самостоятельные занятия с ребенком либо профессиональная помощь психолога. Она направлена на выработку усидчивости, постепенно усложняя и продлевая время выполнения различных задач, развитие произвольного внимания посредством различных методик и тестов. Коррекция и развитие эмоций малыша.

Если диагноз СДВГ ставит невролог или психиатр, то ребенку назначается медикаментозное лечение, на основании длительного и тщательного обследования. Если у истоков этого расстройства стоят проблемы в работе головного мозга и его коры, то правильно подобранное лечение специалистами и выполнение всех рекомендаций могут полностью избавить ребенка от этого недуга.

Гиерактивный ребенок и рекомендации психологов

Многие родители боятся обращаться за помощью к психиатрам и неврологам, опасаясь непонятно чего. Зачастую подобная паранойя обусловлена различными страшилками про злых эскулапов, которые только и ждут, как бы замучить ребенка новомодными психотропными веществами.

Не уподобляйтесь подобной глупости, но если все же вы опасаетесь медицинских работников, то воспользуйтесь рекомендациями психологов:

Не относитесь к гиперактивности своего малыша, как к недостатку, приучите себя к мысли, что это просто его особенность.
Будьте терпеливы по отношению к ребенку и не злитесь, если он не расслышал вас с первого раза.
Не кричите на своего непоседу. Если ребенок ощутит на себе проявления вашей раздражительности, то окончательно потеряет контроль над собственными эмоциями. Так что вместо того, чтобы трясти его и кричать, что он должен успокоиться, обнимите его, погладьте по спине и тихим голосом узнайте, что у него случилось.
Возьмите привычку слушать вместе с ребенком спокойную и расслабляющую музыку. Для подобных сеансов релаксации отлично подойдут классические композиции.
Не давайте ребенку сразу много игрушек

Начните с пары самых любимых, пусть он учится сосредотачивать свое внимание на них.
Будьте внимательны к своему ребенку и при появлении первых признаков агрессии, отвлекайте его на другой вид занятости.

Информация для родителей

Возьмите за правило посещение специалистов, которые оценивали бы, правильность лечения и динамику происходящих изменений в поведении ребёнка. Это поможет своевременно скорректировать ваши действия.

Для детей с гиперактивностью следует подобрать особый рацион питания. Для всех полезно сбалансированное питание, а для сверхактивных деток нужно обогатить пищу продуктами, содержащими Омега-3 жиры, он должен получать комплекс витаминов и минералов, поэтому рацион должен быть разнообразным. И самое главное, учёные доказали прямую связь между потреблением сахара и возбудимостью детей. Сведите к минимуму потребление сладостей.

Делайте конфеты самостоятельно с использованием сухофруктов, орехов с добавлением меда. Можете привлекать к этому процессу ребёнка. Он с удовольствием съест конфету, приготовленную собственноручно. Пусть сахар ребёнок получает из фруктов, исключением являются заводские фруктовые соки. Сок можно приготовить самому, но ребёнку нужно разбавить его напополам с водой. Печенье заменяют крекерами, а если вы решили побаловать ребёнка мороженым, предпочтение отдайте ванильному.

В рационе не должно быть продуктов, способных вызвать аллергию, табу — газированные напитки.

Как лечат гиперактивность у взрослых?

Как бороться с гиперактивностью? Прежде чем начать принимать медицинские препараты, стоит обратить внимание и на другие способы лечения гиперактивности у взрослых:

  • организовать правильное питание, обеспечить поступление в организм достаточное количество витаминов, употреблять меньше белого сахара и продуктов с искусственными добавками;
  • правильно организовать режим дня: ложиться и вставать примерно в одно и то же время, спать по ночам, питаться несколько раз в день;
  • избавляться от лишней энергии путем физической нагрузки;
  • не сидеть больше часа на одном месте, давать себе возможность подвигаться;

бывать на природе, чаще отдыхать от городского шума и избытка информации;
практиковать методы релаксации — медитацию, дыхательные упражнения, аутотренинг;

не назначать лекарства, не посоветовавшись с врачом — неправильный выбор препарата способен усугубить проблему;
общаться с друзьями, родственниками, не быть слишком долго в одиночестве. Социальная активность помогает избавиться от лишней энергии;
учиться сдерживать себя, развивать силу воли;

уделить внимание развитию усидчивости, вниманию, памяти, воображения;

Занятия следует проводить с перерывами, не перегружая слишком сильно мозг.

найти себе хобби, которое будет приносить положительные эмоции и успокаивать.

Гиперактивность — это не приговор, а особенность работы головного мозга. Скорректировать поведение поможет правильный подход, но при ярко выраженной гиперактивности и синдроме дефицита внимания рекомендуется консультация психолога и врачей.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность. Советы родителям:

Наша интересная группа Вконтакте:

Причины

Основными причинами, которые могут вызывать нарушение функций нервной системы ребенка, а, следовательно, и синдром гиперактивности, специалисты считают следующие ситуации:

  • Наследственность (генетическая предрасположенность)
  • Повреждения клеток мозга во внутриутробном периоде или во время родовой деятельности.

Это могут быть гипоксия плода, инфекции, родовые травмы.

Нарушения, вызванные в результате неблагоприятной обстановки в семье, ненормальными условиями обитания, неправильного воспитательного процесса, заболеваниями и травмами после рождения.

По статистически данным гиперактивностью чаще страдают дети мужского пола. На пять мальчиков только одной девочке ставят такой диагноз.

2. Почему дети бывают гиперактивными

Если ваш ребенок представляет собой сгусток энергии и заставить его сидеть на месте вам не представляется возможным, значит, вероятнее всего, у него имеется синдром недостатка внимания и гиперактивности.

С одной стороны, это не так уж и плохо, психологи утверждают, что гораздо страшнее, когда ребенок совершенно не проявляет активности и его обычное состояние – спокойствие. Например, практически все дошкольники в детском саду и на игровой площадке ведут себя резво и бойко. Однако, если гиперактивность вашего малыша вызывает некоторые проблемы в школе, мешает ему учиться, строить отношения со сверстниками, то возникает необходимость посетить педиатра и невропатолорга.

Синдром гиперактивности у детей является одним из самых распространенных заболеваний мозга и может продолжаться в подростковом и взрослом возрасте.

Причиной того, что у ребенка проявляется гиперактивность, может стать нездоровый образ жизни матери во время беременности (табак, алкоголь, наркотики), ее нестабильное эмоциональное состояние, чрезмерные переживания в этот период.

Также повышенное содержание сахара в крови матери имеет негативное влияние на формирование синдрома гиперактивности у ребенка.

В группу риска попадают дети, в роду которых уже встречались случаи гиперактивности или других нарушений психического здоровья. Экологический фактор также имеет свое влияние на формирование нервной системы малыша: токсические вещества вредны как ребенку в период внутриутробного развития, так и после рождения. Кроме того, преждевременные роды тоже негативно сказываются на состоянии крохи, когда его нервная система еще далека от совершенства и продолжает претерпевать изменения.

Подведем итог. К причинам развития синдрома гиперактивности у детей относят:

  • вредные привычки беременной женщины;
  • чрезмерное потребление сладостей и повышенный уровень глюкозы в крови;
  • токсины и токсические вещества (экологический фактор);
  • генетическая предрасположенность;
  • преждевременные роды, незрелый плод.

Исследования мозга показали, что при синдроме гиперактивности в детском возрасте мозг созревает по обычной модели, но с задержкой, в среднем, около 3 лет. Задержка развития наиболее ярко проявляется в участках головного мозга, участвующих в процессах мышления, внимания и планирования.

Более поздние исследования показали, что внешний слой мозга имеет замедленное созревание в целом. А его структура, отвечающая правильный обмен данными между двумя половинами мозга показывает аномальный характер роста. Эти задержки и нарушения могут лежать в основе развития синдрома гиперактивности у детей.

Особенности общения с такими детьми

Воспитывать гиперактивного ребенка бывает не просто. Даже при сильной любви к своему чаду, родители не всегда могут выдерживать все его проделки, часто срываются и кричат. А бывает, что вообще перестают заниматься его воспитанием, решив «что вырастет, то вырастет».

Не редко родители пытаются привить такому малышу строгую дисциплину, жестоко пресекая все его выходки и непослушание. Ребенка наказывают за малейшую провинность. Однако такое воспитание только усугубляет проблемы поведения ребенка. Он становится более замкнутым, неуверенным, непослушным.

Перегибать в отношении детей с СДВГ нельзя, чтобы к уже имеющимся нарушениям не добавить новые проблемы (заикание, недержание мочи и прочие). К каждому ребенку с СДВГ необходимо найти свой подход, учитывая его неврологические особенности.

Причины

Ученые выделяют ряд основных предпосылок к развитию гиперактивности у ребенка:

  • наследственная предрасположенность к заболеванию;
  • родовая травма;
  • прием матерью во время беременности некоторых лекарственных средств;
  • курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков во время беременности;
  • осложнения во время родов: кислородное голодание плода, асфиксия;
  • травмы головы, полученные в первые месяцы и годы жизни;
  • неблагоприятная экологическая обстановка.

На развитие гиперактивности может повлиять один из факторов, а может несколько в комплексе. Конфликты в семье, ссоры между родителями, а также неадекватное отношение родителей к состоянию ребенка может привести к значительному усугублению симптомов гиперактивности.

Диагностика синдрома гиперактивности у детей

Для подтверждения диагноза гиперкинетического расстройства врач собирает субъективную информацию об особенностях течения беременности и прохождения родов у мамы, о заболеваниях, которые перенес малыш, а также просит родителей дать характеристику ему и его поведению. После этого сам оценивает симптомы гиперактивного ребенка и обобщает признаки расстройства, исходя из специальных критериев диагностики.

Начиная с пяти-шести лет возможно проведение исследований на наличие гиперактивности детей в виде психологических тестов, по итогам которых измеряются параметры внимательности. Также для диагностирования синдрома проводится магнитно-резонансная томография и электроэнцефалографическое исследование. Аппаратные обследования абсолютно безопасны и безболезненны для малыша. По совокупности результатов определяется наличие расстройства, необходимость дальнейшего лечения и выбор подходящих препаратов.

Симптомы гиперактивности

Каковы признаки гиперактивного ребенка? Как отличить, малыш активный и энергичный, как и полагается здоровому карапузу, или у него развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Характерные симптомы начинают определять к 2-3 годам. Ставить диагноз можно уже в садике, ведь именно там наклонности проявляются активнее всего – в общении с воспитателем, с другими малышами в группе.

Как же проявляется гиперактивность у детей:

  • беспокойство и тревожные состояния даже тогда, когда серьезные причины этого отсутствуют;
  • эмоциональная лабильность, плаксивость, излишняя ранимость и впечатлительность;
  • бессонница, слишком чуткий сон, плач и разговор во сне;
  • проблемы с речью;
  • трудности в общении;
  • игнорирование запретов, норм поведения в обществе и правил – говоря попросту, малыш очень непослушный;
  • приступы агрессии;
  • редко, синдром Туретта – неконтролируемое выкрикивание неуместных и оскорбительных слов.

Все эти проявления и признаки у вашего чада должны стать поводом обращения к специалисту. Невропатолог и психолог выпишут рекомендации и дадут советы, как правильно воспитывать малыша, как его успокоить и снизить вероятность негативного восприятия обществом.

Признаки гиперактивного ребенка

Нервная система слишком активного малыша работает на пределе

Он не может самостоятельно регулировать расход энергии, концентрировать долго внимание на чем-то. Такие симптомы заметны в уже раннем возрасте (в 2-3 годика)
Складывается мнение, что ваш малыш совершенно не слушает вас

Он может отвлекаться на любые шумы, действия, быстро менять занятие
Часто у таких деток наблюдается задержка развития речи, нарушение сна
Они не воспринимают никаких правил, норм. Не любят, когда им запрещают что-либо
Забывают, где положили ту или иную вещь. А иногда и вовсе теряют одежду, обувь и другие предметы
Они часто плачут, волнуются. Им присущи беспокойство, эмоциональность, неусидчивость, импульсивность, резкие перемены настроения

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий