Как вести себя ребенку, если его обижают сверстники

Как понять, что ребенка в школе травят, если он сам не говорит?

Чтобы узнать, что происходит с ребенком в школе, можно для начала просто спрашивать. Есть очень распространенные вопросы: «Что вы сегодня делали?», «Тебя никто не обижает?» – но, как показывает практика, такие вопросы часто получают стандартный ответы, и не дают ребенку возможности рассказать о своих переживаниях.

Интересуйся сферой чувств ребенка, спроси, например:

  • Тебе нравится твой класс?
  • У тебя удобное учебное место?
  • Как ты себя чувствуешь во время урока?
  • Тебе интересно?
  • Расскажи про своих одноклассников: с кем тебе легко общаться, а с кем есть трудности?

Это даст возможность ребенку понять про искренность твоего интереса, почувствовав достаточно безопасности в вашем присутствии он легче откроется. Не забывай, что родители — это главная и основная поддержка для ребенка в его учебном процессе.

В ТЕМУ: Как подготовить ребенка к новому учебному году: 5 важных советов

Кого чаще всех обижают в школе?

Стоит отметить, что нападкам в школе подвергаются абсолютно все без исключения школьники. Просто кто-то из детей успешно их отбивает, а у кого-то не получается. Дети постоянно прощупывают границы друг друга и узнают, что можно, а что нельзя. Дети, которых систематически или постоянно обижают, в свое время не показали обидчикам, что так с ними поступать не стоит, и, таким образом, заняли не самое завидное положение в школьной иерархии.

К тому же, редко кто-то кого-то обижает отдельно: как правило, оскорблениями или унижениями занимается весь класс или его «актив» — то есть группа наиболее бойких и активных ребят. Притом не стоит считать, что это всегда исключительно хулиганы и двоечники – иногда успешный отличник является с точки зрения человеческих факторов первоклассной мразью, поэтому никого нельзя списывать со счетов.

В результате чаще всего в школе обижают тех, кто сильнее всего выделяется внешне: это может быть очень высокий или низкий человек, человек, имеющий отличия в физиологии (например, раскосые или азиатские глаза), полные дети, худые дети, девочки с длинными волосами, мальчики в очках, с брекетами и дебильной шапкой. Если вы этнически или внешне отличаетесь от большинства – то ваш ребенок уже находится в зоне риска, и можете быть уверены, что он был тем, над кем дети пытались издеваться первым. Получилось ли у вашего ребенка отбить нападки?

Как правило, дети хорошо чувствуют, у кого заниженная самооценка и кто, вероятнее всего, не сможет быть отпор. Поэтому самооценка вашего ребенка смешана с грязью, то он также в зоне риска. Сформированные вами же комплексы в ребенке используются теперь его одноклассниками. Вы в свое время показали ребенку, что он – второй сорт, и он и будет вести себя, как второй сорт.

Разного рода нападками постоянно подвергаются дети,
семьи которых имеют достаток ниже, чем у подавляющего большинства семей в
классе. Особенно часто это встречается тогда, когда родители надрываются и
делают все возможное для того, чтобы отдать ребенка в «элитную» школу, где учатся
дети обеспеченных родителей.  В результате
ваш ребенок будет выглядеть белой и бедной вороной, у которого и телефон не достаточно
дорогой, и одежда попроще, и родители за ним приезжают за «корыте», и портфель
какой-то «лоховской». В 8-12 лет очень сложно что-то противостоять тем, кто
обсмеивает то, на что ребенок повлиять не может.

Зачастую проблемы возникают при смене коллектива.
Уверенные в себе дети успешно переживают переход из одного класса в другой,
неуверенные – нет. В новом классе уже есть сложившаяся иерархия, и ваш ребенок
по умолчанию будет подвергаться тщательному психологическому изучению со
стороны одноклассников, прощупыванию с его стороны что можно, а что нельзя.
Если ребенок не сможет отбить нападки – то он станет «лузером», а это,
поверьте, отложит большой отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

В сильной зоне риска находятся и те дети, для родителей которых характерна гиперопека. Когда родители сдувают пылинки с ребенка и не дают ему тренировать свои социальные навыки (путем, в том числе, и детских конфликтов, битьем пластмассовой лопаткой друг друга по голове, плеванием и умением дать сдачи маленьким кулаком), постоянно за него вступаясь, в результате у ребенка закрепиться убеждение, что ответить он не сможет, и точно проиграет в любой стычке и любом споре, даже если он и не пробовал выиграть. Если ваш ребенок рос в «тепличных условиях», то будьте готовы, что ребенок точно испытает стресс от школы. И если ребенок сам – САМ! – не сможет ответить, то вы его тоже не сможете защитить.

В зоне риска всегда находятся те ребята, что растут без отца.

Как помочь ребенку?

Существует несколько способов решения проблемы:

Поговорите с вашим малышом. Пусть он подумает над вопросом, почему выбрали именно его, это поможет определить, как выйти из сложившейся ситуации

Важно дать понять ребенку, что он никак невиноват в том, что над ним издеваются.
Если ребенок подвергается нападкам только в одном учебном месте – нужно узнать, требуется ли ему помощь. Попробуйте предложить варианты решения ситуации, но не нужно настаивать на том, чтобы он выбрал какой-то конкретный вариант, пусть у малыша будет право выбора

Естественно, роль родителей здесь очень велика – дома ребенка должны уважать, понимать и принимать, он должен чувствовать себя в безопасности.
Попробуйте предложить школьнику заняться каким-либо видом спортом, или записаться в секцию по интересам – там он сможет найти себе новых друзей, почувствовать себя тверже. Увлечение позволит не зацикливаться на создавшейся ситуации, а это значит, что его психике будет нанесен минимальный ущерб.
Маме и папе важно помочь ребенку разобраться и понять, в чем заключается конфликт, а также проанализировать поведение обидчиков и то, как он ведет себя с ними. Может быть так, что ваш ребенок сам выступает в роли провокатора. Не нужно его ругать, осуждать – это только усугубит ситуацию. Дайте понять, что так он делает только хуже себе, и что малышу необходимо менять свое поведение.
Если причина – во внешности, необходимо дать понять ребенку, что он не виноват в этом. Поясните, что вы его любите любым – с лишним весом, со шрамами либо очками.
В основном, причиной конфликта становятся именно нарушители. В чем причина? Издеваются люди, которым нужно самоутвердиться из-за того, что они себя чувствуют некомфортно – вполне возможно, над такими детьми издеваются дома. Родителям нужно донести ребенку, что люди, которые так поступают, на самом деле слабые, и бояться их не нужно. Единственная эмоция, которую можно испытать к тем, кто самоутверждается за счет других – это жалость, поскольку иначе эти дети в жизни почувствовать себя комфортно просто не могут.
Объясните, что обидчику не нужно показывать слезы – это только усугубит ситуацию. Например, ребенок может дать отпор, сказав, что он его обижает из за того, что боится его сам. Еще один вариант – игнорировать нападчиков. Например, распространенная ситуация в классе – забирают тетрадь, начинают с ней играть. Естественная реакция, конечно, это отобрать имущество. Не нужно провоцировать обидчика – можно просто сказать, что пусть играет, и как только ему надоест – может отдать тетрадь. В таком случае и весь смысл подобного издевательства пропадает – тетрадку возвращают на место.
Можно попробовать обратиться в школу – поговорить с классным руководителем либо заведующим учебной частью. Делать это нужно спокойно и без придирок. Найти общее решение проблемы вместе – идеальный вариант. При этом информировать одноклассников, либо угрожать им расправой не стоит – это вызовет агрессию с их стороны.

Важно: Если над ребенком совершают физическое насилие – в таком случае необходимо действовать незамедлительно. Обратитесь в правоохранительные органы, не нужно ждать, пока вашего малыша покалечат и нанесут огромную моральную травму

Также необходимо помнить и о том, что прямое предназначение учителя – контролировать атмосферу в классе. Это важный аспект, о котором, к сожалению, забывают многие преподаватели.

Над какими детьми обычно смеются?

Удивительно, но как только в класс приходит новичок, любой учитель уже с первых минут знакомства может однозначно сказать – будет ли новенький лидером, душой компании, тихоней или же над ним будут смеяться. И дело здесь даже не в профессиональном чутье. На самом деле можно выделить определенную категорию детей, которые чаще всего становятся объектом для насмешек сверстников:

  • дети, обладающие яркой нетипичной внешностью, отличающиеся от других. Это рыжие, слишком высокие или низкие по росту мальчики, угловатые нескладные девочки-подростки, прыщавые, толстые или просто имеющие какой-то заметный дефект внешности;
  • дети, которые «забиты», у которых, простым языком говоря, на лбу написано «меня можно обижать». У них неуверенная походка, запуганный взгляд, крайне вялая реакция на тычки и оскорбления от одноклассников. Такие дети часто становятся «мальчиками для битья»;
  • дети, которые отличаются довольно агрессивным поведением и сами нередко начинают конфликты. Особенно ярко они реагируют на любой недружелюбный взгляд и становятся вскоре «местными клоунами», которых другим детям даже интересно лишний раз раззадорить;
  • дети, которые отличаются природной медлительностью, невнимательностью и отсутствием быстрой реакции. Таких детей любят разыгрывать и подшучивать над ними;
  • дети, которые отличаются неаккуратностью, опаздывают на уроки, плохо учатся и бедно одеты. Часто эти детки – из неблагополучных семей.

Конечно, даже самый хороший ребенок, который умеет дружить и уверен в себе, может стать объектом издевательств со стороны своих одноклассников. Поводов может быть множество – глупая ошибка, рассказанный подруге секрет, который тут же «облетел» весь класс, и даже признание в любви. Конечно, такая «война» может быть недолгой, но что тогда говорить о детках, у которых рыжие волосы, или слишком худое телосложение, или неблагозвучная фамилия, например?

Дети по своей натуре жестоки, и за счет унижения других пытаются возвыситься в собственных глазах. Впрочем, как и взрослые.

Совет 4

К сожалению, иногда поведение детей в школе переходит все границы. Ребенка не просто обижают словесно, портят вещи, но и применяют силу. Если ваши разговоры с обидчиками не имели результата, то лучше сообщить администрации школы о случившемся. Иногда участники конфликта не осознают, насколько опасно их поведение, ведь кроме воспитания родителями и школой они получают примеры из фильмов, где насилие зачастую преподносится как обычный жизненный момент, а иногда даже «героизм».

Не спешите, обращаться с заявлением в правоохранительные органы, куда часто обращаются встревоженные родители. Делать это нужно в крайнем случае, ведь так вы можете покалечить судьбу другому ребенку. Постарайтесь разрешить проблему максимально мирным путем. Но если это по каким-то причинам невозможно, вы не ощущаете помощи в решении конфликта в школе, идите в полицию, министерство образования. Для того, чтобы заявление было рассмотрено, лучше предоставить доказательства: справки от врача (если были побои), записи на диктофон.

Если и после этого ситуация не меняется и вашего ребенка продолжают обижать, подумайте о переводе в другую школу. Может, в другом коллективе ему будет комфортнее. Ведь абсолютно необязательно хулиганы должны встретиться везде, гораздо больше доброжелательных, дружелюбных детей.

Кого чаще всего обижают в школе?

Как ни странно это может прозвучать, но мы сами, родители, можем стать причиной того, что нашего ребенка могут обижать в школе. Все зависит от того, как мы воспитываем своих детей, как относимся к их неудачам, успехам, как обращаемся в семье с ними.

Чаще всего насмешкам и издевательствам со стороны других детей могут стать дети с нетипичной внешностью, иной национальности, имеющие врожденные или приобретенные дефекты внешности, прыщи, шрамы, имеющие проблемы с зубами, слишком худые или наоборот, склонные к полноте.

Если ваш ребенок по натуре лидер, то и он может подвергаться насмешкам, если по каким-то причинам ему пришлось сменить коллектив. Скорее всего, по законам «естественного отбора» ему придется «биться за место под солнцем», или уступить другому лидеру. Это достаточно сложно, особенно, если учесть, что у новичков, как правило, в новом коллективе еще нет друзей и нет поддержки.

Всеобщей травле подвергаются дети из неблагополучных семей, из малообеспеченных семей, которые внешне выделяются из общего фона школьного коллектива. Такие дети чаще начинают испытывать на себе насмешки и издевательства в несколько старшем возрасте, когда ровесники начинают конкурировать между собой и стараться выделиться внешне на общем фоне.

Как правило, в качестве изгоев выбираются именно неряшливые и бедно одетые дети.
Особенности темперамента и воспитания также могут стать причиной того, что ребенка будут обижать в классе. Например, скромные, тихие, неуверенные в себе дети часто становятся предметом для насмешек. Эту же категорию можно отнести и медлительных, рассеянных флегматиков, болезненных детей, худощавых и нескладных. Однако агрессивные холерики также не являются исключением из этого правила. Дети в неуравновешенной психикой сами по себе склонны провоцировать конфликты с одноклассниками. Любой «смешок» в их сторону расценивается в глобальном масштабе и конфликт становится неизбежным.

Если подобное поведение входит в привычку всего коллектива, то ребенок-холерик становится своеобразным «местным клоуном» и доводить его до «белого каления» одноклассникам просто доставляет удовольствие.

Ну и конечно же, нельзя сбрасывать со счетов другие мелкие поводы для начала детской травли в коллективе: неблагозвучная фамилия, проявление неуклюжести на глазах класса, неудачное признание в чувствах и прочее.

Во все времена детям рекомендовалось много читать. Как ни странно, но именно чтение может помочь некоторым образом решить проблему. Читая, ребенок нарабатывает словарный запас, учится поведенческим основам у персонажей книг, пытается проживать их жизни, примеряя их на себя.

Начитанный ребенок всегда сможет подобрать нужные слова в неловкой ситуации, чтобы выйти из нее достойно и не стать при этом предметом для насмешек и издевок.

Ребенка обижают в школе – как действовать родителям?

Что чаще всего советуют родители (особенно занятые) в этой ситуации? Не обращать внимания. Конечно, если мальчик дернул одноклассницу за косичку, или кто-то кого-то обозвал, то здесь никакого конфликта нет, и данный совет вполне правильный. Но если конфликт перерастает в проблему, которая отражается на настроении, успеваемости и даже здоровье ребенка, то пора прибегать к более эффективным методам.

  • Совет о подставлении другой щеки, если ребенка ударили по левой, в корне неверный для современных детей. Трусливо или покорно проглатывая обиды, ребенок вынужден будет изначально смириться с ролью жертвы. Последствия для его последующего становления себя, как личности, могут быть неутешительными. Как минимум, ребенок замкнется в себе.
  • Сочувствовать, эмоционально поддерживать и быть рядом в любой ситуации – это первая задача родителя. Ребенок должен не бояться делиться с родителями своими переживаниями. Ваша задача – грамотно объяснить ребенку, почему он прав или не прав, и что делать.
  • Однозначно не следует мчаться в школу и наказывать обидчика. Во-первых, у вас нет права наказывать чужого ребенка, во-вторых, после вашего «акта отмщения» к ребенку могут начать относиться еще хуже. То есть, проблема не решится, а ребенок станет «ябедой».
  • Один из вариантов – собраться всем сторонам вместе и прийти к единому решению. То есть, оба ребенка, родители с обеих сторон и педагог.
  • Педагог – это человек, который играет основную роль «рефери» в конфликте. В силах учителя — как не допустить конфликта, так и грамотно примирить стороны еще до вмешательства родителей. Именно учитель, в первую очередь, должен найти способ объединить конфликтующие стороны – через беседу, дружеское наставление, игру или совместный труд. К слову, совместное выполнение какой-либо задачи – весьма эффективный способ примирить детей.
  • Отдать ребенка в спортивную секцию – тоже хороший воспитательный момент. Но дело не только в том, что ваш малыш научится защищаться физически и сможет «отразить удар». Руководитель секции должен обучать детей с точки зрения воспитания в ребенке лидерских качеств и правильной оценки ситуации. Опытный учитель учит не махать кулаками, а развивать уверенность в себе и решать конфликты, в первую очередь, психологически.
  • Будьте отстраненными при решении конфликта. То есть, постарайтесь отбросить эмоции родителя, который готов порвать любого за слезы своего крохи, и посмотреть на ситуацию со стороны. То есть, рассудительно и мудро.
  • Поищите способ примирить детей. Устройте детскую вечеринку, праздник. Придумайте сценарий праздника, в котором будут задействованы все стороны конфликта.
  • Если источник конфликта – ношение очков, проблемы с произношением звуков и пр., то можно (при возможности) перейти на контактные линзы, отвести ребенка к логопеду и т.д. Если проблема в полноте – запишите ребенка в бассейн и займитесь его физической формой.
  • Вопрос «модности» в школе был во все времена. Уровень достатка у всех разный, и зависть/обиды/хвастовство, увы, имеют место. Введение формы в школах частично решило эту проблему, но остаются рюкзаки, украшения, различные мелочи. В данном случае, родители и учитель должны объяснять детям, что гордиться нужно своими успехами и достижениями, а не красивыми и дорогими вещами.
  • Не игнорируйте проблемы ребенка. Будьте всегда на чеку, будьте внимательны даже к мелочам. Это поможет вам предупредить многие конфликты еще в их зачатке.
  • Если конфликт выходит за рамки допустимого, если речь идет уже о детской жестокости с причинением физического вреда, преследованием и унижением, то здесь уже проблема решается на уровне директора школы и сотрудника правоохранительных органов.

Безусловно, это важно – устранить возможные источники проблемы, научить ребенка раскрываться с лучших сторон, дать ему возможность для самореализации, чтобы у ребенка были основания для гордости за себя, для уверенности в себе. Но и родительская поддержка вне стен школы имеет очень большое значение

Учите своего ребенка постоять за себя, верить в себя и быть сильной и справедливой личностью.

Права родителей в школе

Советы родителям, которые желают сохранить эмоциональное и физическое здоровье школьника, заключаются в получении знаний о своих правах в отношении образовательного учреждения и педагогических кадрах. Помните, что в функционал школьного коллектива входит такая важная обязанность, как сохранение физического и психического здоровья ребенка, а такое явление, как травля является прямым и грубым ее нарушением

Для того, чтобы разрешить ситуацию, важно привлечь к активности и поставить в известность не только классного руководителя, возможно, родителей обидчиков, если речь идет о начальных классах, но и школьного психолога и социального педагога. Для начала важно откровенно поговорить с педагогом, подобно объяснить ситуацию и попросить способствовать ее разрешению

В руках учителя находится социальная среда, которая сложилась в коллектив из сформировавшейся группы детей. Используя педагогическое мастерство, можно повлиять на отношение одноклассников к тому, кого обижают, наделив его новой социальной ролью.

Права родителей, просьбы которых не увенчались успехом после разговора с педагогом класса, предполагают разговор с директором и завучем школы, возможно, будет полезно созвать внутришкольный совет, на котором с привлечением всех участников конфликта ситуация может разрешиться.

Права родителей, чьи дети подверглись физическому насилию со стороны одноклассников, включают в себя такие меры, как фиксирование побоев и привлечение виновных к ответственности.

Не бойтесь заявлять в полицию, если ваш ребенок сильно пострадал от рук одноклассников — такое поведение должно строго пресекаться ответственностью и наказанием.

Когда твой ребенок – задира. Что делать родителям?

  • Иногда в конфликт лучше не вмешиваться, если это разовая ситуация, например, поругались с одноклассником. Тогда можно поговорить и успокоить. Скорее всего, дети уже завтра помирятся. Если же над ребенка обижают или даже бьют несколько одноклассников или даже старшеклассников, тогда необходимо быстро решать проблему. Такая травля может иметь серьезные последствия для ребенка, как психические, так и физические. Оскорбления, толчки, порча имущества, порой избиение – всё это однозначный повод вмешаться.
  • Если ваш ребенок неохотно сообщает об издевательствах, идите с ним, чтобы поговорить с учителем, инструктором, директором школы. Узнайте о политике школы по издевательствам, задокументируйте случаи издевательств, и оставайтесь на связи с представителем школы, чтобы узнать, какие действия предпринимаются.
  • Когда это необходимо, прибегайте к помощи детского психолога, для разрешения страхов и комплексов вашего ребенка.

Как развить стержень в ребенке?

Безусловно, если ваш малыш изначально обладает сильным духом и характером, травля быстро прекратится. Но все детки разные – есть малыши ранимые и эмоциональные

Задача родителя не упрекать ребенка в его характере, а дать понять, что иногда, для того, чтобы в коллективе чувствовать себя «в своей тарелке», важно быть сильным морально. Сделать это можно несколькими способами:

Даже если вашему малышу не удалось достичь успеха в чем-либо, важно им восхищаться. Ведь он пробовал, старался, открывал для себя новые навыки

В противном случае ваш ребенок будет бояться в следующий раз начинать какое-либо дело – ведь в случае провала родители вновь будут его ругать или осуждать. Важно, чтобы ребенок твердо знал, что вы цените проделанные усилия и гордитесь им.
Не нужно чрезмерно опекать ребенка. В противном случае он и в дальнейшем не сможет решать собственные проблемы, а ведь это необходимо, поскольку после школы ребенка ожидает университет, где мамы и папы рядом не будет. Предоставляйте ребенку право выбора и возможность решать свои проблемы самостоятельно, задача родителя – мягко направлять и подсказывать.
Не нужно требовать от ребенка каких-то фантастических достижений. Он в любом случае старается, поэтому нужно принимать малыша таким, каков он есть. Терпение в дальнейшем воздастся сторицей – ваша задача его проявить.
Нужно сделать выбор? Не указывайте ребенку, как лучше поступить в той или иной ситуации, решение принимать может только он сам. Навязывая ребенку свое мнение вы в любом случае перекладываете ответственность на себя, а малыш в конце концов вырастет несамостоятельным человеком, который не может разобраться в сложившейся ситуации.
Многих родителей раздражают чрезмерно любознательные дети. Все психологи утверждают, что это в корне неверно. Позвольте своему малышу познавать этот, будьте для него опорой. Иначе откуда он сможет узнать ответ на поставленный вопрос?
Не нужно критиковать, а тем более – злиться. Естественно, нужно объяснять ребенку, почему в определенных ситуациях поступать плохо нельзя. Указывайте ему, если где-то он повел себя некорректно. Но при этом нельзя забывать о поддержке, также важно предлагать различные варианты действий.
Очень важно научить ребенка быть настойчивым. Он должен понимать, что путь к победе часто бывает долгим и сложным, и не стоит опускать руки в случае поражений, а упрямо идти к своей цели.

Следуя этим советам, вы сможете воспитать самодостаточную и уверенную в себе личность, которая уж точно не станет терпеть нападки со стороны сверстников, а даст им достойный отпор.

Возможные мотивы серийного обидчика

Чтобы с чем-то или кем-то эффективно бороться, нужно сначала узнать о «противниках» побольше. Поговорите с ребенком и попытайтесь понять — почему? Почему он обижает других детей?

«Все так делают»

Не ваше чадо положило начало травле. Конфликт сформировался без его непосредственного участия. Однако потом ребенок, не особенно задумываясь, присоединился к «развлечениям» сверстников, задирая жертву словами или действиями. Так было проще, чем принимать какое-то иное решение, противопоставлять себя коллективу, проявлять инициативу.

Ребенок, который оправдывает свои поступки фразой «Все так делают!», обычно не очень дружит с ситуациями, требующими самостоятельного принятия решения. Не имеет своего мнения, предпочитает просто подчиняться другим людям — родителям, учителям, неформальным лидерам из числа сверстников.

«Пусть лучше он, чем я»

Такой мотив часто встречается у детей, которых в прошлом самих травили. Казалось бы — после того, как ты побывал на месте жертвы, должно стать совершенно очевидно, что так себя вести нельзя.

Но страх снова оказаться в эпицентре оскорблений и насмешек иногда становится настолько силен, что ребенок готов на все, чтобы этого не случилось. Например, самостоятельно побыстрее найти другого козла отпущения. Чтобы над ним смеялись, его вещи портили. «Пусть лучше он, чем я».

«Он сам виноват!»

Обвинение жертвы, потому что она «неправильно» себя ведет или выглядит, явление не новое. Взрослые нередко позволяют себе заявлять, что чересчур короткая юбка оправдывает насильника, а оставленный на видном месте кошелек — вора. Считают себя вправе осуждать и выносить приговор. Такие суждения можно услышать по телевизору, от соседа по лестничной клетке… Да где угодно.

Неудивительно, что дети тоже иногда так делают, они ведь учатся именно на примере взрослых. Говорят, что их сверстник сам виноват и третируют его, наказывают за «неподобающее» поведение. У них, конечно, пока в ходу детские методы. Обзывательства, тычки, и дразнилки. Но суть от этого не меняется.

Глядя на то, как непросто бывает умному состоявшемуся дяденьке объяснить, почему влазить в жизнь другого человека со своим деятельным осуждением не стоит, как-то даже руки опускаются. Если уж не получается со взрослыми, то как это растолковывать ребенку?

Как ни странно, это как раз тот случай, когда дети оказываются более понятливыми, чем мы ожидаем. Их взгляды на мир пока не успели закостенеть.

«Это весело»

Страшно, когда чадо, правда, не понимает, что люди вокруг — точно такие же, как и он сам. Тоже чувствуют боль, страх, отчаяние. И их нельзя третировать просто для того, чтобы посмотреть на реакцию.

Хотя если вы видите, что у вашего ребенка с эмпатией совсем все плохо, не занимайтесь самодеятельностью. Обратитесь к детскому психологу.

«Он первый начал!»

«Во-первых, это не я. Во-вторых, все так и было. А в-третьих, он первый начал!» Вот триада, которой маленький ребенок способен оправдать любой свой проступок. Воспринимать такие заявления всерьез сложно.

Однако если чадо искренне чувствует себя пострадавшей стороной, стоит отнестись к этому утверждению с вниманием. Это говорит о том, что ребенок оказался вовлечен в конфликт, из которого не нашел приемлемого выхода

И решил прибегнуть к крайнему средству — прямой агрессии.

Может быть, малыш и сам догадывается, как ему следовало поступать. Но он не смог справиться с гневом, и все-таки повел себя неправильно. Значит, пришла пора рассказать ребенку о паре-тройке методов борьбы со слишком сильными эмоциями. Ну или отдать его в спортивную секцию, чтобы он выплескивал негатив там.

Дети еще только учатся искусству социального взаимодействия, и иногда допускают ошибки. В этом нет ничего непоправимого. Скорее всего, они научатся — особенно, если вы им немного поможете.

29.03.2019
 
Подготовила Надежда Лукашова
  

  о детях от 4 до 7 лет, о детях от 7 до 10 лет, ребенок и родители

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий