Дислалия у детей: симптомы, причины, диагностика

Что такое дислалия у детей

Дислалия – это нарушение звукопроизношения и неправильное употребление речевых звуков, которое никак не взаимосвязано с поражениями центральной нервной системы или органов слуха органического характера. Такая патология является одной из распространенных в старшем дошкольном и школьном возрасте. В последнее время преобладают полиморфные нарушения звукопроизношения, при которых в будущем ребенку становится проблематично овладевать письменной речью. Кроме этого, отсутствие эффективной коррекции заболевания приводит к появлению таких нарушений, как дисграфия и дислексия.

Коррекционная работа предполагает обследование подвижности речевого аппарата и артикуляционной моторики ребенка

Кроме этого, специалист обращает внимание на фонематический слух и правильность звукопроизношения. В том случае, если не получается справиться с дефектом речи, то помимо обследования логопедом, ребенку может понадобиться консультация таких специалистов, как стоматолог, невролог и отоларинголог

Диагностировать патологию до года довольно проблематично, поскольку дети в этом возрасте практически не разговаривают. После того, как грудничок начинает говорить, то необходимо обязательно следить за его речью.

Причины появления

После того как разобрали определение дислалии и ее разновидности, перейдем к факторам влияющим на ее возникновение. По ее форме разделятся и причины дислалии на органические (механические, анатомические) и функциональные.

В первом случае дефекты произношения появляются из-за анатомически неправильного строения речевого аппарата. Как правило, подобные отклонения передаются по наследству (строение речевого аппарата и его органов). При функциональной дислалии у человека наблюдаются нарушения в работе головного мозга.

В большинстве случаев проблемы с речью возникают из-за анатомических изменений губ и языка.

Если у человека имеются костные аномалии (неправильный прикус, высокое нёбо, мелкие зубы и т. д.), то у него наблюдается физиологическая дислалия. Она является генетическим отклонением и передается от родителей к детям. В некоторых случаях возникает после серьезных травм челюсти.

Сенсорная и моторная функциональная дислалия возникает только из-за социальных и биологических причин.

К социальным причинам относят:

  • окружающее общество с неправильной речью;
  • «сюсюканье» с ребенком (предумышленно неправильное произношение букв при разговоре);
  • одновременное использование двух языков в одной среде (булингвизм);
  • запущенность ребенка в воспитании.

Среди биологических факторов отмечают:

  • запоздалое речевое развитие;
  • неправильная формировка фонематичекого слуха;
  • высокая болезненность ребенка.

Основные формы дислалии появляются именно из-за этих причин. Наиболее подвержены дети в возрасте до 6 лет, так как они еще только обучаются, и все действия повторяют за взрослыми

Из-за этого так важно, чтобы малыша окружали люди с хорошей речью и правильной дикцией

Прогноз на выздоровление и меры профилактики

Если развитие дислалии у детей дошкольного возраста не обусловлено поражением головного мозга, прогноз носит благоприятный характер. В ряде случаев расстройство может быть устранено в зрелом возрасте. Для полноценного закрепления результатов коррекции взрослым членам семьи ребенка требуется соблюдать правила произношения звуков, отказаться от употребления уменьшительно-ласкательных форм речи.

Основными мерами профилактики дислалии называют следующие:

С целью полноценного развития и укрепления артикуляционного аппарата рекомендуется своевременно начать давать ребенку твердую пищу. Часто нарушениями страдают дети, которые длительное время употребляли только мягкую еду.

Занятия, направленные на развитие мелкой моторики.

Главной мерой профилактики дислалии у дошкольников называют правильное произношение звуков родителями.

Рассмотрим как проявляется дислалия у детей и методы ее устранения.

Важной мерой профилактики называют своевременное выявление расстройств речи. Устранить имеющиеся дефекты и звуковое оформление у детей с дислалией рекомендуется в возрасте до шести лет

В противном случае ребенку будет сложно осваивать учебный процесс в школе. Именно внимательное отношение к проблемам речи ребенка и своевременная коррекция позволят избежать негативных последствий в будущем.

Артикуляционные упражнения для губ

Механическая аномалия часто происходит вследствие травмы ребенком губ, после чего на них образуются рубцы, ограничивающие подвижность артикуляционного органа. Улучшить губную функциональность можно с помощью массажа и артикуляционных упражнений:

  • «Трубочка». При плотно зажатых зубах надо губы трубочкой вытянуть вперед, удерживая в таком состоянии 10 секунд.
  • «Улыбка». При естественной улыбке и сжатых заборчиком зубах нужно выдержать время от 10 секунд и более.
  • «Пофыркивающая лошадь». Губы следует расслабить, затем фыркнуть ими наподобие лошадиного звука не меньше 10 раз.
  • «Воронка». При разомкнутых зубах на счет «раз» надо губы вытянуть трубочкой вперед, на счет «два» следует губы втянуть внутрь, подвернув за зубы. Упражнение желательно проделать больше 10 раз.
  • «Прятки». Нижняя губа должна быть спрятана за передние верхние зубы так, чтобы была только верхняя губа видна, словно она над подбородком нависает. Удерживать ее нужно не менее 5 секунд в таком положении.

Причины возникновения

Замена звуков при дислалии может быть обусловлена несколькими причинами. При механической аномалии встречаются такие нарушения артикуляционного аппарата, как короткая уздечка языка, массивный или слишком маленький язык, малоподвижные губы, неправильный прикус, высокое узкое или плоское низкое небо, мелкие или редко расположенные зубы.

Функциональная дислалия связана с психологическими особенностями детей, так как строение артикуляционного аппарата не нарушено. Причиной может быть подражание неправильной речи родителей, педагогическая запущенность, минимальная мозговая функция, несформированность фонематического слуха, общая физическая ослабленность ребенка.

Патогенез дислалии

Причины у разных типов различные. Соответственно, коррекция необходима разная.

Физиологические предпосылки механической дислалии

Механический тип вызывается физиологическими и анатомическими дефектами. Они не дают возможность произносить звуки правильно звук, который были ими услышаны. Обычно это возникает вследствие стоматологических дефектов – прикус, неправильная форма и расположение резцов, недоразвитость челюстей. Медики считают основными причинами:

  • уздечка языка слишком короткая;
  • особенности строения костей челюсти и лица;
  • дефекты нёба;
  • патологии верхней губы;

Для избавления от механической дислалии необходим стоматолог и ортодонт. Ребенку необходимо пройти специальный коррекционный курс. Наиболее лучшие результаты достигаются в возрасте 5-6 лет.

Методы коррекции дислалии

Логопедическая коррекция, в зависимости от тяжести дислалии, состоит из нескольких этапов. Длительность может занять он одного до шести месяцев. Этапы коррекции:

  • Подготовительная работа с воспроизведением фонем. Здесь отрабатывают различные техники дыхания, фонетический слух, работа с опорными звуками.
  • Постановка нарушенных звуков, формирование правильной артикуляции. Для этого могут использоваться специальные инструменты. Результатом работы становится произношение звуков без помощи взрослых.
  • Закрепление полученных результатов. Для начало в отдельных слогах, а затем в словах и предложениях.

Дифференциация. Пациент учится различать и правильно говорить звуки, которые он сам произносит.

Все методы направлены на установление звуков, умение их отличать, улучшать память, развить навыки коммуникации.

Подготовительный этап

Ребенок должен включиться в логопедический процесс. Логопед устанавливает с ребенком контакт и доверительные отношения, дать время адаптироваться ребенку в новых для него условиях. Также на этом этапе проходят:

развитие внимание;
памяти;
мыслительного процесса;

Постановка

Проводится постановка правильных звуков, формирование у ребенка артикуляции на специальных материалах, упражнениях. На этом этапе отрабатывается навыки дифференцирования звуков. Для этого используются три способа:

  • Первый способ. Ребенок сам предпринимает осознанные попытки установить правильную артикуляцию. Взрослый должен просто ему в этом помочь. Могут использоваться тактильные, зрительные, акустические упражнения.
  • Второй способ. Внешнее механическое воздействие на ребенка и его артикуляционный аппарат. Логопед должен попросить повторить звук несколько раз, а затем зондами поставить этот звук правильно. В дальнейшем довести проговаривание без использования инструмента.
  • Третий способ – это совмещение первых двух.

Каждый из этих этапов имеет различную степень сложности и выбирается логопедом.

Упражнения для устранения механической дислалии

При этом типе дислалии речь ребенка проходит сквозь зубы. Он не может двигать нижней челюстью, в частности широко открыть свой рот. Проблема заключается в неправильной форсированности артикуляционного аппарата – лицевых мышц, прикуса и других. Развить их можно специальными упражнениями. Их нужно делать вместе со взрослыми, сидя перед зеркалом и наблюдая за его действиями (ребенка), контролируя и корректируя его.

Следует начинать с открывания и закрывания рта, постепенно увеличивая зазор между челюстями. Набор упражнений подбирается непосредственно логопедом для конкретного случая. Есть базовые упражнения, которые используются в большинстве случаев:

  • Улыбка. Губы должны принять положение улыбки. Передние зубы должны быть видны и в таком положении зафиксироваться на 10 секунд.
  • Трубочка. Зубы сильно прижаты, губы вытягиваются вперед, принимая форму трубочки также на 10 секунд.
  • Чередование «улыбки» и «трубочки» не менее 10 раз.
  • Воронка. Зубы должны быть разомкнуты, губы вытягиваются вперед. На счет «два» втягиваются в рот, подворачиваясь за зубы. Повторить 10 раз.
  • Литавры. Губы заходят за зубы. Ими нужно похлопать, издавая соответствующий звук.
  • Лошадка. Губы необходимо расслабить и делать ими движения, имитирующие фырканье лошади.
  • Засов. Сжатые зубы, нижняя губа должна совершать движения вправо-влево.
  • Прятки. Спрятать нижнюю губу за верхние зубы. Должна быть видна только губа. В таком положении зафиксироваться на 5 секунд. Такое же упражнение проделать с нижней губой и чередовать их по 10 раз каждую.

Классификации

Механическая и функциональная дислалия

О механической дислалии специалисты говорят при выявлении следующих нарушений:

  • излишне низкое нёбо;
  • излишне высокое (куполообразное) нёбо;
  • толстый, необычно крупный язык, не помещающийся в ротовой полости;
  • маленький язычок, которому трудно принять необходимую позицию для чёткого произношения;
  • массивная либо, напротив, укороченная подъязычная связка;
  • щели между зубами;
  • зубы неправильной формы или разного размера;
  • толстые, отвислые губы или тонкие, нитевидные;
  • укороченная верхняя губа.

При этом страдает произношение звуков:

  • р, рь
  • с, сь, з, зь, ц
  • б, бь, п, пь,
  • в, вь, ф, фь,
  • ж, ш, ч, щ
  • о, у

Если же с речевым аппаратом всё нормально — речь идёт о функциональной дислалии.

Такая разновидность патологии связана с физическими или психологическими особенностями:

  • общая ослабленность из-за продолжительных хронических заболеваний (ОРВИ, ОРЗ, расстройство пищеварения);
  • минимальная мозговая дисфункция;
  • задержка психического развития;
  • ребёнок с младенчества слышит слишком быструю или неправильную речь;
  • в его окружении находятся носители разных языков или диалектов;
  • с ребёнком мало общаются или часто «сюсюкают»;
  • недоразвит фонематический слух.

В данном случае фонетические расстройства проявляются в отсутствии звуков, в искажении, а чаще всего — в заменах. Например, происходит замена заднеязычных , переднеязычными , ; замена язычного губно-зубным ; замена мягких твердыми и твердых мягкими.

Функциональная дислалия подразделяется на следующие виды:

  1. Акустико-фонематическая. Фонетический слух недостаточно сформирован (при этом нарушений слуха нет). Звук неправильно узнается, и, как следствие, неправильно воспринимаются слова (рыба – «лыба»).
  2. Артикуляторно-фонематическая. Отсутствующий в речи звук заменяется более простым по артикуляции (крыса – «крыша», сад – «сядь»). При этой форме дислалии ребёнок осознает свой дефект, старается его преодолеть.
  3. Артикуляторно-фонетическая. Артикуляционные позиции сформированы неверно, поэтому звук произносится искажённо, хотя по акустическому эффекту он и близок к правильному варианту. В редких случаях звук в речевом потоке попросту пропускается.

Дислалия простая и сложная

Данная классификация основана на количестве нарушаемых звуков.

1. При простой дислалии отмечается затруднение с произношением одного звука или нескольких звуков одной группы. В этом случае логопед учит ребёнка

  • узнавать звуки речи;
  • различать верное произнесение звука от неверного;
  • контролировать и оценивать собственное произношение;
  • принимать нужные артикуляционные позиции;
  • правильно использовать нужный звук в любой речевой ситуации.

2. Сложная дислалия характеризуется нарушениями, при которых дефектно произносятся звуки разных групп.

Характеристика ребенка с расстройством

Дислалия не только мешает окружающим понимать малыша, но и создает для ребенка трудности в общении и усложняет процесс его социальной адаптации.

Например, в детском саду ровесники могут начать подшучивать над таким ребенком. Ему вряд ли позволят читать стихи на разных праздничных мероприятиях, тем самым исключая его из этого вида деятельности.

Все это может стать причиной стеснительности малыша. Он может замкнуться и уйти в себя, начать избегать общения со сверстниками, чтобы как можно меньше разговаривать и подвергаться насмешкам.

Виды дислалии

Существует несколько форм такого речевого нарушения, и каждая из них возникает под воздействием различных факторов. В некоторых случаях причиной патологии становятся различные аномалии в строении речевого аппарата, а в иных ситуациях патология прогрессирует, как результат неправильного вербального воспитания малыша.

Механическая дислалия – это в логопедии неправильное произношение звуков, которое спровоцировано анатомическими отклонениями в строении артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия является патологией, которая спровоцирована различными социальными факторами либо нейродинамическими сбоями в коре головного мозга обратимого характера.

Функциональную дислалию специалисты классифицируют на два вида:

  1. Моторная дислалия – это заболевание, которое вызывают нейродинамические сдвиги, протекающие в центральных отделах речедвигательного аппарата. При таком речевом нарушении при разговоре губы и язык двигаются неправильно, что приводит к искажению звуков.
  2. Сенсорная дислалия – это патология, которая обусловлена нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора. При таком нарушении возникают проблемы с правильным функционированием речеслухового анализатора, что приводит к некорректному разделению акустических схожих между собой звуков на составные части. В результате ребенок не может правильно повторять звуки и развивается дислалия.

Речевые дефекты подразделяются на простые и сложные, в зависимости от количества искаженных звуков. Простыми называются те нарушения, при которых у ребенка возникают проблемы с произношением лишь одного звука. Сложная дислалия часто выявляется у детей дошкольного возраста, и искажаются звуки различных групп.

Причины возникновения дислалии

Если рассматривать механическую дислалию, специалисты отмечают основную причину ее появления — дефект физического развития, который не позволяет пациенту правильно воспроизводить услышанный звук. Появляется, в основном, при наличии стоматологических дефектов (таких, как, аномальный прикус, непрорезавшиеся или неправильно сформированные резцы, недоразвитие нижней челюсти, волчья пасть и прочее).

Функциональная дислалия развивается на фоне нестабильного психического или физического состояния ребенка. Это может быть связано с полученными травмами.

Очень часто дислалию диагностируют у детей с проблемами психического развития. Еще одним фактором, который провоцирует дислалию, являются болезни высокой степени тяжести, перенесенные в момент формирования речевой функции. Нередко причиной развития дислалии становятся сами родители, а именно недостаток общения и внимания, уделяемого ребенку дошкольного возраста, находящегося в активной стадии формирования речи.

Редко, но встречаются случаи комбинированной дислалии.

Медики выделяют ряд основных причин развития механической дислалии. К ним относятся:

  1. недоразвитие уздечки языка (короткая);
  2. неправильное челюстно-лицевое строение костей;
  3. дефекты неба;
  4. недоразвитие уздечки верхней губы;
  5. нарушение целостности верхнего твердого неба и губы.

Учитывая указанные выше причины, диагностировать нарушение речи может логопед, но процесс лечения передается в руки стоматологов и ортодонтов, после чего ребенку рекомендуется пройти курс коррекции речи. Лучшие результаты лечения достигаются в возрасте 5–6 лет.

Диагностика дислалии

Для достоверности постановки диагноза дислалия необходим правильный сбор анамнеза. Необходим тщательный опрос матери ребенка и правильно провести работу с самим ребенком. У матери необходимо узнать были ли в семье нарушения связанные с речью или с речевым аппаратом. Нужно учитывать все данные, начиная от самого момента зачатия малыша, учитывать от какой беременности ребенок, особенности протекания беременности, выяснить были ли у матери заболевания во время беременности, учитывать, как проходили роды. Далее собрать данные по поводу психомоторного развития ребенка, состояние слуха и зрения, состояния опорно-двигательной системы

Также необходимо обратить внимание на то, нет ли болей различной локализации, будь то голова, шея, ротовая полость, потому что нарушения могут быть связанны именно с болью, нужно учитывать этот факт. Затем необходим тщательный осмотр органов речи, оценить подвижность, провести с ребенком серию упражнений

Логопед должен оценить правильность звуковоспроизведения, и выявить наличие дефектных звуков, а затем дифференцировать их с помощью дидактического материала. Оценить характеристику нарушения, будь то замена звука, или их смешение, и так же выяснить в каких позициях слов или словосочетания находится дефект (в начале, середине, или в конце). Провести оценку фонематического слуха – способность ребенка дифференцировать коррелирующие фонемы.

Немаловажным аспектом в диагностике дислалии является осмотр узких специалистов, таких как стоматолог, детский невролог, отоларинголог

Необходимо исключить наличие тугоухости и оценить работу слухового аппарата. Особое внимание должен уделить невролог, так как наличие дополнительных симптомов может говорить о более серьезной патологии, тщательно провести полную неврологическую проверку, наличие рефлексов, памяти, восприятия, чувствительности. Необходимо прохождение дополнительных методов обследования, для исключения патологий связанных с головным мозгом, так как, дефект может быть заложен именно в этом органе, нужно исключить наличие патологического очага, нарушающего связи, между центрами речи и речевым органном. Для этого используют компьютерную томографию или ядерный магнитный резонанс

Затем нужно провести дифференциальную диагностику дислалии с дизартрией.
При выявлении у ребенка дислалии логопед должен составить заключение, с указанием формы, вида, и вида неправильного звуковоспроизведения, а так же указать сопутствующие заболевания, которые могли привести к данной патологии.

При первых подозрениях на дислалию, необходимо посетить логопеда. В первую очередь таким специалистом с ребенком ведется произвольная беседа, в ходе которой логопед на слух определяет, какие имеются недостатки. Далее малышу предлагается поиграть с картинками, называя изображенные на них предметы. При этом картинки подбираются с тем расчетом, чтобы вынудить малыша издать все звуки речи. Параллельно с этим логопед заполняет таблицу, отмечая, с произношением каких звуков есть проблемы и какие именно.

Далее логопед проводит игру, где просит ребенка произносить звуки изолированно, проверяя способность органов артикуляции занимать нудное положение, а также тестируя фонематическое восприятие. При этом перед обследованием обязательно собирается анамнез. Уточняются данные о жизни и воспитании малыша, социально-бытовые условия, сведения о внутриутробном и раннем развитии, перенесенных заболеваниях, травмах. При необходимости малыша отправляют на консультацию к психоневрологу и проводят компьютерную томографию.

Профилактические меры

С целью профилактики нарушения необходимо заботиться о ребенке и обеспечивать ему нормальные условия развития с первых дней жизни

В первые месяцы после рождения важно делать массаж, разговаривать с малышом, читать ему сказки и петь песни. После, когда малыш подрастет, выполнять гимнастику, петь, танцевать

Все это положительно влияет на развитие ребенка и на постановление правильного звукопроизношения.

При этом важно всегда находить время общаться с малышом, даже когда он сам еще не разговаривает. Еще одним важным этапом профилактики дефекта является своевременное посещение стоматолога, который сможет оценить состояние ротовой полости, зубов, неба и указать на наличие или отсутствие дефекта у ребенка

Дислалия у ребенка – проблема по большей части родителей, так как из-за дефицита общения дети не в состоянии понять, как правильно произносить звуки

Поэтому важно обращать внимание на своего малыша и своевременно посещать врача

Внимание!

Цели логопедической коррекции

Работа специалиста должна быть направлена как на исправление звукопроизношения, так и на узнавание звуков, умение их правильно произносить, контролировать свою речь.

Надо знать все особенности преодоления дислалии у детей, ведь без этого не удастся достичь результата. Для организации работы пары «логопед – ребенок» надо создать благоприятные условия. Малыш должен доверять педагогу, у них должен быть эмоциональный контакт. Для этого логопеду необходимо позаботиться об организации занятий в интересной для ребенка форме. Они должны побуждать познавательную активность, предупреждать возможное утомление.

Если этого удастся достичь, то ребенок сможет:

– научиться узнавать разные звуки и не смешивать их;

– отличать правильное звукопроизношение от неправильного;

– контролировать собственную речь;

– легко варьировать звуки в речевом потоке;

– безошибочно определять звук и выделять его в речи.

Причины дислекции у дошкольников

Вероятно, многих родителей интересует, с чем же связано возникновение подобного заболевания у детей, считается ли вообще подобное состояние болезненным. В соответствии с принятым в 2015 году определением, Международная ассоциация дислексии считает дислексию нарушением нейрологического происхождения. Фактически, нарушается формирование ассоциативных связей между участками коры больших полушарий, то есть данные, полученные во время чтения, не соотносятся с информацией, которая хранится в памяти ребенка.

Причины подобного нарушения связаны с множеством негативных факторов, воздействующих на ребенка. Сюда относят и генетическую предрасположенность, и особенности эмбрионального развития плода во время беременности и многое другое. Рассмотрим причины дислексии более подробно.

Дислексия может передаваться по наследству, поэтому нередко встречаются случаи проявления ее у близких родственников. В настоящее время известно несколько генетических мутаций, наличие которых существенно увеличивает вероятность развития дислексии: DYX1C1, KIAA0319, DCDC2. Близнецовые исследования также подтверждают высокий уровень наследуемости данной патологии (среди однояйцевых близнецов она встречается значительно чаще, чем среди разнояйцевых).

Формирование дислексии может быть связано с минимальной мозговой дисфункцией, которое возникает из-за кислородного голодания головного мозга плода во время беременности или при родах.

Причины недостатка кислорода во внутриутробном периоде:

  • анемия тяжелой степени у матери во время беременности
  • пороки сердца
  • фетоплацентарная недостаточность
  • предждевременная отслойка плаценты
  • аномалии развития пуповины
  • инфекционные заболевания (корь, грипп, краснуха и т.д.)
  • алкогольная интоксикация

У детей, больных дислексией, нарушена функция височной доли левой половины головного мозга (задняя часть левой средней височной извилины). Часто встречается ассиметрия коры полушарий, левое полушарие развито недостаточно (поэтому иногда дислексию связывают с латентной склонностью ребенка к тому, чтобы быть левшой).

Еще одна теория связывает дислексию с патологией мозолистого тела – это структура, которая обеспечивает функциональную связь полушарий между собой. Эти данные получены с помощью нейровизуализационных методик (КТ, МРТ, ПЭТ).

Безусловно, нельзя игнорировать значение социальных факторов в формировании дислексии. К этим причинам относятся дефицит общения ребенка с родителями, неблагоприятный психологический климат в семье, мало внимания, которое уделялось развитию и воспитанию дошкольника.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий