Интересные занятия для детей в возрасте 4-5 лет

Социально-эмоциональное развитие детей в 5 лет

К пятилетнему возрасту дети учатся контролировать свои эмоции. Психологическое развитие, происходящее в этом возрасте, позволяет ребёнку сдерживать импульсивные желания, оценивать свои поступки. Он может это выразить не только плачем, но и словами и чувствует себя более уверенно, потому что его понимают.

В этот период развиваются навыки:

  • усидчивость, терпение;
  • умение словесно выразить просьбу;
  • контакта с окружающими и незнакомыми людьми;
  • умение делиться игрушками, сладостями;
  • уступчивость по отношению к другим детям;
  • ярко выраженное чувство справедливости;
  • умение играть в группе детей бесконфликтно;
  • понимания социальных ролей, выполняемых взрослыми;
  • различать органы человеческого тела и условия их функционирования.

Дети в пятилетнем возрасте с удовольствием помогают родителям по хозяйству, потому что им нравится копировать их поведение и поступки. Это самый активный возраст формирования личности, закладывания положительных привычек.

И родителям не стоит упускать этот момент. Необходимо развивать инициативу, давать ребёнку возможность выбора, что повышает самооценку и вырабатывает у него чувство ответственности.

Он должен знать в этом возрасте:

  • название своей страны и города;
  • различать плохое поведение и хорошее не только у сверстников, но и у взрослых;
  • самостоятельно выполнять все гигиенические требования.

Ходит на носочках – что делать?

Причин тому, что четырёхлетний малыш ходит на носочках всего 4:

  1. Психологическая – полностью здоровый ребёнок ходит на носочках потому, что подражает кому-то, пытается казаться выше или ему просто не нравиться прикасаться чувствительными стопами к какой-либо поверхности (колючему коврику, холодной плитке).
  2. Поведенческая – если хождение на носочках является лишь одной из сторон странного поведения, это может указывать на наличие аутизма.
  3. Неврологическая – ДЦП, мышечная дистрофия, нарушения координации движений. При таких состояниях икроножные мышцы всегда напряжены, из невозможно расслабить и из-за этого ребёнок не может опустить пятку.
  4. Ортопедическая – воспаление пяточной кости, короткое пяточное сухожилие, косолапость. Все эти недуги отражаются болью при опускании на пятку.

Показатели развитие знание и умений ребенка в 4-5 лет

Примеры страниц тестов на развитие ребенка 4-5 лет (ссылка на загрузку в конце статьи):

  1. Показатели развитие мышления, внимания и памяти:

    • уметь находить несоответствия и сходства двух картинок между собою, а также ошибки в них;
    • расставлять несколько картинок (5-7) в правильной последовательности;
    • запоминать за раз 5-6 различных предметов, а также содержание конкретного, сюжетного рисунка;
    • правильно подбирать пару к каждому предметы, объяснять связь между ними;
    • понимать и объяснить предназначение: больницы, магазина, парикмахерской и т.д., а также правильно выбирать обувь для прогулки, в зависимости от погоды;
    • видеть, находить закономерности в расположении нескольких предметов;
    • решать простые задачки, к примеру, логически выбирать лишний или нужный предмет из трех и более;
    • уже знать все цвета и их названия, а также их оттенки;
    • в правильной последовательности называть времена года, все дни недели и составляющие суток;
    • знать свою страну (проживания), её столицу, а также профессии родителей;
    • знать основные правила поведения на улице: дорогу переходить только в специально для этого оборудованных местах, стороною обходить люки, весь мусор бросать в урны и т.д.;
    • понимать, что плохо, а что хорошо;
  2. Показатели развития математических навыков / способностей:

    • в правильной последовательности называть числа от 1 до 10 и в обратном порядке;
    • понимать, какое число пропущено;
    • узнавать цифры, которые видит, и правильно их писать;
    • знать, из чего состоит число и уметь его раскладывать / составлять;
    • правильно понимать отличие цифры от числа и количества;
    • уметь сравнивать разные количества и понимать значение знаков «больше», «меньше», «равно», а также сравнивать несколько предметов по толщине, высоте, длине и ширине;
    • уравнивать группы между собою по количеству предметов в них;
    • правильно произносить порядковые числительные;
    • решать простенькие задачки на вычитание / сложение;
    • правильно ориентироваться и понимать «влево», «вправо», «вниз», «вверх» и т.д.;
    • знать основные фигуры, узнавать их и знать правильные названия;
  3. Показатели развития речи:

    • говорить с выражением, не торопясь, а также правильно выговаривать все буквы;
    • знать предметы, его окружающие, а также основные действия животных и людей;
    • знать обобщающие слова предметов, относящихся к одной группе: мебель, фрукты, транспорт и т.д.;
    • правильно произносить существительные, исходя из их числа (единственное или множественное);
    • самостоятельно описывать предмет, а также уметь его найти по конкретным признакам: овальный, желтый, съедобный и т.д.;
    • понимать близкое значение слов и противоположное, а также уметь подбирать соответствующие;
    • понимать значения предлогов: в, под, на, около и т.д.;
    • знать профессии людей и что они делают;
    • уметь вести беседу, задавая вопросы и отвечая на них;
    • наизусть рассказывать несколько стихотворений, песенок и т.п.;
    • уметь по картинке составить коротенький рассказ;
    • согласовывать слова по роду, падежу и числу;
    • уметь самостоятельно придумать окончание сказки / истории;
    • выделять звуки в словах (первый и последний), а также понимать, чем отличается звук от буквы;
    • уже читать короткие слова по слогам, а также уметь поделить слово на слоги.
  4. Показатели развития графических навыков:

    • уметь рисовать разными инструментами: мелками, карандашами, красками и т.д.;
    • рисовать простые фигуры, линии разной длины и направленности;
    • уметь обводить, штриховать и копировать рисунок.

Вот, собственно, основные показатели развития ребенка в 4-5 лет. Проверить, все ли знает и умеет ваше сокровище, вы можете при помощи специальных тестов, можно по приведенной ссылке

С их помощью можно получить повод для радости, а также понимание, каким моментам уделить особое, большее внимание

  • ;
  • .

Физическое развитие пятилетнего ребёнка

  • Окружность грудной клетки: 52-57 см;
  • Рост: 100-120 см;
  • Вес: 17-25 кг.

Достигнув пяти лет, малыши начинают активно расти, поэтому хорошее и правильное питание для них очень важно. Родители должны исключить из рациона «пустые углеводы»: конфеты, газировку, фастфуд, и постараться убрать все перекусы

В этом возрасте все потребляемые ребёнком калории должны использоваться для роста и развития, и если чадо стало набирать лишние килограммы, нужно искать тому причину.

Физическое развитие пятилеток позволяет им буквально молниеносно осваивать разнообразные спортивные навыки, поэтому этот возраст идеален для начала занятий в какой-нибудь спортивной секции. Главные физические навыки, которые необходимо развивать в пятилетнем возрасте — это равновесие, координация и скорость.

Пятилетний ребёнок должен уметь:

  • Быстро лазать по гимнастической стенке;
  • Прыгать с высоты 40-50 см;
  • Бросать мяч в мишень с 2-х м;
  • Прыгать на одной ноге;
  • Бежать без остановки на расстояние не менее 200 м;
  • Ходить без посторонней помощи по гимнастической скамье.

Мелкая моторика у пятилетнего ребенка

У пятилеток достаточно хорошо развита мелкая моторика. Они могут правильно держать карандаш или ручку, рисовать разные линии (толстые, тонкие, кривые), делать простые аппликации, складывать паззлы и собирать соответствующие возрасту конструкторы.

Тесты на развитие ребенка 5 лет

В дошкольной педагогике используется большое количество тестов, но все они опираются на определённые стандарты развития ребёнка.

Так, при определении физического развития, оцениваются следующие параметры:

  • телосложение;
  • физические параметры;
  • развитие двигательной активности;
  • функциональные параметры (нарушения, хронические заболевания, степень сопротивляемости организма внешней среде, состояние сердечно-сосудистой системы, органов дыхания).

Существует Общероссийская система мониторинга физического развития детей дошкольного возраста. Имеются тесты, оценивающие психическое развитие ребёнка.

Они включают в себя:

  1. Оценку устойчивости и переключения внимания.
  2. Целостности восприятия.
  3. Способность дифференцированного восприятия.
  4. Цветовосприятие.
  5. Наличие наглядно-образного мышления.
  6. Оценку словесно-логического мышления.
  7. Определение слуховой, зрительной, смысловой памяти.
  8. Умение действовать по образцу и по правилу.
  9. Знание культуры общения.

Что должен уметь ребёнок в 5 лет (по мнению дошкольных педагогов и психологов):

  • понимать инструкции и правила;
  • уметь работать не отвлекаясь, определённое количество времени;
  • видеть свои ошибки;
  • проявлять интерес к новым заданиям.

А также проводятся тесты, оценивающие:

  1. Художественно-эстетическое развитие ребёнка.
  2. Речевое развитие.
  3. Уровень мыслительной деятельности.
  4. Развитие зрительно-пространственного восприятия.
  5. Социально-коммуникативное развитие.

Большой тест проводится на определение действующей ведущей руки. Это необходимо для того, чтобы выяснить, какая рука наиболее активно развита.

Все тесты имеют право на существование, основной критерий при их проведении, чтобы они осуществлялись под руководством квалифицированных специалистов. Это могут быть врачи, психологи, работники муниципальных или дополнительных дошкольных учреждений.

Наиболее полное и профессиональное тестирование проводится в соответствии с образовательной программой дошкольного образования «Ступеньки к школе».

Подготовка ребенка к школьным предметам

Если ребенок еще не умеет считать и не разбирается в основных цветах, его можно научить этому во время прогулок. Пусть кроха вслед за мамой сосчитает количество шишек или каштанов (их сначала должно быть не больше 5), определит, сколько машин стоит возле его подъезда, сколько ступенек ведет к его дому. В случае когда малыш с легкостью считает до 10, можно начинать его обучать простейшим примерам на прибавление и вычитание, применяя в качестве пособия природный материал (желуди, шишки, палочки). Для изучения цветов удобней всего использовать природу. Дети с легкостью запоминают, что небо голубого цвета, снег — белого, листик с дерева — зеленого, а цветок — красного или желтого.

Развитие ребенка в 4 года позволяет взрослым начинать постепенно обучать их основам письма и чтения. Обычно дети этого возраста уже знают некоторые буквы, а кое-кто из ребят может назвать даже весь алфавит. Наступило время научить их складывать буквы в слоги. Родителям, которых интересует раннее развитие их детишек, следует приобрести кубики Зайцева, предназначенные для обучения младших дошкольников чтению. Существуют еще системы обучения чтению Домана и Эльконина. Учить малыша письму нужно начинать с рисования палочек, зигзагов и геометрических фигур

Очень важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал при этом ручку

В последнее время очень популярными стали школы раннего развития, которые есть во всех крупных городах нашей страны. В 4 года ребенка еще не поздно отдать в такое учебное заведение, занятия в нем будут прекрасной подготовкой младшего дошкольника к поступлению в первый класс. Раннее развитие детей в таких школах осуществляется путем обучения их навыкам счета, письма и чтения в игровой форме, формирования у них творческих способностей и логического мышления. При окончании дошкольного заведения будущие первоклассники будут уметь отличать гласные буквы от согласных, читать слова по слогам, пересказывать услышанный короткий рассказ, уметь считать от 1 до 10 и обратно, сравнивать разные величины, разбираться во времени, месяцах, сезонах года, общаться с учителями и ровесниками.

Чему учить и как учить

Если до этого малыш делал аппликацию из готовых элементов, то в 4 года можно уже разрешить пользоваться ножницами, чтобы он сам вырезал фигуры. Не нужно добиваться вырезать что-то трудное. Можно просто нарисовать ему на цветной бумаге большие геометрические фигуры, которые он должен вырезать. Приклеивать можно не только лишь бумагу, но и посыпать специальным бисером, крупой или цветным песком.

Если ребенок еще не умеет считать, самое время этому научить, поскольку математика для детей 4 лет может оказаться достаточно интересной и увлекательной игрой. Это хорошо делать во время прогулки. Можно проводить математические занятия для детей 4 лет, предлагая им пересчитывать деревья, ступени, автомобили, окружающих людей, сооружения, птичек. Можно попробовать разъяснить простые математические действия, используя свои пальцы, спички или специальные счетные палочки. Можно начинать учить читать, заучивая готовые фразы. Очень удобно иметь специальные кубики со слогами либо приобрести магнитную доску со знаками. Если у него возникнут трудности, либо он начнет привередничать, не настаивайте, отложите занятия. Можно также приобрести книжку и изучить стишки для детей 4 лет.

Нервно-психическое развитие ребенка

В 4 года трудно оценивать и даже прокомментировать навыки и умения ребенка – в этом возрасте они почти на 100% зависят от того, сколько времени и внимания родители уделяют развитию своего малыша. Поэтому за норму обычно принимаются те навыки и умения, которыми владеет большинство детей, посещающих дошкольные учреждения.

В 4 года словарный запас ребенка насчитывает примерно 1000 активно используемых слов, причем, если для 3-х летних детей главным считалось их способность понимать речь взрослого и умение объясниться с родителями и другими близкими людьми, то четырехлетний ребенок должен уже говорить так, чтобы его понимали все окружающие. В этом возрасте ребенок стоит фразы из 6-8 слов, правильно склоняет слова по числам и падежам, а также самостоятельно придумывает слова, применяя правила родного языка. Малыш старается употреблять в своей речи все слова, услышанные от взрослых, сверстников или по телевизору, именно с этой особенностью развития речи связано то, что от четырехлетки можно услышать как неожиданно «умное» научное слово, так и нецензурное выражение, произносимое с большим удовольствием.

В четыре года растет познавательная способность малыша, теперь он с легкостью запоминает буквы, цифры, незнакомые слова и понятия

Начиная обучать малыша в этом возрасте чтению или счету очень важно не просто заставлять ребенка заучивать цифры или буквы, а учить его логически мыслить, устанавливать связи между написанным и произносимым. Самым лучшим обучающим материалом в этом возрасте будут предметы, находящиеся вокруг ребенка, а обучение нужно проводить постоянно и в игровой форме

Например: «а теперь давай нарисуем букву А на земле палочкой, выложим ее спичками, макаронами, пуговицами или попоем ее», так счет малыш должен усваивать, не запоминая цифры, а считая яблоки в вазе, кубики на полу или голубей на улице.

В 4 года считается нормальным, если ребенок собирает простейшие паззлы или разрезные картинки из 4-5 частей, умеет складывать пирамидку, различает предметы по цветам, форме и другим обобщающим признакам, разрезает бумагу по прямым линиям и умеет лепить простейшие фигуры из пластилина – шарики, «колбаски» и так далее.

Четырехлетний ребенок становится гораздо более социально активным, многие психологи советуют именно в этом возрасте начинать посещение дошкольных учреждений. В 4 года малыши уже умеют играть вместе в подвижные и настольные игры, самостоятельно решать большинство конфликтов, а также соблюдают правила детского социума: понимают, что нужно подождать своей очереди, не выхватывают чужие игрушки и так далее.

В этом возрасте дети становятся более самостоятельными и «независимыми» от родителей, а мамам и папам предпочитают задавать бесконечные вопросы и, конечно, делать что-то вместе с ними. Распространенная ошибка родителей детей после 4-х лет – это прекращение совместных игр и занятий, если раньше это было необходимостью, ведь малыш просто не могу долго заниматься чем-то один, то после 4-х лет большинство детей играют самостоятельно или в компании других детей. А родители с удовольствием прекращают совестные игры или прогулка, предпочитая заниматься своими делами, но, как предупреждают психологи, у такой «свободы» есть оборотная сторона – родители теряют тесную связь со своим ребенком и часто даже не догадываются, чему его «учат» уличные приятели и в какие игры он играет с ними. Конечно, совместные игры с другими детьми необходимы, но родители обязательно должны знать о настроении, мыслях и действиях своего ребенка.

Общая таблица умений ребенка в 5 лет

Основные виды развитияХарактеристики развития
ФизическоеКоординирован, ловок, освоил танцевальные и спортивные движения, играет в мяч, кегли, бросает в цель, копирует геометрические фигуры, владеет элементарными гигиеническими навыками
Социально-коммуникативноеСтарается соблюдать нормы и правила общения со сверстниками и взрослыми, использует диалоги в речи, взаимодействует со сверстниками, включается в общение
ПознавательноеПроявляет интерес к новому, любит наблюдать, учится сравнивать, концентрируется при выполнении заданий
РечевоеРассказывает, пересказывает, отвечает на вопросы развёрнуто, правильно произносит все звуки, играет в слова, звуки, умеет рифмовать, строить фразы из 7–8 слов, знает форму множественного числа
Художественно-эстетическоеАнализирует эмоции героев сказок, проявляет свои чувства соответственно событиям, доброжелателен, читает, танцует, рассказывает стихи, занимается творческой деятельностью с удовольствием, может самостоятельно выбрать любое творческое направление по своему интересу.
МатематикаЗнает основные геометрические фигуры, сравнивает количество предметов, правильно пишет цифры.

Физические показатели

У ребенка уже хорошо развита координация движений. К физическим задачам, с которыми должен справляться ребенок 5 лет, относят:

  1. Быстрый бег на достаточно большие расстояния, в том числе с препятствиями (ямы, камни, пеньки ребенок должен обегать);
  2. Ловля мяча и бросок, удар по мячу рукой или ногой;
  3. Уверенная походка по узкой дорожке или бордюру;
  4. Качание на качелях, каруселях, прыжки и кувырки;
  5. Поднимание и спускание по вертикальной лестнице, фиксация на перекладине двумя или одной руками;
  6. Удерживание на канате, редко — способность взбираться по нему;
  7. Способность выдерживать длительные прогулки на большие расстояния.

Нормы роста и веса

Калькулятор роста и веса ребенка

Выберите пол и возраст ребенка, чтобы узнать какими должны быть параметры вашего чада согласно нормам ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения)

Мальчик

Девочка

Выберите возраст
лет
Рассчитать

Вес

Низкий кг

Средний кг

Высокий кг

Рост

Низкий см

Средний см

Высокий см

Знания об окружающем мире

Четырехлетний возраст — это пик познавательной активности ребенка, направленной на изучение культуры и природы. Родители должны всячески поощрять его интерес, предлагая совместные прогулки, походы в музеи, путешествия и т.д. Игры в шарады, загадки, изучение тематических энциклопедий, игры с картой мира и т.п. способны активизировать интерес ребенка к окружающему миру.

Если раньше гендерные отличия были не так заметны, то сейчас мальчики стараются проводить больше времени с папой за «мужскими» занятиями, девочки начинают интересоваться своей внешностью, одеждой, украшениями.

В этом возрасте игры становятся ролевыми, ребенок старается перевоплотиться в того или иного героя. Родители могут использовать их для изучения малышом различных социальных ролей. Кроме того, стремление ребенка к подражанию отлично помогает при изучении профессий (игры в доктора, повара, археолога, инженера и т.д.). Подобные занятия очень благотворны для его всестороннего развития.

Каким бы ни было развитие ребенка в четырехлетнем возрасте, родителям следует принимать малыша таким, какой он есть. Не нужно стараться подгонять его под высокие стандарты, а корректировку лучше проводить без напряжения, в игровой форме, радующей малыша

Никакой успех и достижения в жизни не заменят любовь и внимание родителей, которые более всего другого необходимы ребенку в этот период

Читайте далее:

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев — критерии развития мальчика, девочки

Что должен уметь ребенок в 3 месяца — критерии развития девочки, мальчика

Что должен уметь ребенок в 8 месяцев — критерии развития мальчика, девочки

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев — критерии развития мальчика, девочки

Что должен уметь ребенок в 6 лет — основные умения и навыки мальчиков и девочек

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев — критерии развития мальчика, девочки

Умственное и речевое развитие ребенка

К четырем годам у ребенка активно развивается мышление. Тысячи вопросов, которые он задает, как раз являются проявлением такого развития. В три годика малыш в основном пользовался практичным, наглядно-действенным типом мышления. Он самостоятельно пробовал разобраться в строении предметов, нажимая на кнопочки, рычаги, ломая игрушки. Сейчас к этому типу присоединяется наглядно-образный. Малыш учится воспринимать образы и схемы предметов, использовать их отдельные свойства. Очень ярко такое восприятие проявляется при рисовании. Ребенок изображает только самые важные детали. Например, для картинки дома ему достаточно нарисовать квадрат с крышей, кота он изображает на четырех лапах с хвостом и усами.

Развитие более сложного типа мышления, логического, к четырем годам только начинается. Проявляется оно в способности обобщать свойства вещей, находить в них одинаковые черты и группировать предметы по этим признакам. Для ребенка еще сложно понимать абстрактные вещи. От конкретных образов, связанных со словами, переходить к общим. Чтобы стимулировать умственное развитие, с ребенком нужно заниматься, учить его что такое «время», «число», «мера».

Ребенок знает уже приличное количество слов

Речь ребенка к четырем годам усложняется. Он владеет больше, чем тысячью слов, произносит почти все звуки и буквы. Умеет грамотно составлять предложения из 4-6 слов, пользоваться глаголами, прилагательными, дополнениями, существительные спрягает по падежам. Иногда в разговоре допускает грамматические ошибки, но случается это все реже. Дошкольнику получается довольно связно пересказывать события, содержание прочитанной книги. Ребенку четырех лет нравится сочинять новые слова, они кажутся ему более подходящими для названия тех или иных предметов. Малыш уже четко отвечает на вопросы, может выполнить 3-4 поручения взрослых. Знает свое имя, как зовут папу с мамой, бабушку с дедушкой. Может назвать свой адрес, адрес друга, дедушки с бабушкой.

Активно развивается у детей воображение. Они сочиняют сказки, играют в сложные ролевые игры. Иногда придумывают себе чудищ и монстров, а потом их боятся. Нужно терпеливо объяснять ребенку, что страхи его напрасны. Ни в коем случае не пугайте детей сами, это далеко не лучший способ добиться от них послушания. Совершенствуется у дошкольников память, они накапливают в голове результаты своей познавательной деятельности. Они уже знают несколько цветов, быстро запоминают новые. Называют до 4-5 фигур, в том числе и объемных. Учат наизусть и рассказывают стихи из 4-8 строф. Дети, у которых хороший слух, поют песенки, хорошо помнят мелодии.

Поехали?

Все комментарии, знания, полученные опытным путем и благодаря чтению умных книг, сегодня как никогда приветствуются! Даже надеюсь на жаркую дискуссию, потому что эта тема очень и очень всем нам важна!

Есть особый возраст в жизни человека. Именно тогда он словно превращается в губку, впитывая жадно всю информацию, которая находится в зоне его досягаемости. Его подпитывает любая «пища» – то, о чем говорят окружающие его люди, что он видит, и даже открытые в себе возможности собственного организма. В этот период человека можно научить очень и очень многому.

  • Но что является необходимой программой-минимума, а что сделает его счастливым и творчески плодотворным?
  • Как учить правильно?
  • И как понять, в каком направлении развивать его таланты и способности?

Это все важно знать, потому что 5 лет бывает раз в жизни, и, если родители не готовы потрудиться на славу в этот период, многое уже будет невозможно изменить.

Умственное и речевое развитие ребенка

Чтобы определить интеллектуальный уровень ребенка в года 4, надо выяснить, какими знаниями он обладает. С этого возраста дети проявляют любопытство и начинают задавать множество вопросов. Родителям нельзя терять терпение, нужно удовлетворять интерес дошкольника. Можно попросить их самих подумать над вопросом и проследить за цепочкой рассуждения.

На умственное развитие сильно влияют развивающие игры, которые проводятся в детском саду и дома. Благодаря им дети обретают некоторые знания во многих областях.

Математика

Давать математические знания необходимо в игровой форме, например, можно считать деревья, дома, машины во время прогулки. Дети в 4 года должны уметь:

  • видеть и объяснять разницу между понятиями “много лиц, предметов” и “1 лицо, предмет”;
  • уметь различать цифры до 5, а считать до 10;
  • определять разницу между основными геометрическими фигурами и давать им правильные названия;
  • сравнивать количество предметов и объяснять, где их больше или меньше и почему;
  • знать, где находится правая рука и левая;
  • видеть разницу между верхом и низом;
  • сравнивать 2 предмета по их величине, уметь словами объяснять между ними разницу.

Окружающий мир

На протяжении жизни ребенок беспрестанно обогащает свои знания об окружающем мире. В 4 года дети должны уметь:

  • правильно называть диких и домашних животных, показывать их на картинке;
  • различать представителей животного мира по звукам, которые они издают, и по способу их передвижения;
  • определять времена года и давать им характеристику;
  • называть явления природы, объяснять их особенности;
  • давать информацию о растительном мире, в т. ч. об овощах, фруктах и вкусах, которые им свойственны.

Изобразительное искусство

Большое внимание в развитии следует уделять творчеству, например, лепке, рисованию. В ходе подобной работы дети учатся:

  • определять 7 основных цветов, называть их и показывать;
  • пользуясь линейкой, чертить прямые линии;
  • рисовать простые предметы, которые находятся поблизости, правильно закрашивать их;
  • делать аппликации, используя клей.

Конструирование

Четырехлетнему ребенку следует знать, что такое конструктор и что с его помощью можно сделать. При регулярно работе с такого рода тренажерами развиваются следующие навыки:

  • умение называть все детали, объяснять разницу между ними;
  • располагать различные части в горизонтальном или вертикальном положении;
  • зная о разнице между составляющими, могут заменять их друг другом;
  • создают сооружения, разные по форме и высоте, способны дать им характеристику.

Чтобы развитие шло более интенсивно, следует усложнять задания, чтобы ребенок учился строить не только сооружения, но и машины, корабли, самолеты и т. д.

Познания в музыке

Чем больше музыкальных занятий будет проводиться с ребенком в 4 года, тем сильнее удастся развить его природные способности. В детстве процесс запоминания мелодий идет быстро, детям удается легко их воспроизводить, не представляет затруднений и запоминание теоретического материала.

Четырехлетние дети могут называть распространенные музыкальные инструменты, например, пианино, барабан, балалайку, гитару и др. Любят слушать знакомые им мелодии, подпевать песням. Могут объяснить разницу между понятиями “громко” и “тихо”.

Речь

Словарный запас ребенка указанного возраста должен включать не менее 4 тыс. слов. Ребенок должен знать несколько детских стихотворений наизусть, уметь рассказывать их и воспроизводить любую сказку на родном языке.

Кроме того, должны быть выработаны следующие умения и навыки:

  • иметь четкую, связную речь, в которой все звуки, кроме сонорных или шипящих, произносятся отчетливо;
  • не ошибаться в согласовании слов в роде, числе и падеже;
  • применять в своей речи большую часть предлогов;
  • разбивать слова на слоги, безошибочно выговаривать многосложные, подбирать примеры слов с заданными простыми слогами;
  • отвечать на несложные вопросы;
  • иметь представление об основных видах профессий, определять их особенности и значение;
  • улавливать разницу в интонации говорящего.

Важно, чтобы в 4 года ребенок знал, кто он такой, кем являются его родители и близкие родственники. Он должен называть свой возраст и адрес

Тесты и паззлы

Правда, ребятишкам придется очень хорошо подумать. Ведь задания не так просты

Зато будет прекрасная тренировка – для развития памяти, также воображения с вниманием, еще счета, иных нужных дошкольнику свойств

Например, есть немало кроссвордов, рассчитанных на этот возраст. Можно еще складывать предложения из разных слов, перемешанных. А как увлекают ребятишек тесты! Те самые, где надо выбрать лишь верные ответы.

Любят детки и искать на рисунках всякие различия. Тут развиваются внимательность, усидчивость, упорство.

Есть немало и других видов времяпровождения из серии «развивающие игры для детей 4 – 5 лет». То же собирание паззлов не просто занятие, чтобы ребятенок затих дома и никому не мешал. Нет, это прекрасный способ формирования его творческих способностей.

Физическое развитие

В этот период ребёнок продолжает активно расти и набирать вес. В норме вес мальчиков в возрасте четырёх лет колеблется от 14,5 до 18,5 кг, а девочек – от 13,9 до 18,2 кг. При этом рост четырёхлетних мальчиков обычно составляет 99-109 см, а девочек 98-109 см. Окружность грудной клетки у мальчиков колеблется от 51 до 55,3 см, а у девочек 49,3 до 54 см. К этому возрасту дети имеют уже все 20 молочных зубов.

Эти данные – лишь часть показателей, определяющих нормальное физическое развитие четырехлетнего малыша

Не менее важно, чтобы он обладал определёнными физическими навыками, развивал выносливость и ловкость

Так, в норме четырёхлетний ребёнок должен:

  • ​ходить в заданном направлении уверенно, прямо, не шаркая ногами;
  • ​бегать, изменяя темп и направление движения, при этом сохраняя равновесие;
  • ​быстро пробегать расстояние 10-20 м;
  • ​непрерывно бежать в течение 1 мин;
  • ​уметь несколько секунд простоять на одной ноге;
  • ​прыгать на двух ногах с небольшим продвижением вперёд (на 2-3 м);
  • ​несколько раз подряд энергично подпрыгивать на одной ноге;
  • ​спрыгивать с высоты 15-20 см;
  • ​прыгать с места в длину на расстояние 40 см;
  • ​перешагивать через предметы;
  • ​перепрыгивать по очереди через 5-6 параллельных линий, расположенных на расстоянии 25-30 см;
  • ​подлезать под невысокие предметы (около 40 см);
  • ​держать равновесие, перемещаясь по гимнастической скамейке;
  • ​лазать по гимнастической стенке;
  • уметь играть с мячом, уверенно бросая и ловя его;
  • ​попадать мячом в предметы на расстоянии 1,5 м;
  • ​прокатывать мяч между расставленными на полу предметами, не задевая их;
  • ​кататься на велосипеде;

  • ​не бояться воды, учиться плавать.

Для развития мелкой моторики четырёхлетний ребёнок должен уметь:

  • ​запускать юлу маленького размера;
  • ​делать «фонарики» кистями рук;
  • ​нанизывать на нитку крупные пуговицы или бусинки;
  • ​завязывать узелки на шнуре или толстой верёвке;
  • ​застегивать крючки, молнии, пуговицы.

Читайте о развитии ребенка в 5 лет — http://woman-l.ru/chto-dolzhen-umet-rebyonok-v-5-let/

Память

До 4 лет мозг ребенка фиксировал всё на подсознательном уровне – события запомнилась автоматически, без всяческих усилий извне.

К четырём годам этот процесс становится подвластен малышу. Он заучивает и запоминает то, что кажется ему интересным и нужным, или же запоминает информацию по просьбе взрослых.

Объём памяти вырастает, пассивный и активный словарь постепенно пополняется.

Важный критерий развития памяти: малыш может последовательно, опуская второстепенные детали рассказать о каком-то событии или прошедшем дне.

Тренировать память можно даже во время пути из детского сада до дома – расспросите ребёнка о том, что было сегодня в садике, во что он играл, чем кормили и т. д.

Что должен уметь ребенок в 4 года и знать: развитие интеллекта

В 4 года оценивать уровень развития малыша по тому, что он умеет и знает, сложно, поскольку в основном все умения и навыки сформированы родителями, а истинный потенциал может быть еще не раскрыт.

Попробуйте обсуждать с ребенком книги, впечатления и многое другое, что он знал, как можно выражать мысли и делать определенные выводы. Для расширения кругозора приобщайте малыша к культурной жизни: посещайте новогодние спектакли, водите в детский театр и на разные мероприятия, смотрите познавательные мультфильмы, обсуждайте с ним увиденное.

В 4 года ребенка можно начинать учить чтению и основам математики. Как правило, в таком возрасте он умеет произносить все звуки (возможно, за исключением «р» и шипящих). Родители должны научить ребенка грамотно выражать свои мысли, а также связанности.

Учить с ребенком буквы лучше начинать с наиболее простых в плане произношения и заканчивать сложными. Их можно с ребенком вылепить из пластилина или выкладывать из подручных материалов. Что бы вы ни принялись изучать, делайте это в игровой форме – это касается и стишков, и песен, и иностранных языков. Также ребенок должен не просто заучивать тексты, но и знать, о чем идет в них речь.

Этот возраст еще называют временем «почемучек», когда малыши хотят знать все и постоянно задают вопросы, ответить на которые родители могут не всегда.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий