Что должен уметь ребёнок в 3 года (мальчик и девочка)

6 умений, которым не учат в школе и на курсах

Еще я хочу привлечь внимание родителей к ряду способностей, которые либо угасают у детей по мере взросления, либо не развиваются вовсе, если ими не заниматься. Умение задавать вопросы

Постоянное “почему”, “зачем” и “как” — естественное, природное состояние детей. Но по мере взросления эта черта, которая сводит с ума родителей, когда их чаду четыре года, куда-то незаметно девается

Умение задавать вопросы. Постоянное “почему”, “зачем” и “как” — естественное, природное состояние детей. Но по мере взросления эта черта, которая сводит с ума родителей, когда их чаду четыре года, куда-то незаметно девается.

Часто по вине родителей. Если ребенок ожидает, что вместо обстоятельного ответа он получит либо отговорку, либо грубость, он прекращает спрашивать. А ведь вопросы — основной способ получения знаний.

Умение самостоятельно решать проблемы. Человек, который умеет разбивать сложные задачи на простые, а затем решать их по одной, справится с любой работой.

Хотите развить этот навык? Не бросайтесь на помощь по первому зову

Не важно, идет ли речь о безуспешном надевании колготок или решении задачи по математике. Конечно, гораздо проще написать ответ за ребенка и вернуться к своим делам

Только в итоге подросток привыкает перекладывать трудности на плечи родителей (то есть ваши) или другого взрослого. И с возрастом это не проходит.

Привычка завершать начатое. Любое действие, которое вы совершаете, может быть маленьким проектом

Объясните ребенку, что если он за что-то взялся, то важно это закончить

Способность найти призвание или дело своей жизни. Если вы спросите у учеников выпускных классов, чем они хотят заниматься в жизни, получите печальные ответы. Большинство идет продолжать образование в вуз, который выбрали родители.

Я ни в коем случае не говорю, что высшее образование не нужно. Просто образование, навязанное родителями, или “абы какое, лишь бы высшее”, обычно пропадает впустую вместе с вложенными в него деньгами и временем.

Если ребенку нравится что-то делать, он из любого “непрестижного” занятия сможет сделать что-то действительно стоящее. И можно быть спокойными за его самореализацию и гармонию с самим собой.

Толерантность. Границы стерлись, и ваш ребенок не сможет нормально взаимодействовать с миром, если при виде человека, отличающегося от него расой, вероисповеданием, сексуальной ориентацией, социальным статусом или имеющего какие-либо физические недостатки, будет впадать в ступор. Все мы разные, со своими взглядами и особенностями, и, чтобы взаимодействовать, людям нужно учиться принимать и понимать друг друга.

Умение быть личностью. Иногда мне кажется, что за семь десятилетий Советского Союза навык не выделяться и быть серой массой закрепился на генетическом уровне. Оставаться незамеченным, не высовываться, быть как все! Твое “я” ничего не значит. Главное — не отрываться от коллектива.

В определенном возрасте у ребенка возникает вполне естественное желание быть похожим на кого-то. Но со временем это проходит. Однако, к сожалению, не у всех.

— Вот, у моей сотрудницы дети уже машину купили, дом построили и дерево посадили! А вы вообще ничего не делаете и непонятно, чем занимаетесь!

— На работу нужно ходить! А ты в Интернете сидишь или по встречам шляешься непонятным! Разве это работа? Что я людям скажу, если спросят?

Оценка умений по «мюнхенской диагностике»

«Мюнхенская функциональная диагностика развития» (МФДР) была разработана в Мюнхене в 1997 году медиками, педагогами, психологами. По этой книге можно оценить психомоторные, речевые, коммуникативные навыки детей до трехлетнего возраста. Что должен уметь малыш в 3 года согласно МФДР?

  • Крутит педали трехколесного велосипеда.
  • Прыгает через натянутую скакалку или веревку, не задевает ее.
  • Спускается и поднимается по ступеням, держась за перила, но также может идти без опоры.
  • Умело пинает мяч.
  • Может поймать мяч небольшого диаметра на расстоянии 2 метров.
  • Рвет лист бумаги.
  • Умеет сделать надрез ножницами, если бумагу держит взрослый.
  • Может скатать шарик из пластилина и сделать из него валик.
  • Сортирует предметы по цвету, величине, форме.
  • Определяет самый длинный и короткий предмет.
  • Может строить из кубиков башню, квадрат, мост.
  • Часто вместо «я» называет свое имя.
  • Знает свою половую принадлежность.
  • Понимает простые правила игры.
  • Играет в прятки, догонялки.
  • Касается пальцем кончика носа с закрытыми глазами.
  • Улучшается ориентация в пространстве.
  • Умеет вращать кончиком языка.
  • Ловко прыгает с места на одной и двух ногах.
  • Если поднимается на цыпочки, теряет равновесие.
  • Может взобраться по веревочной лестнице.
  • Переступает через препятствия.
  • Может делать несколько движений одновременно: например, притопывать ногами и хлопать в ладоши.

В этом возрасте у детей заметно совершенствуются навыки крупной моторики (бег, прыжки, повороты туловища, приседания, ходьба задом), развивается быстрота реакции, равновесие и координация движения. При этом пространственная ориентация и быстрота движений у мальчика обычно развита лучше, чем у девочки.

В 3 года малыш должен уметь делать следующее:

  • Называть свое имя, фамилию;
  • Отвечать на простые односложные вопросы;
  • Рассказывать небольшие стихи, если, конечно, вы с ним их учите;
  • Называть основные цвета — минимум 3. Это красный, желтый, синий;
  • Самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • Расстегивать пуговицы, замки на курточке;
  • Снимать обувь, одевать ее;
  • Завязывать шнурки;
  • Собирать пазлы из 4 и более элементов;
  • Строить дом, башню из кубиков;
  • Собирать круглую пирамидку правильно;
  • Считать до 5-и;
  • Рисовать картинки из палочек, кругов, точек;
  • Находить связи между предметами, например, играть в игру «Кто что ест»;
  • Собирать конструкторы;
  • Чистить зубы;
  • Самостоятельно кушать;
  • Вытирать лицо после умывания;
  • Убирать игрушки на место;
  • Складывать свои вещи в шкаф;
  • Прыгать, бегать, залезать на шведскую стенку;
  • Кататься на трехколесном велосипеде;
  • Общаться со сверстниками на площадке и в саду, выстраивать дружеские отношения на время игры.

Можно долго перечислять все умения и навыки, необходимые трехлетке, но мы остановились только на основных. Если вы поставили плюсик своему ребенку за большую часть пунктов, то можете быть спокойны. Ваш малыш развивается в нормальном ритме. Если есть некоторые задержки, неосвоенные навыки, воспользуйтесь нашими советами по их воспитанию и развитию.

Advertisement

Физическое развитие

Физическое и психическое развитие детей раннего дошкольного возраста тесно связаны, вот почему мамы тщательно следят за тем, когда малыш стал садиться самостоятельно, когда он сделал первые шаги и насколько правильно в дальнейшем формируются его двигательные способности. Движения, которые может совершать ребенок в 2 года, уже достаточно скоординированы и разнообразны:

  • легко преодолевает препятствия, перешагивая, чаще перепрыгивая через него;
  • подпрыгивает на месте, не теряя равновесия;
  • сменяет шаг на бег;
  • спускаясь и поднимаясь по лестнице, чередует ноги;
  • кидает и ловит мяч с близкого расстояния, бьет по нему ногой, удерживает в руках;
  • удерживает равновесие, передвигаясь по доске, лежащей на полу, или по бордюру тротуара (здесь малыша лучше пока придерживать);
  • любит танцевать под энергичную музыку, и часто взрослые удивляются чувству ритма своего чада;
  • перелистывает страницы книги, захватывая, правда, пока что сразу несколько страниц;
  • рисует карандашом вертикальные и горизонтальные линии, неровные овалы.

Этот возраст опасен там, что маленький непоседа еще не умеет оценивать свои силы, а чувство страха у него практически отсутствует. Он может забраться на высоту и пытаться самостоятельно слезть оттуда, не всегда оценивает расстояние до препятствия и не может вовремя остановиться перед ним. В этом возрасте часто возникают травмы, иногда достаточно серьезные. Задача родителей – тщательно следить за ребенком, предотвращая падения и ушибы.

Физическое развитие ребенка 2-х лет

В этом возрасте крохи растут очень быстро, пусть и не с такой скоростью, как в первые 12 месяцев, но все же достаточно интенсивно.

На показатели физического развития к концу второго года жизни малыша влияют различные факторы, среди которых:

  • питание;
  • семейные условия;
  • наследственность;
  • место проживания и климат;
  • экология.

Даже тот факт, родился ли ребенок доношенным или семимесячным, путем естественных родов или кесарева сечения, отражается на физических параметрах двухлетки. В среднем, дитя в этом возрасте достигает показателей:

  • вес: 12,2 – 12,8 кг;
  • рост: 83 – 87 см.

То есть, на втором году жизни вес увеличивается приблизительно на ½ от прибавки первого года, а рост – на 1 см в месяц.

Рост и вес у девочек и мальчиков в возрасте от 1 до 2 лет

Существует много таблиц, составленных педиатрами, из которых видно, что показатели увеличения веса и роста за год у разнополых детей отличаются.  Мальчики лидируют в физическом развитии, что неудивительно. Они рождаются более крупными, а в возрасте двух лет разница со сверстницами становится еще более заметной. Девочки ниже ростом, при этом увеличение объема грудной клетки у них происходит быстрее

Делая сравнение своего мальчика или девочку с остальными, нужно принимать во внимание наследственные факторы и ряд других особенностей

Пропорции тела пока еще не такие, как у взрослых. Ноги выглядят короткими по сравнению с туловищем, конечности пухлые, со складочками. Голова крупная, кости скелета мягкие, состоящие преимущественно из хрящевой ткани. Для хорошего развития физических данных необходим сбалансированный рацион питания и достаточна двигательная активность.

Что должен уметь ребенок в 3 года?

Каждый ребенок индивидуален, двух одинаковых детей нет. Однако в современной педиатрии существуют некие базовые знания и умения, которыми должны обладать малыши разного возраста. 3 года – это время, когда кроха стал чуть более самостоятельным. Для уверенности, что любимое чадо не отстает, родители интересуются нормами развития ребенка 3 года. Так что должен уметь трехлетний малыш?

Физическое развитие ребенка 3 лет

К этому возрасту мальчики могут вырасти до 92-99 см, весить 13,5-16 кг, рост девочек составляет 91-99 см, а их вес – 13-16,5 кг.

В 3 года малыш должен свободно владеть координацией движения рук и ног, корпуса, держать равновесие, а именно:

  • подниматься и спускаться по лестнице с чередованием ног;
  • держать равновесие при стоянии на одной ноге и ходьбе на цыпочках;
  • бегать;
  • прыгать, спрыгивать со ступеньки, порога, перепрыгивать через препятствия;
  • поднимать и кидать предметы.

Также ребенок может кататься самостоятельно на трехколесном велосипеде, ловить мяч, скатываться с горки, залезать на лесенку.

Психическое развитие ребенка в 3 года

Дети этого возраста осознают себя личностью и поэтому часто говорят: «Я буду, я не хочу!». Они выказывают строптивость, непослушание, тем самым демонстрируя самостоятельность. Также к особенностям развития детей 3 лет относится желание услышать похвалу и одобрение окружающих. Именно сейчас ребенок стремительно растет и познает окружающий мир, впитывая все новое в себя как губка. Кроме того, для малыша характерно стремление к игре с другими детьми, одалживание своих игрушек. Кроха с удовольствием выполняет поручения или роль в игре, указанные ему взрослым.

Усиливается сенсорное развитие детей 3 лет. Малыш должен различать предметы по внешним признакам: форме, цвету, величине, запаху, вкусу. Кроме того, ребенок может определить группу предметов по общему признаку, например, мяч, арбуз – круглые. Кроха запоминает понравившуюся мелодию и подпевает, когда услышит ее. Рисование и лепка из пластилина так же являются одними из самых любимых занятий трехлетнего ребенка. Сборка пирамиды и башен из кубиков не составляет для него труда.

Особенностью интеллектуального развития ребенка 3 лет является усовершенствование речи. Его словарный запас составляет около 300-500 слов. Он может назвать животных, растения, технику, одежду, предметы быта, части тела. Малыш употребляет местоимения: «я», «ты», «мы». Его предложения несложны – 3-6 слов, и состоят из существительного, глагола, прилагательного и предлогов, союзов. Для развития речи ребенка 3 лет характерно озвучивание своих желаний, выполняемых действий простыми фразами, рассказывание легких четверостиший и небольших песенок. Малыш должен легко описывать картинку 2-3 предложениями. К показателям развития ребенка 3 года относится и заинтересованность в причинно-следственной связи. Другими словами малыш становится «почемучкой»: он постоянно задает вопросы «Почему идет снег? Почему вода мокрая?» и т.д.

Санитарно-гигиенические навыки ребенка в 3 года

Благодаря подражанию и обучение взрослыми малыш в этом возрасте должен уметь:

  • одеваться и раздеваться, снимать обувь, застегивать пуговицы;
  • самостоятельно мыть руки и лицо, чистить зубы, вытираться своим полотенцем;
  • правильно сидеть за столом, самостоятельно кушать ложкой и пить из чашки, вытирать губы салфеткой.

В случае, если ваш ребенок не владеет всеми перечисленными навыками и умениями, расстраиваться не стоит. Ведь эти нормы усредненные, а каждый ребенок уникален. Его развитие должно соответствовать большинству этих показателей. Со временем кроха обязательно удивит и образует вас своими успехами. А вот если вашим ребенком усвоена лишь малая часть обязательных для 3 лет «умелок», стоит обратиться к врачу, поскольку возможно отставание в развитии. Окончательный вердикт принадлежит специалисту.

Развитие речи

Должен ли ребенок в 1 год уметь разговаривать, и что именно он может произносить, волнует родителей, особенно при воспитании первенца. Это пора, когда малыш уже понимает фразы, обращенные к нему.

При интенсивном общении пассивный запас слов расширяется, но выговаривать из него ребенок может около 3-10 слов. Они не всегда полноценные в понимании взрослых, но логопеды предлагают их тоже засчитывать, если ими называются каждый раз одни и те же предметы (например, собака – «ав-ав»).

Что должен уметь ребенок в 1 год, кроме уже перечисленного выше:

  • односложно отвечать на простые вопросы «что это?», «кто это?» (ко-ко, баба, соса);
  • отзываться на свое имя, возможно, называть его;
  • по просьбе совершать простые действия: махать «пока-пока», показывать, как он ест (ням-ням), грозить пальчиком (ай-ай);
  • пытаться повторять за взрослыми слова (они должны быть короткие, простые в произношении и четко звучащие);
  • реагировать на «нельзя» звуками или междометиями.

Важно обратиться к врачу, если ребенок остается глух к обращениям в свой адрес, запретам, не реагирует на речь, не пытается произносить даже слоги. В этом случае можно предположить проблемы со слуховым или речевым аппаратами, отклонения неврологического или психологического характера, при которых требуется помощь специалиста

Вовремя выявленное заболевание поможет найти новые подходы к развитию ребенка

В этом случае можно предположить проблемы со слуховым или речевым аппаратами, отклонения неврологического или психологического характера, при которых требуется помощь специалиста. Вовремя выявленное заболевание поможет найти новые подходы к развитию ребенка.

Рекомендуется обратиться к логопеду, если малыш, выговаривая слова, упорно заменяет одну букву другой («бода» вместо «вода», «бот» вместо «вот»). В данном случае у ребенка чаще всего наблюдается несовершенство фонетического слуха и возникает необходимость его коррекции.

Что должны уметь делать?

Мальчик

Мальчики чаще чем девочки страдают от гиперактивности и дефицита внимания, поэтому осваивают письмо и чтение чуть медленнее сверстниц.Очень важно, чтобы у маленького непоседы был ориентир, от которого он будет получать представления о правильном поведении. Шесть лет – это самое подходящее время, чтобы научить малыша убирать за собой, быть внимательным и усидчивым. Также мальчик уже начинает понимать свою гендерную принадлежность и начинает примерять на себя шаблоны, свойственные мужскому поведению: отвага, мужество, умение брать на себя ответственность, заступаться за более слабых

Шесть лет – это самое подходящее время, чтобы научить малыша убирать за собой, быть внимательным и усидчивым. Также мальчик уже начинает понимать свою гендерную принадлежность и начинает примерять на себя шаблоны, свойственные мужскому поведению: отвага, мужество, умение брать на себя ответственность, заступаться за более слабых.

Девочка

Разница в развитии девочки и мальчика составляет примерно один год.

Девочкам больше нравятся ролевые и подражательные игры с выполнением чётко сформированных функций и задач.

Игра в «дочки-матери», «школу», «кухню» способствует более ускоренному развитию коммуникационных способностей, усидчивости и аккуратности.

В стремлении быть похожей на маму или сестру девочка примеряет на себя женские роли, проявляет интерес к кухонному мастерству, уборке и нарядам.

Двигательные навыки

Трехлетние дети очень активны и подвижны. Координация уже полностью развита, малыш свободно контролирует свои движения, проверяя собственные возможности и способности:

  • уверенно и быстро бегает;
  • играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит;
  • легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикальной, чередуя ноги, более развитые физически дети могут перескакивать через ступеньки;
  • сам забирается на горку и скатывается с нее;
  • держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние;
  • ходит задом наперед;
  • ездит на трехколесном велосипеде;
  • держит равновесие и прыгает на одной ноге;
  • кувыркается вперед и назад.

Переполняющую малыша энергию лучше пустить в нужное русло, определив его в одну из секций для самых маленьких, где он будет развиваться физически. Очень хорошей тренировкой двигательных функций и координации является плавание. Делать это необходимо под руководством опытного инструктора.

Речевое развитие ребенка

Словарный запас двухлетки состоит примерно из 300 слов, при этом 100 используются активно, а 200 — пассивно (намного реже). Речевые нормы для данного возраста размыты, то есть, они не являются строгими, поэтому четких установок, касающихся того, что должен говорить ребенок в 2 года, не существует.

Более жесткие критерии актуальны только для трехлеток. Малыши путают окончания, коверкают произношение, пока не способны правильно и четко формулировать предложения.

Для двухлеток характерно присутствие в речи собственных слов, которыми им удобнее обозначать предметы и действия. Малыши с удовольствием учат короткие стишки, запоминают названия не только окружающих предметов, но и изображений в книгах с картинками.

Иногда в два года речь плохо развита или практически отсутствует — специалисты рекомендуют родителям не паниковать, а подождать еще около полугода. Как правило, ближе к 2,5 годам начинают разговаривать все. Мальчики осваивают навык чуть хуже девочек.

Чем раньше родители перестают сюсюкать и начинают говорить с малышом четко и правильно, тем быстрее ребенок осваивает грамотную речь.

Речевые навыки

Речь ребенка к 3 годам кардинально меняется. Это уже не корявый односложный разговор, а связные предложения с изменением слов по падежам и склонениям. Словарный запас составляет около 1,5 тысяч слов, активно используется из них 500-600 слов. Однако не все дети разговаривают свободно, многие не выговаривают шипящие звуки и звук . Обязательные же речевые навыки состоят в следующем:

  • правильно произносит свое имя и фамилию, имена родителей и близких людей;
  • составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;
  • предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;
  • запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу;
  • легко узнает и называет знакомые ему предметы;
  • составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений;
  • употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;
  • знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;
  • различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий – низкий);
  • ведет диалог, связно отвечает на вопросы.

Познавательные навыки. Мышление

Мышление ребенка напрямую зависит от речи, поэтому с ним нужно постоянно говорить, комментировать любое действие, пояснять и объяснять, не оставляя ни одного вопроса без ответа. Основные навыки двухлетнего малыша, которые считаются минимальными, следующие:

  • различает предметы по их характеристикам: большой – маленький, теплый – холодный;
  • самостоятельно собирает пирамидку до 6 колец с учетом их размера;
  • различает до 8 цветов;
  • сопоставляет и противопоставляет предметы, группирует их по форме, размеру и цвету;
  • знает основные геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат;
  • повторяет последовательность движений, разучивая простейшие танцы или элементы гимнастики;
  • легко складывает матрешку или один предмет в другой;
  • собирает пазлы, состоящие из 2-4 элементов.

В этом возрасте очень развита подражательная деятельность. Любое занятие взрослого сопровождается возгласом: «И я!». Не нужно препятствовать такому энтузиазму. При уборке можно дать ребенку собственную тряпочку протирать пыль или мыть полы, позволить сложить выкопанный картофель в ведро, работая в огороде.

Двухлетний ребенок способен усвоить большой объем информации, с легкостью запоминая и повторяя все, что видит, что ему объясняют. Сейчас самое время подумать о раннем развитии, выбрав для обучения одну из подходящих методик: Железновых, Сесиль, Домана или любую другую.

Видео: Развивающие игры с двухлетними детьми.

https://youtube.com/watch?v=tx-lH32K7lM

Если относительно темпов развития малыша остаются какие-то сомнения и вопросы, лучше проконсультироваться с врачом-неврологом, который вовремя определит отклонения и возможную задержку в развитии, даст рекомендации и назначит лечение.

Проверка детей на внимательность и память

Родителям необходимо проводить каждодневные занятия, стимулирующие память и концентрацию ребёнка. Организовывать уроки дошкольного развития ребенка лучше в игровой форме, предлагая различные задания и помогая в процессе выполнения.

В 4-5 лет ребёнок должен уметь:

  • запоминать и рассказывать о наиболее ярких случаях, которые произошли в течение нескольких последних дней;
  • быстро заучивать несложные детские стишки и рассказы;
  • узнавать сказку по описанию персонажа или рассказанному событию;
  • разбирать предметы по группам, связно объясняя, в чём их отличие;
  • складывать пазлы, состоящие из 6-10 кусочков;
  • повторять сказанную родителями или другими взрослыми связку слов;
  • рассказывать историю по картинкам с сюжетом;
  • концентрироваться на одном деле до 7 минут, удерживая взглядом до 5 предметов.

Занятия для детей, тренирующие память, необходимо подбирать по возрасту, усложняя их, когда ребёнок начнёт быстро справляться с заданием.

Развитие мелкой моторики ребенка в 3 года

Мелкая (тонкая) моторика развивается уже на первом году жизни. Умелое манипулирование кистями рук и пальцами способствует успешному интеллектуальному, речевому развитию. Что должен уметь ребенок в три года, если говорить о мелкой моторике?

  • Первые рисунки. Малыш пробует «писать». Пишущие движения — хорошая тренировка кисти для письма. Также ребенок может изобразить круг, подобие квадрата, горизонтальные, вертикальные линии, спирали. Малыш пробует копировать рисунки взрослых. Дорисовывает недостающие детали на рисунках: может пририсовать человеку руки и ноги, кругу — солнечные лучи, дому — крышу, собаке — хвост и т.д. Первые портреты людей весьма примитивные, но в них уже есть голова, руки, ноги, туловище. Часто трехлетки изображают «головоногов» — человечков, у которых нет туловища, а ноги и руки присоединены к голове.
  • Расстегивание пуговиц, молний. Ребенку этого возраста намного легче расстегнуть пуговицы (молнию) на одежде, чем застегнуть. Малыша нужно поощрять к этому навыку. Он не только развивает самостоятельность, но и мыслительную деятельность. Не у всех малышей хватает терпения довести дело до конца. Для тренировки лучше давать вещи с крупными пуговицами, чтобы у малыша получалось расстегивать, и он видел результаты своего труда.
  • Игрушки, требующие тонких движений. В этом возрасте малышу может быть интересна мозаика, пазлы, конструкторы, игры-вкладыши, игры-шнуровки, игрушки с вращающимися деталями. Также в 3 года дети умеют нанизывать бусины, разбирать предметы на детали и собирать их. Необходимо только помнить о мерах безопасности: не разрешать малышу брать в рот мелкие вещи.
  • Пальчиковая гимнастика. Ребенок уже может показать самые простые образы при помощи пальчиков: оса, коза, собака, кошка, дерево, корень, зайчик, цветок и другие. Много новых идей можно почерпнуть в специальных книгах с описанием пальчиковых игр. Детям этого возраста нравятся театрализованные пальчиковые представления со стихами и песнями. Пальчиковая гимнастика помогает подготовить руку к письму, развивает воображение, обогащает речевые навыки.

В трехлетнем возрасте малыш освоил большинство гигиенических навыков. Он самостоятельно умывается, одевается и раздевается, расстегивает пуговицы и развязывает шнурки, может снять обувь на липучках, аккуратно ест и пьет, вытирается салфеткой, ровно сидит за столом. Также к этому возрасту ребенок самостоятельно садится на горшок, контролирует мочеиспускание. Кроме того, трехлетка усваивает элементарные этические нормы, правила социального поведения.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий