Артикуляционная гимнастика для детей

Артикуляционная гимнастика: определение

Аппарат артикуляции – это основа правильной речи. При его недоразвитости будет страдать произношение звуков. Состоит аппарат из языка, губ, гортани, голосовых складок, неба мягкого и твердого, зубов и носоглотки. Все эти органы крайне важны для развития произношения, которое начинается с рождения и продолжается в течение жизни, в зависимости от речевой практики ребенка.

У детей 3-4 лет артикуляционный аппарат находится в фазе активного развития. Если помочь ребенку в этот период правильно использовать органы, принимающие участие в произношении, в дальнейшем проблемы с речью значительно уменьшатся. Самая действенная помощь – выполнение артикуляционной гимнастики.

Подготовка к проведению гимнастики

Главная цель, которую необходимо достигнуть в процессе работы, – это тренировка основного расположения органов артикуляции, развитие подвижности, помощь в дифференциации определенных движений

При выполнении артикуляционной гимнастики важно подобрать упражнения, отвечающие потребностям конкретного малыша. Задания предпочтительны в определенной последовательности, чтобы сложность была нарастающей

Что важно учитывать при подготовке к занятиям:

Мотивацию ребенка. Если занятия не интересны ребенку, польза от них будет минимальная. В работе обязательно должны использоваться картинки, звуки, зеркало и другие подсобные материалы.
Зеркало помогает ребенку видеть положение языка, губ. Он видит взрослого, повторяет за ним, затем соотносит постановку своих органов

Ему крайне важно видеть свои губы и язычок, так как осознать их положение он пока не может.
Занятия должны выполняться циклом. Сначала задаются простые задания, затем посложнее

Важно ориентироваться на темп конкретного ребенка. То, что один усваивает за 2 недели, другой дошкольник может не понять в течение нескольких месяцев.
Обязателен повтор предыдущих упражнений. Навык формируется после усвоенных умений. Поэтому эти умения нужно освежать в памяти.
В постановке правильной речи важно постоянство
Поэтому упражнения должны выполняться в идеале 2 раза в день, и занимать 5-10 минут – это время высокой концентрации внимания дошкольника 3-4 лет.
В 3-4 года важно уделять внимание разработке языка – упражнения направлены на мышцы органа.
Хорошим бонусом занятия является музыкальное сопровождение.

Есть много упражнений и концепций их проведения. Кто-то проводит их в сказке, кто-то отдельными заданиями. Специалисты индивидуально подходят к каждому ребенку, подбирая, что для него будет приемлемым.

Артикуляционная гимнастика

Для губ и языка также предусмотрен ряд упражнений — артикуляционная гимнастика

Язык — главный орган в системе речи, поэтому его тренировкам следует уделить особое внимание

Ознакомьтесь с правилами определения размера одежды и обуви ребенка, а также узнайте как выбрать зимнюю обувь, когда и какие делают прививки, чем полезен рибый жир для ребенка.

Родитель или логопед должны следить за правильностью выполнения — это залог будущей четкости речи.

Логопедические занятия для детей 2-3 лет следует начинать с самых простых упражнений:

  • «качели» — тянемся язычком то к носу, то к подбородку;
  • «хоботок» — вытягиваем губки трубочкой на 5-10 секунд;
  • «часики» — двигаемся кончиком языка поочередно то к правому, то к левому уголкам рта.

Важно! С возрастом задания должны усложняться, но вариации упражнений сегодня настолько разнообразны, что обучение легко превратить в увлекательную игру с ребенком, стоит лишь проявить фантазию.

Характеристика развития ребенка 3-4-летнего возраста

В 3 года малыш открыт к познанию родного языка, он с удовольствием повторяет все за взрослым и активно занимается словообразованием. Пассивный словарь к 4-м годам достигает 2500 слов, большинство из которых составляют глаголы и существительные.

Дети трехлетнего возраста имеют обширный пассивный словарь

В речи ребенка также присутствуют:

  • простые прилагательные (красивый, маленький, большой);
  • притяжательные местоимения (мой);
  • слова-обобщения (животные, овощи).

Дошкольник еще не имеет большого жизненного опыта и производит образование новых слов по-своему. От этого возникают курьезные словоформы, например: «У мамы учеба, а у меня лежоба». Ребенок трёх лет способен поддерживать простой диалог.

Наиболее сложные для произнесения звуки — «Р» и «Л», а также свистящие «Ш», «С», «Ф». Часто даже по достижению четырех лет малыш не способен их выговорить.

Важно! Если в 3-4 года ребенок не произносит все звуки чисто, это не повод бежать к специалисту-логопеду. Звуки «Р», «Л», «Ш», «С», «Ф» ставятся, как правило, в более позднем возрасте

Однако если к 3-м годам малыш совсем не говорит, а в период беременности/родов/в первый год были серьезные заболевания или травмы — требуется консультация специалистов. По результатам обследований психолог, логопед и невролог расскажут, какие логопедические упражнения для детей 3-4 лет нужно выполнять.

Цели и задачи воспитателя при проведении артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз (артикулем).

Исходя из заданий, ориентированных на различные органы артикуляции, можно выделить ряд задач гимнастики.

Таблица: задачи артикуляционной гимнастики

Орган артикуляцииЗадачи гимнастики
ГубыУкреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции.
ЯзыкУкреплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), укреплять кончик языка, учить удерживать язык широким («лопаточка»), узким («иголочка»), в форме «чашечки» и т.д.
ЩёкиУкреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений и умение переключаться.
Нижняя челюстьРазвивать подвижность нижней челюсти.
Мягкое нёбоУчить контролировать поднимание и опускание мягкого нёба, развивать подвижность мягкого нёба, силу нёбно-глоточного затвора.

Воспитатель, как правило, проводит групповую артикуляционную гимнастику, но он должен учитывать индивидуальные особенности детей и предлагать дополнительные упражнения тем, кто имеет в речи большое количество нарушенных звуков (дислалию) или нечёткое произношение (стертую дизартрию). Также нельзя освобождать от гимнастики детей, которые, по мнению воспитателя, говорят чисто и правильно, их лучше просить выполнять более сложные упражнения, хвалить и ставить в пример другим детям.

Артикуляционная гимнастика способствует формированию правильной речи

Артикуляционная гимнастика будет максимально эффективной, если начинать её с раннего возраста (1–3 года). В этом возрасте дети учатся произносить звуки родной речи, и артикуляционная гимнастика поможет научиться произносить некоторые фонемы правильно.

Если у ребенка обнаружена задержка в развитии речи (после 3 лет), гимнастика станет отличным помощником в реабилитации. При заикании можно использовать гимнастику для расслабления мимических и артикуляторных мышц. При проведении различных упражнений можно заметить у ребенка трудности в выполнении определенных заданий и вовремя обратиться к специалисту. Таким образом, артикуляционная гимнастика может выполнять различные функции в зависимости от возраста детей:

  • профилактическую;
  • коррекционную;
  • диагностическую.

Чем раньше будут приняты меры по коррекции звукопроизношения, тем меньше времени потребуется на достижение результата — формирование чистой и правильной речи ребенка.

Артикуляционная разминка

Проводится до начала основной части занятия, перед сложными упражнениями. Можно использовать в подготовительном периоде несколько форм разминок: дыхательную, игра с пальчиками, на мимику. В первом случае упражнения способствуют правильному говорению, без спешки, ребенок учится верно распределять дыхание при произношении слов, предложений.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики рук, пространственному представлению; обогащает словарный запас, если включить в комплекс чтение стиха. Упражнения на мимику нравятся малышам, они позволяют покривляться, пошалить, повторять за мамой смешные гримасы. Благодаря им ребенок познает психоэмоциональную сферу, понимает, как вести себя в определенной ситуации.

Дыхательные упражнения

Дыхательную гимнастику проводят не дольше 15 минут. Предназначена она для разогрева речевого аппарата, правильной постановки дыхания при говорении. В комплекс разминки можно включить следующие упражнения:

«Свеча». Ребенку предлагается представить, что он празднует день рождения. Перед ним поставили большой торт со свечками. Здесь можно использовать образовательный момент − посчитать с малышом, сколько ему годиков, столько и нужно будет задуть огоньков на торте. Первую свечу можно гасить медленнее, вторую быстрее, третью с голосовым сопровождением

Важно соблюдать правило: губы должны быть при выдохе в форме трубочки, вытянуты вперед. Перед выдохом малыш должен набрать полную грудь воздуха

Можно распределять по времени тушение свечи, первую задуть под счет до 5, вторую до 7, третью до 10. Каждый раз ребенку нужно распределять воздух, чтобы он не закончился раньше счета.
«Шар». Можно дать в руки малышу мячик или надутый шарик. Если проводится упражнение с мячом, то предлагается опустить его вниз, набрать воздух в грудь. Медленно поднимать вверх руками и одновременно выпускать воздух из грудной клетки. С шариком крохе понравится заниматься больше, дети любят такую игру. Мама или папа надувают его, малыш подражает и набирает тоже воздух. Как только родитель начинает медленно спускать шарик, ребенок одновременно выдыхает. Можно спускать шарик быстрее, тормозить процесс, малыш должен следить и повторять все движения предмета.
«Иголочка». Набрать воздух, надув щеки, поочередно «проколоть» сначала одну, потом вторую язычком. Когда осуществляется прокол, выходит воздух изо рта медленно и постепенно. Можно выполнять под счет.

Пальчиковую гимнастику используют у детей 2-3 лет в виде игры: «Где мизинчик? Указательный? Поругайся на кого-нибудь! Сожми, открой» и т. д. Хорошо развивает мелкую моторику простое упражнение на перебор бисера, малышу нужно отобрать в разные кучки мелкие, средние и крупные бусины.

Игры и упражнения для тренировки мышц артикуляционного аппарата

Произношение детишек в возрасте 2-3 лет является еще далеко не идеальным. Но проделывая с ними артикуляционные упражнения, родители помогут им быстрее начать разговаривать и делать это правильно

Очень важно для этого натренировать мышечные ткани речевого аппарата

Для этого применяются занятия, которые развивают движения не только языка, но и губ, челюстей. Крепкие мышцы помогают ребенку точнее воспроизводить звуки. Упражнения должны проводиться в виде игр и желательно перед зеркалом.

Гимнастика для губ и челюстей включает в себя такие упражнения:

  • Необходимо надуть щеки, а потом рукой прижать сначала одну, а потом другую.
  • Нужно сделать губы трубочкой, а затем быстро улыбнуться, продемонстрировав челюсти.
  • Воспроизвести звук, с помощью которого останавливают движение лошадей, «Тпру!».
  • Следует показать, как кошка лакает молоко. Делать это нужно быстро, высовывая и засовывая язычок.
  • Необходимо коснуться кончиком языка до щек изнутри.
  • Нужно щелкать язычком, при этом поднимая его к небу. Наподобие как цокает лошадь копытами.
  • Следует широко открывать и закрывать ротик.

Врачи утверждают, что паниковать можно только если после 3 лет ребенок так и не заговорит. Но артикуляционные упражнения выполнять следует все равно, чтобы деткам было легче потом справиться со сложными звуками.

Важным моментом в занятиях является заинтересованность ребенка. Поэтому лучше всего проводить тренировки в игровой форме. Часто занятия строятся на подражании, ведь детям очень нравится повторять за взрослыми. Поэтому необходимо показывать ребенку, как делается определенное упражнение, заинтересовать его, тогда он с удовольствием будет все повторять.

Как провести логопедическое занятие дома для детей 2 3 лет

В два три года малыш не может долго усидеть на одном месте. Занятия с ним лучше проводить только тогда, когда малыш сам захочет.

Важно! Прежде всего, необходимо наладить с малышом эмоциональный контакт. В качестве домашних занятий для развития речи можно использовать игры с пальчиками: необходимо сложить вместе указательный и большой палец

Остальные пальцы оставить прямыми. Стоит показать детям этого петушка и сказать: «Петя-Петушок, золотой гребешок, пошел на базар и купил сапожок»

В качестве домашних занятий для развития речи можно использовать игры с пальчиками: необходимо сложить вместе указательный и большой палец. Остальные пальцы оставить прямыми. Стоит показать детям этого петушка и сказать: «Петя-Петушок, золотой гребешок, пошел на базар и купил сапожок».

Игры для малышей на звукоподражание

Для изучения звуков и слогов можно использовать упражнения на подражание звукам животных и предметов. С малышом можно проговаривать подряд такие слова:

  • свинка твердит: «хрю-хрю, я вам печенку подарю»;
  • паровоз ездит по свету и говорит: «ту-ту, я еду»;
  • заяц морковку ест с аппетитом, и создает шум: «хрум-хрум»;
  • дождик твердит: «кап-кап, нужно зонт с собой брать».

Развиваем слух

Для тренировки фонематического слуха используются специальные игры. Примеры игр:

  1. Ребенок берет в руки два флажка разных цветов. Например, зеленый и желтый. Малышу необходимо объяснить, что когда слово произносится правильно необходимо поднять зеленый флажок, а когда неправильно — красный. Например: собака — кабака — лобака и т. д.;
  2. Можно применять картинки. Малыш должен хлопнуть в ладоши, когда он увидит на картинке слова, которые похожи по звучанию.
  3. Игра в учителя. Необходимо читать сказку и намеренно делать в ней ошибки. Малыш должен поправлять взрослого.

Упражнения по артикуляционной гимнастике для развития речи у детей 2-3 лет

Во время логопедических занятий дома необходимо разрабатывать мышцы языка. Для этого используется артикуляционная гимнастика. Она проводится перед зеркалом. Упражнения:

  • ребенок представляет, что язык это кисточка. Рот немного открыт. Языком необходимо провести по небу в сторону горла и обратно;
  • рот раскрыт широко. Язык находится под нижними зубами. Кончик языка поднять под верхние зубы и опустить обратно;
  • язык чистит зубы. Рот широко открыт. Сначала язык проходит по нижним зубам, а затем по верхним.

Пополняем словарный запас: учим стихи и скороговорки

Чтение скороговорок и стихов помогает формировать красивую и правильную речь. Они учат проговаривать буквы, не пропуская и не заглатывая их.

Важно! Особое внимание стоит уделить скороговоркам на букву «Р» и на шипящие. Скороговорки:

Скороговорки:

  • На дворе трава, на траве дрова.
  • Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Виды упражнений

Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата).

Статические упражнения

При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд. «Лопатка»

Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу

«Лопатка». Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу.

«Грибочек». Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот.

«Хоботок». Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.

Динамические упражнения

Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи.

«Часики». Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.

«Качели». Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.

«Где конфетка». Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.

«Лошадка». Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем.

Как видно, движения очень просты, и выполнять их можно даже без логопеда.

Рекомендуем ознакомиться:

Развитие речи ребенка в 1,5 года

Правильное произношение звука «р»

Произнесение данного звука чаще всего вызывает затруднения, поскольку он дрожащий и переднеязычный. Многие родители сами не всегда отличают его от похожего вибрационного горлового звука. Наработать его точное произношение помогут следующие упражнения:

«Лошадка» – распахнув рот, цокаем языком.
«Грибочек» – распахиваем рот и приклеиваем язык к верхнему небу, так, чтобы почувствовать натянутость уздечки. Зафиксировать позицию и сохранять ее максимально долго.
«Барабан» – приоткрыть рот и растянуть губы в улыбке. Сохраняя позицию бить кончиком язычка по зубам сверху, произнося «д-д-д-д». При поднесении руки ко рту вы сможете почувствовать выходящий толчками воздух

Во время выполнения важно контролировать, чтобы рот был постоянно открыт, а язык не касался нижних зубов.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как проводится коррекция уздечки языка у детей?

Игры на развитие слуха

Эти занятия нужны для того, чтобы у ребёнка развивался слух. Дети должны определять звуки. Это может быть звук дождя, грома, лай собаки или мурлыканье кошки и т. д. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет должны проходить в обычном режиме. Помните, это – не патология, а скорее всего, лень, которую необходимо побороть при помощи увлекательных упражнений.

Дайте прослушать малышу 2 звука, например плач ребёнка и работающего пылесоса. Пусть карапуз определит, кто или что издаёт звук. Когда ему уже легко даются задания, можете усложнить упражнение. Дайте прослушать малышу 3 разных звука, а затем 4. Если он не торопится сказать, тогда помогайте ему и не ругайте кроху.

Плюсы и минусы методов и применение в домашних условиях

Занятия артикуляционной и дыхательной гимнастикой показывают высокую результативность в практике. Поэтому в подавляющем большинстве случаев пациентам с логоневрозом рекомендуют тренировки.

Как в виде самостоятельной терапии, так и в поддержку медикаментозному лечению, методики облегчают течение заболевания и способствуют полной нормализации речи.

Еще одним преимуществом является простота применения методов. Изучив их и выработав корректное исполнение со специалистом, пациент может заниматься самостоятельно без посещения кабинета врача.

Дыхательная гимнастика положительно влияет не только на состояние мышц речевого аппарата, но и на психологическое состояние, облегчая стресс и успокаивая тренирующегося. Правильное дыхание и поступление кислорода в кору головного мозга активирует его работу и способствует улучшению общего здоровья пациента.

К минусам гимнастик можно отнести разве что необходимость систематических тренировок. Невозможно достичь видимых результатов после пары упражнений. Для излечения необходимо упорно и усердно заниматься. Видимый эффект прослеживается спустя 2-3 месяца постоянных тренировок.

Еще один недостаток — это невозможность исцеления от неврозоподобного заикания с применением только консервативного метода. Приема лекарств в подобном случае не избежать.

Принимая во внимание все преимущества и результативность гимнастик, неудивительно, что неврологи прописывают их пациентам с логоневрозом помимо других медикаментозных и терапевтических способов лечения. Для неопытного пациента начинать занятия лучше с опытным специалистом по логопедии

Однако в дальнейшем тренировки допустимо проводить самостоятельно. Эффективность от этого не снизится

Для неопытного пациента начинать занятия лучше с опытным специалистом по логопедии. Однако в дальнейшем тренировки допустимо проводить самостоятельно. Эффективность от этого не снизится.

Картотека артикуляционных упражнений для 2-ой младшей группы с целями по ФГОС

Артикуляционная гимнастика – это неотъемлемая часть учебного процесса дошкольников, а следовательно, в картотеке упражнений ставятся цели, соответствующие требованиям ФГОС к дошкольной организации:

  • развитие моторики конкретных и общих органов артикуляционного аппарата через проведение гимнастики;
  • укрепление мышц речевого аппарата способом логопедических упражнений;
  • формирование навыков контроля мимики в процессе разговора.

Примеры упражнений для второй младшей группы по ФГОС

Карточка №1 «Немо говорит»

Цель: развитие моторики верхней и нижней челюсти.

– Ребята. Кто приплыл к нам в гости?

– Это рыбка Нэмо.

– А как Нэмо разговаривает?

Дети смыкают и размыкают губы.

Карточка №2 «А ты умеешь улыбаться?»

Цель: развитие моторики щёк и губ.

– От улыбки станет всем светлее, повернитесь к соседу и улыбнитесь ему так, что бы он увидел ваши ровные зубки.

Карточка №3 «Дудочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики губ.

– Что показывают губки на картинке?

– Дудочку?

– А давайте подудим?

– Дети вытягивают губы в трубочку и произносят «дууу».

Упражнение «Дудочка»

Структура грамотно построенного занятия

Логопедические упражнения для выработки четкой речи включают в себя несколько направлений:

  • игры на моторику (пальчиковые);
  • гимнастика для язычка, щечек, губ (артикуляционная);
  • работа с дыханием;
  • развитие слуха;
  • подражание звукам;
  • комбинирование звуков и жестов;
  • увеличение словарного запаса.

Узнайте о методике раннего развития Монтессори, развивающей доске для ребенка и что делать при гиперактивности.

Заинтересуйте ребенка такой «учебой», иначе результата добиться будет сложно.

На помощь придут следующие советы:

  • начните с 2-3-минутных тренировок, постепенно увеличивая их до 10-15;
  • если у малыша прямо сейчас нет желания заниматься, не заставляйте;
  • оптимальный темп работы — 4-5 упражнений за сеанс, однако в этом деле частота важнее длительности: сделайте лучше 3, но повторите их в течение нескольких сеансов — так у ребенка скорее выработается навык;
  • не ругайте за ошибки, но хвалите за успешные попытки: исходящий от родителей позитив всегда вдохновляет кроху;

Знаете ли вы? Самый распространенный звук в мире «А», он есть во всех языках.

  • если у малыша что-то не получается, постарайтесь разобраться почему это происходит, помогите ему выполнить задание правильно;
  • проводить тренировку желательно перед зеркалом, чтоб ребенок наблюдал за своими движениями;
  • начните занятие с любимых упражнений маленького ученика (если такие уже есть), чтоб максимально заинтересовать его и настроить на работу.

Комплекс №4.

Здравствуй язычок.

  1. Язычок мой, здравствуй

День такой прекрасный

Открывай свое окошко.

Просыпайся понемножку.

(открываем рот и делаем его окошечком, беззвучно произносим О)

  1. Сделаем зарядку,

Чтоб было все в порядке:

По –тя- ну – лись,

На – кло – ни – лись,

Влево – вправо по — вер- ну – лись

( Губы  растянуты в улыбке, зубы  приоткрыты, язык  сначала тянется вверх, к носу, затем вниз к подбородку, а потом двигается  вправо- влево. Повторять 10- 15 сек, можно под счет).

  1. А теперь вперегонки

Побежим на завтрак мы…

( несколько раз быстро высовываем и прячем язык между слегка сомкнутыми губами)

  1. На столе лежат блины,

Очень вкусные они

(Рот приоткрыт, расслабленный круглый язык лежит на нижней губе удерживать 5-10 сек)

Мы макаем их в варенье,

Не блины, а объедение!

(Круговым движением облизываем верхнюю и нижнюю губы)

  1. Хочешь, в прятки поиграем?

Мы сначала убегаем…

Язычок в рот убираем,

А потом в окошко – скок

Покажем остренький носок.

( Вытяните  узкий язычок вперед, удерживайте  его  так 5-10 сек.)

  1. И опять он убежит

В домишке тихо посидит

Снова выглянет в окошко,

( повторяйте предыдущие движения)

  1. И свернется словно кошка,

На крылечке.

(Рот приоткрыт, расслабленный круглый язык лежит на нижней губе удерживать 5-10 сек)

Вот какой,

язычок мой озорной!

(широко улыбнуться себе в зеркале)

Возможные ошибки

От того насколько правильно ребенок выполняет упражнения зависит эффективность гимнастки. Вот самые распространенные ошибки:

  • Взрослый не показывает как нужно делать, а дает словесные инструкции. Даже 4-5-летним детям может быть сложно их воспринимать, поэтому показ и наглядное сопровождение – обязательны.
  • Если малыш неправильно повторяет движение – не нужно давать более сложное, чтобы не формировать неправильный артикуляционный уклад.
  • В динамических упражнениях для языка челюсть и губы должны оставаться неподвижными. Если не получается удерживать – пусть ребенок помогает руками.
  • Главная ошибка – нерегулярное выполнение гимнастики. Так, правильный артикуляционный уклад будет дольше формироваться.

Логопед подбирает упражнения и дидактическую картотеку в зависимости от возрастных особенностей. Часто артикуляционную гимнастику дополняют массажем, потому что нормальный мышечный тонус – важная составляющая правильной работы речевого аппарата. Все задания для тренировки губ, нижней челюсти и языка можно и нужно выполнять дома, чтобы ребенок усвоил фонематическую систему речи.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий