Алалия у детей 2-5 лет

Симптомы и классификация алалии у детей

Алалия подразделяется на моторную и сенсорную, может быть сочетание обоих видов – смешанная алалия.

Симптомы моторной алалии у ребенка

Это наиболее часто встречающийся вид речевого отклонения. При моторной алалии малыш знает и понимает, о чем говорят люди. Также знает, что именно он хочет сказать. Но речь дается ему с большим трудом.

Проявляется он плохой координацией движений. Малышу сложно застегнуть пуговицы, завязать шнурки, сложить мозаику. Такие дети неповоротливы и малоактивны или, наоборот, гиперактивны.

Словарный запас таких детей очень скуден, все возрастные навыки говорения появляются значительно позже срока. Преобладают обиходные существительные в именительном падеже. Запоминание и произношение новых слов дается с большим трудом.

Основа речи – простые короткие предложения, отсутствует связная речь. Малышу тяжело отделить главное от второстепенного, определить последовательность событий. Часто наблюдается заикание.

Отставание в развитии происходит из-за речевого недоразвития. Если речь удается наладить, такой малыш-алалик нагонит своих сверстников по всем показателям.

Сенсорная алалия у детей – признаки

При сенсорной алалии у ребенка затруднено понимание речи окружающих, при этом он хорошо их слышит. Дети с сенсорной алалией могут хорошо говорить, однако речь их представляет несвязный набор слов, они не понимают, о чем они говорят. Часто повторяют то, что услышали, добавляют обрывки слов и слогов, их речь представляет из себя логорею – словесный салат.

В тяжелых случаях полностью отсутствует понимание речи. Иногда понимание носит ситуативный характер. Однако, поменяв слова в понятном предложении местами, добавив или заменив слова, сохраняя смысл, понимание утрачивается.

Тяжелые нарушения речи приводят к задержкам интеллектуального развития

Такие дети не удерживают внимание, часто отвлекаются, быстро утомляются. Они импульсивны, подвижны или, наоборот, замкнуты, инертны

Сенсорная и моторная алалия

Чисто сенсорные алалики встречаются редко. Чаще встречается смешанная, сенсомоторная алалия у детей, что говорит о связи речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Формы моторной алалии

Существует две разновидности этого дефекта:

Кинестетическая. Очаг поражения − нижние отделы постцентральной области коры головного мозга. Это участок афферентной системы, отвечающий за организацию программы движений артикуляционного аппарата. Поражение этого участка приводит к трудностям в отборе необходимых движений. Ребенок не отличает одно движение от другого, простыми заменяет сложные. Это явление называют оральной апраксией.

В устной речи кинестетическая форма моторной алалии проявляется в виде замен звуков, хотя могут быть искажения и смешения. При данном варианте всегда нарушено произношение нескольких групп звуков. В результате происходит недоразвитие фонематических процессов.

Могут быть нарушения темпо-ритмической стороны речи и искажение слоговой структуры. Из-за затруднений в формировании высказывания у алаликов снижена потребность в общении. Интонация у них сохранна, они могут верно воспроизвести слоговую структуру за взрослым, но самостоятельно сделать это у них не получается. При данном варианте ставят ОНР (общее недоразвитие речи) 2 или 3 уровня.

Кинетическая. Локализация поражения − премоторная область коры головного мозга. Это участок эфферентной системы, и при его недоразвитии у ребенка возникают трудности в формировании комплекса движений, то есть артикуляционных укладов. При этом варианте алалии нарушается работа голосового и дыхательного аппарата. Могут быть затруднения в создании правильной артикуляции и усвоении структуры слова и других лексических единиц. У детей с кинетической формой алалии в устной речи доминируют искажения и замедленный темп речи.

Нарушается слоговая структура и происходит недоразвитие фонематических процессов. У малыша с таким дефектом затруднения в реализации коммуникативной функции речи. При кинетической форме алалии неврологическая симптоматика (моторная и эмоционально-волевая сферы) выражена более ярко, чем при кинестетическом варианте. При кинетическом варианте структура дефекта соответствует ОНР 1 или 2 уровня.

Определив структуру дефекта, специалист составляет план коррекционной работы. Ведь у каждого из вариантов свой механизм нарушения, который нужно учитывать при подборе упражнений для преодоления дефекта.

Задания и упражнения при сенсорной алалии

Логопедические занятия проводятся в рамках комплексной терапии. При этом, учитывая, что нарушение носит системный характер, работа ведется «по всем фронтам». В занятия обязательно включаются упражнения для развития моторики, внимания, памяти, фонематического слуха.

Важно учитывать, что детям с сенсорной алалией неконтролируемые источники звука лишь замедляют процесс коррекции, перегружая психику и не оказывая никакого речевого воздействия. Поэтому первым делом специалист рекомендует организовать в семье регулярное «время тишины» и вообще ограничить звуковое окружение

На таком, обедненном, звуковом фоне восприимчивость ребенка к речи повышается. Этот состояние и используется при проведении занятий.

Упражнения и игры:

  • «Что звучит?» На первых порах необходимо научить ребенка различать неречевые звуки. Для занятий используются различные музыкальные инструменты, игрушки и приспособления. Ребенку предлагается послушать какой-то звук, воспроизвести его самому. Впоследствии можно попробовать попросить его определить предмет по звучанию.
  • Различные игры на развитие мелкой моторики и внимания широко используются на первом этапе коррекции. Помимо своего прямого назначения, эти игры приучают ребенка к систематическим занятиям, концентрации произвольного внимания.
  • После того, как работа над дифференциацией неречевых звуков пройдена, переходят к занятиям по формированию слуха речевого. К примеру, игра «Кто говорит?» построена на различении отдельных звуков. (На картинках лев и лошадка. Педагог четко и громко повторяет звуки «РРР» и «ИИИ», демонстрируя соответствующую карточку. Затем ребенок должен показать сам, какое животное озвучивает логопед).
  • «Веселая зарядка» — это упражнение помогает не только работе с пониманием отдельных фраз и слов, но и способствует разгрузке и отдыху ребенка. Сначала движения разучиваются в определенном порядке (дети копируют действия педагога, сопровождающего действия текстом), а впоследствии им предлагается выполнять команды в разбивку.
  • Для накопления пассивного словаря и формирование различения слов подходят сюжетно-ролевые игры. Выполняя указания педагога и повторяя фразы, ребенок осваивает грамматическую сторону родной речи. Например, игра «Чаепитие» помогает отработать типовые бытовые высказывания («налей воду в чашку», «вылей из чашки», «выпей», угости» и т. д.).
  • Детей-алаликов рекомендуется как можно раньше учить чтению. Причем акцентируясь не на принципах анализа и синтеза, а на чтении глобальном. Этот навык помогает в последующей коррекционной работе. С самого начала занятий звук должен сочетаться у ребенка как с изображением на картинке, так и с написанной фонемой. (Игра «Покажи букву» — педагог произносит звук, ребенок должен показать карточку с соответствующей буквой. Впоследствии задания усложняются — при изучении слогов и отельных слов).
  • Развитие фонематического слуха проводится также в упражнениях на различение местоположения звука в слове. (Найти среди карточек с картинками изображения на определенный звук или показать карточку с буквой, на которую начинается произнесенное педагогом слово).
  • «Сложи слог». Из карточек с буками ребенок должен сложить слог (УА, АУ и т. п.), затем под руководством педагога озвучить его.
  • Работа над освоением грамматических форм языка проводится при помощи карточек с картинками, позже — схем.
  • На этапе освоения грамотной связной речи проводятся упражнения по составлению рассказа по картинкам с использованием наводящих вопросов, дальнейшему расширению словаря, объединению слов в тематические группы. (Здесь на помощь опять приходят сюжетные дидактические игры с карточками. Можно покупать овощи для супа кукле, организовывать спальню в рамках темы «мебель» и т. д.).

Основной принцип коррекционной работы при сенсорное алалии — использование различных раздражителей. Понятие не только произносится педагогом, но и демонстрируется на карточке картинка, буква (слог), производится определенное движение.

Сенсорная алалия — сложное состояние. Поэтому нужно понимать, что коррекционные занятия с ребенком должен проводить специалист. Родители в данном случае оказывают семейную поддержку и выполняют необходимые рекомендации. Однако не стоит забывать и о том, что положительный настрой, доброжелательная обстановка и стимулирование к общению, идущие от семейного окружения, оказывают большую помощь ребенку в речевом развитии.

Признаки и симптомы моторной алалии

Развитие речи у алаликов может быть различным, на это влияет:

  • возраст, когда было обнаружено заболевание;
  • степень поражения мозга;
  • общее развитие ребёнка;
  • работа родителей с болеющим;

Бывает, что алалик долго молчит, а затем его речь приобретает бурное развитие и быстро исправляется. Бывает наоборот: ребёнок с младенчества гулит, начинает рано говорить, но речь его долго остаётся скудной. Возможно и другое развитие событий.

Ниже перечислены основные симптомы и признаки патологии, для удобства восприятия поделённые на речевые и неречевые.

Речевые

На самом деле, алалики имеют всё необходимо, чтобы нормально говорить. Однако они не могут воспользоваться данными возможностями. Это выражается в:

  • Литеральной парафазии (когда звук в слове заменяется на другой).
  • Рассеянной и непрекращающейся речи (персеверация).
  • Выпадении звуков из слова (элизия).
  • Ограничениях словарного запаса. По большей части это касается глаголов и отглагольных форм.
  • Замене слов на похожие по звучанию или смыслу.
  • Объединении слогов слов (контаминация). Например: кодёт — кот идёт.
  • Неправильном согласовании слов.
  • Выпадении при разговоре предлогов.

Неречевые

Неречевые симптомы алалии могут проявляться не всегда и не все сразу.

Со стороны нервной системы симптоматика выражена:

  1. Нарушениями движений мускулатуры лица (апраксией).
  2. Нарушениями равновесия.
  3. Неловкостью, из-за чего дети часто падают/бьются о преграды.
  4. Нарушениями пространственного гнозиса.
  5. Минимальной мозговой дисфункцией.

К симптоматике психопатологической можно отнести:

Общее отставание в развитии.
Расторможенность и импульсивность в действиях.
Повышенную агрессию и нервозность.
Плохую адаптацию к окружающим условиям.
Пониженное внимание.
Быструю утомляемость.

Методы лечения

Медико-педагогические способы

Положительные результаты в лечении сенсорной и моторной алалии достигаются только комплексными методиками, в которых участвуют врачи-психологи, медики и опытные педагоги. Дети с подобными заболеваниями лечатся в специализированных санаториях, стационарах, детских садах и коррекционных центрах.

Лечение лекарственными средствами, которое способствует активному и успешному созреванию мозговых клеток и связей, сопровождается дополнительными процедурами, способствующими исправлению нарушений мозговых центров: магнитотерапия, электрофорез, ИРТ и другие. Комбинированное развитие общей и ручной моторики, а также развитие памяти, внимания и мышления – важные условия для успешного лечения.

Алалия: виды и симптомы

Выделяют следующие виды алалии:

  1. Моторная алалия (экспрессивная)
  2. Сенсорная алалия (импрессивная)
  3. Смешанный тип (сенсомоторная алалия или моторносенсорная)

Такая классификация алалии введена В.А.Ковшиковым, известным российским логопедом, который занимался глубоким изучением речевых нарушений у детей.

Моторная алалия возникает при нарушении связи мозговых речевых центров (Брока и Верника) с органами речевого аппарата. Многие дети, имеющие данный диагноз не овладевают языком вплоть до поступления в школу.

  • Внутриутробное органическое поражение головного мозга
  • Множественные повреждения обоих полушарий головного мозга.

Механизмы моторной алалии еще до конца не изучены. Специалисты отмечают, что в основе моторной алалии лежат органические поражения мозга. Однако одни говорят, что в основе нарушения лежит патология моторики, а другие что нарушения психических процессов.

  1. Аграмматизм (неправильное построение предложений, неверное использование форм и падежей слов)
  2. Расстройства поиска слов
  3. Нарушение слоговой структуры слов

Если у ребенка моторная алалия он может научиться разговаривать, но так и не научиться писать.

Важные критерии диагностики алалии у детей:

  • Замедленный темп усвоения языка
  • Патологическое развитие языка
  • Сохранность слуха
  • Понимание обращенной речи

Важно отметить, что часто моторная алалия сочетается с сильно выраженными неврологическими и психопатологическими нарушениями. (Дети, страдающие от аутизма, олигофрении часто имеют речевые патологии)

Родителям важно знать, что врачи могут по разному называть моторную алалию: «слухонемота», «афазия», «дисфазия», «афазия развития», «задержка речевого развития» и «конституциональная задержка», «общее недоразвитие речи», «нарушенное усвоение языка», «языковая неспособность»

Сенсорная алалия – речевое недоразвитие, характеризующиеся нарушением понимания речи. Оно связано повреждением левой верхней височной извилины головного мозга, так называемого центра Верника.

При сенсорной алалии у ребенка нарушается фонематический слух и, как следствие, восприятие речи. Ребенок не понимает обращенную к нему речь и поэтому не говорит.

  1. Навязчивое и бессмысленное произнесение звуков и их сочетаний (персеверация).
  2. Неосознанное повторение чужих слов (эхолалия).
  3. Объединение нескольких слов в единое слово (контаминация).

Почему может возникнуть алалия

Алалия может стать следствием асфиксии новорожденного, недоношенности, родовых травм. Иногда такое нарушение встречается у детей после преждевременных или затяжных родов. Провоцирующими факторами могут стать осложнения при беременности и родах, перинатальные патологии. Причинами возникновения алалия обычно являются:

  • инфекционные заболевания (заражение произошло внутриутробно или при родах);
  • гипоксия;
  • асфексия;
  • токсикозы;
  • травма плода (падение или удар беременной женщины);
  • ЧМТ при родах или беременности;
  • риск самопроизвольного прерывания беременности;
  • ряд хронических заболеваний у женщины (сердечная недостаточность, легочная недостаточность, гипертензия и ряд других.

Среди этиопатогенетических факторов появления заболевания необходимо выделить энцефалиты, менингиты, травмы головы, ряд соматических заболеваний, влияющие на центральную нервную систему. Ряд ученых связывает алалию с наследственностью. Дети – алалики серьезно отличаются от умственно отсталых деток. По мере развития речи их умственное отставание исчезает.

Лечение алалии

Одним из наиболее часто применяемых способов лечения алалии у детей является стимуляция определенных участков кожи низкочастотными импульсами тока. Эти участки кожи являются проекцией речевых зон головного мозга и при их стимуляции происходит активация нервных окончаний. Однако данный способ лечения не имеет научно-обоснованной базы и при применении только данного способа для лечения детей не оказывает никакого терапевтического эффекта, поэтому применение нейростимуляции речевых зон не всегда обосновано.

Наиболее приемлемый способ лечения – это логопедический массаж, направленный на стимуляцию мышц, участвующих в процессе формирования звуков (мышцы языка, губ, щек). Для этого проводят непосредственный массаж этих мышц при помощи пальцев или специальным зондам или проводят с ребенком специальные упражнения: поднять язык вверх и удерживать его в этом положении, надувать щеки, вытягивать губы в трубочку.

Нельзя забывать и про физиотерапевтическое лечения. У детей может применяться лазеротерапия, магнитотерапия, водолечение, для старших детей возможно применение иглорефлексотерапии. Физиотерапевтическое лечение проводится курсами. Назначение данных процедур на постоянной основе недопустимо.Процесс лечения очень длительный и требует хорошего знания данной патологии логопедом, который занимается коррекцией речи у ребенка. Чаще всего лечение проводят в специализированных детских садах и школах для детей с нарушением речи.

Врач педиатр Литашов М.В.

Домашняя терапия

Хотите, чтобы ваше чадо как можно быстрее избавилось от недуга? Тогда нужно приложить максимум усилий для его выздоровления. Не игнорируйте лечение алалии в домашних условиях, ведь оно очень часто бывает самым действенным. Воспользуйтесь эффективными советами логопедов, чтобы разработать индивидуальную систему домашних занятий с больным алалией ребенком.

  • Малыш должен воспринимать вашу речь на слух. Назовите предмет и попросите кроху показать его. Если он делает это неправильно, покажите верный вариант и повторите упражнение. Одновременно он должен произносить вслух название предмета (хотя бы с ошибками). Для занятий вам понадобятся разные игрушки, фигурки и прочие предметы. Чем больше названий выучит малыш, тем быстрее пополнится его словарный запас.
  • Если ребенок уже успел выучить довольно много слов, поработайте над их произношением.
  • Старайтесь разговаривать с больным ребенком как можно больше. Речь родителей должна быть понятной, правильной и не слишком быстрой. Если кроха страдает от сенсорной алалии, слова нужно сопровождать демонстрацией соответствующих картинок.
  • Показывайте ребенку буквы. А затем говорите слова, начинающиеся на эти буквы. Просите, чтобы малыш показывал букву с которой начинается слово и проговаривал слово целиком.

https://youtube.com/watch?v=videoseries

Купите малышу несколько книжек с яркими иллюстрациями, и заинтересуйте его чтением. Рассказывайте интересные истории, и показывайте, как выглядят главные персонажи. Также могут помочь развивающие компьютерные игры. Можно предложить поиграть в цветоопределение, «Определи цвет», «Собери картинку». С обязательным проговаривание получившихся предметов на картинке.

Прогноз и профилактика алалии

Если у малыша уже диагностировали данную патологию, стоит немедленно обратиться к врачу, чтобы заболевание не прогрессировало дальше. В этом вопросе также может помочь консультация педагога, логопеда, психолога. Главное – достучаться до ребенка, адаптировать его в окружающей среде, остановить возникновение осложнений и настроится на позитивный прогноз.

Молодым родителям часто бывает сложно выбрать школу, в которой стоит обучать малыша. Здесь мнения специалистов также расходятся. Одни настаивают на обучении в обычных школах, ведь алалия не определяется, как инвалидность. Но с другой стороны, сможет ли учитель найти подход к ребенку, поймут ли его другие дети, как они воспримут сверстника, который отличается своим поведением?

Существуют отдельные речевые школы, где ребенок будет не только получать знания, но и регулярно заниматься для улучшения протекания своей болезни по видео и методикам.

Для беременных женщин также существуют рекомендации по профилактике заболевания:

  • отказ от любых вредных привычек;
  • переход на сбалансированное правильное питание;
  • своевременное лечение любых заболеваний, возникающих в процессе беременности, а также предотвращение прогрессирования хронических патологий;
  • посещение курортов, санаториев (можно заменить частыми прогулками на свежем воздухе);
  • отказ от самолечения сильнодействующими препаратами.
  • регулярные визиты к гинекологу.

Лечение моторной алалии

Лечение моторной алалии комплексное. Формирование речевых навыков проводится на фоне медикаментозной терапии, основной целью которой является стимуляция созревания мозговых структур. Пациентам назначаются ноотропные лекарственные средства, витаминные комплексы.

Эффективны в лечении моторной алалии такие физиотерапевтические методы, как электрофорез, магнитотерапия, лазеротерапия, дециметроволновая терапия, транскраниальная электростимуляция, иглорефлексотерапия, электропунктура, гидротерапия.

Немаловажная роль при лечении моторной алалии отводится развитию общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики ребенка, а также памяти, мышления, внимания.

Логопедическая коррекция моторной алалии включает работу со всеми аспектами речи и включает не только занятия с логопедом, но и регулярные специально подобранные упражнения в домашних условиях. При этом формируется активный и пассивный словарный запас ребенка, ведется работа над фразовой речью, грамматикой, звукопроизношением, развивается связная речь. Хороший результат обеспечивают также логопедический массаж и логоритмические упражнения.

При моторной алалии рекомендуется рано начинать обучать детей грамоте, так как чтение и письмо помогают контролировать устную речь и лучше закреплять усвоенный материал.

Описание

 Сенсорная алалия. Вариант речевого дизонтогенеза, обусловленный расстройством слухового восприятия при сохранном физическом слухе. Характеризуется непониманием обращенной речи, неразличением звуков, эхолалией, логореей, использованием элементарных словоформ (звукоподражаний, корней, междометий). Типично импульсивное поведение, быстрое истощение внимания, нежелание вступать в контакт. При обследовании сенсорных алаликов уточняется анамнез, состояние акустического и речевого гнозиса, лексико-грамматических и произносительных навыков. В рамках коррекционной программы осуществляется развитие слухового контроля, акустических дифференцировок, словаря, внимания к своей речи и речи окружающих.

Как заметить неладное?

Распознать недуг поможет знакомство с нормами развития речи, хотя каждый отдельный случай алалии индивидуален. Среднестатистический малыш должен осваивать речевую деятельность в следующем порядке:

  • в два месяца у ребенка появляется характерное гуление;
  • в 3-4 – лепет;
  • 6-8 месяцев – первые слова;
  • к году ребенок должен уметь строить целые фразы.

В случае ограниченности словарного запаса ребенка до двух лет несколькими словами, нужно задуматься. Заметившим серьезные отклонения от норм родителям стоит обратиться к специалистам за консультацией.

Недоразвитая речь – характерная черта алалии. Произнесение только первых или только последних слогов (па – в слове папа, ко – в слове молоко), а также слабое развитие речи в целом и отсутствие положительной динамики относятся сюда же. Указанные симптомы дают сигнал родителям начать обследование, чтобы в максимально короткие сроки излечить любимое дитя.

Симптомы алалии у детей

Признаки и способы коррекции заболевания различаются в зависимости от его вида. Классификация выделяет 3 вида патологии: моторная, смешанная и сенсорная. При моторном заболевании клиническая картина связана с двигательными навыками. У ребенка плохая моторика рук и координация движений, он чрезмерно неловкий для своих лет. Заметить заболевание можно, наблюдая за ребенком: он плохо завязывает шнурки, застегивает пуговицы и не любит складывать пазлы.

Алалия у детей выражается в нарушении речи

Кроме очевидных симптомов, моторный вид заболевания сопровождается следующими признаками:

  • отсутствие внимания;
  • очень маленький словарный запас;
  • плохая обучаемость;
  • нарушение произношения звуков;
  • эмоциональная нестабильность;
  • гиперактивность или полная пассивность.

Обычно такие дети очень поздно начинают говорить, и у них это получается достаточно плохо. Они говорят максимально короткими предложениями и иногда не умеют согласовывать между собой слова.

Смешанный тип заболевания сочетает в себе признаки этих двух видов. Как правило, именно он встречается в большинстве случаев.

Причины алалии

Причины развития алалии у детей связаны с поражением головного мозга. Это может происходить как во время внутриутробного развития, так и на первом году жизни ребенка, когда происходит формирование головного мозга, а значит, его структуры могут быть подвержены патологическому воздействию.

Во время беременности на развитие головного мозга могут оказывать влияния различные внутриутробные инфекции, хроническая гипоксия плода, маточно-плацентарная недостаточность, курение и злоупотребление алкоголем матери. Повреждения головного мозга ребенка могут наблюдаться и в период родов. В это время поражение мозга связано с развитием острой гипоксии новорожденного. Это может происходить при длительном стоянии головки ребенка в малом тазу, раннем излитии околоплодных вод, слабости родовой деятельности, стремительные роды, обвитии пуповины вокруг шеи ребенка, родовая травма, переохлаждение ребенка и отсутствие поступления питательных веществ в первые часы после родов. На первом году жизни ребенка возможно поражение головного мозга вследствие перенесенных тяжелых вирусных инфекций (менинго-энцефалита, краснухи), травматического повреждения головного мозга (ушибы, закрытые черепно-мозговые травмы).

Оптимальным сроком для постановки ребенку диагноза является возраст 2,5-3 года. Именно в этом возрасте у ребенка должны быть сформированы основные словарные формы, он начинает правильно пользоваться числительными и падежными наклонениями. В более раннем возрасте алалию можно только заподозрить, так как речь ребенка в этот период еще только развивается, у некоторых детей быстрее, у других медленнее. Если у ребенка выявляются какие-либо симптомы алалии в возрасте до 3-х лет, то он должен наблюдаться у логопеда для помощи в формировании речи и, при отсутствии эффекта от лечения, для направления в специализированный детский сад.

Алалия у детей

Бывает так, что у ребенка нормальный слух, интеллект в порядке, но он не разговаривает или разговаривает совсем плохо. Такое отсутствие речи или ее недоразвитие называется алалия. Данное нарушение встречается примерно у 1% детей дошкольного возраста и у 0,6-0,2% школьников. Причем, у мальчиков оно бывает вдвое чаще, чем у девочек.

Причины развития алалии достоверно не выяснены, однако выделены факторы риска, к которым относят родовые травмы, влияние вирусных инфекций во время беременности, бесконтрольный прием лекарств беременной женщиной, эндокринные и другие заболевания. Также влияют и психологические факторы: разлучение малыша с матерью, нервная обстановка в доме, критическое отношение к успехам ребенка — всё это может стать причиной того, что ребенок перестает нормально воспринимать и понимать речь окружающих его людей, хотя ранее всё было в норме.

При алалии происходит системное недоразвитие речи. Нарушаются все ее компоненты, проявлениями могут быть:

  • Неправильное произношение звуков,
  • Ограниченный словарный запас,
  • Непонимание речи других людей,
  • Нарушение грамматического строя речи,
  • Полное отсутствие речи,
  • Проблемы в усвоении навыков чтения и письма.

Кроме речевых расстройств у детей-алаликов встречаются двигательные расстройства, неврологические, психопатологические проявления. Набор симптомов часто бывает индивидуален, и проявления одной и той же формы алалии у детей может сильно отличаться. Принято выделять моторную, сенсорную и сенсомоторную алалию.

Патогенез

 Поражение корковой части речеслухового анализатора сопровождается слуховой агнозией – расстройством аналитико-синететических процессов, связанных с распознаванием звуковых раздражителей. При сенсорной алалии ребенок слышит обращенную к нему речь, однако не осознает ее смысла и содержания. Нарушение рецептивного механизма речи обусловливает несформированность фонематических процессов, неспособность к целостному восприятию слов, узнаванию и дифференцировке фонем, неустойчивость акустических следов. Неполноценность слухового восприятия приводит к тому, что в ответ на звуковые стимулы не происходит передачи возбуждения другим анализаторам (речедвигательному, речезрительному), вследствие чего формируется так называемая замыкательная акупатия – неспособность соотнести звуковые образы слов с реальными предметами или действиями.

Из-за чего возникает алалия у ребенка?

Причины развития алалии у детей могут быть разные. Все зависит от того, на каком этапе формирования организма ребенка возникла эта патология. Болезнь может поразить плод еще на этапе внутриутробного развития. В этом случае алалия у детей возникает из-за:

  • Заражения внутриутробной инфекцией;
  • Гипоксии;
  • Сильного токсикоза, вирусных или хронических заболеваний будущей матери;
  • Механических травм плода, которые привели к возникновению угрозы выкидыша.

Нормальное протекание беременности не гарантирует вам рождение здорового ребенка. Причинами возникновения алалии у новорожденного младенца могут быть:

Преждевременные роды;Асфиксия пуповиной;Внутричерепные повреждения из-за неправильного применения медицинских инструментов во время родов.

Чаще всего патология развития речи у ребенка возникает в возрасте от 1 до 3 лет. В этом случае провоцирующим фактором заболевания может быть:

  • Менингит, энцефалит;
  • Всевозможные соматические заболевания;
  • Травмы головы;
  • Тяжелые вирусные заболевания;
  • Рахит;
  • Операции, проведенные под наркозом.

У некоторых детей с алалией наблюдается врожденная предрасположенность к этой патологии. Если один из родителей в детстве страдал от такого недуга, в семье значительно увеличиваются шансы рождения малыша с алалией

Чтобы малыш рос здоровым, нормально развивался, ему нужен правильный уход, забота, внимание родителей. Несмотря на постоянную занятость на работе, не забывайте разговаривать с крохой – рассказывайте ему интересные истории, интересуйтесь его делами, читайте сказки перед сном.Чтобы вовремя обнаружить патологию и начать лечение алалии, нужно регулярно посещать врачей, проходить плановое медицинское обследование

Природа заболевания

Алалия у детей – болезнь, возникающая при повреждении зон коры головного мозга, отвечающих за речь, что приводит к плохому и неправильному формированию речевой деятельности.

Алалия сопровождается нарушением сразу всех компонентов речи – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Нарушение речевых центров могло быть обусловлено повреждениями в период внутриутробного развития или же в раннем развитии ребенка (до трех лет).

Алалия имеет свои предпосылки. Скорее всего, имело место органическое повреждение головного мозга в одной из его частей: Вернике – центр, отвечающий за восприятие речи, или Брока – центр, отвечающий за речевую моторику.

Исходя из источника повреждения, алалию классифицируют на два вида: сенсорную и моторную. Рассмотрим каждый вид в отдельности.

Коррекция и лечение алалии

Лечение заболевания состоит из большого комплекса мер, который направлен не только на терапию основного недуга, но и на устранение сопутствующих диагнозов. Терапия состоит из приема медикаментозных препаратов, занятий с логопедом, психологом и педагогом.

Также нельзя недооценивать роль физиологических процедур при комплексном лечении. Обычно практикуются:

  • ДМВ;
  • ИРТ;
  • водотерапия;
  • лазерное воздействие;
  • электрофорез;
  • терапия магнитом;
  • электропунктура;
  • транскраниальная электростимуляция.

Параллельно много времени и усилий уходит на улучшение памяти, развитие моторики, стимулирование активного мышления. Логопед с ребенком проходят целый лечебный курс, не упуская даже малозначительных деталей.

Симптомы заболевания могут заметить родители

Обучение таких пациентов важно начинать как можно раньше. Оно помогает малышам развиваться, лучше говорить, связно выражать свои мысли, накапливать достаточный словарный запас, выражаться правильно с грамматической точки зрения

Если у ребенка заметно выделяются признаки сенсорного вида заболевания, терапия должна быть направлена в том числе на обучение малыша отличиям речевых и неречевых звуков, а также пониманию речевых конструкций.

Режим тишины при коррекции сенсорной алалии

Логопед рекомендует родителям, как правильно организовать речевой и звуковой режимы малыша. Временно взрослым предлагается как можно меньше разговаривать с ребёнком, организовывая тихий час или день отдыха слуха. На это время в детской комнате нужно устранить лишние звуки: играющий телевизор, компьютер, планшет, иногда рекомендуется убрать звучащие зрительные раздражители (игрушки, книжки). Подобный звуковой режим способствует повышению у детей восприимчивости к звукам.

Следующий этап — пробуждение интереса к звукам, окружающим ребёнка, появление интереса к подражанию и восприятию собственной речи.

На первых занятиях логопед развивает внимание, помогая ребёнку сосредоточиться на звуковых раздражителях, учит различать два — три звучащих предмета, например, дудочку, бубен и ложки. Затем ему предоставляется возможность поиграть в различные игры, способствующие развитию правильного, плавного, диафрагмального дыхания у него.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий