Ребенок поступает в 1 класс: что он должен знать и уметь перед школой, как подготовить будущего первоклассника?

Какие требования к первокласснику выдвигает школа при поступлении?

Официального перечня вопросов для дошкольников, на которые ребенок должен знать ответ перед школой, не существует. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» прием в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений запрещается осуществлять на конкурсной основе.

Каждый ребенок 6,5-8 лет, который не имеет противопоказаний по здоровью, имеет право зачислиться в первый класс. Однако по заявлению родителей школа может принять ребенка и в более раннем или более позднем возрасте. Причиной отказа может стать только отсутствие в ней свободных мест.

Итого, все требования для поступления в 1 класс условны? Не совсем так.

Чтобы помочь родителям разобраться, чему же стоит научить ребенка до школы, мы подготовили этот обзор.

Тестирование по состоянию здоровья

Тестирование детей по состоянию здоровья – ни что иное как медкомиссия. По ее результатам будет оценено физическое и соматическое здоровье ребенка, и выявлено к какой группе здоровья относится малыш. К тому же, медицинское заключение является необходимым документом для поступления в начальную школу.

Медкомиссию проходят в районных поликлиниках или непосредственно в детских садах. Для выпускных групп приглашаются профильные специалисты, которые осматривают детей, оценивают состояние их здоровья и выписывают соответствующие заключения. Вариант с прохождением медкомиссии в детском саду существенно бережет время и нервы и родителей, и детей.

Осмотр профильных специалистов может проводиться и непосредственно перед сентябрем, и за полгода до начала учебного года. Во втором случае ребенку не придется сразу сдавать анализы, это нужно будет сделать не раньше, чем за месяц до начала занятий.

Перед поступлением в школу ребенку необходимо получить заключение следующих специалистов:

  • хирург-ортопед (он определит состояние позвоночника, выявит возможные нарушения осанки и даст рекомендации);
  • окулист (определит остроту зрения ребенка, выявит возможные нарушения и даст рекомендации);
  • отоларинголог (оценит состояние слуха и носоглотки ребенка);
  • стоматолог (оценивает правильность прикуса, наличие кариеса, дает рекомендации по поводу лечения);
  • кардиолог (оценивает физическое и эмоциональное развитие, способность выдерживать нагрузки);
  • логопед (определяет умение выговаривать все звуки, формирование речевого аппарата);
  • невропатолог (оценивает нервно-психическое состояние ребенка);
  • гинеколог (для девочек).

Направления на сдачу лабораторных анализов (соскоб на энтеробиоз, общие анализы крови и мочи) отдают родителям детей, и они сдают анализы самостоятельно в поликлинике. Результаты вклеиваются или вписываются в медицинскую карту.

Как узнать, готов ли ребенок к школе психологически

Чтобы с первых дней обучения в школе занятия не превратились для ребенка в непосильную ношу, нужно обратить внимание не только на первоначальные знания, с которыми малыш идет в первый класс. Большую роль в успешном обучении играет психологическая готовность маленького человечка к вливанию в новый коллектив и обучению

Психологическая незрелость ребенка может вызвать затруднения в обучении

Проблемой для первоклассника может оказаться как непонимание какого-либо предмета, так и его неусидчивость и невнимание. Поэтому задачей родителей и воспитателей в детском саду является не только обучение дошкольника знаниям, необходимым при поступлении в школу, но и его психологическая подготовка

Развитие у ребенка тяги к познанию и усидчивости
Ребенку бывает сложно сконцентрироваться на школьной программе из-за того, что спокойно высидеть 30-45 минут на уроке ему просто не по силам

Поэтому перед школой важно не только выучить с ребенком алфавит или научить его считать. Необходимо развивать у дошколят усидчивость и тягу к познанию нового.
Только знания являются залогом успеха в жизни
Будущему первокласснику нужно объяснить, что он идет в школу не потому, что так положено и в школу ходят все дети, а потому, что только полученные в процессе обучения знания помогут ему в будущем стать достойным и успешным человеком и добиться больших успехов в жизни.
Обучение в школе — ответственное и важное задание
Собирающемуся стать первоклассником малышу нужно объяснить, что учеба в школе – это самое важное и ответственное задание

Ребенка в школьной жизни должны привлекать не только ее внешние атрибуты – красивая форма и новенький портфель, но и возможность каждый день узнавать что-то интересное, обогащая свою жизнь новыми знаниями и впечатлениями.

К сожалению, нашим детям не оставили выбора, когда практически везде ввели обучение в школе с 6 лет.

Поэтому только внимание и забота близких людей помогут психологически не готовому к школе ребенку преодолеть трудности на первом этапе обучения.

Как проходит собеседование?

Собеседование обычно проводят завуч начальной школы, учитель начальных классов, психолог и логопед. В языковой школе может также присутствовать учитель иностранного языка. Собеседование длится около 15-20 минут и проходит в присутствии родителя

«Присутствие», как правило, заключается в том, что сначала родитель подписывает бумагу, в которой соглашается на проведение собеседования, потом сдает документы и пишет заявление с просьбой принять ребенка в школу, а остальное время сидит в другом конце класса, наблюдая, как его ребенок справляется с вопросами и заданиями.Важно! В первую очередь школы обязаны принять детей, живущих в близлежащих домах. Если вы не «приписаны» к данной школе, в заявлении вам придется написать: «прошу зачислить моего ребенка на вакантное место»

Это значит, что в итоге вам могут отказать по причине отсутствия свободных мест. Какие вопросы могут задать на собеседовании? Любой из вышеприведенного списка обязательных знаний.Ребенка попросят назвать его имя/фамилию, адрес, имя-отчество родителей, их род занятий. Спросят сколько ему лет, сколько будет через год, а сколько было два года назад. Попросят прочитать несколько предложений, рассказать стихотворение и обязательно предложат составить рассказ по картинке.Могут спросить про животных (например, чем отличаются дикие от домашних), какое сейчас время года, чем занимаются врач или почтальон…Потом проверят математические знания (попросят посчитать, расставить числа по возрастанию/убыванию или решить задачку). Могут даже провести графический диктант. Непременно зададут вопрос: «зачем ты идешь в школу?».При приеме в языковую школу могут попросить повторить отдельные слова или фразу на иностранном языке.Поскольку задания могут быть совершенно неожиданными (например, задачки на логику с «подвохом»), очень важно правильно настроить малыша перед собеседованием. Он не должен бояться переспросить, если что-то не понял или не услышал. И лучше всего, конечно, дома проиграть подобные ситуации, а на ночь рассказать малышу сказку о том, как медвежонок/зайчонок/лисичка пошли записываться в лесную школу и что из этого вышло.

Методические рекомендации родителям будущих первоклассников или как подготовится к тестированию

Для поступления в первый класс ребенок должен уметь связно высказывать свои мысли, ориентироваться в пространстве и времени, обладать элементарными знаниями по математике (сложить числа, назвать геометрические фигуры), работать с письменными принадлежностями.

Приведем некоторые рекомендации для родителей будущих первоклассников, составленные на основании опыта учителей начальных классов. Благодаря этим рекомендациям родители смогут самостоятельно подготовить своего ребенка к тестированию.

Ребенок, идущий в первый класс, должен уметь составить простой рассказ о себе и своей семье, знать, чем занимаются родители по долгу службы, ориентироваться во времени и пространстве. Плюсом к знаниям ребенка будет умение отличать разные профессии, знать, кто и чем может заниматься. Малыш должен понимать отличие между дикими и домашними зверями и птицами, знать основные виды деревьев, кустарников, цветов, понимать, какие из них относят к комнатным, а какие к уличным.

Для подготовки ребенка к тестированию можно пользоваться тетрадями с печатной основой для дошкольников. В них составлены понятные упражнения на развитие внимания, логического мышления, развития памяти.

Для развития математических знаний ребенка учите его считать палочки, кубики, ступеньки, выполняйте арифметические упражнения, не забывайте, что заниматься с дошкольниками нужно в игровой форме.

Для развития письменных способностей давайте ребенку рисовать, писать, раскрашивать картинки, лепить из пластилина и заниматься аппликацией. Чем лучше будет развита у него мелкая моторика, тем лучше будут его успехи в письме.

Узнать более подробно о том, как подготовить руку к письму, вы можете из нашей статьи: Как научить ребенка правильно держать ручку

Настройте ребенка на то, что в тестировании нет ничего страшного и сами ведите себя спокойно. Ваша взволнованности передастся ребенку, и он тоже начнет переживать.

О себе, о семье, об окружающем мире

Главным показателем является психоэмоциональная зрелость. Если вашему чаду предстоит впервые переступить школьный порог, возможно, стоит посетить с ним детский центр развития, где педагоги подтвердят степень подготовки будущего первоклашки.

Дети обязаны называть собственную фамилию, имя, день рождения. Нужно знать ребенку при поступлении в школу свой возраст, указывать наличие сестер, братьев, старших или младших. Будущий школьник помнит имена родителей, адрес, кем работают, в какой стране он живет и какой город является столицей.

Будущий первоклассник должен ориентироваться во временах года, днях недели, сутках, диких и домашних животных, птицах. Всестороннее развитие малышей определяется, к примеру, знаниями цветовой палитры, объяснением, почему летом нет снега, что делает врач. Объясните ребенку, зачем нужна парта, для чего человеку уши, где левый глаз. Дети должны уметь группировать и обобщать объекты по признаку: фрукты, овощи, ягоды, транспорт, посуда и т.д.

Какие задания могут дать ребенку на собеседовании

Ребенка могут попросить нарисовать фигуру человечка, либо списать, буквально, срисовать группу точек или написанное прописными буквами слово. Это покажет, насколько развита тонкая моторика руки и зрительная координация.
Предложат также выполнить графический диктант — под диктовку нарисовать узор по клеточкам, и составить геометрическую фигуру из отдельных элементов.
Чтобы проверить, насколько малыш знаком с математикой: его могут попросить сосчитать до десяти и обратно, посчитать «парами», найти пропущенное число в числовом ряду.
Из заданий на логику, малыша попросят найти лишний предмет в ряду, классифицировать несколько предметов по одному признаку, сравнить понятия, собрать из нескольких картинок последовательную историю.
Ребенка могут попросить придумать слово на заданный звук, проговорить, из каких звуков состоит слово, посчитать слоги или звуки в слове.
Ему могут предложить прочесть короткий текст.

Если малыш волнуется во время собеседования, и не может выполнить задание, не переживайте

Педагоги обязаны принимать во внимание его волнение

И еще раз повторим: собеседование — это способ проверить готовность ребенка учиться, а не найти предлог, чтобы отказать ему в приеме.

Читай также: Что должен знать ребёнок: проверяем знания первоклассника

Читай также: Как выбрать школу: советы родителям будущего первоклассника

Читай также: О чем говорят мамы: в первый раз в первый класс

Память, мышление, внимание

Чтобы приучить малыша запоминать информацию, быть внимательным, логически мыслить, развивайте эти качества с раннего возраста.

Научите его пересказывать услышанный рассказ своими словами, составлять описание картинки, придумывать сказку, запоминать и декламировать стихотворения, улавливать смысл произведения.

Кроме этого, научите ребенка:

  • отвечать на вопросы;
  • задавать их;
  • выполнять задания по шаблону;
  • заканчивать предложение;
  • искать лишний предмет;
  • отгадывать загадки;
  • запоминать увиденные изображения.

Временных рамок подготовки школьников к учебе нет. Но, когда школа уже «на носу», «подтяните» слабые места, лучше посредством игры, личной заинтересованностью, через доверительные отношения.

Знания, с которыми ребенок должен прийти в 1 класс

Достижения в общем развитииГотовясь стать первоклассником, будущий школьник должен:

  • Назвать свое имя, отчество и фамилию.
  • Знать имена близких родственников и, конечно же, родителей.
  • Уметь рассказать о том, кем они работают.
  • Знать название улицы, на которой живет, назвать номер дома и квартиры.
  • Нелишним является знание номера домашнего телефона.
  • Знать в какой стране и городе он живет.
  • Различать времена года, помнить количество месяцев в году и их названия.
  • Помнить, сколько дней в неделе и назвать каждый из них.
  • Различать явления, происходящие в природе.

Кроме того, дошкольник должен уметь рассказывать любимые стихи, сказки или интересные истории, придумывать небольшие рассказы по картинкам. Дошкольник должен уметь отличать фрукты от овощей или ягод, деревья от кустарников, домашних животных от диких зверей. Будущий ученик должен знать названия растений, птиц или животных, которые распространены в той местности, где он живет

Уровень развития математических знанийХорошо подготовленный к школе будущий первоклассник должен:

  1. Знать все цифры (от 0 до 9).
  2. Считать до 10, при этом не обязательно от единицы. Если ему назвать, к примеру, цифру 3, он должен продолжить числовой ряд.
  3. Называть в пределах 10 соседние с выбранной цифрой числа.
  4. Сравнивать числа в пределах десяти (больше, меньше).
  5. Знать названия таких геометрических фигур, как круг, квадрат и треугольник.
  6. Уметь оперировать такими понятиями, как больше, меньше или равно.
  7. Решать простейшие математические задачки на сложение и вычитание.
  8. Уметь выделять в отдельные группы предметы со схожими признаками (например, по цвету или форме).
Навыки чтения и письмаСегодня уже никого не удивляет тот факт, что большинство детишек, первый раз севших за школьную парту, умеют читать. Кого-то специально учили родители, а кто-то научился складывать буквы в отдельные слоги или слова самостоятельно.

Дошкольник, которого можно назвать подготовленным к обучению в 1 классе, уже обладает некоторыми знаниями в области русского языка:

  • Различает согласные и гласные буквы.
  • Понимает, чем отличается буква от звука.
  • Умеет подобрать несколько слов на любую из букв.
  • Определяет, где находится та или иная буква – стоит в начале, в центре или же в конце слова.
  • Умеет разделять слово на отдельные слоги.

Если развитие мелкой моторики у будущего первоклашки соответствует его возрасту, то он хорошо владеет руками и к началу обучения в школе уже может:

  1. Удерживать правильно  в руке карандаш, ручку или кисть для рисования.
  2. Обводить картинки по контуру, не отрывая карандаш или ручку от бумаги.
  3. Рисовать прямые и волнистые линии, простые фигурки, может дорисовать по образцу половинку рисунка.
  4. Дошколята аккуратно используют карандаши и краски при оформлении раскрасок. Они уже не вылезают за контуры рисунка.

Готов ли к школе ваш малыш?

Основным показателем готовности без проблем обучаться в первом классе, после психологических аспектов, является развитие речи у малыша. Именно развитие речевого аппарата определяет уровень подготовки ребенка и служит основным критерием его развития в целом.

Чтобы обучение в школе было в радость, поступающий должен:

  • Четко и верно проговаривать все звуки.
  • Чувствовать ритмику речи (выговаривать все слоги в словах со сложным произношением).
  • Уметь участвовать в общей дискуссии, не стесняться говорить при всем классе.
  • Выделять заданные звуки в общем потоке речи.
  • Уметь ставить вопросы по заданию.
  • Научиться давать развернутый ответ на поставленный вопрос.

Кроме наличия грамотной и правильной речи, к будущему ученику предъявляется целый ряд требований. Рассмотрим подробно, что ребенок должен знать к 1 классу и какими обладать навыками по каждому предмету.

Готов ли ваш ребенок к школе?

В первый класс принимаются детишки, которым на 1 сентября будет не меньше шести с половиной лет. Если ребенок младше – решение о его зачислении принимает районный отдел управления образования.
Как много сил при подготовке к школе родители тратят на то, чтобы научить свое сокровище писать, считать и, конечно, читать. Но, как показывает жизнь, для успешной адаптации это не самое главное. Главное – это то, может ли ребенок ПРИНЯТЬ те требования, которые сразу, с первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя, выполнять задания), умеет ли он контролировать свое поведение и ПОДЧИНЯТЬ его установленным правилам. Это и есть основной критерий готовности ребенка к школе.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий